Профилактика травматизма
Оценка 5

Профилактика травматизма

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
8 кл—10 кл
21.05.2024
Профилактика травматизма
Мероприятие способствует формированию у воспитанников ценностного отношения к здоровью и собственной жизни через формирование теоретических знаний и актуализацию их жизненного опыта
2 Профилактика травматизма.docx

 

 

План – конспект

воспитательного  мероприятия

 

Тема: «Предупреждение травматизма на спортивных занятиях».

Дата проведения: 13.10.2021 г.

Участники: воспитанники 9 «Г» класса.

Форма проведения: час общения.

Цель:  способствовать формированию у воспитанников ценностного отношения к здоровью и собственной жизни через формирование теоретических знаний и актуализацию их жизненного опыта.

 Задачи

Образовательные:        расширить знания воспитанников о видах травм, причинах их возникновения и мерах профилактики;

Развивающие: развивать навыки структурирования информации в форме кластера, в том числе на основе информации, полученной в ходе актуализации собственного опыта, знаний, приобретенных при изучении других тем;

Воспитывающие:          формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других.

Методическое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация  «Предупреждение травматизма на спортивных занятиях», дидактический раздаточный материал, ватман, фломастеры.

Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Элементы технологии критического мышления

Метод Кроссенс

 

Подготовительный этап

2.

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Организационный момент

3.

Элементы технологии целеполагания

Метод тематического обсуждения

Беседа

4.

Элементы технологии критического мышления

Прием Кластер

Основной этап

 

5.

Элементы технологии групповой деятельности

Метод коллективного способа обучения (работа в малых группах)

 

Работа в группах

(составление кластера)

6.

Элементы личностно-ориентированной технологии

Метод рефлексии деятельности и содержания материала

Заключение. Рефлексия.

Вывод

 

 

Ход мероприятия:

I.                  Вступление                                                                                         5 мин.      

Приветствие воспитанников класса

Проверка наличия личного состава

Проверка готовности личного состава к мероприятию.

Подведение к теме классного часа

На слайде с помощью приема «Кроссенс» зашифрована фраза «Спортивный травматизм».

Воспитатель: Ребята, на слайде поочередно будут появляться картинки, которые связаны общим смыслом.  Ваша задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе.

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Тема классного часа «Предупреждение травматизма на спортивных занятиях».

Обоснуйте актуальность изучения данной темы. Приведите факты, подтверждающие вашу точку зрения.

В чем особенности старшего школьного возраста? Какие характерные черты в поведении старшего подростка вы можете выделить?

Воспитатель:      Тема эта действительно актуальна, т.к. именно в старшем подростковом возрасте увеличивается количество несчастных случаев и травм.

 

 

II. Основной этап                                                                                       35 мин.

1. Беседа «Травмы, их классификация»

Воспитатель: Принято считать, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Вы помните, что такое определение здоровья дала Всемирная организация здравоохранения в 1975 году. Сегодня на классном часе мы  коснемся только одной составляющей здоровья – физической.

Действительно, достаточно часто свое физическое здоровье мы разрушаем сами, «своими руками», потому что не задумываемся о последствиях своих действий, нередко совершаем необдуманные поступки, не соблюдаем элементарные правила безопасности, что приводит к травмам.

Воспитатель: Сформулируйте и дайте определение понятию «травма».

Ответы воспитанников

Травма – это нарушение целостности тканей или органов с расстройством их функций под воздействием факторов окружающей среды.

Воспитатель: Подумайте, какие факторы окружающей среды могут вызвать травмы.

Ответы воспитанников (Механические, химические, термические и другие).

Воспитатель: Существует понятие «травматизм». Дайте определение и этому понятию.

Травматизм – это совокупность травм за ограниченный период времени. Травматизм подразделяется на виды в зависимости от того места, где получена травма: бытовой, спортивный, производственный (школьный), уличный, дорожно-транспортный. Сегодня мы подробно изучим спортивный травматизм. Всю информацию, которую вы
узнаете сегодня, мы будем оформлять в виде кластера, каждая часть которого представляет собой систематизацию материала по одному из аспектов обсуждаемой темы.

Организация работы в группах, установка на сотрудничество и результаты совместной деятельности

2. Составление кластера «Спортивные травмы и их профилактика»

Воспитатель: На ваших столах лежат папки с материалом, изучив который вы сможете заполнить Кластер.

Виды травм и их профилактика

Среди травм опорно-двигательного аппарата чаще всего встречаются ушибы, повреждения связочного аппарата, растяжения, разрывы мышц и сухожилий, переломы костей, вывихи в суставах.

