Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.
Оценка 4.8

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.

Оценка 4.8
rtf
09.02.2022
Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.
опытработы
Статья.rtf

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.

(изучение опыта)

И.В.Карлова,

учитель начальных классов МБОУ "СШ 2"

            Метод проектов обеспечивает общую игровую основу обучения, способствует формированию творчески направленной личности в условиях сохранения эмоционального и физического благополучия, является одним из инновационных методов обучения. Целью проектирования является создание педагогом таких условий во время образовательного процесса, при которых его результатом является индивидуальный опыт проектной деятельности учащихся. В условиях рынка труда только овладение методами творческой деятельности поможет стать конкурентоспособным человеком в различных сферах деятельности.

История возникновения технологии

 Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего века в США. Сначала его называли "методом проблем" и развивался он в рамках гуманистического направления в философии и образовании, в педагогических взглядах и экспериментальной работе Джона Дьюи. В нем содержались идеи построения обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, в соотношении с его личным интересом именно в этих знаниях. Очень важно показать ребенку его личную заинтересованность в получении этих знаний, где и каким образом они могут ей пригодиться в жизни. Проблема должна быть из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для ее решения ребенку необходимо применять полученные знания или те, которые должны быть получить.

 Одному из последователей Дж. Дьюи - В. X. Килпатрик удалось усовершенствовать систему работы над проектами. Под проектом в то время имелся в виду целевой акт деятельности, в основе которого лежит интерес ребенка. Еще В. X. Килпатрик дал следующую классификацию проектов:

создаваемый (продуктивный) проект, связанный с трудовой деятельностью - уходом за растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской деятельностью и тому подобное;

потребительский (его целью является потребление в широком смысле, включая развлечения) - подготовка экскурсий, разработка и предоставление различных услуг (ремонт одежды, обуви, информационные услуги и т.д.), проекты решения проблем жизнеобеспечения и тому подобное;

проект решения проблемы (научно-исследовательский проект);

исследование влияния условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных проблем (которые, как правило, сочетаются с дискуссионными формами работы) и т.д.;

проект-упражнение (проекты обучения и тренировки для овладения определенными навыками).

 Работа над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета или выполненной работы - рисунок, график, схема, макет и другое.

 Метод проектов привлек внимание и российских педагогов начала XX века. Так под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно внедрять проектные методы в практике преподавания. При советской власти, идеи проектирования начали широко использовать и включать в учебно-воспитательный процесс школы. А в школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов идеи гуманистического подхода Дж. Дьюи получили большее распространение и популярность благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний с их практическим применением для решения конкретных проблем окружающей среды в совместной деятельности школьников. Впоследствии идея метода проектов претерпела достаточной эволюции. Родившись из идеи свободного воспитания, в наше время проектирование становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Концептуальные положения

 Работа над проектом - практика личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика на основе его свободного выбора, с учетом его интересов. В сознании ученика это выглядит так: "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить». Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками. Учебное проектирование ориентировано прежде всего на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология проектирования предусматривает решение учеником или группой учащихся какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творчества. Это важный аспект в самообучении ребенка. Результаты выполнения проектов должны быть "ощутимые": если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Проектная технология предусматривает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, средств.

 Таким образом, суть проектной технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предусматривающие владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда задач и проблем, показать практическое применение приобретенных знаний. От теории к практике, гармонично сочетая академические знания с прагматическими, соблюдая соответствующий их баланс на каждом этапе обучения.

История возникновения и сущность проектной технологии обучения

 Проектная технология не является принципиально новой в образовательной сфере. Проектность - один из измерений культуры прошлого века, в ходе которых учащиеся получали не только теоретические знания, но и приобретали практических умений.

 Первым ввел понятие проекта, научно описал его и попытался классифицировать американский профессор В. Килпатрик. Он и дал собственную классификацию проектов.

 Ученый провозгласил основной задачей школы "воспитание свободных граждан", которое должно состоять из "системы целевых проектов". Он выделил четыре типа школьных проектов:

1) воплощение идеи или плана во внешнюю форму;

2) преодоление интеллектуальной преграды;

3) получение новых знаний и опыта;

4) получение эстетического наслаждения.

 Проектная технология относится к группе технологий развивающего обучения. Понятие "развивающее обучение" ввели психологи. Учредителями его были Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, Л. Занков, В. Занков, В. Давыдов и их последователи. Каждый из этих ученых работал над проблемой совершенствования учебного процесса. Например, система развивающего обучения Л. Занкова в России имеет статус государственного. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработал Леонид Владимирович Занков. Цель системы - максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средств педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли,  чувств, а не только на усвоение ею знаний, умений, навыков.

 Л. Занков считал, что дидактическим принципам принадлежит роль направляющей и регулирующей относительно процесса обучения. Он выделил четыре таких принципы.

1. Принцип обучения на высоком уровне сложности - главный принцип новой дидактической системы.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значение умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формирования, которое происходит на основе глубокого понимания соответствующих понятий, взаимосвязей и зависимостей.

3. Принцип изучения программного материала быстрым темпом выполняет служебную функцию относительно принципа высокого уровня сложности, вместе с тем играет самостоятельную роль.

4. Принцип осознания школьниками процесса обучения приобретает особое звучание благодаря вниманию к усвоению теоретических знаний.

5. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Идеями проектной технологии являются:

1) обучение на активной основе, через деятельность ученика;

2) личный интерес ученика;

3) проблема рассматриваемого должна быть значима для ребенка;

4) для решения поставленной проблемы ребенок применяет полученные знания или те, что ей принадлежит получить.

