Профилактика курения электронных сигарет в подростковом возрасте
Оценка 4.6

Профилактика курения электронных сигарет в подростковом возрасте

Оценка 4.6
docx
22.03.2023
Профилактика курения электронных сигарет в подростковом  возрасте
Статья КрасМТ. Толстихина Е.В., Степаненко Е..docx

Е.В. Степаненко

Научный руководитель – Е.В. Толстихина

КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум»

г. Красноярск

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КУРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Подростки и молодые люди представляют собой особую группу населения, здоровье которой считают «индикатором» социального и экономического благополучия. Основными факторами, угрожающими здоровью молодежи, являются вредные привычки – употребление табака, алкоголя, наркотиков.

Электронные сигареты (ЭС) или электронные системы доставки никотина (ЭСДН) появились как новые формы потребления никотина и табака в ответ на достижения антитабачных политик всех стран и народов, когда курение и продвижение сигарет оказались вне закона, и потребление обычных табачных продуктов стало сокращаться во многих странах [1].

ВОЗ в своей информационной записке сообщает, что данные на 2019 год о текущем использовании ЭСДН/ЭСДПН среди молодежи в возрасте 13-15 лет, полученные из 22 стран, показывают, что доля молодых людей, регулярно использующих электронные системы доставки никотина, выше, чем доля людей старшего возраста [3].

На сегодняшний день основным документом, регулирующим работу с подростками по снижению рисков для здоровья, связанных с табакокурением, в РФ является «Концепция госполитики противодействия потреблению табака на 2017–2022 гг. и дальнейшую перспективу», которая нацелена на снижение к 2025 г. распространенности потребления табака среди населения до 25%. Основным нововведением этой концепции может стать полный запрет на продажу табака лицам, рожденным после 2015 г., который может начать действовать в 2033 г [4].

На сегодняшний день тысячи подростков пытаются выразить свою исключительность и показать себя более взрослыми с помощью курения электронных сигарет. Курение в подростковом возрасте проще предотвратить, чем бороться с ним. Ведь, попробовав электронную сигарету один раз, мало, кто не потянется за ней во второй. Хотелось бы, чтобы подростки понимали, какой вред наносят своему организму и как это может повлиять на их здоровье в будущем.

Нами была поставлена цель - установить уровень информированности старшеклассников города Красноярска о вреде вейпинга и провести просветительскую работу с подростками на тему последствия курения электронных сигарет.

Для реализации указанных целей были поставлены следующие задачи:

1.      Изучить теоретический материал по теме проекта;

2.      Провести планирование проектной деятельности;

3.      Провести анкетирование учащихся старших классов для выявления уровня информированности о вреде и последствиях курения электронных сигарет (с письменного согласия учеников и их родителей).

4.      Подготовить информационный материал (буклеты, презентацию) по профилактике курения электронных сигарет;

5.      Провести беседу с мультимедийной презентацией о вреде и последствиях курения электронных сигарет;

6.      Провести повторное анкетирование учащихся старших классов;

7.      Проанализировать результаты проектной деятельности.

В проекте приняли участие учащиеся 9-11 классов гимназии №4 г. Красноярска.

Нами была составлена анкета из 18 вопросов. За каждый правильный ответ респондент получает 1 балл. Уровень информированности оценивается по следующей градации:

- 15-18 баллов – высокий;

- 11-14 баллов – средний;

- ≤10 баллов – низкий.

Анкета переведена в электронную форму с помощью программы Google формы. Для получения достоверных результатов анкетирования, был рассчитан необходимый объем выборки (114 чел.) и вероятная погрешность (±6,92%).

Фактически были опрошены 119 старшеклассников, из них 68% составили девушки.

 

 

Среди опрошенных, во всех возрастных группах, преобладают средний и низкий уровень информированности, что представлено на рис.1.

Проанализировав результаты опроса по каждому вопросу, отдельно был сформулирован план беседы, чтобы обсудить именно те вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение или те темы, которые необходимо закрепить в сознании.

Для ликвидации дефицита знаний были составлены информационные материалы: буклет, и презентация.

На основном этапе была проведена беседа с подростками. В первой части встречи была представлена презентация на тему «Электронные сигареты: мифы и реальность» (рис.2). Во второй части встречи провели дискуссию (рис.3). Правила были следующие. Разделили по желанию класс на 2 группы: противники электронных сигарет и «защитники». Обе команды пытались переубедить противников, используя доступные им аргументы. Проводимая дискуссия показала, что курение – это опасная привычка. В процессе беседы школьники получили ответы на интересующие их вопросы.  

Рис.2 Беседа                       Рис.3 Дискуссия             Рис. 4 Буклет

 

В конце встречи были розданы буклеты (рис.4) и проведено повторное анкетирование для оценки уровня усвоения полученной информации и оценки качества подачи информационного материала в ходе реализации настоящего проекта.

Сравнительная оценка эффективности полученной информации о вреде и последствиях курения электронных сигарет до и после беседы повысилась до 100%. Оценка качества подачи представленного информационного материала составила максимально «5» баллов.

Очная встреча с подростками показала, что они отдают себе отчет, в том, что электронная сигарета вовсе не безопасная игрушка. К сожалению, в подростковом возрасте желание быть модным и присоединиться к уже курящим, чтобы не выглядеть «белой вороной» может пересилить здравомыслие. Для молодого возраста не характерно заботливое отношение к своему здоровью. Поэтому задача, стоящая перед  педагогами, медиками, родителями и обществом в целом состоит в том, чтобы курение электронных сигарет перестало быть модным.

 

Литература:

 

1.      К.Д.Охотникова Влияние современных аналоговых способов курения на организм человека / К.Д.Охотникова, П.А.Русанова // FORCIPE. – 2019.  https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-analogovyh-sposobov-kureniya-naorganizm-cheloveka

2.      Н.А.Рудаков История создания и продвижения электронных сигарет / Н.А.Рудаков // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. – № 1 (12).  https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-i-prodvizheniya-elektronnyh-sigaret

3.      Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином: - Информационная записка. Всемирная организация здравоохранения, 2020 г. https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/443674/Electronic-nicotine-and-non-nicotine-delivery-systems-brief-rus.pdf

4.      https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tabakokureniya-podrostkov-vchera-segodnya-zavtra/viewer

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Е.В. Степаненко Научный руководитель –

Е.В. Степаненко Научный руководитель –

Нами была составлена анкета из 18 вопросов

Нами была составлена анкета из 18 вопросов

Рис.2 Беседа

Рис.2 Беседа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023