Профилактика как технология по работе с социальным сиротством
Оценка 4.7

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
10.04.2018
Профилактика как технология по работе с социальным сиротством
Cиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Профилактика социального сиротства.docx
Профилактика как технология по работе с социальным сиротством Е.В. Кузнецова Одной   из   актуальных   и   социально   значимых   задач,   стоящих   перед нашим   обществом   сегодня,   является   поиск   путей   снижения   роста безнадзорности   и   беспризорности   несовершеннолетних,   социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.  Cиротство   как   социальное   явление   существует   столько   же,   сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во   все   времена   войны,   эпидемии,   стихийные   бедствия,   другие   причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания   или   невозможности   осуществлять   последними   родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Одной   из   актуальных   и   социально   значимых   задач,   стоящих   перед нашим   обществом   сегодня,   является   поиск   путей   снижения   роста безнадзорности   и   беспризорности   несовершеннолетних,   социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. В   профилактике   нуждается   все   население,   в   особенности   люди, входящие   в   группы   повышенного   риска:   малолетние   дети,   подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни. Профилактика   является   одним   из   перспективных   и   важных  направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства.   Своевременная   профилактическая   деятельность   способствует значительному   снижению   издержек   социальной   работы   с   уже   имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Согласно   точки   зрения   авторов   энциклопедического   словаря социальной работы Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикой понимаются   научно   обоснованные   и   своевременно   предпринимаемые действия,   направленные   на   предотвращение   возможных   физических, психологических   или   социокультурных   коллизий   у   отдельных   индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и   здоровья   людей,   содействие   им   в   достижении   поставленных   целей   и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто   первичная   профилактика   требует   комплексного   подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные   проблемы   или   решить   поставленные   задачи.  Профилактическая деятельность,   осуществляемая   на   уровне   государства   через   систему   мер повышения   качества   жизни,   минимизацию   факторов   социального   риска, создание   условий   для   реализации   принципа   социальной   справедливости, называется   социальной   профилактикой.   Социальная   профилактика   создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды   профилактики:   психологическая,   педагогическая,   медицинская   и социально­педагогическая. В   литературе   исследователи   Р.Н.   Войтлев,   О.Н.   Чалова,   выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства: ­   общесоциальный   уровень (общая   профилактика)   предусматривает деятельность   государства,   общества,   их   институтов,   направленную   на разрешение   противоречий   в   области   экономики,   социальной   жизни,   в нравственно­духовной сфере; ­   специальный   уровень (социально­педагогическая,   социально­ психологическая)   состоит   в   целенаправленном   воздействии   на   негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;  ­   индивидуальный   уровень (индивидуальная   профилактика) представляет   собой   профилактическую   деятельность   в   отношении конкретных   лиц,   поведение   которых   имеет   черты   отклонений   или проблемности. Помимо   этого,   Л.С.   Стракулина   выделяет   следующие   виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная   профилактика ­   комплекс   мер,   направленных   на предотвращение   негативного   воздействия   биологических   и   социально­ психологических   факторов,   влияющих   на   формирование   отклоняющегося поведения.   Следует   отметить,   что   именно   первичная   профилактика   (ее своевременность,   полнота   и   постоянность)   является   важнейшим   видом превентивных   мероприятий   в   области   предотвращения   отклонений   в поведении детей и подростков. Вторичная   профилактика ­   комплекс   медицинских,   социально­ психологических,   юридических   и   прочих   мер,   направленных   на   работу   с несовершеннолетними,   имеющими   девиантное   и   асоциальное   поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.  Под   третичной   профилактикой понимается   комплекс   мер   социально­ психологического   и   юридического   характера,   имеющих   целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное   учреждение   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в социальной реабилитации. Основная   цель   профилактической   деятельности в   социальной   работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально­экономических, правовых, организационно­ психолого­педагогических   мер   воздействия. воспитательных,   В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение   имеет   умение   правильно   и   гибко   ориентироваться   в   каждой конкретной   ситуации,   объективно,   с   научной   достоверностью   обобщать фактический   материал,   тщательно   изучив   все   причины   установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны. В   соответствии   с   вышесказанным,   под   профилактикой   понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: ­ предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера; ­   предотвращение возможных   физических,   психических   и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;  ­   сохранение,   поддержание   и   защиту   нормального   уровня   жизни   и здоровья   людей.   Содействие   им   в   достижении   поставленных   целей   и раскрытии внутреннего потенциала. Профилактические   мероприятия   варьируются   в   зависимости   от характера   и   причин   социальных   отклонений.   В   обобщенном   виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным   отклонениям;   устраняющие   эти   обстоятельства;   мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует,   что   профилактика   должна   проводиться   в   форме   программы запланированных   действий,   направленных   на   достижение   желаемого результата,   предотвращение   возможных   проблем   и   наблюдение   за последующим состоянием социального объекта. Эффективность   осуществления   социальной   профилактики   во   многом определяется   профессионализмом   субъекта   воздействия   и   комплексным характером   профилактического   применения.   Социальная   профилактика создает   предпосылки   для   процесса   нормальной   социализации   личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.  Профилактика   семейного   неблагополучия как   фактора   социального сиротства   относится   к   важнейшим   видам   профилактики,   используемых   в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы.  Первый связан   с   выявлением   несовершеннолетних   и   семей, находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации.   В   процессе   профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это   будет   возможно   лишь   в   том   случае,   если   в   данном   процессе   будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей   на   ранних   этапах   формирования   личности   несовершеннолетнего   ­ учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные   образовательные   учреждения.   Согласно,   Федеральному   закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений   несовершеннолетних»   индивидуально­профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются   специальные   программы,  включающие   специфические   для каждого профилактируемого субъекта мероприятия. Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по   реабилитации профилактируемого   лица.   Успех   реабилитации   зависит, прежде   всего,   от   полноты   изучения   личности   профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018