«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»Методическая разработка «Работа с обучающимися»
Криворучко Наталья Николаевна
Педагог дополнительного образования
1 категории
ГУРК «Детский дом № 4»г.Усинска
8(82144)46-206
Государственное учреждение Республики Коми «Детский дом № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Усинска
Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям.
Опасность наркотиков
Наркотики - это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его мысли, его чувства, ощущение и поведение, вызывают сильное привыкание к ним организма. Большинство наркотиков смертельно опасны, и все без исключения обладают вредным для здоровья побочным действием. Наркомания не способна подарить удовольствие, а лишь создает иллюзию его получения.
ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ
Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность)– в медицине болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в социологии – вид отклоняющегося поведения.
Наркомания – болезнь молодых людей
Распространение злоупотребления наркотиками в настоящее время приобрело характер эпидемии. Результаты многочисленных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами на несколько порядков превышают данные официальной статистики. Известно, что каждый наркоман заражает 6-10 человек, а также на одного зарегистрированного наркомана приходится 9-10 незарегистрированных.
Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества.
Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Именно поэтому, просто необходимо проводить эффективную социально- педагогическую профилактику наркомании в подростковой среде.
чтобы уйти от решения какой-то проблемы или уйти от реальности жизни;
из любопытства (как правило, это маленькие дети - а к наркотикам сейчас привлекают и семилетних);
чтобы не отставать от других, быть "как все";
потому что не смог отказать;
желая казаться взрослее, из-за бравады (особенно когда наркотик предлагает кто-то из тех, с кем подросток находится в близких отношениях);
желая получить новые, необычные ощущения (галлюцинации);
чтобы просто поднять настроение;
желая вести себя раскованнее (например, с девушкой или просто танцуя на дискотеке);
путем насильственного вовлечения (шантаж и др.)
Причины, по которым дети начинают принимать наркотики
К причинам, употребления наркотических веществ можно отнести:
привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка
мода и влияние референтной группы, воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе
Задание 1. Упражнение «Рука»
Воспитанники берут карандаши и альбомные листы и, положив на листок свою ладонь, обводят ее. Затем на каждом пальце записывают те черты своего характера, которые, по их мнению, помогут отказаться от предлагаемых наркотиков. По окончании работы все листки вывешиваются на доске. Желающие озвучивают свои работы.
Задание 2. Обсуждение наиболее эффективных приемов отказа от предлагаемых наркотиков
Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы...).
«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...
Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, – это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
«Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.
«Задавить интеллектом»: если употребляющие наркотики убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это также будет свидетельствовать о твердом характере.
Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять наркотики (например: поймают, случится белая горячка, заболеют гепатитом и т.д.).
Задание 3. Как использовать приемы отказа
Какие из этих приемов наиболее эффективны, а какие не сработают?
Почему?
Как их лучше использовать?
Все приемы записываются крупно на листах, которые вывешиваются в разных местах аудитории. Затем каждый подросток может подойти к тому плакату, который соответствует его способу отказа от наркотиков и других ПАВ.
Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям.
Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании, среди подростков играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.
Рефлексия. Методика «Сделай свой выбор!»
У каждого воспитанника по 5 карточек разного цвета. На столе педагога – «чаша для сбора мнений», в которую учащимся нужно опустить карточку соответствующего цвета.
Заканчивается занятие самостоятельным заполнением таблицы: «нет – наркотикам»
Красная | Я против наркотиков |
Желтая | Мне все равно |
Розовая | Жизнь коротка, и надо успеть попробовать все |
Синяя | От судьбы не уйдешь – будь что будет |
Зеленая | Я – личность, все в моих руках |
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1 | |
2 | |
3 |
1.Данилин А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков» Пособие для родителей. «Врачи предупреждают» М. Изд-во, 2000г. 348стр.
2. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов РФ: метод.пособие/ Авт.сост. Мирсагатова М.Н.1999г.
3. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма, наркомании у несовершеннолетних. Ростов-на-дону,2000г, 384стр.
4. Савченко А.Е. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям.
/Вопросы психологии. 1997 г. №3.
5. Сборник методических материалов для социальных педагогов. - ГБОУ ДПО НИРО, Нижний Новгород, 2011г.
6.http:/social-teacher.ucoz.ru/index/0-6
7. http:/mybloqinfo.ru/
8. http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/32/chapter/69
9. http:/schools.pp.ru/
10. https://fishki.net/anti/98828-risunki-narkomanov-69-foto.html
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.