Идеи школы Майбах

 Формирование умений и навыков, касающихся здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, требует многократного упражнения, поэтому в организации их применения преобладают практические упражнения, индивидуальная и групповая деятельность; обязательным связь с жизненным опытом детей, учета условий, в которых они находятся дома. Особое значение для реализации программных требований имеет сотрудничество с семьей, мотивация детей на самоконтроль в ежедневном выполнении правил хранения, безопасности жизни - своего и окружающих. Образцом воплощения в работу этих задач разработки итоговых занятий по курсу «Основы здоровья», спортивного праздника «Будьте здоровы!» и воспитательного мероприятия «Приключения Чиполлино».

Проектная технология: сущность, опыт использования, перспективы

 Основная ценность проектной технологии обучения состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание определенного материального или интеллектуального продукта, а не на простое изучение определенной темы. На пути к цели школьники имеют актуализировать или получить новые необходимые знания, советоваться с учителем и между собой, выполнять индивидуально или в группах познавательную, исследовательскую, конструкторскую и иную работу.

 Учебный проект - это форма организации занятий, которая предполагает комплексный характер деятельности всех его участников, направленную на получение образовательной продукции за определенный период - от одного урока до нескольких месяцев.

 Цель учебного проектирования - создание педагогом во время учебного процесса таких условий, при которых результатом является индивидуальный опыт проектной деятельности учащихся.

 Основные задачи: научить учащихся самостоятельно добывать знания, применять их для решения новых познавательных и практических задач;

способствовать развитию коммуникативных навыков, способности работать в различных группах, выполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.п.);

формировать умение пользоваться исследовательскими приемами: собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать с разных точек зрения, выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект должен разрабатываться по инициативе учеников. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися различных проектов.

2. Проект является важным для ближайшего окружения учащихся -однокласникив, родителей, знакомых.

3. Работа над проектом является исследовательской, она моделирует работу в научной лаборатории или в другой организации.

4. Проект имеет педагогическое значение: учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимые способы мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, одновременно он гибкий, возможны изменения в процессе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя.

7. Проект реалистичен, он учитывает имеющиеся в школе ресурсы.

 Тематика проектных технологий может быть разнообразной: исследование демографической проблемы в разных регионах мира, проблема влияния кислегтних дождей на окружающую среду, исследования проблемы очистки выхлопных газов, создание социальных разработок, конструирования объектов с определенными свойствами; исторические, культурные, литературные проекты и т.д.

 Структура образовательного проекта включает: название проекта; цитату, лозунг или другую форму представления проекта; цели и задачи проекта; участников проекта; условия регистрации в проекте; сроки реализации проекта; этапы проведения проекта; условия участия в проекте (организационные, технические, другие); особенности проведения проекта, виды деятельности учащихся; формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами; критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта; диагностическую и оценочную группу; результаты проекта, их оценку, награды; возможно продолжение и развитие проекта; авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

 При организации учебного проектирования учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников, необходимых им в работе над проектом; сам является источником информации, координирует весь процесс работы над проектом; поддерживает и поощряет учеников, поддерживает постоянную работу учащихся над проектом.

 На современном этапе в соответствии с содержательного и процессуального наполнения метод проектов рассматривается как:

1) метод обучения, если ви6 применяется на отдельном этапе учебной деятельности как комплекс дидактических приемов, направленных на достижение образовательной цели в пределах определенной организационной формы;

2) форма организации обучения, если согласованная деятельность учителя и учащихся осуществляется по установленным этапам и в определенном режиме (например, уроки - проекты)

3) педагогическая технология, если это комплексный интегративный процесс, который предусматривает целеполагания, планирования, соответствующую организацию, реализацию целей с помощью адекватных методов и форм, анализ результатов.

 В любом случае. Метод проектов - это педагогическая система, которая имеет определенную совокупность взаимосвязанных средств и принципов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности ученика.

 На практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребенка условий, при которых она овладеет умениями активно приобретать, обновлять и развивать свои знания, сможет их творчески применить.

 Метод проектов поддерживается многими дидактическими принципами,  среди которых выделим следующие:

- принцип активности (целенаправленное активное восприятие учащимися проблемы проекта, ее переосмысление и решения)

- принцип производительности (прагматическая направленность деятельности на получение субъективно или социально ценностного результата)

- принцип технологичности (выполнение взаимообусловлены учебных действий в четко определенной последовательности)

- принцип саморазвития (создание развивающей среды, в котором в результате реализации учащимися поставленной цели будут започатковуватись новые проекты)

- принцип опоры на субъективный опыт учащихся (учета опыта ученика, приобретенного в процессе восприятия и понимания им окружающего мира)

- принцип связи исследования с реальной жизнью (использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания)

- принцип сотрудничества и партнерства (объединения ресурсов и усилий для достижения общей цели).

 Для школьного образования метод проектов представляет интерес прежде всего как способ организации проектов деятельности учащихся.

Вывод.  Метод проектов рассматривается как средство сочетание теории и практики в процессе обучения. Имеет исторические основания. Исследуется современными учеными. Рассматриваем как метод обучения, средства обучения, форму организации обучения и педагогическую технологию.

 Проектная деятельность - производная от метода проектов категорий - в педагогике рассматривается в двух аспектах:

1) как процесс разработки отдельными педагогами или коллективами учителей целей и конструктивных схем их достижения, теоретических моделей - учебно-воспитательных программ и методик применения;

2) как проектная деятельность учащихся - составная учебной деятельности, подчинена определенным организационным принципам.

