Профилактика самовольных уходов воспитанников социальных приютов
Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в совершенно незнакомую обстановку, где ему необходимо стать самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом социальном окружении. Профилактическая работа с таким детьми – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.
В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Главной задачей здесь является помощь ребенку в адаптации, создание такого психологического климата в учреждении, который способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения.
Как правило, подросток на момент поступления в социальный приют уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:
- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;
- несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
- низкой социальная активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
- потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.
С первых минут пребывания в приюте ребенок должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут. Важно обращаться к детям по имени, подбирая нужный тон, жесты и слова, а также обязательно следить за культурой речи, избегая публичных замечаний. Обсуждения поступков ребенка недопустимы, а тем более иронии по отношению к детям. В общении с детьми исходить необходимо не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка. Лучше попросить, чем приказать, дети не выносят давления со стороны. Хорошее чувство юмора помогает наладить отношения с воспитанниками. В общении с детьми лучше чаще использовать одобрение, похвалу, поощрение.
Реабилитационно-воспитательную, в том числе досуговую и профилактическую работу необходимо проводить в соответствии с основными принципами работы с дезадаптированными детьми: принципами гуманизма, комплексности и индивидуального подхода.
Результативной технологией работы с детьми с девиантным поведением является игротерапия. Игры в образах, игры по литературным произведениям, инсценировки используются как инструмент для изучения ребенка, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.
С целью наиболее эффективного сотрудничества с ребенком по коррекции его асоциального поведения на основе дифференцированного подхода, выстраиваю индивидуальные социально-реабилитационные программы «Азбука безопасности», «Жизнь без сигарет», с обязательным включением социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий.
С точки зрения современной психологии сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции взрослого, работающего с детьми:
- любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-дружески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать;
- уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;
- признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения;
- признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
- умение быть ему другом, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Установить причины, влияющие на склонность подростка к самовольным уходам, отнесенным к таким внешним, по отношению к ребенку, факторам, как уровень владения педагогами профессиональными компетенциями, наличие социально значимых личностных качеств (доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, стрессоустойчивость и пр.), стиль педагогического общения, призвана методическая работа.
Формирование и реализация единой конструкции методов и технологий реабилитации воспитанников в условиях приюта, позволяющих минимизировать проявления дезадаптации в поведении подростков – такова цель методической работы.
В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:
- понимание детства как особой ценности;
- понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;
- выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.
Подтверждением результативности реализации технологи оказания социально-психологической, социально-педагогической, социально-профилактической помощи детям с нарушениями в поведении в условиях реабилитационного учреждения является значительное положительное воздействие на их личностное развитие и адаптацию в социуме, и как следствие, отрицательная динамика случаев самовольных уходов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.