«Профилактика агрессивного поведения школьников»
Оценка 5

«Профилактика агрессивного поведения школьников»

Оценка 5
Работа с родителями
pptx
социальная работа
22.09.2024
«Профилактика агрессивного поведения  школьников»
Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д. Жертва - человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Профилактика агрессивного поведения школьников.pptx

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Содержание

Содержание

Содержание

Детская и подростковая агрессия

Детская и подростковая агрессия

Детская и подростковая агрессия

Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации…

Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации…

Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений».


Выполнить задачи, поставленные в 14 статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является…

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является…

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям:
1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии;
2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию;
3) агрессивное поведение — результат научения.

Теории агрессии

Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т

Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т

 Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д.

Жертва - человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. 

Основные виды агрессии Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Основные виды агрессии Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Основные виды агрессии
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления.
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса.
Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.

Заболевание центральной нервной системы

Заболевание центральной нервной системы

1.Заболевание центральной нервной системы.
2.Агрессивность как средство психологической защиты.
3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
неприятие детей родителями;
безразличие со стороны родителей;
разрушение эмоциональных связей в семье;
чрезмерный контроль или полное его отсутствие;
избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
отказ в праве на личную свободу.

Причины возникновения детской агрессивности 

Особенности детской агрессии С рождения до 3 лет

Особенности детской агрессии С рождения до 3 лет

Особенности детской агрессии


С рождения до 3 лет

Это – импульсивность, истеричность.
Защита внутренней границы «Я», включая игрушки.
Способ контроля поведения ребенка:
Мягкое физическое манипулирование, просьбы, помощь взрослого.


С 4 до 14 лет

Это - целенаправленность.
Возможно в 5 раз больше агрессии, чем в раннем возрасте ( в зависимости от отношений в семье и детском обществе)
Способ контроля: Изменение поведения 

Младший (дошкольный) возраст.

Младший (дошкольный) возраст.

Младший (дошкольный) возраст.
Ребёнок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным.
Коммуникативные навыки в этом возрасте не достаточно развиты, поэтому он пытается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.
Маленькие легко вовлекают свои конфликты взрослых.
Младший школьный возраст.
В этом возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят.
Дети всё чаще стараются решать проблемы в своём кругу, реже прибегают к помощи взрослых.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Подростковый возраст. Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис

Подростковый возраст. Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис

Подростковый возраст.
Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис.
Подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
проявлять открыто или прятать и подавлять.
За помощью к взрослым обращаются очень редко. 

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Мальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема

Мальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема

Мальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Обычно мальчики проявляют физическую агрессию.
Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной.
Некоторые с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом.
Это выглядит мягче, зато бьёт больнее. 

Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек

При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек

При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек

не подкрепляет агрессивное поведение подростка;
демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией:
сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО

создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;
своевременное выявление неблагополучных семей;
формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;
создание форм просвещения родителей коррекции по профилактике агрессивности;
совершенствование психолого-педагогической помощи детям;
развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; 

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками: погружение в проблему игровая терапия (у детей) творческое самовыражение(рисование, театрализация, занятие музыкой, конструирование и т

Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками: погружение в проблему игровая терапия (у детей) творческое самовыражение(рисование, театрализация, занятие музыкой, конструирование и т

Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками:
погружение в проблему
игровая терапия (у детей)
творческое самовыражение(рисование, театрализация, занятие музыкой, конструирование и т.д.)
телесная терапия
саморегуляция
тренинг релаксации
психологическое конструирования (репетиция поведения подростков)
тренинг конструктивного взаимодействия 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Профилактика и коррекция агрессивного поведении 1

Профилактика и коррекция агрессивного поведении 1

Профилактика и коррекция агрессивного поведении

1. Занятия спортом.
2. Медленный счет до десяти.
3. Коллекционировать анекдоты.
4. Смотреть юмористические фильмы телепередачи.
5. Подурачиться у зеркала.
6. Овладеть методами саморегуляции.
7. Научиться позитивно воспринимать мир.
8. Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д.
9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

10. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица
11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются.
12. Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на секунд).
13. Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания. 

Буллинг

Буллинг

Буллинг

Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание

Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание

Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.

