«Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»
Оценка 4.6

«Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»

Оценка 4.6
doc
15.06.2023
«Профилактика экстремизма и терроризма  среди молодежи»
Урок. Терроризм.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока  по ОБЖ

для учеников старших классов по теме:

«Профилактика экстремизма и терроризма  среди молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Профилактика экстремизма и терроризма  среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;

- расширить представление детей о молодежной субкультуре;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

- способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

- формировать  критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

- способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:

  • углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;
  • определить причины и цели экстремизма и терроризма;
  • осуществить поиск путей решения данной проблемы;
  • совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;
  • продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;
  • воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.

Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;
  • компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;
  • текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;
  • специально оформленная классная доска.

Основные понятия и термины:

  • глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.

Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока

1.     Организационный момент.

2.     Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

3.     Актуализация представлений учащихся о проблеме.

4.     Обобщение и систематизация опорных знаний.

5.     Изучение новой темы урока.

6.     Формирование основных понятий.

7.     Групповая работа с текстом документов.

8.     Презентация проектов учащихся.

9.     Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

          О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемых молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.

          Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях  фиксируются причины по которым, по мнению учащихся,  активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.

2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся,  записываются на доске (без повторений и критики).

3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее  по мнению учащихся (Приложение 1).

Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Формирование основных понятий.

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.
Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту»  своей нации.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

Терроризм это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор (от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

Терроризместь мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

Терроризм это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

Терроризм это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том,  что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора  являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы. 

Дискуссия:  Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций. 

Да, согласен

Согласен, но с оговорками

Не согласен

Не знаю, не определился

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).

Групповая работа с текстом документов

          На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях.

Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

По завершению обсуждения группам предлагаются  ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

Разработка и защита проектов

На заключительном этапе второго  урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры центрального региона» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме  профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов: интернет ресурсы, приложения 1-2.

Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.

 

Приложение 1.

Причины развития экстремизма среди молодежи

1.    Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.

2.    Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.

3.    В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они».

Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
          В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
          В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.

С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований.  Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой [2004, с.33-34].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План-конспект урока по ОБЖ для учеников старших классов по теме: «Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»

План-конспект урока по ОБЖ для учеников старших классов по теме: «Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи

Оборудование урока: рабочие тетради учащихся; компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся; текст

Оборудование урока: рабочие тетради учащихся; компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся; текст

План-конспект урока Мини-лекция учителя:

План-конспект урока Мини-лекция учителя:

Приложение 1). Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде

Приложение 1). Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде

Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок

Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы

Приложение 1. Причины развития экстремизма среди молодежи 1

Приложение 1. Причины развития экстремизма среди молодежи 1

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву…

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву…

Приложение 2. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов

Приложение 2. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов

«Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи»

«Профилактика экстремизма и терроризма  среди молодежи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023