Наш стремительно меняющийся мир выдвигает современному педагогу особые требования.
О том, какими качествами и профессиональными навыками должен обладать современный учитель рассказано в презентации,
Учителю приходится все время учится, а данная презентация поможет Вам осмыслить деятельность в современной школе с современными детьми.
Профессиональный стандарт.ppt
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Профессиональный
стандарт педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Концепция и содержание
• В стремительно меняющемся открытом мире
главным профессиональным качеством, которое
педагог должен постоянно демонстрировать
своим ученикам, становится умение учиться.
• Введение нового профессионального стандарта
педагога должно неизбежно повлечь за собой
изменение стандартов его подготовки и
переподготовки в высшей школе и в центрах
повышения квалификации.
• Профессиональный стандарт повышает
ответственность педагога за результаты своего
труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога
• Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.
• Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного
образования на международный уровень.
• Стандарт – объективный измеритель
квалификации педагога.
• Стандарт – средство отбора педагогических
кадров в учреждения образования.
• Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Необходимость наполнения
профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
• Работа с одаренными учащимися.
• Работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования.
• Преподавание русского языка учащимся, для
которых он не является родным.
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в
развитии.
• Работа с девиантными, зависимыми, социально
запущенными и социально уязвимыми
учащимися, имеющими серьезные отклонения в
поведении.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Характеристика стандарта
• Профессиональный стандарт педагога –
рамочный документ, в котором
определяются основные требования к
его квалификации.
• Общенациональная рамка стандарта
может быть дополнена региональными
требованиями, внутренним стандартом
образовательного учреждения, в
соответствии со спецификой реализуемых
в данном учреждении образовательных
программ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Область применения
• при приеме на работу в образовательное
учреждение;
• при проведении аттестации педагогов
образовательных учреждений региональными
органами исполнительной власти,
осуществляющими управление в сфере
образования;
• при проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих
полномочий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Содержание профессионального
стандарта педагога
Часть первая: обучение
• Педагог должен:
1. Иметь высшее образование.
2. Демонстрировать знание предмета и программы
обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки,
анализировать их эффективность (самоанализ
урока).
4. Владеть формами и методами обучения,
выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
5. Использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со
специальными потребностями в образовании;
одаренных учеников; учеников, для которых
русский язык не является родным; учеников с
ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников,
используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТкомпетенциями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Часть вторая: воспитательная работа
• Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во
внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики,
используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся
для обеспечения безопасной образовательной
среды.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
5. Эффективно управлять классами, с целью
вовлечения учеников в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебнопознавательную
деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в
классе в соответствии с уставом и правилами
поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в
организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их
достоинство, понимая и принимая их.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
9. Уметь строить воспитательную деятельность с
учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные
воспитательные усилия родителей (лиц, их
заменяющих) учащихся, привлекать семью к
решению вопросов воспитания ребенка.
11. Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять
разнообразные проблемы детей, связанные с
особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
4. Готовность к взаимодействию с другими
специалистами в рамках психологомедико
педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими
специалистами программу индивидуального
развития ребенка.
7. Владение специальными методиками,
позволяющими проводить коррекционно
развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития
ребенка.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе
не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития
личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно
исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически
безопасную и комфортную образовательную
среду, знать и уметь проводить профилактику
различных форм насилия в ОУ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
13. Владение элементарными приемами
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей учащихся,
осуществление совместно с психологом
мониторинга личностных характеристик ребенка.
14. Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) составить психолого
педагогическую характеристику (портрет)
личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать
индивидуальные программы развития с учетом
личностных и возрастных особенностей учащихся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
16. Умение формировать и развивать универсальные
учебные действия, образцы и ценности социального
поведения, навыки поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, навыки
поликультурного общения и толерантность, ключевые
компетенции (по международным нормам) и т.д.
17. Владение психологопедагогическими
технологиями (в том числе инклюзивными),
необходимыми для работы с различными учащимися:
одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие
в трудные жизненные ситуации, детимигранты, дети
сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ,
дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
18. Умение формировать детсковзрослые
сообщества, знание их социально
психологических особенностей и
закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей
семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской
общественностью
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Психологопедагогические требования
к квалификации учителя
необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из
психологии личности, возрастной и педагогической
психологии, определяющих результаты
образовательного процесса, степень развития
метапредметных компетенций, уровень и показатели
социализации личности, ее развития, в том числе
следующие:
• Гражданская и социальная идентичность.
• Уважение прав и свобод личности.
• Система ценностей личности.
• Образцы и нормы просоциального поведения, в том
числе в виртуальной и поликультурной среде.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
• Показатели стадий и параметры кризисов
возрастного и личностного развития.
• Развитие коммуникативной компетентности
обучающихся.
• Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся.
• Формирование и становление учебной
мотивации и системы универсальных учебных
действий.
• Особенности освоения и смены видов ведущей
деятельности.
• Формирование детсковзрослых сообществ.
• Становление картины мира.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Методы оценки выполнения
требований профессионального
стандарта педагога
• Итоговая оценка профессиональной
деятельности педагога производится по
результатам обучения, воспитания и
развития учащихся. Производя такую
комплексную оценку, необходимо
учитывать уровни образования,
склонности и способности детей,
особенности их развития и реальные
учебные возможности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
• Так, в оценке работы педагога с сохранными,
способными учащимися в качестве критериев могут
рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.
• По отношению к учащимся, имеющим особенности и
ограниченные возможности, в качестве критериев
успешной работы педагогами совместно с
психологами могут рассматриваться интегративные
показатели, свидетельствующие о положительной
динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в
особо сложных случаях (например, ребенок с
синдром Дауна), о сохранении его
психоэмоционального статуса.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
• Оценивая профессиональные качества
педагога, необходимо обеспечить обратную
связь с потребителями его деятельности. В
качестве таких потребителей выступают сами
учащиеся и их родители. Отсюда следует, что
оценка деятельности педагога выходит за
узкие ведомственные рамки и требует
закрепления организационных форм и
соответствующего им порядка проведения,
обеспечивающего общественное участие в этой
процедуре.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Оценка соответствия требованиям,
предъявляемым к педагогу, может быть
проведена посредством внутреннего аудита,
включающего анализ планов и отчетов,
посещение проводимых им уроков, или в иной
форме. Сбор данных для оценивания может быть
осуществлен посредством результативного
опроса, выслушивания, наблюдений и анализа
документов, записей и данных.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Внутренние аудиторы образовательного учреждения
должны назначаться из числа наиболее уважаемых и
авторитетных педагогов данного учреждения и быть
обучены принципам, процедурам и методам
проведения аудитов. Объем и частота проведения
внутреннего аудита в отношении конкретного педагога
устанавливаются самой образовательной
организацией, исходя из ее политики в области
повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться
при проведении государственной аттестации педагога
и присвоении ему соответствующей категории.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Заключительные положения
• Введение профессионального стандарта педагога
предоставляет регионам РФ и образовательным
организациям дополнительные степени свободы, вместе
с тем накладывая на них серьезную ответственность.
• Региональные органы управления образованием
совместно с профессиональным сообществом могут
разработать дополнения к нему. В свою очередь,
образовательные организации имеют возможность
сформулировать свои внутренние стандарты, на основе
которых нужно будет разработать и принять локальные
нормативные акты, закрепляющие требования к
квалификации педагогов, соответствующие задачам
данной образовательной организации и специфике ее
деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.