По своей сути проектная деятельность учащихся является средством их обучения, развития и воспитания. В проектной деятельности у школьников развиваются:

- познавательные способности (планирование проектной деятельности, поиск путей решения проблемы, выбор оптимальных способов и средств деятельности, анализ и синтез информации);

- креативное мышление (на всех стадиях работы над проектом);

- дивергентное мышление (ученик должен подать как можно больше идей по решению проблемы в рамках темы проекта);

- активность и самостоятельность (описание индивидуальной части проекта, планирование, исследования, оценки, самостоятельный выбор формы представления результата деятельности);

- пространственное воображение (планирование времени работы над проектом, предсказания необходимых ресурсов, умение оценить и отобрать наиболее подходящие идеи)

- критическое мышление (на всех этапах проектной деятельности);

- сенсомоторные навыки (на этапе изготовления образовательного продукта).

Кроме того у учащихся формируются:

- навыки вербальной и невербальной коммуникации (в условиях ситуативно - делового общения);

- навыки и приемы работы в коллективе (выполнение различных ролей в групповой работе, взаимопомощь и взаимно поддержка участников проектной деятельности);

- навыки эмоционально - волевой сферы (на всех этапах работы над проектом);

- навыки общения в социуме (на этапе сбора необходимой информации, во время презентации результата деятельности);

- умение учитывать потребности окружающих (при планировании и изготовление продукта, который имеет социальную ценность или прикладное значение)

- умение принимать оценку других (осуществление же - и взаимно оценки проектной деятельности по определенным критериям).

 Проектная деятельность учащихся стоит рассматривать как особый вид учебной активности, заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели для создания учебных проектов. Для начальной школы принятым есть понимание учебного проекта как учебно познавательной задачи для учащихся, направленного на решение проблемы, связанной с созданием субъективно или объективно ценного образовательного продукта.

 Опыт работы в школе показывает, что движущей силой процесса обучения является интерес учащихся к предмету. Развивать его призваны системы интерактивных и личностно ориентированных педагогических технологий, среди которых - метод проектов.

 Модное слово «проект» постоянно на слуху. Но почему одни проекты выполняются и приносят результат, а другие - нет.

 На современном этапе реформирования школьного образования возникла проблема возрождения метода проектов в отечественной практике, учитывая его неоспоримую ценность, что соотносится с деятельностным подходом в современной дидактической системе.

 Учителя пытаются использовать в работе как отечественные, так и зарубежные инновационные методы, направленные на развитие у школьников лучших духовных ценностей.

 Еще В. Сухомлинский убеждал, что "настоящая школа - это многогранное духовную жизнь ученического коллектива, в котором учитель и дети объединены многими интересами и увлечениями".

 Поэтому, по нашему мнению, целесообразным является инновационный метод проектов, который предусматривает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, средств. Созданный в 20-х годах XX века в США (Джон Дьюи разработал идеи активизации целесообразной деятельности ученика в соотношении с его личным интересом именно в этих знаниях как основе обучения), популярный в школах разных стран мира (Великобритании, Бельгии, Италии, Израиля, Финляндии, Нидерландов), метод проектов на современном этапе развития педагогической отрасли начинает приобретать большую популярность, модифицироваться, приспосабливаться к современным условиям функционирования школы, согласовываться с новыми задачами образования.

 Работа над проектом - практика личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика на основе его свободного выбора, с учетом его интересов. В сознании школьника это выглядит так: "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо идет я могу эти знания применить». Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками.

 Проектная деятельность помогает осознать ответственность каждого за общее дело, повысить уровень личного участия, как можно эффективнее выполнить работу и представить результат.

 Как известно, существуют различные классификации учебных проектов и их видовое разнообразие. Так, одному из последователей Дж. Дьюи - В. Килпатрик удалось усовершенствовать систему работы над проектом. (Проект в то время считался целевой акт деятельности, в основе которого интерес ребенка).

 Работа над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета.

 Одним из ведущих теоретиков метода проектов является профессор Е.С. Полат, которая в своих работах (в соавторстве с коллегами) дает ответы на вопросы, возникающие при использовании проектных технологий в образовательном процессе.

 «Игровые проекты» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и тому подобное.

 «Экскурсионные проекты», предполагавшие целесообразным изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

 «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественный (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. Д. .

 «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта (изготовление кроличьей ловушки, приготовления какао для школьного завтрака и др.).

 Наиболее полной классификации проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др. Она может быть применена к проектам, которые используются во время преподавания любой учебной дисциплины. В этой классификации выделяются несколько разновидностей проектов по определенным критериям:

1. По методу, что доминирует в проекте:

- исследовательские;

- творческие;

- приключенческие,

- игровые;

- информационные;

- практико-ориентированные.

2. По характеру координации проекта:

- с явной координацией;

- со скрытой координацией.

3. По характеру контактов:

- внутренние (региональные)

- международные.

4. По количеству участников:

- личные (индивидуальные);

- парные;

- групповые.

5. По продолжительности проведения:

- краткосрочные;

- средней продолжительности;

- долгосрочные.

Основные требования к учебному проекту

 Работа над проектом всегда направлена ​​на решение конкретной проблемы - исследовательской, информационной, практической.

 Планирование действий всегда начинается с проектирования собственно проекта, в частности по определению вида продукта и формы презентации.

 Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Отличительный признак проектной деятельности: поиск информации, проектная группа затем обрабатывает, осмысливает и доводит до сведения остальных участников проекта.

 Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

 Представление заказчику или общественности готового продукта с обоснованием, что это самый эффективный способ решения поставленной проблемы.

 Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты собственно проекта.

Таким образом, проект - это «пять П»:

- проблема - проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт;

- презентация.

- портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в частности черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы работы над проектом

 Включение ребенка в данный вид деятельности - рассказ учителя, разработка мероприятия, во время которого старшеклассники защищают свои проекты:

- поиск проблемы;

- создание качественно нового продукта;

- получения результата.

