Профессиональное воспитание в образовательных учреждениях СПО как условие развития ценностных ориентаций будущего специалиста

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья 1.docx

Профессиональное воспитание в образовательных учреждениях СПО как условие развития ценностных ориентаций будущего специалиста

Черная Марина Николаевна, преподаватель

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Орловская область, Орловский р-н, пос. Стрелецкий, ул. Лясковского, д. 20

Учреждения системы СПО являются неотъемлемой частью всей системы российского образования, важнейшим звеном экономической, социальной, культурной сфер страны. Они готовят специалистов средней квалификации для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, здравоохранения, образования, культуры, то есть для общества в целом.

На сегодняшний день в РФ в систему СПО включены 2,6 учреждений, в которых реализуется обучение по более чем 300 специальностям. Всего в системе обучается 2,3 млн. студентов [3]. От сегодняшних студентов системы СПО во многом зависит, каким будет завтрашний день страны.

«Профессиональное воспитание» стало активно применяться в последнее десятилетие прошлого века. В настоящее время играет главную роль при решении проблем и задач организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Рассмотрим основной алгоритм организации профессионального воспитания будущих специалистов. Так, в процессе обучения необходима организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности [1]. Для этого необходимо внедрение следующих мероприятий:

- применение в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов среднего звена, разработка специализированных курсов и пр.);

- наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (проведение опросов, тестирования студентов, преподавателей);

- наличие элементов системы воспитательной работы в области гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания (систематическое проведение тематических бесед, встреч, вечеров, круглых столов и т.п. с целью повышения профессионального воспитания, в т. с точки зрения нравственного аспекта);

- научно-исследовательская работа (организация деятельности различных научных студенческих кружков с целью расширения знаний и развития научного мышления в рамках будущей профессии и пр.);

- деятельность по формированию и упрочнению традиций образовательного учреждения (проведение различных праздничных мероприятий, выпуск студенческих газет и т.п.);

- культурно-массовая и творческая деятельность (проведение студенческих конкурсов, фестивалей, КВН);

- спортивно-оздоровительные мероприятия (пропаганда ведения здорового образа жизни);

- организация психолого-консультативной и профилактической работы (работа по адаптации первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ-инфекций и др.);

- система поощрений за внеучебную работу (грамоты, премии и т.п.).

Стоит отметить, что профессиональное воспитание также зависит от проведения самостоятельной работы студентами в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена, т.к. данные процессы позволяют организовать и скоординировать студентов как будущих специалистов.

При реализации студентами самостоятельной работы необходимо решение следующих задач:

·      систематизация и закрепление полученных теоретических и практических умений;

·      углубление и расширение теоретических знаний;

·      развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

·      формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

·      развитие исследовательских умений;

·      использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Профессиональное воспитание – это последовательное движение студента как личности к выбранной им же самим цели. Результатом данного движения является получение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего специалиста. При этом существует ряд основных задач [2] профессионального воспитания будущих специалистов в системе среднего профессионального образования, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные задачи профессионального воспитания студентов

Сфера деятельности

Основные задачи

Когнитивная

Усиление профессиональной направленности среды образовательного учреждения, формирование профессиональных ценностей и идеалов будущих специалистов

Обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетического кредо будущих специалистов

Эмоциональная

Развитие эмоциональной отзывчивости, эмфатических способностей студентов

Обогащение эмоциональной сферы студентов, их нравственно-эстетических чувств

Деятельно-практическая

 

Включение студентов в профессиональную деятельность, процесс творческой реализации

Усвоение этикета, профессиональных норм и привычек, здорового образа жизни студентов

 

Таким образом, практическая работа будущих специалистов, поведение, общение являются важной составляющей нравственно-эстетического отношения к реальности, базисом профессиональной воспитанности. При этом сформированные качества в стенах учебного заведения не только помогут адаптироваться к профессии, но и свободно находиться в трудовом коллективе, ощущая свою значимость и компетентность.

 

Список литературы:

1. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №3. – С. 74-77.

2. Мычка 3С.Ю., Шаталов М. А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования // Смальта. - 2014. - № 5. - С. 113-115.

3. Статистика Российского образования. Статистика по уровням образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/sred.shtml


 

Скачано с www.znanio.ru