Цели занятия:
- оказание помощи в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся;
- тестирование учащихся по методике Е.А. Климова.
Задачи:
- протестировать учащихся с помощью ДДО Евгения Климова;
- повторить теоретический материал о видах деятельности, о психологических требованиях к профессиям всех пяти сфер деятельности;
- познакомить учащихся с профессиями из ТОП-50 и с СПО Хабаровского края;
- систематизировать изученный ранее материал по сферам профессиональной деятельности;
- сформировать умения работать с тестом с целью определения своей профессиональной сферы деятельности;
- сформировать аналитические и коммуникативные компетенции обучающихся.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации.
Вводная часть:
Каждый человек в большей степени расположен к определенному виду деятельности, это связано с нашим образом жизни, мышлением, навыками и подсознательными стремлениями. Для одного человека важно реализовать свой творческий потенциал, для другого – принести пользу общественности, а третий предпочитает работу, нацеленную на экономический результат. Полагаясь на данную методику, можно узнать личностный тип человека и глубже понять его склонности к определенному роду деятельности.
Шкалы: типы профессий: человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа.
Назначение теста
Методика предназначена для определения типа профессиональной деятельности тестируемого. В основе лежит классификация типов профессий известного российского психолога Е.А.Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Ход урока
Этапы урока |
Продолжительность |
|
10 минут |
|
20 минут |
|
10 минут |
Вопросы для обсуждения: ● Что нового ты сегодня узнал? ● Как эти знания ты сможешь применить в будущем? ● По твоему мнению, совпали ли результаты тестирования по методике Е.Климова с действительностью? |
5 минут |
Практическая часть:
Тестирование проводится в классе на бумажном носителе.
Инструкция к тесту
Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнить любую работу. Но если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы ты предпочел?
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
|
|
|
|
1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
|
1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
|
|
|
1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. |
1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
|
|
1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
|
|
|
|
1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. |
1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
|
|
1 |
|
|
9. Мои изделия и поделки обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
|
2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
|
|
|
2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных. |
1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
|
|
|
1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
|
1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
|
|
2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
|
2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
|
2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество (рисунки, поделки, красивые вещи, сделанные своими руками) |
|
|
|
2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. |
2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
|
|
2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
|
|
|
|
1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
|
1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
|
|
1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
|
2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
|
1 |
|
25Люблю наблюдать за развитием растений и животных. |
2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
|
1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
|
|
|
|
1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. |
1 |
|
|
|
|
29.Охотно читаю научно-популярную, справочную литературу. |
|
|
1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
|
1 |
|
|
П |
Т |
З |
Х |
Ч |
Интерпретация результатов теста:
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил
максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
● «человек – природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
● «человек – техника» – все технические профессии;
● «человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
● «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
● «человек – художественный образ» – все творческие специальности.
Описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если ты любишь работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любишь предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -
природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или
животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод,
овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач
карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если тебе нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если ты делаешь модели, разбираешься в бытовой технике, если ты хочешь создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то познакомься с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -
техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют,
конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления; из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках,
управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек - знаковая система». Если ты любишь выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если ты хочешь заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомься с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -
знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек - знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек - художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер
по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды
деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.