 Знание о структуре научной работы (актуальность проблемы, предмет, цель исследования, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результатов.)

Выбор проблемы. Проблема всегда должно базироваться на противоречия.

Определение предмета исследования, который можно установить с ключевым словом темы проекта.

Актуальность. Определить, какие исследования по этому вопросу уже существуют.

Сбор информации (анализ литературы, изучение законодательных документов, социологические процессы, информация СМИ, проведение встреч, интервью.)

Разработка гипотезы, определение задач, создание собственного варианта решения проблемы, конструирование модели, формирование программы.

Определение цели.

Этап разработки гипотезы (гипотеза - научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или опровергать).

Задача (определенные этапы решения общей проблемы).

Разработка собственного варианта решения проблемы (систематизация полученного материала, программа решения исследуемой проблемы, план реализации дальнейших действий, решений, определения личного участия в исследовательской работе).

Составление портфолио (пакет документов) - предоставление материалам проекта единой логической структуры: полный комплект проекта, приложение и демонстрационные материалы (документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, фотодокументы).

Защита проекта.

 На уроках русского языка и литературного чтения метод проектов реализуется через самостоятельную деятельность учащихся, сопровождается гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, лично или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

 Метод проектов активизирует интеллектуальную и эмоциональную составляющую личности ученика, влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникабельность, креативность. Желательно, чтобы название проекта была лаконичным и коротким, так оно повысит интерес учащихся.

 Суть метода заключается в том, что учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработаны и представлены результаты работы над проблемой (от идеи до ее выполнения), обладающих субъективной или объективной новизной и выполнены под контролем и с консультированием учителя. Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезируют в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого можно утверждать, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеют личностную или общественную значимость.

 С точки зрения ученика, учебный проект - это, как отмечает Н. Ю. Пахомова, возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяла проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей.

 В чем же заключается педагогическая направленность метода проектов, его воспитывает, обучает и развивает влияния? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированные от учеников. Учителю учебный проект видится не только как захватывающая деятельность для учащихся, но и как задача, сформулированная в виде проблемы, и их направлена ​​деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учеников между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Как отмечает Е. Г. Каганов, в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулировки целей и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно осуществление проектной paбoты.

 Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

 Метод проектов показал свою универсальность, найдя широкую сферу применения в образовательном процессе, в частности, в решении таких задач, как:

- реализация межпредметных связей и практическое применение приобретенных знаний;

- личностное развитие участников процесса проектирования из-за повышения мотивации деятельности учащихся, воспитание деловых качеств их личности, развитие творческих способностей и т.д.;

- формирование навыков осуществления проектной деятельности: определение цели, анализа, оценки результатов собственного труда;

- самоопределение учащихся в будущей профессиональной деятельности.

 Научный характер проектирования отражается в системе следующих действий: "идея - гипотеза - выбор вариантов решения - исследования - продукт - ценность продукта». Искусство реализуется через такие действия, как "замысел - разработка и реализация способов достижения - организация процесса достижения - результат - продукт - оценка продукта».

 Технологический характер проектирования обусловлен, на наш взгляд, его деятельностной природой, что позволяет представить процесс проектирования в виде подробно расписанного алгоритма действий по его осуществлению, который включает основные компоненты деятельности от формирования замысла до его воплощения в практике и анализа результатов.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предполагает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или другую задачи.

 Информационное общество ставит новые задачи перед современным образованием, решение которых требует изменения образовательной парадигмы - от знаниевая к практически направленной. Государственным стандартом начального, базового и полного среднего образования определяется компетентностная направленность образования, создает умы для индивидуализации и дифференциации обучения, углубления практического и творческого доминант учебной деятельности, внедрение личностно ориентированной технологии.

 Использование проектной технологии в преподавании художественной культуры способствует развитию таких компетенций, как умение самостоятельно учиться, коммуникативную, информационную и тому подобное. Современные ученые К. Бабий, А. Бахтарова, И. Литвиненко используют проектную технологию обучения на нетрадиционного урока в школе; И. Базарницька, Н. Коваль, С. Иванисов, Н. Котелянец, Н. Пархоменко, Л. Сиротюк, Г. Хабазня описывают особенности реализации технологий проектной деятельности в начальной школе; Т. Белявцева и П. Лернег применяют метод проектов при формировании познавательной активности учащихся; В. Вербицкий обосновывает проектную форму обучения и воспитания в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях; В. Ворона, Л. Семешко, С. Стах рассматривают метод проектов во внеклассной работе; Л. Иванова, В. Литвинова, Н. Савенко, Г. Ковганич, А. Тимошенко рассматривают проектирования в воспитательном процессе школы; Л. Масол, Е. Миропольского, Л. Кондратова рассмотрено внедрение проектной технологии в процессе преподавания художественной культуры.

 Проектная технология - достаточно исследована тема в научной литературе, но нуждается в совершенствовании ее практическое применение, организация деятельности учащихся в общеобразовательной школе, в частности на уроках художественной культуры. Целью написания статьи является раскрыть сущность проектной технологии, осветить классификацию и типы проектных технологий, определить ряд педагогических условий для эффективного внедрения проектных технологий; проанализировать этапы внедрения проектной технологии на уроках художественной культуры. Охарактеризовать одну из актуальных проблем эффективного использования проектной технологии - недостаточно сформировано у учащихся умения критически мыслить. Определены направления развития критического мышления на уроках художественной культуры.