Буллинг (травля) - стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей , обладающих большей властью (силой). (Дэн Олвеус)

Буллинг (травля) - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит)

Скрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т

Скрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т

Скрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п. (более характерен для девочек)
Прямая травля:
физическая агрессия (избиение, пинки, щипки, выдергивание волос, привязывание и т.д) психологическое насилие (унижение,оскорбления, угрозы, порча личных вещей, принуждение, вымогательство и т.п.), сексуальное насилие
Кибербуллинг—совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через социальные сети или использованием современных технологий общения (интернет, телефон). Включает в себя ексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен.

Формы

Горячие точки» – это конкретные места в здании вашей школы и на школьном дворе, где возможен буллинг

Горячие точки» – это конкретные места в здании вашей школы и на школьном дворе, где возможен буллинг

«Горячие точки» – это конкретные места в здании вашей школы и на школьном дворе, где возможен буллинг.
Составьте карту «горячих точек»!
Достаточно взять поэтажный план здания и план прилегающей территории и пометить красным фломастером эти места.
Обычно это:
Туалеты, особенно возле классов начальной школы
Спортивные раздевалки
Спортзал
Школьный буфет
Раздевалка школьная (гардероб)
Места под лестницей, в темных углах
Укромные уголки
Места курения

«Горячие точки» буллинга

Выделение жертвы и агрессора Цикл травли в группе

Выделение жертвы и агрессора Цикл травли в группе

Выделение жертвы и агрессора
Цикл травли в группе
Изменение восприятия ребенка-жертвы

Система отношений в группе

Среда, способствующая возникновению травли

Среда, способствующая возникновению травли

Среда, способствующая возникновению травли
Учреждения с высоким уровнем конфликтов между взрослыми и детьми
Учреждения с авторитарным стилем общения между взрослыми и детьми, жесткой властной иерархией отношений как между персоналом, так и по отношению к детям
Отсутствие четких правил по отношению к травле и последовательной реакции на любой инцидент травли со стороны взрослых
Непонимание сотрудниками учреждения проблемы травли, неумение выявлять травлю, игнорирование
Косвенная поддержка детям-«агрессорам» со стороны персонала учреждения (обвинения жертвы, «сами разберутся»)
Отсутствие достаточного контроля взрослых во время перемен и плохо организованное пространство учреждения
Взрослый не проявляет тепла и поддержки по отношению к детям, у детей нет контакта с персоналом учреждения

Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок!

Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок!

Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок! Он что, из мусорного контейнера?...
О, сегодня ты опять в свитерке из мусорки? У тебя все вещи оттуда?...
Фу, от кого это несет помойкой? А, так это же наша вонючка пришла! Да иди же ты, наконец, помойся! Рядом с тобой невозможно сидеть!! Нет, я здесь не сяду!!
Почему она учится в нашем классе? Убирайся отсюда!!

Пример …

Участники травли Ребенок-«агрессор » - лидирующий нападающий

Участники травли Ребенок-«агрессор » - лидирующий нападающий

Участники травли
Ребенок-«агрессор» - лидирующий нападающий
Дети, участвующие в травле - присоединяются к лидеру-агрессору
Ребенок-жертва
Свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят
Свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону
Защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.

Факторы риска (дети-жертвы) Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе

Факторы риска (дети-жертвы) Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе

Факторы риска (дети-жертвы)
Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе. Нежизнерадостный, неуверенный
Низкая/негативная самооценка (косвенно дает понять сверстникам, что не сможет адекватно ответить, т.е. становится «легким» объектом нападок и травли).
Отсутствие друзей в группе, трудности в формировании близких отношений со сверстниками
Ребенок может быть физически слабее своих сверстников (касается преимущественно мальчиков)
Особенности внешности и поведения
Вич-инфекция
Принадлежность к этническому/национальному/религиозному меньшинству
Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков)
Осторожный, чувствительный, замкнутый, послушный, застенчивый, избегает конфликтов в общении
Обычно не агрессивен, не настойчив, не провоцирует и не дразнит других
Часто лучше общается со взрослыми (родителями, учителями), чем со сверстниками

Особенности детей, которые склонны травить своих сверстников

Особенности детей, которые склонны травить своих сверстников

Особенности детей, которые склонны травить своих сверстников


Высокий уровень агрессии в целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики), положительное отношение к насилию
Потребность в контроле и доминировании, авторитарный стиль общения
Реже проявляют сочувствие/эмпатию к сверстникам, воспринимаются как «крутые», жесткие.
Негативистское восприятие мотивов и поведения окружающих
Часто имеют различные поведенческие проблемы
Импульсивные, нетерпеливые, испытывают трудности с соблюдением правил
Доминантные, авторитарные родители (или один из них)
Травматичный опыт физического и психологического насилия, отвержения
Депрессивные проявления
Могут проявлять агрессию по отношению к взрослым
Часто физически сильнее своих сверстников и, в особенности, жертв травли
Мальчики часто успешны в физических занятиях, играх, спорте

