Профилактике правонарушений в подростковой среде : семинар-практикум
Каждый человек может совершить правонарушение. Но далеко не каждый это делает. Большинство взрослых людей достаточно зрелы эмоционально и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. Совсем другое дело подростки. В силу возраста и эмоциональной неустойчивости, они зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры. Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, незаконный сбыт наркотиков, телефонный терроризм, буллинг, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну.
В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.
Именно поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей по снижению роста правонарушений среди несовершеннолетних и их эффективная профилактика.
В данной методической разработке предлагается метод работы с кейсами. Метод интересен тем, что подростки в этом случае не останутся пассивными слушателями, а сами станут активными участниками практикума.
Целевая аудитория: учащиеся 7-11 классов, классные руководители, педагоги – организаторы, руководители детских движений
Цель: профилактике правонарушений в подростковой среде
Задачи:
· сформировать у подростков понятие правонарушение;
· рассказать о вреде и опасности правонарушений для них лично и для общества в целом;
· ознакомить с мерами пресечения и наказания за совершенные правонарушения.
Ход семинара – практикума:
Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:
· неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
· порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
·
· девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);
· предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
· противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Правонарушения несовершеннолетних:
· нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
· мелкое хищение;
· незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
· употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
· деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
· безбилетный проезд;
· управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
· управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
· нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
· заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
· мелкое хулиганство;
· пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
· появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.
В работе с кейсами предлагается проработать три темы, особенно актуальные сегодня: телефонный терроризм, незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов, буллинг.
Кейс-метод - технология, основой которой является методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций, кейсов (ситуационный анализ), в ходе которого у обучаемых развиваются определенные навыки.
Кейс № 1 «Преступление и наказание»
Описание ситуации:
События происходят в городе «Х». Зима. Сильные морозы. В один из рабочих дней в правоохранительные органы поступает информация о минировании школ города. Письма с угрозами обнаружены в электронных ящиках некоторых образовательных учреждений. Начинается эвакуация детей. Службы безопасности проверяют школы. Информация о минировании оказывается ложной. На следующий день ситуация повторяется, только уже в других школах. Занятия срываются, родители в панике, дети тоже. Сотрудниками экстренных оперативных служб проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Пока безрезультатно. На третий и следующий дни ситуация та же. Обстановка накалена. Люди в панике. Главное управление образования и службы безопасности города принимают решение перевести образовательные учреждения в дистанционный режим обучения.
К вечеру этого же дня сотрудниками экстренных оперативных служб задержана группа подростков, которая неделю терроризировала город. Подростки сразу же признались в лже - минировании школ и садов.
Задача:
· Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
· Является ли этот поступок подростков преступлением?
· Как вы считаете, какие мотивы могли побудить подростков к этому преступлению?
· Какое наказание ожидает подростков?
Кейс № 2 «Рисунок на стене»
Описание ситуации:
Мише 13 лет. Он живет на 4 этаже пятиэтажного дома. До недавнего времени в соседней квартире на лестничной площадке проживала бабушка, Но 3 месяца назад она перенесла COVID, сильно ослабла и ее забрали родственники. А в квартире поселился молодой человек по имени Денис. Миша иногда встречался с ним около подъезда. Однажды ночью Мише не спалось и он вышел на балкон. В свете фонаря он увидел, как Денис что -то рисует на стене соседнего дома. Утром, идя в школу, Миша обратил внимание на рисунок, нарисованный Денисом. Он показался ему странным. Встретив днем соседа, Миша спросил его о странных художествах при свете ночного фонаря. Денис сначала нахмурился, а потом сказал, что на таких рисунках можно не плохо заработать, но нужно будет сделать еще кое что. Он сказал, что это своего рода Квест, прячешь клад, рисуешь рисунок, который поможет его найти, отчитываешься работодателю и получаешь деньги. Вечером Миша рассказал об этом родителям и спросил, стоит ли ему поработать. Родители были сильно взволнованы рассказом Миши и запретили ему общаться с Денисом под любым предлогом. Через несколько дней Дениса арестовали. Родители объяснили Мише, что Денис преступник.
Задача:
· Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
· Как вы думаете, что рисовал на стене Денис, и о каком кладе шла речь?
· Почему Дениса арестовали?
· Какое преступление совершил Денис согласно УК РФ?