 Метод проектов в мировой педагогике возник в двадцатом годы ХХ века в США. Сначала его называли "методом проблем» и развивался он в рамках гуманистического направления в философии и образовании, в педагогических взглядах и экспериментальной работе Дж. Дьюи. Американский философ и педагог считал, что образование должно давать не только знания, которые пригодятся в будущей взрослой жизни, но и знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Последователь Дж. Дьюи, американский учитель В. Х. Килпатрик, практически воплотил идеи проектирования своего предшественника и назвал способ организации работы с учащимися методом проектов. В основе проектирования лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить.

Классификация проектов:

- производительный (образующий) проект, связанный с трудовой деятельностью (конструкторской, созданием макета, уходом за растениями и животными)

- потребительский проект (подготовка экскурсий, оказание услуг, организация досуга);

- исследовательский проект (биологический, физиологический, технический, решение исторических или литературных проблем);

- учебный проект (проект-упражнение) для овладения определенными навыками.

 Существуют разные типы и тематика проектов. Тему могут предложить и учителя, и сами ученики. В современной педагогической литературе различают следующие основные типы проектов:

 Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Они заранее договариваются о запланированных результатах и ​​форме их презентации - рукописный журнал, коллективный коллаж, видеофильм, вечер, праздник и тому подобное.

 Игровые проекты. Участники берут себе определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности, имитируются их социальные и деловые отношения.

 Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

 Практико-ориентированные проекты. Результат деятельности участников четко определено с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации, словарь, проект школьного сада).

 Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Важным является координация работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов. Исследовательские проекты требуют обдуманной структуры, определенной цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности экспериментальных методов и методов обработки результатов. Для эффективного использования

 Современное общество империей модернизации, информационной революции, ускоренного прогресса. Оно идет вперед семимильными шагами, каждый изменяясь и совершенствуясь. Именно поэтому мир требует от педагога XXI века подготовки такого молодого поколения, которое могло бы творчески решать проблемы, быстро ориентироваться в огромном информационном водовороте, которое стремилось бы изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны. А это может сделать только молодежь, которая имеет следующие качества: инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.

 Все это обусловливает необходимость коренного переосмысления образовательной парадигмы, актуализации содержания, технологий становления личности ученика как субъекта и проектировщика жизни, создание жизненного пространства, направленного на развитие и саморазвитие компетентной личности. То есть образовательный процесс требует новых подходов, технологий, методик, которые смогли бы гарантировать подготовку гармонично и всесторонне развитой молодого человека, способного к гибкости мышления, быстрого реагирования и самостоятельных креативных решений в решении жизненных задач.

 Одной из таких новейших педагогических технологий, что позволяет наиболее полно реализовать поставленную обществом цель, есть проектная технология, почти универсальная для изучения любых дисциплин и направлена ​​на получение учеником необходимого в повседневной жизни опыта.

 Трудно сказать, что современная школа (с остатками авторитарного стиля преподавания и воспитания) предоставляет учащимся такие знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем. Чаще всего это ненужный "груз" теории, не находит практического применения. Даже позже, устраиваясь работать по специальности, молодому человеку часто приходится учиться заново, ведь те знания, которыми она обладает, не помогают ей в реализации поставленных задач. Это, по нашему мнению, является одной из крупнейших и важнейших проблем современной образовательной системы. С помощью использования проектной технологии можно решить реальные задачи всем коллективом, группой учеников или индивидуально каждым учеником. Она является известной моделью реальных задач, а ее использование обеспечит подготовку ребенка к решению проблем в будущем, развитие творческого потенциала, гибкости мышления, способности принимать самостоятельные решения, ведь с помощью современной системы образования учитель должен научить ребенка "не просто выживать, а полноценно жить в современном мире ».

 Проектная деятельность открывает большие возможности, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет получать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности.

 Разработкой проектной технологии занимались такие ученые, как Джон Дьюи, который является ее основателем, его последователями были В. Килпатрик, Э. Коллингс, Л. Левин. Позже этим вопросом занимались советские ученые С. Шацкий, В. Шульгин, М. Крупенина, В. Игнатьев, Н. Крупская, украинский ученый А. Коберник. Они не только сформулировали основные принципы, схему проекта, но и обосновали эффективность использования проектной технологии в школе.

Все указанное выше и обусловливает актуальность темы исследования. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предметом исследования является использование проектной технологии обучения на уроках в начальной школе. Цель исследования: проанализировать проектную технологию и выяснить ее влияние на улучшение качества образования в начальном звене.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проектной технологии обучения;

- проанализировать опыт работы учителей по использованию проектной технологии обучения;

- экспериментально проверить эффективность использования проектной технологии в современной начальной школе.

 Мы использовали теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, ее синтез, сопоставление, систематизацию, анкетирование, метод экспертных оценок (для определения теоретических основ исследования), педагогический эксперимент (для проверки эффективности проектной технологии в начальной школе).

 Учителю порой не хватает времени, чтобы задуматься над тем, зачем нужна инновационность, совершенствование профессионального мастерства ... А оказывается, вопросы повышения эффективности работы учителя сегодня является очень актуальным. В соответствии с требованиями времени и изменений в системе образования меняются и подходы к повышению квалификации. Задача системы повышения квалификации учителей сегодня уже не состоят только в расширении и углублении методических знаний узкой специальности. Учителя должны овладеть эффективные современные технологии и техники организации педагогического процесса.

  Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, помогающих формировать у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбор необходимой информации, умение мыслить, делать выводы.

  Задача современной школы - развивать каждого ребенка как неповторимую индивидуальность. Учитывая это большое значение имеет формирование у учащихся творческого потенциала, стремление к самостоятельной познавательной деятельности, умение ставить и решать новые проблемы.