Ушибы - закрытые механические повреждения тканей или органов, не сопровождающиеся видимым нарушением их анатомической целостности. Более часто ушибы сопровождаются множественными разрывами мелких сосудов с кровоизлиянием из них. Неправильное лечение (или применение больших нагрузок) может привести к резкому разрастанию соединительной ткани и даже к ее окостенению.

Первая помощь при ушибах заключается в орошении места повреждения хлорэтилом в целях остановки капиллярного кровотечения и обезболивания. Затем накладывают давящую повязку или тейп. В более тяжелых случаях следует наложить давящую повязку и в течение 2-3 ч прикладывать к месту ушиба холод: пузырь со льдом, снегом или холодной водой.

Опасные последствия могут быть при ушибе головы. При сильном ушибе может произойти сотрясение мозга. Если у человека появляется рвота, он теряет сознание, то его нужно немедленно на носилках доставить к врачу.

Для профилактики ушибов в одних видах спорта большое значение имеют правильные страховка и самостраховка, умение «группироваться» и падать, а в других - использование предусмотренных правилами защитных приспособлений: щитков, наколенников, налокотников и др.

Повреждения связочного аппарата суставов по частоте занимают одно из первых мест среди спортивных травм. При растяжении сустав отекает, начинает сильно болеть. Может появиться кровоподтёк.

Различают три степени повреждения связок. При первой степени наблюдается истинное растяжение связок без анатомического повреждения коллагеновых волокон. Это проявляется в умеренной болезненности и небольшом отеке мягких тканей. При второй степени происходит частичный разрыв связки, характеризующийся выраженной болезненностью, быстрым кровоизлиянием в мягкие ткани, развитием отека и нарушением функции сустава. При третьей степени происходит полный разрыв связки, сопровождающийся сильной болью, а иногда и треском; кровоизлияние и отек ярко выражены, функция сустава резко нарушается, изменяется ось конечности.

При оказании первой помощи прикладывают пузырь со льдом (холодной водой), затем накладывают давящую повязку и хорошо (надежно) фиксируют сустав. При разрывах связки и капсулы сустава производится иммобилизация шиной. Дальнейшее лечение при неполных разрывах связочного аппарата - консервативное, а при полных разрывах - только оперативное.

В целях профилактики этих повреждений необходимо проводить правильную разминку перед занятиями и соревнованиями, систематически укреплять мышечно-связочный аппарат (особенно в области шейного отдела позвоночника, коленного, локтевого и голеностопного суставов), повышать техническое мастерство спортсменов.

Растяжение мышц - термин хотя и общепринятый, но неточный, так как в силу эластичности полное растяжение их невозможно. При любом растяжении мышечное волокно, если оно не рвется, восстанавливает свою первоначальную длину. Фактически речь идет о растяжении, надрывах и разрывах мышц а также разрывах мельчайших кровеносных сосудов. При таких травмах в мышцах возникают болевые ощущения, которые выводят спортсмена из строя лишь на короткое время, измеряемое часами или днями.

Надрывы и разрывы мышц происходят в момент их резкого некоординированного сокращения. При этом возникает сильная боль, а иногда слышен характерный звук. Всегда наблюдается кровоизлияние, обычно значительное, с образованием гематомы. Движения в суставе сильно затруднены или даже невозможны из-за болей в области повреждения. При значительном разрыве мышцы под кожей образуется углубление, увеличивающееся при активном напряжении. Надрывы и разрывы сухожилий происходят в момент резкого и сильного сокращения мышцы. В момент травмы пострадавший испытывает резкую боль. Разрыв сопровождается характерным звуком. Полностью выпадает функция мышцы. Например, при разрыве ахиллова сухожилия спортсмен не может встать на носки. Соответствующая мышца изменяет свою форму и смещается, что особенно хорошо видно при попытке напрячь ее.

Оказание первой помощи при повреждении мышц и сухожилий с целью уменьшения кровоизлияния и снятия болей предусматривает орошение хлорэтилом, наложение давящей повязки, пузыря со льдом или холодной водой. При надрыве или разрыве необходима иммобилизация сустава для максимального сближения точек прикрепления мышцы.

Разрывы мышц и сухожилий относятся к наиболее тяжелым травмам опорно-двигательного аппарата. Лечение их должно проводиться в условиях хирургического стационара: при полных разрывах необходима срочная операция.

К средствам профилактики относятся: хорошая общая и специальная физическая подготовленность спортсмена, овладение в совершенстве техническими приемами, правильное проведение разминки, применение специального комплекса упражнений, укрепляющих мышечно-сухожильный аппарат, особенно заднюю группу мышц бедра, использование массажа, сауны.

Резкие, неосторожные движения могут привести к вывиху. При вывихе нарушается расположение костей в суставе — головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой.

