Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений».
Выполнить задачи, поставленные в 14 статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям:
1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии;
2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию;
3) агрессивное поведение — результат научения.
Теории агрессии
Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д.
Жертва - человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Основные виды агрессии
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления.
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса.
Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.
1.Заболевание центральной нервной системы.
2.Агрессивность как средство психологической защиты.
3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
неприятие детей родителями;
безразличие со стороны родителей;
разрушение эмоциональных связей в семье;
чрезмерный контроль или полное его отсутствие;
избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
отказ в праве на личную свободу.
Причины возникновения детской агрессивности
Особенности детской агрессии
С рождения до 3 лет
Это – импульсивность, истеричность.
Защита внутренней границы «Я», включая игрушки.
Способ контроля поведения ребенка:
Мягкое физическое манипулирование, просьбы, помощь взрослого.
С 4 до 14 лет
Это - целенаправленность.
Возможно в 5 раз больше агрессии, чем в раннем возрасте ( в зависимости от отношений в семье и детском обществе)
Способ контроля: Изменение поведения
Младший (дошкольный) возраст.
Ребёнок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным.
Коммуникативные навыки в этом возрасте не достаточно развиты, поэтому он пытается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.
Маленькие легко вовлекают свои конфликты взрослых.
Младший школьный возраст.
В этом возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят.
Дети всё чаще стараются решать проблемы в своём кругу, реже прибегают к помощи взрослых.
Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Подростковый возраст.
Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис.
Подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
проявлять открыто или прятать и подавлять.
За помощью к взрослым обращаются очень редко.
Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Мальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Обычно мальчики проявляют физическую агрессию.
Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной.
Некоторые с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом.
Это выглядит мягче, зато бьёт больнее.
Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек
не подкрепляет агрессивное поведение подростка;
демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией:
сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек
создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;
своевременное выявление неблагополучных семей;
формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;
создание форм просвещения родителей коррекции по профилактике агрессивности;
совершенствование психолого-педагогической помощи детям;
развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;
ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками:
погружение в проблему
игровая терапия (у детей)
творческое самовыражение(рисование, театрализация, занятие музыкой, конструирование и т.д.)
телесная терапия
саморегуляция
тренинг релаксации
психологическое конструирования (репетиция поведения подростков)
тренинг конструктивного взаимодействия
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Профилактика и коррекция агрессивного поведении
1. Занятия спортом.
2. Медленный счет до десяти.
3. Коллекционировать анекдоты.
4. Смотреть юмористические фильмы телепередачи.
5. Подурачиться у зеркала.
6. Овладеть методами саморегуляции.
7. Научиться позитивно воспринимать мир.
8. Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д.
9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.
10. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица
11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются.
12. Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на секунд).
13. Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.
Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Буллинг (травля) - стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей , обладающих большей властью (силой). (Дэн Олвеус)
Буллинг (травля) - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит)
Скрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п. (более характерен для девочек)
Прямая травля:
физическая агрессия (избиение, пинки, щипки, выдергивание волос, привязывание и т.д) психологическое насилие (унижение,оскорбления, угрозы, порча личных вещей, принуждение, вымогательство и т.п.), сексуальное насилие
Кибербуллинг—совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через социальные сети или использованием современных технологий общения (интернет, телефон). Включает в себя ексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен.
Формы
«Горячие точки» – это конкретные места в здании вашей школы и на школьном дворе, где возможен буллинг.
Составьте карту «горячих точек»!
Достаточно взять поэтажный план здания и план прилегающей территории и пометить красным фломастером эти места.
Обычно это:
Туалеты, особенно возле классов начальной школы
Спортивные раздевалки
Спортзал
Школьный буфет
Раздевалка школьная (гардероб)
Места под лестницей, в темных углах
Укромные уголки
Места курения
«Горячие точки» буллинга
Среда, способствующая возникновению травли
Учреждения с высоким уровнем конфликтов между взрослыми и детьми
Учреждения с авторитарным стилем общения между взрослыми и детьми, жесткой властной иерархией отношений как между персоналом, так и по отношению к детям
Отсутствие четких правил по отношению к травле и последовательной реакции на любой инцидент травли со стороны взрослых
Непонимание сотрудниками учреждения проблемы травли, неумение выявлять травлю, игнорирование
Косвенная поддержка детям-«агрессорам» со стороны персонала учреждения (обвинения жертвы, «сами разберутся»)
Отсутствие достаточного контроля взрослых во время перемен и плохо организованное пространство учреждения
Взрослый не проявляет тепла и поддержки по отношению к детям, у детей нет контакта с персоналом учреждения
Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок!Он что, из мусорного контейнера?...
О, сегодня ты опять в свитерке из мусорки?У тебя все вещи оттуда?...
