План-конспект урока по ОБЖ
для учеников старших классов по теме:
«Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»
Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.
Цели урока:
Познавательные:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;
- расширить представление детей о молодежной субкультуре;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;
- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;
Воспитательные:
- способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;
- формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;
- способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.
Задачи урока:
Оборудование урока:
Основные понятия и термины:
Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.
План урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
3. Актуализация представлений учащихся о проблеме.
4. Обобщение и систематизация опорных знаний.
5. Изучение новой темы урока.
6. Формирование основных понятий.
7. Групповая работа с текстом документов.
8. Презентация проектов учащихся.
9. Подведение итогов.
План-конспект урока
Мини-лекция учителя:
О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.
В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемых молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.
Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.
Мозговой штурм:
Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?
1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.
2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики).
3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1).
Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Формирование основных понятий.
Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.
Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.
Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.
Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.
Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.
Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.
Террор (от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.
Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).
Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).
Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).
Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.
Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.
Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.
Да, согласен
Согласен, но с оговорками
Не согласен
Не знаю, не определился
После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.
При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).
Групповая работа с текстом документов
На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.
Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.
Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.
Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.
По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.
По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.
Разработка и защита проектов
На заключительном этапе второго урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».
Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры центрального региона» и др.
Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.
Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».
Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.
Материалы для разработки проектов: интернет ресурсы, приложения 1-2.
Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.
После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.
Приложение 1.
Причины развития экстремизма среди молодежи
1. Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.
2. Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.
3. В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они».
Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:
Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
Во-вторых, социальные контрасты, резкое
расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий
уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву
для терроризма.
В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные
периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления
экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы
индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно
нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.
Приложение 2.
Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.
С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой [2004, с.33-34].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.