Профориентирование. Тема: "Что такое профессия"
Оценка 4.8

Профориентирование. Тема: "Что такое профессия"

Оценка 4.8
docx
02.10.2024
Профориентирование. Тема: "Что такое профессия"
Конспект занятия Что такое профессиограмма и как ее составлять..docx

Конспект занятия «Что такое профессиограмма и как ее составлять».

Цель:

       развитие у обучающихся знаний о профессиях, их многообразии и особенностях.

Задачи:

       уточнить понимание термина «профессия»;

       познакомить с понятием «профессиограмма»;

       изучить требования к составлению и структуре профессиограммы.

 

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации.

Ход занятия

Продолжительность занятия: 45 минут

 

Этапы занятия

Продолжительность

1. Вводная часть

Вступительное слово о многообразии профессий, высокой скорости появления новых профессий и отмирании устаревших в современном мире.

Обозначение признаков, отличающих профессию от специальности и должности.

3 минут

2. Игра «Где профессия?»

Задание дается всем учащимся, после выполнения, проводится опрос по принципу «карусели», давая возможность всем желающим высказать свою точку зрения.

В заключении педагог (ведущий) объявляет правильное решение и объясняя его.

7 минут

3. «Азбука профессий»

Игра проводится по порядку рассадки в классе (участники называю профессии друг за другом).

10 минут

4. Тест на знание профессий

Обучающиеся отмечают правильные ответы в рабочих тетрадях. По завершению проводится выборочный опрос.

5 минут

5. Определение понятия «профессиограмма»

Задание – записать источники информации о профессии. Опрос по принципу «карусели», пока все варианты, записанные обучающимися, не будут названы.

Педагог (ведущий) озвучивает варианты, которые не были предложены участниками.

5 минут

6. Объяснение структуры профессиограммы с использованием средств презентации

10 минут

7. Объяснение домашнего задания (обучающиеся должны записать домашнее задание в рабочую тетрадь)

Подведение итогов урока.

5 минут

 

1. Вводная часть

На этих уроках мы поговорим о том, что такое профессия, рассмотрим, какие характеристики присущи различным профессиям и по каким критериям их можно выбирать.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются с развитием общества, науки и техники. При этом многие профессии сохраняют свои признаки и сопровождают человечество в течение столетий.

Интересно, что известный историк и государственный деятель В.Н.Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

      нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);

      увеселяющие науки (литература, искусство);

      вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).

КАК их упорядочить? 

КАК выбрать «свою» профессию из такого множества?

Не всякий вид трудовой деятельности можно назвать профессией.

Профессия — это деятельность, которая отвечает следующим критериям:

направленная на пользу обществу;

требует профессионального обучения;

выполняется за определенное вознаграждение.

2. Задание в рабочей тетради

1. «Где профессия?»

Из приведенного перечня видов деятельности выбери те, которые можно отнести к профессиям, запиши ответ и объясни, почему ты принял такое решение:

 

      кондуктор

      дворник

      штукатур-маляр

      завхоз

      пекарь

      кассир

      завуч

      повар

      дрессировщик

учитель математики

      рабочий по обслуживанию зданий

      учитель

      врач

      токарь

      разнорабочий

      президент

тракторист

сварщик

шеф-повар

хирург

 

Правильный ответ:

      профессии кондуктор, учитель, дворник, врач, штукатур-маляр, пекарь, кассир и др.;

      специальности –учитель математики, хирург;

      должности–завхоз, шеф-повар, президент;

      дворник, разнорабочий,рабочий по обслуживанию зданий и сооружений– могут быть должности, но не являются профессиями, так как не требуют и не предполагают обучения.

Теперь вы знаете, какие виды деятельности можно отнести к профессиям, а что является должностью или специальностью.

 

Задание в рабочей тетради

Игра «Азбука профессий»

Назови максимальное количество известных тебе профессий, которые начинаются на предложенные учителем (ведущим) буквы. Тот, кто не сможет за 3 секунды правильно назвать профессию на объявленную букву или повторит уже названный вариант, выбывает из игры. Буква меняется, и так игра продолжается до одного оставшегося участника, который и станет победителем. Удачи!