  Педагогическое стимулирование развития творческих способностей учащихся на практике состоится при изменении представлений о характере отношений между учителем и учеником, утверждение стиля доверия, сотрудничества и сотворчества. Этому способствует вера учителя в творческий потенциал, способности и возможности ученика, учет индивидуальных психических и интеллектуальных особенностей каждого воспитанника, опора на стремление ученика выразить и самореализоваться среди других личностей как индивидуальность. Для этого нужно, чтобы учитель создавал доброжелательную атмосферу на уроках, давал ребенку выражать свои мысли без оценочных суждений, обеспечивал плюрализм мнений и суждений, толерантность к взглядам других во время творческой деятельности т а оценки ее результата, давал каждому ученику право на ошибку.

 Формирование личности и ее развитие осуществляется в процессе обучения, если выполняются важные условия:

 Создание позитивного настроя к обучению.

 Ощущение позитивной атмосферы в коллективе для осуществления общей цели.

 Возможность высказывать свое мнение и выслушивать товарищей.

 Учитель - это друг, советник, старший товарищ.

  Для достижения этой цели в современную педагогику внедряются инновационные технологии. Автор методического пособия «100 интересных идей для проведения урока» Елена Николаевна Ворожейкина относит к передовых современных технологий:

- интерактивные методы обучения;

- игровые методы обучения;

- технология концентрированного обучения;

- проектная технология обучения;

- модульное обучение;

- индивидуально ориентированное обучение;

- интегрированное обучение;

- проблемное обучение.

 В своей педагогической практике наиболее удачно мне удается использовать интерактивные методы обучения и метод проектов. К данной классификации инновационных технологий современные педагоги-новаторы еще относят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), а в частности презентации к урокам, которые я также часто использую в своей педагогической деятельности.

 Интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной деятельности. Она имеет целью создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного взаимодействия всех учащихся. Это пение обучения, взаимообучения, где учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения. Учитель выступает в роли организатора, лидера группы.

 Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. У детей младшего школьного возраста очень плохо развито абстрактное мышление, зато преобладает наглядно-образное мышление. Для учащихся этого возраста свойственно правило: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». При организации интерактивных методов обучения к работе включается слуховая и зрительная память, увеличивается шанс удовлетворить потребности разных учеников, чей образ восприятия материала может существенно отличаться. Однако активации зрительной и слуховой памяти недостаточно. Более 2400 лет назад Конфуций отмечал:

  То, что я слышу, я забываю.

  То, что я вижу, я помню.

  То, что я делаю, я понимаю.

  А именно во время интерактивного обучения учащиеся критически мыслят, проводят дискуссии, спорят, принимают решения, эмоционально общаются между собой, решают различные проблемы.

 Чтобы преодолеть осложнения в применении интерактивных технологий и превратить стороны их на сильные, нужно помнить:

  Интерактивные технологии требуют определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как учеников, так и педагога. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить поспешно подготовленные «игры». Использовать сначала простые интерактивные технологии, а затем сложные. На одном занятии можно использовать одну-две интерактивные упражнения. Использование интерактивных технологий совершенствует профессиональный уровень учителя.

 Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палата, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

 В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, показывать свои знания в вопросах, связанных с темой проекта.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Сначала учитель учит детей планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем – составлять план уже не только для себя, но и для других участников проекта.

 При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их где-то интуитивно, а где-то уже посредством новых приобретенных знаний.

 Учителю, который организует проектную деятельность детей, надо знать, что этот вид деятельности требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможности их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учеников, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. В современной практике широкую популярность приобрел метод проектов. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях: проекты могут быть федеральные, региональные, муниципальные. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. На уровне государственной политики метод проектов поддерживается. Главное - пробудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов  жизни своего района, села, города.

Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  учебных проектов.

 Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют  цели проектного обучения:

·        Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При  этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.

·        Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.

·        Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.

 Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, освоить интеллектуальные средства познания и исследования мира.

 Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе « Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель . С точки зрения Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности. При разработке проектов развивается умение трудиться в коллективе.

  При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Теоретические основы проектного обучения

  Целью данной технологии является самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения проблемы всегда присутствуют эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно они определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации,  коммуникативности,  индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН уч-ся, а на самореализацию их личности.

Особенности технологии проектного обучения.

  Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

  Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими.  Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)

  Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

  Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения (в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.).

Классификация типов проектов.

        В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

        По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

        По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

        По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

        По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

        В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта  Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.

         Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.

         Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.