Последствия травли для детей-жертв

Последствия травли для детей-жертв

Последствия травли для детей-жертв

Снижение самооценки
Более высокий риск переживания физического, психологического и сексуального насилия в межличностных отношениях в будущем
Нарушение социальной адаптации
Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации, памяти и т.п.
Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.
Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
Суицидальные мысли и попытки

Последствия для детей-«агрессоров»

Последствия для детей-«агрессоров»

Последствия для детей-«агрессоров»

Трудности в выстраивании и поддержании отношений

Снижение успеваемости в старших классах, негативное отношение к школе

Повышенный риск делинквентного (противоправного) поведения в будущем

Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на других являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем более выраженные психологические проблемы…

Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на других являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем более выраженные психологические проблемы…


Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на других


являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем
более выраженные психологические проблемы (в т.ч. депрессия, тревожность), нарушения школьной и социальной адаптации, отсутствие друзей, коммуникативные проблемы, когнитивные нарушения и т.д.
в наибольшей степени отвергаются сверстниками и чаще, нежели остальные дети, являются участниками травли в той или иной роли
чаще в будущем обращаются за психиатрической помощью

Программы профилактики. Основные компоненты

Программы профилактики. Основные компоненты

Программы профилактики.
Основные компоненты
Меры на трех уровнях: учреждения, группы и индивидуальном
Информирование учителей, сотрудников учреждения, детей и родителей о проблеме травли, ее механизмах и последствиях
Единые для учреждения правила в отношении травли
Обучение взрослых
Групповые занятия с детьми
Оказание помощи жертвам травли: индивидуальная или групповая психологическая работа
Оказание помощи детям-«агрессорам»: индивидуальная или групповая психологическая работа
Взаимодействие с родителями
Контроль детей в вечернее, внеучебное, свободное время, организация игрового/досугового пространства

УЧИТЕЛЯ, УБОРЩИЦЫ, БУФЕТЧИЦА И

УЧИТЕЛЯ, УБОРЩИЦЫ, БУФЕТЧИЦА И

УЧИТЕЛЯ, УБОРЩИЦЫ, БУФЕТЧИЦА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ, - ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ.
Распознавать первые же признаки буллинга в ученической среде – важная профессиональная компетенция педагога.

БУЛЛИНГ БОИТСЯ ГЛАСНОСТИ!

С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах

С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах

С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах
Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого
Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону
Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться
Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
Ученик, не склонный нарушать правила, вдруг начинает регулярно опаздывать на первый урок
Или засиживается после уроков, тоскливо поглядывая в окно: не ушли ли со школьного двора поджидающие его старшеклассники…

Какое поведение учеников может быть маркером буллинга?

Метод поддержки группы (ранее известный как метод «без обвинений»)

Метод поддержки группы (ранее известный как метод «без обвинений»)

Метод поддержки группы (ранее известный как метод «без обвинений»). Разработан Мейнсом и Робинсоном в Англии в 1990х
Метод «общих интересов/заинтересованного участия». Разработан Анатолем Пикасом в Швеции в 1980х

Групповые методы работы в ситуации травли

Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то отдельной группы

Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то отдельной группы

Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то отдельной группы
Чтобы изменить издевательское, травящее поведение отдельного человека, часто лучше всего работать с его/ее группой друзей или сверстников
Непродуктивно обвинять агрессоров, или даже подразумевать, что они виноваты
С ними можно работать, если обращаться к их эмпатии, сочувствию

Общие положения двух методов

Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла травля

Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла травля

Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла травля
Выясните вместе с жертвой кто участвовал в травле (необходимо четко дать понять, что ваша цель НЕ добиваться их наказания)
Беседа с агрессорами и некоторыми другими учащимися, которые сочувствовали и поддерживали жертву
Поделитесь с ними, что вы узнали о состоянии/страданиях жертвы, спросите каждого из них, что они могут сделать чтобы улучшить ситуацию
Поблагодарите каждого за их вклад, после этого взрослый может уйти и предложить группе остаться и еще поговорить, если они хотят
Также перед уходом необходимо дать понять, что взрослый будет разговаривать с каждым еще, чтобы обсудить, как меняется ситуация

Метод поддержки группы

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024