Фу, от кого это несет помойкой?А, так это же наша вонючка пришла!Да иди же ты, наконец, помойся!Рядом с тобой невозможно сидеть!!Нет, я здесь не сяду!!
Почему она учится в нашем классе?Убирайся отсюда!!
Пример …
Участники травли
Ребенок-«агрессор» - лидирующий нападающий
Дети, участвующие в травле - присоединяются к лидеру-агрессору
Ребенок-жертва
Свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят
Свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону
Защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.
Факторы риска (дети-жертвы)
Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе. Нежизнерадостный, неуверенный
Низкая/негативная самооценка (косвенно дает понять сверстникам, что не сможет адекватно ответить, т.е. становится «легким» объектом нападок и травли).
Отсутствие друзей в группе, трудности в формировании близких отношений со сверстниками
Ребенок может быть физически слабее своих сверстников (касается преимущественно мальчиков)
Особенности внешности и поведения
Вич-инфекция
Принадлежность к этническому/национальному/религиозному меньшинству
Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков)
Осторожный, чувствительный, замкнутый, послушный, застенчивый, избегает конфликтов в общении
Обычно не агрессивен, не настойчив, не провоцирует и не дразнит других
Часто лучше общается со взрослыми (родителями, учителями), чем со сверстниками
Особенности детей, которые склонны травить своих сверстников
Высокий уровень агрессии в целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики), положительное отношение к насилию
Потребность в контроле и доминировании, авторитарный стиль общения
Реже проявляют сочувствие/эмпатию к сверстникам, воспринимаются как «крутые», жесткие.
Негативистское восприятие мотивов и поведения окружающих
Часто имеют различные поведенческие проблемы
Импульсивные, нетерпеливые, испытывают трудности с соблюдением правил
Доминантные, авторитарные родители (или один из них)
Травматичный опыт физического и психологического насилия, отвержения
Депрессивные проявления
Могут проявлять агрессию по отношению к взрослым
Часто физически сильнее своих сверстников и, в особенности, жертв травли
Мальчики часто успешны в физических занятиях, играх, спорте
Последствия травли для детей-жертв
Снижение самооценки
Более высокий риск переживания физического, психологического и сексуального насилия в межличностных отношениях в будущем
Нарушение социальной адаптации
Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации, памяти и т.п.
Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.
Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
Суицидальные мысли и попытки
Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на других
являются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем
более выраженные психологические проблемы (в т.ч. депрессия, тревожность), нарушения школьной и социальной адаптации, отсутствие друзей, коммуникативные проблемы, когнитивные нарушения и т.д.
в наибольшей степени отвергаются сверстниками и чаще, нежели остальные дети, являются участниками травли в той или иной роли
чаще в будущем обращаются за психиатрической помощью
Программы профилактики.
Основные компоненты
Меры на трех уровнях: учреждения, группы и индивидуальном
Информирование учителей, сотрудников учреждения, детей и родителей о проблеме травли, ее механизмах и последствиях
Единые для учреждения правила в отношении травли
Обучение взрослых
Групповые занятия с детьми
Оказание помощи жертвам травли: индивидуальная или групповая психологическая работа
Оказание помощи детям-«агрессорам»: индивидуальная или групповая психологическая работа
Взаимодействие с родителями
Контроль детей в вечернее, внеучебное, свободное время, организация игрового/досугового пространства
С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах
Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого
Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону
Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться
Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
Ученик, не склонный нарушать правила, вдруг начинает регулярно опаздывать на первый урок
Или засиживается после уроков, тоскливо поглядывая в окно: не ушли ли со школьного двора поджидающие его старшеклассники…
Какое поведение учеников может быть маркером буллинга?
Метод поддержки группы (ранее известный как метод «без обвинений»). Разработан Мейнсом и Робинсоном в Англии в 1990х
Метод «общих интересов/заинтересованного участия». Разработан Анатолем Пикасом в Швеции в 1980х
Групповые методы работы в ситуации травли
Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то отдельной группы
Чтобы изменить издевательское, травящее поведение отдельного человека, часто лучше всего работать с его/ее группой друзей или сверстников
Непродуктивно обвинять агрессоров, или даже подразумевать, что они виноваты
С ними можно работать, если обращаться к их эмпатии, сочувствию
Общие положения двух методов
Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла травля
Выясните вместе с жертвой кто участвовал в травле (необходимо четко дать понять, что ваша цель НЕ добиваться их наказания)
Беседа с агрессорами и некоторыми другими учащимися, которые сочувствовали и поддерживали жертву
Поделитесь с ними, что вы узнали о состоянии/страданиях жертвы, спросите каждого из них, что они могут сделать чтобы улучшить ситуацию
Поблагодарите каждого за их вклад, после этого взрослый может уйти и предложить группе остаться и еще поговорить, если они хотят
Также перед уходом необходимо дать понять, что взрослый будет разговаривать с каждым еще, чтобы обсудить, как меняется ситуация
Метод поддержки группы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.