Конспект занятия «Что такое профессиограмма и как ее составлять».
Цель:
− развитие у обучающихся знаний о профессиях, их многообразии и особенностях.
Задачи:
− уточнить понимание термина «профессия»;
− познакомить с понятием «профессиограмма»;
− изучить требования к составлению и структуре профессиограммы.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации.
Ход занятия
Продолжительность занятия: 45 минут
Этапы занятия |
Продолжительность |
1. Вводная часть Вступительное слово о многообразии профессий, высокой скорости появления новых профессий и отмирании устаревших в современном мире. Обозначение признаков, отличающих профессию от специальности и должности. |
3 минут |
2. Игра «Где профессия?» Задание дается всем учащимся, после выполнения, проводится опрос по принципу «карусели», давая возможность всем желающим высказать свою точку зрения. В заключении педагог (ведущий) объявляет правильное решение и объясняя его. |
7 минут |
3. «Азбука профессий» Игра проводится по порядку рассадки в классе (участники называю профессии друг за другом). |
10 минут |
4. Тест на знание профессий Обучающиеся отмечают правильные ответы в рабочих тетрадях. По завершению проводится выборочный опрос. |
5 минут |
5. Определение понятия «профессиограмма» Задание – записать источники информации о профессии. Опрос по принципу «карусели», пока все варианты, записанные обучающимися, не будут названы. Педагог (ведущий) озвучивает варианты, которые не были предложены участниками. |
5 минут |
6. Объяснение структуры профессиограммы с использованием средств презентации |
10 минут |
7. Объяснение домашнего задания (обучающиеся должны записать домашнее задание в рабочую тетрадь) Подведение итогов урока. |
5 минут |
1. Вводная часть
На этих уроках мы поговорим о том, что такое профессия, рассмотрим, какие характеристики присущи различным профессиям и по каким критериям их можно выбирать.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются с развитием общества, науки и техники. При этом многие профессии сохраняют свои признаки и сопровождают человечество в течение столетий.
Интересно, что известный историк и государственный деятель В.Н.Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
− нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
− увеселяющие науки (литература, искусство);
− вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).
КАК их упорядочить?
КАК выбрать «свою» профессию из такого множества?
Не всякий вид трудовой деятельности можно назвать профессией.
Профессия — это деятельность, которая отвечает следующим критериям:
− направленная на пользу обществу;
− требует профессионального обучения;
− выполняется за определенное вознаграждение.
2. Задание в рабочей тетради
1. «Где профессия?»
Из приведенного перечня видов деятельности выбери те, которые можно отнести к профессиям, запиши ответ и объясни, почему ты принял такое решение:
− кондуктор − дворник − штукатур-маляр − завхоз − пекарь − кассир − завуч − повар − дрессировщик учитель математики |
− рабочий по обслуживанию зданий − учитель − врач − токарь − разнорабочий − президент тракторист сварщик шеф-повар хирург |
Правильный ответ:
− профессии – кондуктор, учитель, дворник, врач, штукатур-маляр, пекарь, кассир и др.;
− специальности –учитель математики, хирург;
− должности–завхоз, шеф-повар, президент;
− дворник, разнорабочий,рабочий по обслуживанию зданий и сооружений– могут быть должности, но не являются профессиями, так как не требуют и не предполагают обучения.
Теперь вы знаете, какие виды деятельности можно отнести к профессиям, а что является должностью или специальностью.
Задание в рабочей тетради
Игра «Азбука профессий»
Назови максимальное количество известных тебе профессий, которые начинаются на предложенные учителем (ведущим) буквы. Тот, кто не сможет за 3 секунды правильно назвать профессию на объявленную букву или повторит уже названный вариант, выбывает из игры. Буква меняется, и так игра продолжается до одного оставшегося участника, который и станет победителем. Удачи!
Рекомендации к проведению:
На любую названную педагогом (ведущим) буквы, обучающиеся по очереди (по порядку рассадки) начинают называть профессии, участник, который не смог в течение 3 секунд назвать профессию на данную букву, повторил уже названный вариант или назвал не профессию, а специальность (должность), выбывает из игры, и в этот момент происходит смена буквы.
Игра заканчивается, когда остается один участник, который и объявляется победителем.
3. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать о ней как можно больше. Вместе с новыми сферами жизни, предметами и явлениями возникают и
Рассмотри список рабочих профессий.
Ответь, чем занимаются их представители?
(жирным шрифтом выделены правильные ответы)
Тракторист – это
а) тот, кто изучает копает землю;
б) работает и управляет трактором;
в) водитель машины.
Плотник – это
а) специалист, который занимается изготовлением плотов;
б) строит плотины;
в) занимающийся обработкой древесины и изделий из нее.
Штукатур- маляр – это
а) специалист, который наносит лакокрасочные и другие составы на стену;
б) делает макияж;
в) рисует.
Сварщик – это
а) тот, кто варит пищу;
б) специалист по изготовлению мебели;
в) специалист, занимающийся сваркой металла.
Пекарь – это
а) специалист по изготовлению хлебобулочных изделий;
б) специалист, занимающийся ремонтом печей;
в) печёт торты и пирожные.
4. Размышляя о том, кем стать, какую выбрать профессию, человек собирает о ней как можно больше информации, анализирует собранные сведения, критически оценивает, систематизирует. В результате складывается представление об определенной профессиональной деятельности, характеристика профессии илипрофессиограмма.
Профессиограмма— это система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к работнику.
Для составления профессиограммы нужно иметь как можно больше сведений о той или иной профессии.
Назови как можно больше источников информации о характеристиках и особенностях профессий. Ответ запиши.
Возможные варианты ответов
Источниками информации о профессии может служить:
- чтение учебной, художественной и справочной литературы, газет, журналов;
- просмотр фильмов, передач, других видеоматериалов;
- беседы с окружением (родителями, друзьями, знакомыми);
- наблюдение за работой специалистов в местах посещения (магазины, банки, транспорт, музеи, театры и т.п.);
-посещение экскурсий, выставок и т.п.
Рекомендовать обучащимся сайт Профиполис27, где можно получить много полезной информации о профессиях, познакомить со структурой сайта
5. Профессиограмма включает в себя совокупность характеристик о данном виде труда:
- технические характеристики;
- социальные;
-социально-психологические;
-санитарно-гигиенические характеристики условий труда;
- требования к качествам работника.
Структура профессиограммы:
1) профессия (общие сведения о профессии);
2) процесс труда (сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста, пути получения профессии).
7. Домашнее задание
Поговорите со своими родителями (братом, сестрой, дедушкой, бабушкой), узнайте, какие у них профессии. Попросите одного из родственников подробно рассказать об особенностях его профессии и запишите характеристики этой профессии, следуя приведенной структуре.
По итогам занятия обсудить вопросы:
1. Что нового вы сегодня узнали?
2. Как эти знания вы сможете применять в будущем при выборе профессии?
3. Зачем молодому человеку, задумывающемуся о выборе профессии, знать, что такое профессиограмма?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.