 Практика показывает, что «проект», «творческое задание», «школьный проект» — это понятия, которые различаются не всеми. Дадим пояснения. Работа по образцу — повторение, воспроизведение чужой работы, копирование с соблюдением всех параметров.  Работа с добавлением в образец своего (внесение субъективных изменений/улучшений) — это уже элемент творчества. Особенно если речь идет о способе работы. Высшая степень творчества — проект, то есть создание уникального продукта или услуги. Проект, во-первых, ограничен в сроках создания, во-вторых, порождает уникальный результат — «что-то для кого-то». Проект имеет четко определенную цель, в отличие от игры, цель которой удовольствие, и в отличие от текущей работы по обучению, где дети тоже что-то выполнили, но это касается только учителя. Главное — проект продвигает знания и умения ученика, работающего самостоятельно. Мы выделяем это слово неспроста, ведь одна из главных ошибок учителей — препоручение проектной деятельности родителям, а то и выполнение детского проекта самим учителем. «Думай сам, ищи решения» — это должно касаться ребенка, а не взрослого. В связи с этим начинать проекты раньше времени — неразумно. Дошкольный возраст и возраст первого-второго классов — не время для проектов, ведь возрастные особенности и характер мышления детей еще не соответствуют целям и задачам проектной деятельности в ее истинном смысле. Преждевременное внедрение проектной деятельности приводит к искажению метода. Поэтому в начальной школе проект — это групповая или парная работа под руководством учителя (индивидуальная — только с 12 лет, кроме создания подарков, конечно). Любой проект связан поиском технологического решения, дизайна и созданием предполагаемого продукта, поэтому в начальной школе — только первые навыки самостоятельности, т.е. творческая работа с внесением своих решений. Главная задача педагога — помочь освоить доступные возрасту приемы внутренней познавательной (интеллектуальной) деятельности. "Результат проекта не будет убогим, если дети с 1 класса приучались к поиску творческих решений в повседневной практике обучения, к самостоятельному открытию нового, — считает Елена Андреевна Лутцева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ АПКиППРО, автор линии УМК Технология (1-4). В данном курсе технологии представлены удачные задания на пробную поисковую деятельность, практическое исследование объекта, на перенос известного в новую ситуацию, анализ источников, а также демонстрации конструкции в разборе. Учителю должно быть в удовольствие слышать неожиданные предложения детей и обсуждать их. И вот эти знания, умения, навыки, приобретенные в рамках курса, обязательно «сработают» при создании настоящих проектов. Проект младшего школьника тоже должен быть настоящим. В нем должны соблюдаться 3 этапа: разработка (исследовательский этап): отвечает на вопросы — что будет? для чего, кому это нужно, как и кто будет делать? воплощение замысла (выполнение проекта): это момент решения проблем, когда поиск учеников идет интенсивно, учителю надо быть внимательным и готовым подсказать вариант; защита проекта: что в итоге решили сделать, для чего это было сделано, как работали, что получилось, а что нет? Наглядность и целостность — ведущие дидактические принципы обучения детей младшего школьного возраста. Поэтому педагогу важно создавать ментальные карты, то есть схемы, которые наглядно представляют деятельность в целостности. Хотя линейный пошаговый алгоритм дан в рабочей тетради, вплоть до плана зашиты проекта. Например, показано как образовывать группы: лучше делить по способностям, чтобы лидеры не подминали тех, кто потише-послабее. В ровной группе участие каждого будет проявлено лучше. Что касается оценки выполнения проекта, то она свободная: жюри, газета/плакат, взаимооценка… но качество результата оценивать обязательно. Одобрять самостоятельность — первое дело в оценке. Итак, учить проектной деятельности следует на уроке и во внеурочное время в школе, участники — учитель и ученики. Взрослые не заменяют участников. Ученики — исполнители проекта, а за учителем — идеи проектов, рекомендации, консультация, организация, помощь по потребности ребенка, итоговое оформление проекта.

 Подведем итоги. Проект в начальной школе — коллективная творческая деятельность под началом педагога. В программе проектной технологии заложена интерактивная методика, нацеленная на формирование познавательной самостоятельности школьников, умений решать различные теоретические и прикладные задачи, преобразовывать окружающий мир. Материал учебников интегрирован с другими предметами, изучаемыми в начальной школе, помогает младшеклассникам проявить свои творческие способности, приобрести навыки самооценки и самоанализа. На уроках дети узнают о значении труда, о мире профессий и важности правильного выбора специальности, овладевают приемами работы с различными материалами и усваивают основные правила техники безопасности, научатся выполнять индивидуальные и групповые проекты, работать с источниками информации.

 Школа выполняет социальный заказ общества. Сейчас во всех сферах жизни нас окружает такой объём информации, её потоки настолько огромны, что школьник просто теряется в них. Самыми востребованными качествами выпускника являются уровень образования, обучаемость и креативность. На современном производстве нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый», а ещё лучше «самообучающийся»! Тот, который в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями сможет многократно переучиваться. Наиболее продуктивным способом для достижения этой цели является проектная деятельность. У детей формируется способность самостоятельно мыслить, быстро находить нужную информацию, грамотно отбирать её, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в сменных по составу и профилю группах. Именно поэтому опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций младшего школьника на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности» является актуальным. В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия: между необходимостью обеспечивать высокое качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционными методами за счет постоянного увеличения объёма информации, предлагаемой учащимся; между необходимостью формирования информационных компетенций у младших школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование; между наличием учебных тем для проведения проектной деятельности в программах начальной школы и отсутствием подробных рекомендаций ученику для самостоятельного проектирования. Анализ диагностики сформированности информационных компетенций учащихся на заключительном этапе свидетельствует об актуальности темы опыта и эффективности выбора используемых методов и приемов обучения. Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования информационных компетенций у младших школьников посредством организации проектной деятельности на уроках окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литерагуры

1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.

3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

5. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - 7. - С. 39.- N7.

6. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - 20. - С. 33-36.

7. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

8. Волина В. Русский язык. Учимся играя.— Екатеринбург: Арго, 1996.

9. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - 4. - С. 58-60.

10. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

11. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).

12. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.

13. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.

14. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева ; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с. - ISBN 5-88753-062-6.

15. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.

16. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.

17. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

18. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.

19. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.

21. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

22. Петровская Н.В., Воропай Т.М. Проектная технология: сущность, опыт использования, перспективы. - Журнал "Начальная школа" 31 (215) с. 2.