Кейс № 3 «Буллинг, или крик о помощи»
Описание ситуации:
В июле родители Андрея купили новую квартиру. Она оказалась довольно далеко от прежнего места жительства. Поэтому 1 сентября молодой человек начал занятия в новой школе. Андрею в ней нравилось все: широкие коридоры, лаборатории с современным оборудованием, уютные места для отдыха. Так как практически все места в классе были уже заняты, Андрею пришлось сесть за последнюю парту рядом с тихой, слегка полноватой девушкой. Чем больше Андрей общался с Леной (так звали одноклассницу), тем больше он понимал, что на самом деле все не так радужно, как показалось в начале. Одноклассники явно травили Лену. Как выяснилось, причиной оказался ее лишний вес и любовь к выпечке. Которая, справедливости ради, в школьной столовой была просто потрясающая. Лене постоянно приходилось выслушивают в свой адрес все эти "А тебе разве можно это есть?", "Ты разве не на диете?» и "Когда ты в спортзал уже пойдешь, жиртрест?». Лена при очередной обидной фразе вся сжималась в комок, на глазах выступали слезы. Андрею было жалко девушку и очень хотелось ей помочь, но как это сделать он не знал.
Задача:
· Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
· Какие варианты помощи вы можете предложить Лене?
· Встречались ли вы со случаями буллинга в своей школе? Был ли найден выход из сложившейся ситуации? Если да, то какой?
· К каким последствиям может привести «Буллинг»?
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации
Преступление – это осознанно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное кодексом под угрозой наказания.
УК РФ, Статья 205. Террористический акт
Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целяхнаказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
УК РФ, Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
1.Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере Заработной платы или иного дохода, осуждённого за период до трёх лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2.Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период от трёх до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.
Меры ответственности за буллинг.
Действия
по психическому и физическому давлению на школьников порой приводят к
смертельно опасным последствиям. В настоящее время в законе нет понятия
буллинга (травли) в школе. Нет и официального алгоритма действий в ситуации,
когда происходит травля школьника со стороны других детей или учителей.
Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в
школе сейчас нет. Поэтому обидчика можно наказать по общим статьям:
· статья 5.61 КоАП РФ (оскорбление);
· статья 20.1 КоАП (мелкое хулиганство);
· статья 7.17 КоАП (уничтожение или повреждение чужого имущества);
· статья 213 УК РФ (хулиганство).
Для информации: в Государственную Думу РФ неоднократно поступали предложения разработать закон об уголовной ответственности за буллинг. Вот некоторые из предложений для внесения в закон:
1. Снизить возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет, а по преступлениям, указанным в части второй статьи 20 УК РФ - с 14 до 10 лет;
2) Дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание, следующее обстоятельство:
"снятие акта преступления на устройство видеозаписи и последующая публикация отснятой видеозаписи в сети "Интернет"";
3) Увеличить максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних осужденных с 10 до 15 лет;
4) Ввести в УК РФ статью 128.2 - Буллинг (травля в школе), предусматривающую наказание для учеников, позволивших травлю потерпевшего, в виде исправительных работ на срок до 1 года или лишения свободы на срок до 2 лет, в случае совершения данного преступления с применением насилия, в отношении двух или более лиц, либо группой лиц, группой по предварительному сговору или организованной группой или же вне стен учебного заведения наказание должно составлять в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Если данное преступление совершается с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с особой жестокостью или с применением пытки, либо в отношении малолетнего или находящегося заведомо для виновного в беспомощном состоянии а равно со снятием процесса травли на видео и выкладыванием отснятой записи в сеть "Интернет", то наказание за него должно составлять в виде лишения свободы на срок от 1 года до 8 лет, а в случае причинения потерпевшему ученику или воспитаннику тяжкого вреда здоровью или его/её самоубийства - в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. При этом ответственность по данной статье должна наступать с 10-летнего возраста, чтобы дети и подростки знали, что их в случае проявления своих животных инстинктов и начал (тенденция травли одного существа другими заложена у животных на инстинктивном уровне - называется животный иерархический инстинкт, используется для утверждения и поднятия своего положения в иерархии) их будет ждать суровое наказание в виде нескольких лет колонии.
Рефлексия: участникам предлагается ответить на вопросы
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял(а), что…
5. Теперь я могу…
6. У меня получилось…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось…
Используемая литература:
Уголовный кодекс РФ (действующая редакция от 25.03.2022)
Интернет – источники:
- http://xn--d1alhofaa1b.xn--p1ai/content/профилактика-правонарушений-среди-несовершеннолетних
- https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/
- https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-pravonarusheniy-v-molodezhnoy-srede
- https://zakonbase.ru/
- http://www.admbal.ru/news/otvetstvennost-za-bulling-dlya-nesovershennoletnikh-pravonarushiteley-i-ikh-roditeley/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.