В статье рассматриваются возможности профориентационной работы в начальной школе с целью расширения знаний младших школьников о мире профессий и формирования интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности. По мнению автора, в структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально насыщенными.
Статья Казак Н.А..docx
Профориентационная работа в начальной школе
Казак Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №67 г.Томска
В настоящее время в России образование является главным
Государственные документы последних пяти лет:
приоритетом.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об Образовании в
Российской Федерации», «Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России», Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования и др. связывают
стратегические цели российского образования с преодолением духовного
кризиса современного общества – воспитание успешного поколения
граждан страны, владеющих современными знаниями, навыками и
компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового
государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими
ценностными установками.
Социальные, экономические и политические изменения, происходящие
в современном российском обществе, формируют новый социальный заказ к
подрастающему поколению, мотивированному на приобретение знаний,
умений и компетенций, разделяющему традиционные нравственные
ценности, готовому к мирному сосуществованию. Ключевая роль для
решения этих задач принадлежит системе образования.
Изменились требования, предъявляемые к школе, педагогам и
выпускникам. Анализ образовательной практики убеждает в том, что
современный учитель не только передаёт ученикам знания в виде
предметной информации, но и создаёт условия для получения как учебных
результатов, так и личностных, социальных, познавательных, системы
ценностей, создаёт условия для мотивации к профессиональному
самоопределению. Младший школьник
любознательностью,
любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о
характеризуется
мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой
деятельности.
Поэтому целью профориентационной работы в начальной школе
считаем расширение знаний младших школьников о мире профессий и
формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию
разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности.
В ходе достижения поставленной цели решаются такие задачи, как
ознакомление с типами профессий в урочной и внеурочной деятельности;
знакомство с занятиями людей разных профессий, с профессиональными
первичное
качествами человека определённой специальности;
профессиональное самоопределение учащихся (выбор предмета труда).
Немаловажно заложить в сознание учащихся мысль о том, что каждая
профессия необходима обществу, все люди приносят обществу пользу,
главное, чтобы профессиональное дело нравилось самому себе, приносило
радость и удовлетворение.
Основными формами организации профессионального ориентирования
в начальной школе являются классные часы, беседы, встречи с людьми
интересных профессий, выезды на производство, экскурсии, ролевые игры,
праздники, ярмарки, фестивали, просмотры фильмов и мультфильмов,
чтение тематических произведений художественной литературы, конкурсы
рисунков, поделок, фотографий и др.
Уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы
занимают незначительную часть, обычно это происходит на уроках
окружающего мира. Следует отметить, что для формирования
межпредметных связей, на остальных уроках информацию о профессиях
педагоги дают «капельно». Так на уроках русского языка младшие
школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией. Например, при изучении словарных слов: учитель, футбол, космонавт,
агроном, корабль, хоккей, почтальон, директор, библиотека, ракета,
компьютер и др. ученики знакомятся с различными видами профессий. На
уроках математики проводятся небольшие беседы о профессии,
упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного
предмета в жизни и деятельности людей.
Считаем, что в структуру уроков начальной школы желательно
включать профориентационные игры, которые позволят разнообразить
уроки и сделать их более эмоционально насыщенными. Особенно младшим
школьникам нравятся игры направленные на осмысление отдельных
элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые
предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время,
можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай
профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?»
(назвать профессии, которые используют заданный инструмент или
материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную
профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у
профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»), Угадай
профессию по жестам»; «Все работы хороши» (пантомима) и др.
В результате системной работы по профориентации в течение четырех
лет учащиеся начальных классов должны знать и понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
влияние технологических процессов и трудовой деятельности
человека на окружающую среду и здоровье людей;
назначение и сферы применения различных машин, технических
устройств и инструментов;
владеть способами познавательной деятельности:
сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий
на основе наблюдений; оценивать результаты своей деятельности в соответствии с
поставленной задачей;
планировать свою деятельность и контролировать ее;
соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с
материалами, инструментами, электроприборами.
Большой вклад в решение задач профориентации вносит проектная
деятельность младших школьников. Так, разрабатывая проект «Комнатные
растения» ребята не только рассказывают о своих комнатных цветах и как
ухаживают за ними, но и знакомятся с профессиями флорист, цветовод,
агроном. На занятии по легоконструированию ребята, защищая проект
«Дом будущего», рассказали о профессиях строитель, архитектор, инженер,
плотник, монтажник, маляр и др. Сами за себя говорят проекты
«Профессии моих родителей», «Дорога хлеба», «Кто нас обслуживает»,
«Здоровое питание».
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса
к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в
процесс обучения.
Считаем, что ресурсы внеурочной деятельности способствуют более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса
к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной,
умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Поэтому следующим
одобряемой обществом деятельности,
этапом работы педагогов по профориентации в начальной школе будет
составление программы внеурочной деятельности «Мир профессий» для
обучающихся 14 классов и системы мониторинга по данной программе.
Таким образом, чем с большим количеством профессий будет знаком
ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше
ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Список литературы
1. Власова Е.В. Профориентационная работа в начальной школе
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ext.spb.ru/site/68282014
1222211509.pdf (дата обращения: 13.04.2017г.)
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург:
УГППУ, 1997. – 244 с.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной
школы. 1—4 кл.: методич. пособие для кл. рук. М.: ВАКО, 2005.
— 240 с.
4. Ищенко О.К. Формирование первичных профессиональных ориентиров
у младших школьников//Педагогическое обозрение.2014.№12.С.8.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Профориентационная работа в начальной школе
Профориентационная работа в начальной школе
Профориентационная работа в начальной школе
Профориентационная работа в начальной школе
Профориентационная работа в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.