23. Федосова С.И, учитель высшей категории, ООШ 97, г. Донецк "Урок внеклассного чтения в 3 классе "Путешествие по страницам любимых сказок"- 15 (163).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике

Работа над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета или выполненной работы -…

Работа над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета или выполненной работы -…

Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками

Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками

Проектная технология относится к группе технологий развивающего обучения

Проектная технология относится к группе технологий развивающего обучения

Идеями проектной технологии являются: 1) обучение на активной основе, через деятельность ученика; 2) личный интерес ученика; 3) проблема рассматриваемого должна быть значима для ребенка; 4)…

Идеями проектной технологии являются: 1) обучение на активной основе, через деятельность ученика; 2) личный интерес ученика; 3) проблема рассматриваемого должна быть значима для ребенка; 4)…

Основные задачи: научить учащихся самостоятельно добывать знания, применять их для решения новых познавательных и практических задач; способствовать развитию коммуникативных навыков, способности работать в различных группах,…

Основные задачи: научить учащихся самостоятельно добывать знания, применять их для решения новых познавательных и практических задач; способствовать развитию коммуникативных навыков, способности работать в различных группах,…

Структура образовательного проекта включает: название проекта; цитату, лозунг или другую форму представления проекта; цели и задачи проекта; участников проекта; условия регистрации в проекте; сроки реализации…

Структура образовательного проекта включает: название проекта; цитату, лозунг или другую форму представления проекта; цели и задачи проекта; участников проекта; условия регистрации в проекте; сроки реализации…

На практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребенка условий, при которых она овладеет умениями активно приобретать, обновлять и развивать свои…

На практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребенка условий, при которых она овладеет умениями активно приобретать, обновлять и развивать свои…

По своей сути проектная деятельность учащихся является средством их обучения, развития и воспитания

По своей сути проектная деятельность учащихся является средством их обучения, развития и воспитания

Проектная деятельность учащихся стоит рассматривать как особый вид учебной активности, заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели для создания учебных проектов

Проектная деятельность учащихся стоит рассматривать как особый вид учебной активности, заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели для создания учебных проектов

Созданный в 20-х годах XX века в

Созданный в 20-х годах XX века в

Повествовательные проекты », разрабатывая которые дети имели целью « получить удовольствие от рассказа в разнообразной форме » - устной, письменной, вокальной (песня), художественный (картина), музыкальной…

Повествовательные проекты », разрабатывая которые дети имели целью « получить удовольствие от рассказа в разнообразной форме » - устной, письменной, вокальной (песня), художественный (картина), музыкальной…

По продолжительности проведения: - краткосрочные; - средней продолжительности; - долгосрочные

По продолжительности проведения: - краткосрочные; - средней продолжительности; - долгосрочные

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Составление портфолио (пакет документов) - предоставление материалам проекта единой логической структуры: полный комплект проекта, приложение и демонстрационные материалы (документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, фотодокументы)

Составление портфолио (пакет документов) - предоставление материалам проекта единой логической структуры: полный комплект проекта, приложение и демонстрационные материалы (документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, фотодокументы)

В чем же заключается педагогическая направленность метода проектов, его воспитывает, обучает и развивает влияния?

В чем же заключается педагогическая направленность метода проектов, его воспитывает, обучает и развивает влияния?

Научный характер проектирования отражается в системе следующих действий: "идея - гипотеза - выбор вариантов решения - исследования - продукт - ценность продукта »

Научный характер проектирования отражается в системе следующих действий: "идея - гипотеза - выбор вариантов решения - исследования - продукт - ценность продукта »

Использование проектной технологии в преподавании художественной культуры способствует развитию таких компетенций, как умение самостоятельно учиться, коммуникативную, информационную и тому подобное

Использование проектной технологии в преподавании художественной культуры способствует развитию таких компетенций, как умение самостоятельно учиться, коммуникативную, информационную и тому подобное

Последователь Дж. Дьюи, американский учитель

Последователь Дж. Дьюи, американский учитель

Практико-ориентированные проекты

Практико-ориентированные проекты

Трудно сказать, что современная школа (с остатками авторитарного стиля преподавания и воспитания) предоставляет учащимся такие знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем

Трудно сказать, что современная школа (с остатками авторитарного стиля преподавания и воспитания) предоставляет учащимся такие знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем

Предметом исследования является использование проектной технологии обучения на уроках в начальной школе

Предметом исследования является использование проектной технологии обучения на уроках в начальной школе

Педагогическое стимулирование развития творческих способностей учащихся на практике состоится при изменении представлений о характере отношений между учителем и учеником, утверждение стиля доверия, сотрудничества и сотворчества

Педагогическое стимулирование развития творческих способностей учащихся на практике состоится при изменении представлений о характере отношений между учителем и учеником, утверждение стиля доверия, сотрудничества и сотворчества

В своей педагогической практике наиболее удачно мне удается использовать интерактивные методы обучения и метод проектов

В своей педагогической практике наиболее удачно мне удается использовать интерактивные методы обучения и метод проектов

Чтобы преодолеть осложнения в применении интерактивных технологий и превратить стороны их на сильные, нужно помнить:

Чтобы преодолеть осложнения в применении интерактивных технологий и превратить стороны их на сильные, нужно помнить:

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учеников, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учеников, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта

Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой…

Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой…

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы

Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата

Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата

Мы выделяем это слово неспроста, ведь одна из главных ошибок учителей — препоручение проектной деятельности родителям, а то и выполнение детского проекта самим учителем

Мы выделяем это слово неспроста, ведь одна из главных ошибок учителей — препоручение проектной деятельности родителям, а то и выполнение детского проекта самим учителем

Хотя линейный пошаговый алгоритм дан в рабочей тетради, вплоть до плана зашиты проекта

Хотя линейный пошаговый алгоритм дан в рабочей тетради, вплоть до плана зашиты проекта

Именно поэтому опыт работы по теме «

Именно поэтому опыт работы по теме «

Список использованной литерагуры 1

Список использованной литерагуры 1

Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики /

Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики /

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.

Проектные технологии - требование нашего времени в педагогике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022