В момент вывиха пострадавший испытывает сильную боль; конечность принимает вынужденное, неестественное положение. Попытка изменить его вызывает обострение боли и пружинящее сопротивление. Изменяется форма сустава: суставная поверхность смещенной кости образует хорошо прощупывающийся выступ, а на обычном ее месте появляется углубление.

Первая помощь при вывихе заключается в обеспечении пострадавшей конечности полной неподвижности с помощью фиксирующей повязки или шины. Пострадавшего нужно срочно отправить в лечебное учреждение.

Совершенно недопустима попытка вправления вывиха тренером или товарищами, так как это может привести к дополнительной травме и осложнениям.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться.  Перелом может быть закрытым или открытым. При закрытом переломе кожа и мышцы не повреждаются, а при открытом их целостность нарушается.

Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии.

При переломе костей руки или ноги накладывают шину. В качестве шины можно использовать куски фанеры, картона, трубки и т. д. Шина накладывается так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома. Под шину нужно положить что-нибудь мягкое, чтобы уменьшить давление на ткани. Если нет возможности наложить шину, то сломанную ногу можно с помощью подручного материала прикрепить к здоровой ноге, а руку можно привязать к туловищу.

При переломе рёбер нет возможности наложить шину. В этом случае просят пострадавшему глубоко выдохнуть и туго перевязывают грудную клетку с помощью полотенца или широкого куска ткани.

При травмах черепа может произойти кровоизлияние. Поэтому важно ограничить движения пострадавшего. Его нужно уложить на спину, приподнять голову и сразу же обратиться за помощью к врачу. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При переломе позвоночника нужно уложить пострадавшего на твёрдую поверхность, чтобы избежать повреждения спинного мозга, и  вызвать скорую помощь. Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

 

3.  Беседа  «Причины травматизма»

Воспитатель: Какие же причины чаще всего приводят к травмам?

На слайде отображены причины травм:

-        неосторожность;

-        невнимательность;

-        несоблюдение правил техники безопасности;

-        недооценка ситуации;

-        отсутствие опыта;

-        доступность опасных предметов;

-        отсутствие контроля взрослых;

-        любопытство;

-        баловство, шалости;

-        плохая координация движений.

Воспитатель:       Ребята,     приведите примеры травм по каждой причине.

Обсуждение.

4.  Составление памятки «Профилактика травматизма»

Воспитатель: Ребята, опираясь на опыт и знания, которые вы получили на классном часе, составьте памятку «Профилактика травматизма»

- высокая дисциплинированность воспитанников;

- соблюдение техники выполнения физических упражнений и хорошее знание приемов самостраховки;

- соблюдение методики обучения физическим упражнениям и требований безопасности;

- надежная помощь и страховка при выполнении опорных прыжков и упражнений на снарядах;

- проверка технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.);

- проверка надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах;

- правильное проведение разминки.

 

III. Заключение                                                                                             5 мин.      

Воспитатель: Изученная сегодня информация позволяет нам сделать следующий вывод: травмы нарушают нормальный ход учебного процесса, затрудняют усвоение учебного материала, отрицательно сказываются на успеваемости, препятствуют овладению двигательными навыками по программе физическая культура и наносят вред здоровью. Поэтому важно соблюдать меры профилактики травматизма во время занятий спортом и не допускать необдуманных действий!

 

Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие профилактические меры будете использовать во время занятий спортом?

 

Воспитатель  9 «Г» класса                                                         Кондрашева С. С.


 

План – конспект воспитательного мероприятия

План – конспект воспитательного мероприятия

Элементы личностно-ориентированной технологии

Элементы личностно-ориентированной технологии

Травма – это нарушение целостности тканей или органов с расстройством их функций под воздействием факторов окружающей среды

Травма – это нарушение целостности тканей или органов с расстройством их функций под воздействием факторов окружающей среды

Для профилактики ушибов в одних видах спорта большое значение имеют правильные страховка и самостраховка, умение «группироваться» и падать, а в других - использование предусмотренных правилами…

Для профилактики ушибов в одних видах спорта большое значение имеют правильные страховка и самостраховка, умение «группироваться» и падать, а в других - использование предусмотренных правилами…

Надрывы и разрывы сухожилий происходят в момент резкого и сильного сокращения мышцы

Надрывы и разрывы сухожилий происходят в момент резкого и сильного сокращения мышцы

Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии

Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии

Воспитатель: Ребята, опираясь на опыт и знания, которые вы получили на классном часе, составьте памятку «Профилактика травматизма» - высокая дисциплинированность воспитанников; - соблюдение техники выполнения…

Воспитатель: Ребята, опираясь на опыт и знания, которые вы получили на классном часе, составьте памятку «Профилактика травматизма» - высокая дисциплинированность воспитанников; - соблюдение техники выполнения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024