Рекомендации к проведению:

На любую названную педагогом (ведущим) буквы, обучающиеся по очереди (по порядку рассадки) начинают называть профессии, участник, который не смог в течение 3 секунд назвать профессию на данную букву, повторил уже названный вариант или назвал не профессию, а специальность (должность), выбывает из игры, и в этот момент происходит смена буквы.

Игра заканчивается, когда остается один участник, который и объявляется победителем.

3. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать о ней как можно больше. Вместе с новыми сферами жизни, предметами и явлениями возникают и

Рассмотри список рабочих  профессий.

Ответь, чем занимаются их представители?

(жирным шрифтом выделены правильные ответы)

Тракторист – это

а) тот, кто изучает копает землю;

б) работает и управляет  трактором;

в) водитель машины.

 

Плотник  – это

а) специалист, который занимается изготовлением плотов;

б) строит плотины;

в) занимающийся обработкой древесины и изделий из нее.

 

Штукатур- маляр – это

а) специалист, который наносит лакокрасочные и другие составы на стену;

б) делает макияж;

в) рисует.

 

Сварщик – это

а) тот, кто варит пищу;

б) специалист по изготовлению мебели;

в) специалист, занимающийся сваркой металла.

 

Пекарь – это

а) специалист по изготовлению хлебобулочных изделий;

б) специалист, занимающийся ремонтом печей;

в) печёт торты и пирожные.

 

4. Размышляя о том, кем стать, какую выбрать профессию, человек собирает о ней как можно больше информации, анализирует собранные сведения, критически оценивает, систематизирует. В результате складывается представление об определенной профессиональной деятельности, характеристика профессии илипрофессиограмма.

 

Профессиограмма— это система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к работнику.

Для составления профессиограммы нужно иметь как можно больше сведений о той или иной профессии.

Назови как можно больше источников информации о характеристиках и особенностях профессий. Ответ запиши.

          Возможные варианты ответов

Источниками информации о профессии может служить:

-  чтение учебной, художественной и справочной литературы, газет, журналов;

- просмотр фильмов, передач,  других видеоматериалов;

- беседы с окружением (родителями, друзьями, знакомыми);

- наблюдение за работой специалистов в местах посещения (магазины, банки, транспорт, музеи, театры и т.п.);

-посещение экскурсий, выставок и т.п.

 

Рекомендовать обучащимся сайт Профиполис27, где можно получить много полезной информации о профессиях, познакомить со структурой сайта

 

5. Профессиограмма включает в себя совокупность характеристик о данном виде труда:

- технические характеристики;

- социальные;

-социально-психологические;

-санитарно-гигиенические характеристики условий труда;

- требования к качествам работника.

Структура профессиограммы:

1) профессия (общие сведения о профессии);

2) процесс труда (сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста, пути получения профессии).

 

7. Домашнее задание

Поговорите со своими родителями (братом, сестрой, дедушкой, бабушкой), узнайте, какие у них профессии. Попросите одного из родственников подробно рассказать об особенностях его профессии и запишите характеристики этой профессии, следуя приведенной структуре.

 

По итогам занятия обсудить вопросы:

1.   Что нового вы сегодня узнали?

2.   Как эти знания вы сможете применять в будущем при выборе профессии?

3.   Зачем молодому человеку, задумывающемуся о выборе профессии, знать, что такое профессиограмма?


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект занятия «Что такое профессиограмма и как ее составлять»

Конспект занятия «Что такое профессиограмма и как ее составлять»

Объяснение структуры профессиограммы с использованием средств презентации10 минут 7

Объяснение структуры профессиограммы с использованием средств презентации10 минут 7

Правильный ответ: − профессии – кондуктор, учитель, дворник, врач, штукатур-маляр, пекарь, кассир и др

Правильный ответ: − профессии – кондуктор, учитель, дворник, врач, штукатур-маляр, пекарь, кассир и др

Штукатур- маляр – это а) специалист, который наносит лакокрасочные и другие составы на стену; б) делает макияж; в) рисует

Штукатур- маляр – это а) специалист, который наносит лакокрасочные и другие составы на стену; б) делает макияж; в) рисует

Структура профессиограммы: 1) профессия (общие сведения о профессии); 2) процесс труда (сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности,…

Структура профессиограммы: 1) профессия (общие сведения о профессии); 2) процесс труда (сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024