Профессиональный стандарт педагога (семинар)
Оценка 5

Профессиональный стандарт педагога (семинар)

Оценка 5
docx
06.12.2024
Профессиональный стандарт педагога (семинар)
Копия - семинар 1 (2).docx

Семинарское занятие

Профессиональный стандарт педагога

 

Вопросы и задания:

1.       Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

 

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

2.       Назовите нормативные документы, отражающие вопросы обучения и воспитания детей и молодежи.

 

«Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Квалификационные характеристики должностей работников образования, Методические рекомендации по развитию дополнительного  образования детей в общеобразовательных учреждениях, Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.

3.Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

4. Каково содержание профессионального стандарта педагога в развитии личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в педагогических классах?

5. Дайте характеристику обобщенных трудовых функций педагога.

 

Согласно источнику, обобщённые трудовые функции педагога включают следующие виды деятельности:

Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, проектирование компонентов образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и координация участия педагогических работников в их разработке и реализации.

Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

 

6. Охарактеризуйте основные принципы ФГОС.

 

Основные принципы ФГОС включают:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики.

Формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся.

Ориентацию на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

 

7. Сравните профессиональный стандарт от 2013 года и новый от 2022 года. Определите изменения в профессиональном стандарте 2022 года.

 

 

 

 

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Для чего этот стандарт? В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта: изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ; утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним; несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Что изменилось? В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций: педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования; педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях; педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.


Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";

для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».


Новшества, связанные с цифровизацией В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);

общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

 

8. Каковы квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога?

 

Высшее образование по профильным направлениям, требований к опыту работы нет.

 

9. Охарактеризуйте трудовые функции педагога-психолога в соответствии с ФГОС.

 

Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», к трудовым функциям педагога-психолога относятся:

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.

Психологическая диагностика детей и обучающихся.

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

10. Какие требования к образованию и обучению предъявляет ФГОС педагога?

11. Как профессиональный стандарт педагога может способствовать построению карьеры педагогического работника?

 

С целью определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)».

Дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.

В указанном проекте документа разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции.

Дифференцированные уровни квалификации как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога.

 

12. Какие возможности предоставляет педагогам, работающим в педагогических классах, профессиональный стандарт?

Согласно источнику, профессиональный стандарт педагога определяет следующие возможности для педагогов:

Умение работать с разными категориями детей: одарёнными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т. д.

Эффективное взаимодействие с другими специалистами: дефектологами, психологами, социальными педагогами и т. д.

Умение работать в инклюзивном классе, где наряду с «обычными» детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ.

Умение работать с современными информационными технологиями.

Владение современными педагогическими методиками и навыками, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога.


 

Семинарское занятие Профессиональный стандарт педагога

Семинарское занятие Профессиональный стандарт педагога

Основные принципы ФГОС включают:

Основные принципы ФГОС включают:

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей: для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной…

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей: для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной…

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Владение современными педагогическими методиками и навыками, которые требуют

Владение современными педагогическими методиками и навыками, которые требуют
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2024