В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. При этом основным методическим требованием при проведении беседы, лекции или разговора с детьми, отдыхающими в летнем лагере, оздоровительном центре, является личный пример вожатого, воспитателя, без которого немыслимо получение положительного эффекта.
Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в учреждениях детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ (ДОЦ)
Летние детские оздоровительные центры (ДОЦ), основным направлением деятельности
которых является активный отдых, осуществляемый при помощи и с использованием
физических упражнений, подвижных и спортивных игр на суше и в воде, купания и
обучения плаванию, соревнований по различным видам двигательной деятельности,
занятий по интересам (кружковая работа), развлекательнопознавательных мероприятий,
прогулок и экскурсий призваны компенсировать недостаточную оздоровительную
эффективность системы воспитания как в условиях школы. так и семьи и обеспечить
физическое и духовное развитие всех участников процесса оздоровления.
Несмотря на ограниченные сроки пребывания детей в условиях ДОЦ (1 смена – 21 день и
менее), в них имеются самые благоприятные условия для реализации
здоровьеформирующих технологий, осуществления спортизации физического воспитания
детей и подростков, обеспечения специальной профилактической работы по
предупреждению возникновения у детей и подростков вредных привычек, особенно
наркомании.
Здоровьеформирующие технологии предусматривают использование ценностей физической
и спортивной культуры для целенаправленного формирования условий и факторов,
обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся.
Спортизация физического воспитания предлагает использование элементов прогрессивных
технологий, выверенных в спортивной практике, в системе физического воспитания.
В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и
наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и
подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. При этом
основным методическим требованием при проведении беседы, лекции или разговора с
детьми, отдыхающими в летнем лагере, оздоровительном центре, является личный пример
вожатого, воспитателя, без которого немыслимо получение положительного эффекта.
Главное правило воспитательнооздоровительной и образовательной работы с детьми и
подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в учреждениях
детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво,
интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества
здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у
него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния,
страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным
является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек
регулярных занятий физической культурой и спортом, желательно преимущественно
аэробной и силовой направленности, что способствует активизации деятельности нейронов
головного мозга, продуцирующих энкефалины и эндорфины.
Круглосуточное пребывание детей в детском оздоровительном центре, обеспечение их
полноценным четырех или пятиразовым питанием, организация воспитательного процесса
при соблюдении научно обоснованного единого режима дня позволяют осуществлять
непрерывный контроль за состоянием организма детей и подростков и осуществлять
системно организованный комплекс педагогических и психологических воздействий в
интересах формирования здоровой и гармонически развитой личности.
Организация воспитательнооздоровительной работы в учреждениях детского отдыха
начинается с создания коллектива единомышленников. Важно сформировать у
педагогического коллектива осознанную потребность по реализации выработанной
совместно программы действий.
Личность воспитателя, который отвечает за все стороны жизни детей в детском центре,
имеет одно из приоритетных значений в летний период. Поэтому подбор педагогическихкадров, обучение будущих воспитателей умению проводить диагностическую и
коррекционную работу, занимать гуманистическую позицию, обеспечивать
психологическую комфортность пребывания детей в ДОЦ является первым требованием
организации воспитательнооздоровительной работы по профилактике наркомании и
других вредных привычек в летний период.
В последнее время наркотики приобрели такое широкое распространение в молодежной
среде, что КАЖДЫЙ ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше
табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после
нескольких употреблений. Наркомания это болезнь, распространяющаяся со скоростью
эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу. Вожатому
детского лагеря необходимо сегодня владеть основами информации по этой проблеме,
чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных
действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.
По своей сути наркомания сегодня – это обряд субкультурного "крещения", проблема
личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха
смерти.
Практика работы учреждений детского отдыха показывает, что наиболее сложными как
для педагогического, так и детского коллективов являются первые 34 дня смены. В это
время вожатый изучает своих воспитанников, вместе с ними налаживает их быт.
Воспитатели, вожатые знакомят ребят с режимом дня, с внутренним распорядком жизни в
летнем лагере, показывают, как правильно заправлять кровать, что и как нужно складывать
в тумбочку, где хранить и сушить одежду, обувь и т.д. Чтобы не "утонуть" в мелочах, не
упустить главное, важно точно представлять себе главную задачу первых дней смены. Этот
период принято называть "организационным периодом смены".
В организационный период происходит адаптация детей в жизни летнего лагеря,
закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших
педагогических задач в организационный период – целенаправленное заранее продуманное
изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера, психики и физического
состояния, знаний, умений, навыков.
Многие исследователи проблемы профилактики наркомании у детей и подростков
считают, что не существует никакой "преднаркотической" или "донаркотической"
личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей
уверенности, с их точки зрения, можно говорить лишь о факторах, повышающих риск
злоупотребления психоактивными веществами.
С нашей точки зрения, при всей, казалось бы, неуправляемости и непредсказуемости
процесса роста молодежной наркомании ситуацию можно и нужно срочно брать под
контроль. Вдыхание, глотание или курение наркотических веществ вытесняются сегодня
эпидемией их инъецирования, что сопряжено с риском превышения смертельной дозы и
скорой выработке сильной зависимости. Среди школьников возросло число
злоупотребляющих ингалянтами. Социальные последствия в результате изменений
личности, вызванных наркотиками, затрагивают не только наркозависимых, но и
окружающих их людей и общество.
По данным Департамента образования и науки Краснодарского края, первый опыт
знакомства с наркотиками для 51% детей школьного возраста приходится на возраст 1517
лет, а для 41% на 11 – 14 лет. Данные социологических исследований в школьной среде
показали, что 46% опрошенных пробовали наркотики, 36% курят, 75% с различной
степенью интенсивности принимают алкоголь.
В последние годы наметилась тенденция к росту количества детей и подростков,
приезжающих на отдых, из мест, пострадавших в результате самых различных катастроф,
промышленных, военных зон; часто по программам социальной помощи.Причины, приводящие к употреблению наркотиков, конечно, различаются, но к ним в
первую очередь относится социальная незащищенность детей, неуверенность в завтрашнем
дне, низкий уровень культуры и воспитания, совмещенный с недостаточным жизненным
уровнем, неумение выйти из стрессовых состояния без использования веществ, влияющих
на психику.