Кризис – состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации или проблемы
Текст
Кризисные состояния – психические состояния человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:- любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая; - несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
Психологические особенности детей, испытывающих кризисные состояния:- импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);- перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
- агрессивное поведение, раздражительность;- неумение преодолевать проблемы и трудности;- отсутствие гибкости мышления, инфантильность;- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
- нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;- тревожность и подавленность, частое плохое настроение.
Признаки кризисного состояния:- снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;- уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению;
- снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания;- изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше);- вялость, хроническая усталость;- телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком;
- грустное настроение или повышенная раздражительность;- идеи собственной малоценности, никчемности;- показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.
Кризис имеет три стадии:1. тревога, напряженность, состояние дискомфорта; 2. реакция на дискомфорт; 3. последействие кризиса.
Виды выхода из кризиса:Общение, учеба, спорт, творчество - именно в эти виды деятельности может уйти подросток в этот период. Как правило, любые успехи должны быть замечены родителями или педагогами, мнение которых ценится больше всего и чрезвычайно важно для подростка.
1. Наблюдение за поведением детей.2. Работа по повышению информированности родителей и компетентности педагогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.