ЗАНЯТИЕ. Профессиональная сфера ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА
Цель: создание условий в оказании помощи профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, путем ознакомления со сферой профессиональной деятельности ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА.
Задачи:
-познакомить обучающихся с различными профессиональными сферами;
-дать представление о видах деятельности и о требованиях к профессиям сферы ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА;
-пробудить интерес к родному краю.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации, раздаточный материал из Профинавигатора.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Описание профессиональной сферы
«Человек-природа»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или
животных (животновод);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
НАПРАВЛЕНИЯ в сфере ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА:
· животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта
· зеленое хозяйство (озеленитель);
· сельское хозяйство;
· хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранению картофеля, овощей, плодов и ягод);
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
Склонности и предпочтения |
Выраженные способности |
-ухаживать и наблюдать за животными; -разводить растения или животных; -заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); -выращивать овощи и фрукты; -ориентироваться в природных явлениях; -наблюдать, изучать различные природные явления. |
-наблюдательность; -склонность к систематизации; -устойчивость внимания; -потребность в двигательной активности. |
2. Разделение учащихся на команды
Класс или группа учащихся из двух классов (8 – 9 классы) делятся на 3 команды.
Команды формируются по любому принципу, в каждой команде учащиеся самостоятельно выбирают лидера (капитана).
3. Игра
Чтобы узнать, какое профессии данной профессиональной сферы можно нам получить в Хабаровском крае, мы может обратиться к Профнавигатору ОВЗ 2020. Он содержит много информации для обучающихся 8 – 9 классов, которая помогает определяться со своей будущей профессией.
Каждая команда вытягивает карточку с названием профессии (выбор в пользу доступных и значимых профессий и предоставленного ранее списка):
Животновод;
Рабочий зеленого строительства;
Овощевод (выращивание, заготовка продукции сельского хозяйства);
Ход этапа:
1. Сейчас вы определитесь со специальностью. (Предложите ученикам «веер» из 3 «перевернутых» карточек с названием специальностей. Один представитель команды тянет карточку.) Ваша задача, посовещавшись, назвать задачи, которые выполняет специалист данной профессии.
1. Команды в ходе обсуждения составляют список задач, которые выполняет доставшийся им специалист данной трудовой деятельности.
2. Команды представляют полученные результаты.
3. Командам предлагается составить резюме для специалиста, который им достался. Далее один представитель команды (могут презентовать и двое) зачитывает резюме.
Ход этапа:
Переходим ко второму этапу игры. Вам необходимо по той профессии, которую вы выбрали, написать резюме для приема на работу. Придумайте, как зовут вашего специалиста, где он учился, должность, на которую он претендует, его навыки, его дипломы, стажировки и прочее. Перед вами бланк резюме, заполнение которого поможет вам понять, что в дальнейшем потребует от вас работодатель.
А теперь выберите одного представителя вашей команды, который презентует получившееся резюме.
4. Распечатанные профессиограммы (которые представлены ниже)раздаются командам, чтобы они могли их изучить и сверить свои ответы.
ПРОФЕССИОГРАММЫ:
Животновод - профессия направлена на профессиональную деятельность по осуществлению организации технологического процесса выполнения работ по содержанию и воспроизводству сельскохозяйственных животных для получения экологически чистой животноводческой продукции. Животновод должен уметь выполнять работы по содержанию и воспроизводству сельскохозяйственных животных, обладать знаниям, умениям и навыкам безопасного их выполнения в объеме требований 3-го разряда квалификационной характеристики профессии
Рабочий зеленого строительства - Выполняет
множество различных подсобных работ при закладке зеленых насаждений, разбивке
газонов,
скверов, строительстве спортивных площадок. Занимается посадкой деревьев,
кустарников, цветочных растений, обработкой почвы, стрижкой газонов, цветников,
формовочной обрезкой крон древесных растений, валкой сухостоя, уборкой
озелененной территории и др.
Овощевод - это сельскохозяйственная специальность профессионального образования, сосредоточенная на технологии производства и культивации овощей и бахчевых культур в промышленных масштабах в целях их распространения в свежем виде, а также для перерабатывающих предприятий. Акцент – технология выращивания и комплекс агротехнических мероприятий, направленных на повышение урожайности. Овощевод должен знать технологии выращивания овощных культур в зимне-весеннем обороте освоить метод гидропоники и выращивания культур в защищенном грунте, технологии производства сооружений защищенного грунта, правила создания микроклимата, технологии производства весенне-летних и летне-осенних культур, схемы грамотного применения органических и минеральных удобрений, средств защиты от вредителей и т.д.
5. На занятии могут быть использованы альманахи «Профнавигатор 2021», «Профнавигатор равных возможностей 2021», «Сборник профессиограмм по профессиям и специальностям среднего профессионального образования Хабаровского края», «Сборник профессиограмм по профессиям и специальностям для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края».
4. Подведение итогов.
Закрепление первичной информации.
1. Обсуждение проведенного занятия с учениками. Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
1) Что нового вы сегодня узнали?
2) Как эти знания сможете применять в будущем при поступлении на работу?
3) Узнав о сфере профессиональной деятельности «Человек-природа», кто из вас понял, что профессии из этой сферы ему подходят? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.