«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Детсад—2 кл
24.05.2019
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Именно поэтому мы поставили перед собой годовую задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя.docx
1
«Проектноисследовательская деятельность в практике воспитателя»
Педагогические технологии
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социальноличностного опыта посредством включения
детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие
проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что
организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать
воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
По типу проекты бывают:
исследовательскотворческие,
творческие,
ролевоигровые, информационнопрактикоориентированные.
Схема проекта: Проект = Проблема + Продукт
Технологии исследовательской деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность
к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без
использования ТРИЗтехнологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому
при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается
проблемная задача, которую можно решить, чтото исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
решение вопросов проблемного характера,
деятельности: эвристические беседы,
наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты.
опыты
(экспериментирование), состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды,
свойства почвы и минералов, условия жизни растени
познавательноисследовательской
Содержание
деятельности:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того
мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из
ведущих видов деятельности ребенкадошкольника. В процессе экспериментирования
дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,
почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и
наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную
исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже
восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности,
дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их
опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только 2
память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие
способности.
Именно поэтому мы поставили перед собой годовую задачу: оптимизировать
условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка,
посредством познавательноисследовательской деятельности.
Решение задачи будет проходить в два этапа:
I этап – теоретический (1й год работы)
1. Повысить квалификацию педагогов (через консультации, семинарыпрактикумы) и
создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое
планирование,
по познавательноисследовательской
деятельности.
методические разработки)
2. Создать в группах предметноразвивающую среду для развития познавательного
интереса детей, а именно организовать в группах центры по экспериментированию (на
конкурсной основе).
II этап – практический (2й год работы)
Включение познавательноисследовательской деятельности в воспитательно
образовательный процесс ДОО через реализацию проектной деятельности,
экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы
работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДОО используется модификация педагогической технологии проведения
учебных исследований с дошкольниками Савенкова А. И., данная технология оригинальна,
интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности
ребенка. Дети по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одаренных
детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое
желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все
сферы действительности.
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само
решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Педагог ставит проблему, но метод ее
решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения
осуществляются детьми самостоятельно
На первых этапах экспериментальной работы использовалась методика,
построенная на игровой основе, предполагающая использование «исследовательского
фартука» и карточек. Эти приспособления позволяют руководить исследовательской
работой ребенка. Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука.
Выделяется четыре этапа исследования.
Первый этап выбор темы.
Второй этап постановка вопросов.
Третий этап проведение исследования.
Четвертый подведение итогов.
Первый этап. На первом этапе ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает
ее на карточке (либо берет заранее подготовленные картинки). Карточку с этой записью
(картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема». 3
На втором этапе осуществляется постановка вопросов.
1.Какие бывают виды исследуемого объекта
2.Какие функции выполняют данные объекты
3.Какими свойствами и качествами обладают данные объекта
4.На что влияют.
Другие кармашки фартука посвящены вопросам. Написанные на них слова являются
ключевыми для вопросов.
Третий этап – этап проведения исследования. Дети собирают информацию и
записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или
помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта
информация содержится.
Четвертый этап подведение итогов. Информация, собранная в каждом кармашке,
анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы
представляется в виде устного сообщения или рисунка.
Деятельность, выполняемая ребенком на уровне самостоятельности,
превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы
каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или
иной деятельности, овладевал им как для достижения успешности в деле, так и для
самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы
должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих
способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.
Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. Методика
проведения учебных исследований включает в себя два – три тренировочных занятия с
группой, на которых каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования.
Подготовка. Для этого понадобится карточки с символическим изображением
методов исследования
1.Подумать
2.Спросить у взрослого
3.Прочитать в книге
4.Посмотреть видеофильм
Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или
вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины
обычного альбомного листа. На таких же по размеру карточках надо заготовить картинки –
«темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и
др.
Первый этап – тренировочные занятия. Посадим детей на ковер кружком и
объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как
это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской
деятельности понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от
первого до последнего этапа: все остальные дети на первом занятии будут участвовать
только как зрители. 4
Определение темы исследования. Выбранные добровольцы определяют тему
своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предложим им, заготовленные заранее
карточки, с различными темами.
Защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам» эта мысль
Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту
закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В
нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно,
прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не
может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из
главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее
исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с
привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В
ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими
взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту как
праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формировали
жюри. По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в
особенности тех, кто задавал интересные вопросы.
Правила для педагогов при использовании технологии А.И. Савенкова
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не
давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые
стороны детей.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать
самостоятельно.
Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными
суждениями.
Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
Подходите ко всему творчески.
Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и
другое, методика исследовательского обучения помогает детям:
уметь видеть проблему и ставить вопросы;
уметь доказывать;
делать выводы;
высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Принципы составления опыта:
1. Принцип научности:
предполагает подкрепление всех средств познания научнообоснованными и
практически апробированными методиками; 5
содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного
образования.
2. Принцип целостности:
основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисковоисследовательской деятельности;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач ,
развития поисковоисследовательской деятельности дошкольников;
предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям
применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
4. Принцип индивидуальноличностной ориентации воспитания:
предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенкадошкольника
и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт,
создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем
решения доступных проблемных задач;
обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
предусматривает получение положительного результата проводимой работы по
теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Проект "Моя семья"
6
Семья источник вдохновения…
Вид проекта: творческоисследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшего и подготовительного возраста коррекционной группы,
родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность проблемы: Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие
отношений между ребенком дошкольного возраста и его семьей имеет большое значение
для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме и папе связывают
только с материальными ценностями, а не с духовными.
Цель проекта: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и
привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке,
дедушке.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
расширение представления о себе, своей семье, родственных отношениях;
развитие любознательности и познавательной мотивации;
ознакомление детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
Социальнокоммуникативное развитие:
формирование ценностного отношения к семье, повышение статуса семьи в глазах
ребенка;
развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
развитие эмоциональной отзывчивости;
формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Речевое развитие:
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной монологической речи.
Художественноэстетическое развитие:
реализация самостоятельной творческой изодеятельности детей.
Физическое развитие:
развитие мелкой моторики;
становление ценностей здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
владеть понятием «семья»;
знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и
дедушек.
профессии родителей;
знать свои права и обязанности;
составлять творческий рассказ о семье;
уметь совместно с родителями составлять родословную семьи. 7
Содержание деятельности
Определение темы, целей, задач, содержание проекта,
прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта;
Определение содержания деятельности всех участников
проекта.
Содержание деятельности педагога с детьми с
учетом интеграции образовательных областей:
Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»;
НОД из цикла «Я и моя семья», «Моя мама». «Бюджет
семьи», «О моём любимом папе», «Едем в гости к
бабушке», рисование «Моя семья»;
Знакомство с литературными произведениями: В.
Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья»,
«Отомстила», В. Катаев «Цветиксемицветик»,
татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ.
сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Гусилебеди»;
Подбор стихов и загадок обо всех членах семьи;
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка»,
«Встречайте бабушку», «Самый маленький гном»,
«Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка»,
«Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка»;
Изготовление дидактической игры «Замечательные
помощники»;
Разучивание песен, стихов о семье;
Оформление альбома «Моя семья», рассматривание
фотографий
Сюжетноролевые игры «Семья», «Дочки матери»,
«Маленькие помощники»;
Строительная игра «Дом для моей семьи»
Взаимодействие с родителями:
Оформление газеты «Наши увлечения»
Составление генеалогического древа «Моя
родословная»
Оформление альбома «Моя семья»
Открытое мероприятие ОД «Моя семья»
План реализации проекта:
Этапы проекта
Сроки
I этап
(подготови
тельный,
вхождение в тему)
II этап
(основной)
III этап
(заключительный)
Достигнутые результаты
За время реализации проекта « Моя семья» уровень сформированности положительного
образа семьи у детей значительно повысился:
дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями
воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детскородительские отношения, расширился
кругозор, и обогатился словарный запас детей. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском
саду.
8
Если Вы, родители, ласкатели, хвалители,
Если Вы, родители, прощатели, любители,
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда Вы не родители, а просто восхитители! 9
Проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"
Вы можете стать архангелом, дураком или
преступником, и никто не заметит этого.
Но если у Вас отсутствует пуговица –
каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым
годом увеличивается количество технических новинок,
поражающих своими
возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это
отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы,
которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые
обычные, таят в себе много интересного.
Тип проекта: творческоисследовательский.
Продолжительность: среднесрочный (1 месяц)
Участники проекта: педагоги группы № 2, дети старшего и подготовительного
возраста коррекционной группы, родители воспитанников.
Цель проекта: формирование у детей естественнонаучных представлений о
предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно
исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
• развивать у детей стремление к поисковопознавательной деятельности;
• организовать совместную поисковопознавательную деятельность дошкольников,
педагогов, родителей;
• развивать мыслительную активность и творческие способности;
• совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению
предметов, познанию их особенностей и назначения;
• развивать коммуникативные навыки;
• обогащать сенсорный опыт детей;
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать нравственно волевые качества;
• учить применять полученные знания в жизни.
