Профориентационная работа в начальной школе
Оценка 4.9

Профориентационная работа в начальной школе

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
28.04.2017
Профориентационная работа в начальной школе
В статье рассматриваются возможности профориентационной работы в начальной школе с целью расширения знаний младших школьников о мире профессий и формирования интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности. По мнению автора, в структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально насыщенными.
Статья Казак Н.А..docx
Профориентационная работа в начальной школе Казак Наталья Анатольевна,  учитель начальных классов  МАОУ СОШ №67 г.Томска В   настоящее   время   в   России   образование   является   главным   Государственные   документы   последних   пяти   лет: приоритетом. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об Образовании в Российской   Федерации»,   «Концепция   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и др. связывают стратегические цели   российского образования с преодолением духовного кризиса   современного   общества   –   воспитание   успешного   поколения граждан   страны,   владеющих   современными   знаниями,   навыками   и компетенциями,   воспитанного   в   духе   идеалов   демократии,   правового государства   и   в   соответствии   с   национальными   и   общечеловеческими ценностными установками. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, формируют новый социальный заказ к подрастающему   поколению,   мотивированному   на   приобретение   знаний, умений   и   компетенций,   разделяющему   традиционные   нравственные ценности,   готовому   к   мирному   сосуществованию.   Ключевая   роль   для решения этих задач принадлежит системе образования. Изменились   требования,   предъявляемые   к   школе,   педагогам   и выпускникам.   Анализ   образовательной   практики   убеждает   в   том,   что современный   учитель   не   только   передаёт   ученикам   знания   в   виде предметной информации, но и создаёт условия для получения как учебных результатов,   так   и   личностных,   ­   социальных,   познавательных,   системы ценностей,   создаёт   условия   для   мотивации   к   профессиональному самоопределению. Младший   школьник   любознательностью, любопытством,   огромным   желанием   и   умением   собирать   информацию   о характеризуется   мире   профессий   и   охотно   выбирать   соответственную   роль   в   игровой деятельности. Поэтому   целью   профориентационной   работы   в   начальной   школе считаем     расширение знаний младших школьников о мире профессий и формирование   интереса   к   познанию   и   миру   труда,   через   организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности. В   ходе   достижения   поставленной   цели   решаются   такие   задачи,   как ознакомление с типами профессий в урочной и внеурочной деятельности; знакомство с занятиями людей разных профессий, с профессиональными   первичное качествами   человека   определённой   специальности; профессиональное   самоопределение   учащихся   (выбор   предмета   труда). Немаловажно   заложить   в   сознание   учащихся   мысль   о   том,   что   каждая профессия   необходима   обществу,   все   люди   приносят   обществу   пользу, главное, чтобы профессиональное дело нравилось самому себе, приносило радость и удовлетворение. Основными формами организации профессионального ориентирования в   начальной   школе   являются   классные   часы,   беседы,   встречи   с   людьми интересных профессий, выезды на производство, экскурсии, ролевые игры, праздники,   ярмарки,   фестивали,   просмотры   фильмов   и   мультфильмов, чтение тематических произведений художественной литературы, конкурсы рисунков, поделок, фотографий и др. Уроки   знакомства   с   профессиями   в   рамках   школьной   программы занимают   незначительную   часть,   обычно   это   происходит   на   уроках окружающего   мира.   Следует   отметить,   что   для   формирования межпредметных связей, на остальных уроках информацию о профессиях педагоги   дают   «капельно».   Так   на   уроках   русского   языка   младшие школьники   выполняют   задания,   связанные   с   той   или   иной   профессией. Например,   при   изучении   словарных   слов:   учитель,   футбол,   космонавт, агроном,   корабль,   хоккей,   почтальон,   директор,   библиотека,   ракета, компьютер и др. ученики знакомятся с различными видами профессий. На уроках   математики   проводятся   небольшие   беседы   о   профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Считаем,   что   в   структуру   уроков   начальной   школы   желательно включать   профориентационные   игры,   которые   позволят   разнообразить уроки и сделать их более эмоционально насыщенными. Особенно младшим школьникам   нравятся   игры   направленные   на   осмысление   отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно   отнести   целый   класс   игр,   объединенных   названием   «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать   профессии,   которые   используют   заданный   инструмент   или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»,   «Связана   ли   работа   с   общением   с   людьми?»),   Угадай профессию по жестам»; «Все работы хороши» (пантомима) и др. В результате системной работы по профориентации в течение четырех лет  учащиеся начальных классов должны знать и понимать:  роль трудовой деятельности в жизни человека;  влияние   технологических   процессов   и   трудовой   деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;  назначение   и   сферы   применения   различных   машин,   технических устройств и инструментов; владеть способами познавательной деятельности:  сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;  оценивать   результаты   своей   деятельности   в   соответствии   с поставленной задачей;  планировать свою деятельность и контролировать ее;  соблюдать   правила   личной   гигиены   и   безопасности   при   работе   с материалами, инструментами, электроприборами. Большой   вклад   в   решение   задач   профориентации   вносит   проектная деятельность младших школьников. Так, разрабатывая проект «Комнатные растения» ребята не только рассказывают о своих комнатных цветах и как ухаживают за ними, но и знакомятся с профессиями флорист, цветовод, агроном.   На   занятии   по   легоконструированию   ребята,   защищая   проект «Дом будущего», рассказали о профессиях строитель, архитектор, инженер, плотник,   монтажник,   маляр   и   др.   Сами   за   себя   говорят   проекты «Профессии моих родителей»,   «Дорога хлеба», «Кто нас обслуживает», «Здоровое питание». Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к   труду   взрослых   необходимо   включать   информацию   о   профессиях   в процесс обучения.  Считаем, что ресурсы внеурочной деятельности  способствуют  более разностороннему   раскрытию   индивидуальных   способностей   ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к   различным   видам   деятельности,   желанию   активно   участвовать   в продуктивной,   умению самостоятельно организовать своё свободное время. Поэтому следующим   одобряемой   обществом   деятельности, этапом   работы   педагогов   по   профориентации   в   начальной   школе   будет составление   программы   внеурочной   деятельности   «Мир   профессий»  для обучающихся 1­4 классов и системы мониторинга по данной программе.   Таким образом, чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок,     чем   шире   его   представления   о   мире   профессий,   тем   меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе  профессионального выбора. Список литературы 1. Власова   Е.В.   Профориентационная   работа   в   начальной   школе [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http:// ext.spb.ru/site/6828­2014­ 12­22­21­15­09.pdf (дата обращения: 13.04.2017г.) 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. ­ Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с. 3. Дереклеева  Н.И.  Справочник  классного  руководителя  начальной   школы.  1—4  кл.:  методич.  пособие  для  кл.  рук.  М.:  ВАКО,  2005.   —  240  с. 4. Ищенко О.К. Формирование первичных профессиональных ориентиров   у младших школьников//Педагогическое обозрение.­2014.№1­2.С.8. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе

Профориентационная работа в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017