ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл +1
28.04.2018
Цель: формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, помощь в самопознании, раскрытии потенциала своих возможностей
Задачи:
-осознание целей выбора будущей профессии
-развитие навыков конструктивного взаимодействия
- развитие навыков рефлексии.
Возраст членов группы – 14-16 лет.
При проведении занятия используются следующие формы и методы работы:
профориентационные игры
групповая дискуссия
использование конструктивной обратной связи.
Круглый стол.docx
Коммунальное государственное учреждение
«Школа – гимназия №1 имени М.Горького»
Тренинг – мастер – класс
за круглым столом
«Хочу, могу, надо…»
( 9,11 классы)
Жетысай, 2018 ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
за круглым столом СРЕДИ 9 11 КЛАССОВ
«Хочу, могу, надо»
Цель: формирование профориентационной компетентности
старшеклассников путем включения в процесс активного планирования
своего профессионального будущего, помощь в самопознании, раскрытии
потенциала своих возможностей
Задачи:
-осознание целей выбора будущей профессии
-развитие навыков конструктивного взаимодействия
- развитие навыков рефлексии.
Возраст членов группы – 14-16 лет.
При проведении занятия используются следующие формы и методы работы:
профориентационные игры
групповая дискуссия
использование конструктивной обратной связи.
Ход занятия
I Знакомство с притчей
- У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один
говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий:
«Строю храм».
II Мозговой штурм
- В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы
трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех
действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в
виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я
хочу получить профессию… чтобы…»
- Ответьте на вопросы:
• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей,
позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий
уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей
человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств,
не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал —
мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям —
«природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и
определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной
самореализации личности являются не столько способности,
сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это
двигатель человеческих поступков.
III Слово педагога
Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия
профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем
выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы,
позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это 3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия
6. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои
признание окружающих
хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное,
подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет
вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и
способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит
вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования,
оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Тренинг – мастер - класс профессионального самоопределения «Профессия и
карьера» дает возможность осознать мотивы будущей профессиональной
деятельности и научиться ее планировать.
ЗНАКОМСТВО С ГОСТЯМИ НАШЕГО МЕРОПРИЯТИЯ : Дуйсенбиеым Б.А.
юристом, Тленчиевой Н.С психологом, Ахметовой П.Е. врачом, Абдрахмановым
Э.Т. учителем химии
IY «Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из
них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить
5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не
силу, ловкость, волевые качества
вызывала отрицательных эмоций
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить
интеллектуальные способности
Если выбранные вами суждения находятся в левой части
таблицы(профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас
актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее
получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части
таблицы(внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас
важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья,
здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит,
ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в
данный момент важнее — профессиональное самоопределение или другие
вопросы.
Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с
персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У
первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их
«трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей
девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не
хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял
в жены.
Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают
чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от
жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это
невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных
целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа?
Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.
Работа с флипчартами
Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»
Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание
поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно.
Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера
вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который
вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить
одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени - 1
Б) добиваться успеха во всех делах – 2
В) делать подарки своим друзьям - 3
Г) находить красивое решение трудной задачи - 4
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
В) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
В) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по
каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом
нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых
родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная
концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть
признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей
профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в
вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл
жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за
горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и
благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор
говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни
занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником
энергии и радости жизни. Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным
профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас
смысл жизни, который не сводится к работе.
Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив
на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем
дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.
Y Выступление наших гостей
Слово учителя
В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат
три компонента — желание человека заниматься выбранным
делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и
востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).
YI Идея деления всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета
или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Человек– природа. Объектом труда являются живые организмы, растения,
животные и биологические процессы.
Человек– техника. Это группа профессий, в основе которых лежат отношения.
Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки,
материалы и энергия.
Человек– человек. Объект труда в данной группе профессий люди, группы,
коллективы.
Человек– знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды,
таблицы.
Человек художественный образ. Объектом труда здесь служат художественные
образы, их роли, элементы и особенности.
Ответив на все вопросы, каждый сможет узнать, какой тип профессии лучше
выбрать для достижения успеха в будущей карьере.
Обратная связь Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для
старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается
над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для
старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор,
соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
Наш президент Н.А. Назарбаев говорит: « Компетентная молодёжь – наше
будущее в конкурентоспособном мире»
Проведение тренингов и мастер – классов за круглым столом является одним
из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления
целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а
также построения системы отношений с другими людьми.
Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки
сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются
такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.
YII Обратная связь
Приём КМ «Чемодан.Корзина.Мясорубка»
Что положите в чемодан и возьмёте с собой?
Что нужно потренироваться делать и положить в корзину?
Что непонятно и надо изучить и положить в мясорубку?
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ за круглым столом СРЕДИ 9- 11 КЛАССОВ «Хочу, могу, надо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.