Планируемые результаты:
• повышение познавательной активности детей;
• проявление интереса к предметам окружающего мира;
• умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Практический выход:
Оформление «Коллекции пуговиц»
Выставка творческих работ
Презентация минипроектов
Праздник Пуговицы 10
Организация деятельности участников проекта
Подготовительный этап:
подбор и анализ информации по данной теме;
определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах;
определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности;
выбор тем семейных минипроектов;
планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности
представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я
знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы
исследовательской деятельности:
Что означает слово "пуговица"?
Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
Какими были первые пуговицы?
Каких видов бывают пуговицы?
Из каких материалов делают пуговицы?
Какие есть способы пришивания пуговиц?;
Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?
В соответствии с интересующими детей вопросами были выбраны темы мини
проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к
заключительному этапу.
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались
варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали
получить в конце проекта.
Основной этап:
образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
выполнение семейных минипроектов;
изготовление дидактических игр;
сбор материалов для коллекции пуговиц;
исследование и систематизация пуговиц для коллекции;
экспериментирование с пуговицами;
выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
выпечка печенья «Пуговицы».
Второй этап строился на основе интеграции образовательных областей в
соответствии с ФГОС ДО.
Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов
и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например,
знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети
одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если ктото ошибался, то мог
услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут
наперекосяк".
В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились
пришивать пуговицы. Во время художественного творчества они придумывали свои
пуговицы. 11
В результате реализации семейных минипроектов дошкольники подготовили
образцы способов пришивания пуговиц, нарисовали для чего еще, помимо застежки,
используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по
типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они узнали
происхождение слова "пуговица".
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару",
"Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают
пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.
Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая
пуговичная мозаика. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры",
во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных
материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.).
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на
одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются. Все семьи воспитанников и
педагоги группы приняли участие в сборе материалов для коллекции пуговиц. Ребята
рассматривали пуговицы с помощью лупы, сортировали их по видам и материалам.
Дети самостоятельно проводили эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет ли
магнитом» и другие. Затем вместе с воспитателем изготовили игрушку – забаву
«Карусель», с помощью которой можно продемонстрировать центробежную силу.
На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили
аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу
красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения:
браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос. Творческая деятельность захватила не
только детей, но и родителей. Так выставка творческих работ была пополнена поделками,
сделанными в семье.
Особый восторг вызвал у детей процесс приготовления печенья "Пуговицы". Ребята
не только сделали в каждой пуговке необходимое количество отверстий, но и решили
показать на съедобных пуговицах разные способы пришивания. И конечно, печенье,
приготовленное своими руками, оказалось необыкновенно вкусным. Воспитанники не
только попробовали его сами, но и угостили сотрудников детского сада.
Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории
пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили
представление о способах пришивания пуговиц и их значении.
Заключительный этап:
создание «Коллекции пуговиц»
выставка творческих работ
презентация минипроектов
праздник Пуговицы
На третьем этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе была
оформлена коллекция пуговиц, в которой мы собрали образцы пуговиц, сгруппированные
по функциям, видам, материалам.
Создание коллекции позволило представить разнообразие видов пуговиц, определить
их принадлежность, узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе
оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр.
На заключительном этапе состоялась презентация проекта: каждый ребенок
демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была организована
выставка детского творчества.
Итоговым мероприятием проекта сал Праздник Пуговицы. Он проходил в форме
эстафет, игр и забав с пуговицами. Дети с восторгом катали пуговицы – кто дальше, 12
научились крутить пуговицы, находить их с закрытыми глазами среди похожих по форме
предметов.
Достигнутые результаты:
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»
13
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей
чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое
мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и
человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка
правильно организованное,
систематически осуществляемое в образовательных
учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно
оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их
мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы,
замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под
влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в
разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие
качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение
наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к
природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет
уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из
природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.
У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают
растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети
систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за
ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут
и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
2. Цель проекта: Формирование знаний детей старшего и подготовительного
возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.
Задачи проекта:
создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний
о мире природы родного края;
формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию
ребенкадошкольника о мире природы родного края; 14
развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в
художественнопродуктивной деятельности.
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого ребенка поведения.
воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за
её сохранность.
привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.
3. Участники проекта: педагоги группы №11, дети старшего и подготовительного
возраста коррекционной группы, родители воспитанников.
4. Организация деятельности участников проекта:
Подготовительный этап:
подбор и анализ научнопопулярной и художественной литературы по данной теме;
определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;
планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;
изготовление (приобретение) дидактических игр;
использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;
рассматривание рисунков, фото по данному проекту;
просмотр видеоматериала;
создание картотек.
Основной этап:
проведение цикла занятий, экскурсий;
взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
открытые занятия педагогов;
оформление уголка природы, огорода на окне;
оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;
вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;
открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
5. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание это
огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами
экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных
нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности
детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в
формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании
наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной
литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь
детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного
возраста.
Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода
в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности
формирует, осознанное отношение к природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и
животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как
доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, 15
прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за
природу и молодое поколение.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов
группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых,
эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа
педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.
Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы
занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию
дошкольников.
Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников,
развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте
окружающего мира.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым
важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен
первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему
нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе
интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют
все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.
Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда
были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место
уделяется сезонным экскурсиям.
Основной путь экологического развития ребенка это формирование его
деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы
занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано
с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного
процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего
поколения.
6. Ожидаемые результаты и их оценка:
Образ конечного результата
Критерии оценки
Интерес родителей к вопросам
экологического воспитания
Пополнена развивающая среда,
обеспечивающая комфортное
пребывание ребенка в детском саду
В процессе ознакомления с природой
у детей развивается
наблюдательность, любознательность,
интерес к природе, заботливое
отношение к растительному и
животному миру, логически мыслить,
эстетически относиться ко всему
живому.
Анкетирование родителей при участии в
совместной деятельности;
Отзывы родителей.
Пополнение группы дидактическими играми;
Пополнение уголка природы
комнатными растениями, поделками из
природного материала, огорода на окне.
Анализ уровня сформированности у детей
познавательного интереса, творческих
способностей будет осуществляться через
наблюдение, интерес к природе, заботливого
отношения к растительному и животному миру;
Оценка уровня заинтересованности и участия
родителей в реализации проекта будет
осуществляться по результатам анкетирования и
по итогам участия в совместных мероприятиях;
Активность педагогов в реализации проекта. 16
Риски:
1. Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Информирование родителей с помощью информационных стендов.
2. Непостоянство состава детей в течение непосредственнообразовательной
деятельности.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми,
изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам
недели.
Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание
представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода
в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной
деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному
сотрудничеству.
Перспективы развития проекта:
Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;
Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;
Презентация проекта в детском саду.
7. Календарный план реализации проекта:
Виды деятельности
Январь (Птицы)
1.Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»
2. Отгадывание загадок о птицах.
3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.
4.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».
5.Игра с разрезными картинками.
6.Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.
7.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь».
8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».
9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.
Февраль (Дикие и домашние животные)
1. Беседы о диких и домашних животных.
2. Беседа «За что я люблю… » описание любимца по схеме.
3. Оформление макета «Ферма».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на
территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.
5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;
6. Загадки о домашних и диких животных.
7 .Д. И. «Кто, где живёт».
8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».
9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;
10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки». 17
11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конекгорбунок», С. Маршак
«Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»
Март (Растения)
1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях,
необходимых для роста и развития растений.
2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»?
«Найди пару цветку».
3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари
«Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев
«Земляника», А.Богдарин «Про ягоды». Сказка В.Г.Сутеев «Под грибом». К.Ушинский
«Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».
4. Оформление макета «Лес».
5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».
6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов,
произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий.
Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за
комнатными растениями.
7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.
8. Игра в кругу «Назови цветок».
9. Логическая цепочка «Развитие растения».
10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».
Апрель (Насекомые)
1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
2. Беседа «Зачем нужны насекомые».
3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», Л.
Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».
5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов
«Стрекоза и муравей» (кляксография).
6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
8. Конкурс поделок « Насекомые»
9. Сбор веток на участке.
ФОТОотчет
Отзывы об экологическом проекте «Мир природы родного края».
Экологический проект стал интересен всей нашей семье. Считаем, что необходимо
обсуждать с детьми проблемы экологии. Дети должны знать, как беречь окружающую
природу, уважительно относиться к животным и птицам, знать правила поведения в лесу,
на водоемах, ухаживать за комнатными растениями и т.д.
Особенно счастье им приносит мысль о том, что они также могут внести свой вклад в
сохранение окружающей среды: посадить цветы, сделать для птиц кормушки, скворечники
и т.д., а также в свою очередь делает детей добрым и отзывчивыми.
Также особо остро стоят проблемы чистого воздуха и воды. Поэтому дети должны
знать вследствие чего они загрязняются: автомобильные выхлопы, оставленный мусор и
т.д., а также что нужно делать чтобы этого избежать: озеленять города, поддерживать в
рабочем состоянии водоочистительные сооружения и др. 18
Для детей, которые хотят знать все и обо всем очень важно, чтобы информация
подавалась интересно, например, в виде игр, походов, бесед, с помощью рисунков и
поделок из природного материала, тогда все что они узнают не пройдет мимо них, а
воспитает маленьких защитников природы. И если каждый внесет свою частичку для того,
чтобы сделать мир чище, тогда все получиться. Ведь не зря говорят: «Чисто не там, где
убирают, а там, где не мусорят»……..
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
«Проектно-исследовательская деятельность в практике воспитателя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.