ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ
Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально
готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом
деятельности. Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная
деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты
совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят
своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами
грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят
слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного
совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это
удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в
школе, возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в
словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые
свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной
речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от
умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой
обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов –
нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и
письменной речи.
Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить
признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии, и конкретные
методические приёмы, позволяющие устранить имеющиеся предпосылки.
Одна из первых задач, с которой встречается начинающий обучаться грамоте
ребенок, – это необходимость усвоения букв. Обычно при слове «буква» в нашем
сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный
образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только
к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по
себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне
определенный звук речи.
Поэтому, для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь
хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.
Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный
акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с вполне определенным
зрительным образом буквы (графемы). И лишь после установления прочной связи
между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок сможет без
затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать
нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.
Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного
обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входит и
слуховая дифференциация (различение) звуков речи, а также начальные формы
звукового анализа и синтеза слов. В этих процессах участвуют ещё и речевые
артикуляции.
Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение
зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их
друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается
преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой.
Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду
буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы
зрительно-пространственные представления.
Необходимым условием для различения оптически сходных букв является развитие у
ребёнка способности к тонкому зрительному анализу и синтезу
(умению мысленно расчленить предмет (в том числе и буквенный знак) на
составляющие его отдельные части или элементы, и наоборот, объединить отдельные
части предмета в единое целое). Процессы анализа и синтеза обычно выступают в
единстве, дополняя друг друга.
Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть
письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном
возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Под полноценной устной речью,
которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимаем следующее:
1. Правильное произношение всех звуков речи (прежде всего
не должно быть замен одних речевых звуков
другими).
2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии
правильного понимания значений усвоенных слов.
3. Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в
соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для
выражения законченной мысли.
4. Владение связной речью, то есть умение логично и
последовательно связывать отдельные предложения между собой для
построения связного высказывания.
И, наконец, чисто техническая сторона процесса письма невозможна без развитой тонкой
моторики. Слабость, «неразвитость» кисти руки, невозможность осуществления ею
тонких дифференцированных движений не позволяют начинающему ученику выработать
хороший почерк и вообще выдерживать длительное напряжение руки в процессе
письма. Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок
должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него
еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:
1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации
акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза
слов).
2. Достаточный уровень сформированности
зрительно-пространственных представлений.
3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом,
грамматическим строем, связной речью).
4. Развитая тонкая ручная моторика.
Для устранения предпосылок дисграфии необходимо использовать целый ряд
методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший
сферы развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.