Семинарское занятие
Профессиональный стандарт педагога
Вопросы и задания:
1. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
2. Назовите нормативные документы, отражающие вопросы обучения и воспитания детей и молодежи.
«Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Квалификационные характеристики должностей работников образования, Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.
3.Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.
4. Каково содержание профессионального стандарта педагога в развитии личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в педагогических классах?
5. Дайте характеристику обобщенных трудовых функций педагога.
Согласно источнику, обобщённые трудовые функции педагога включают следующие виды деятельности:
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, проектирование компонентов образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и координация участия педагогических работников в их разработке и реализации.
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
6. Охарактеризуйте основные принципы ФГОС.
Основные принципы ФГОС включают:
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики.
Формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся.
Ориентацию на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
7. Сравните профессиональный стандарт от 2013 года и новый от 2022 года. Определите изменения в профессиональном стандарте 2022 года.
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.
Для чего этот стандарт? В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта: изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ; утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним; несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».
Что изменилось? В новом стандарте теперь зафиксированы два основных
уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5
(А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной
и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая
деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего
образования на основе типовых схем и шаблонов.
2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций: педагогическая
деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного,
среднего) общего образования; педагогическая деятельность по решению задач в
профессиональной деятельности в нестандартных условиях; педагогическое
проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению
учителей:
для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества,
связанные с цифровизацией В новом стандарте появились требования к владению и
использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан
обладать следующими умениями.
1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения
образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных
особенностей.
4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное
оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой
коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм
информационной безопасности.
5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы
электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать
доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода,
а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и
дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной
образовательной среды организации).
8. Каковы квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога?
Высшее образование по профильным направлениям, требований к опыту работы нет.
9. Охарактеризуйте трудовые функции педагога-психолога в соответствии с ФГОС.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», к трудовым функциям педагога-психолога относятся:
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
Психологическая диагностика детей и обучающихся.
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
10. Какие требования к образованию и обучению предъявляет ФГОС педагога?
11. Как профессиональный стандарт педагога может способствовать построению карьеры педагогического работника?
С целью определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)».
Дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.
В указанном проекте документа разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции.
Дифференцированные уровни квалификации как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога.
12. Какие возможности предоставляет педагогам, работающим в педагогических классах, профессиональный стандарт?
Согласно источнику, профессиональный стандарт педагога определяет следующие возможности для педагогов:
Умение работать с разными категориями детей: одарёнными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т. д.
Эффективное взаимодействие с другими специалистами: дефектологами, психологами, социальными педагогами и т. д.
Умение работать в инклюзивном классе, где наряду с «обычными» детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ.
Умение работать с современными информационными технологиями.
Владение современными педагогическими методиками и навыками, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.