Програама по внеурочной деятельности "Школьное телевидение"

Програама по внеурочной деятельности "Школьное телевидение"

docx
09.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Программа_ШТ_внеурочка.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»

 

142715, Московская область, Ленинский район,

п. совхоза им. Ленина                                                                               тел. 8 (495) 548-65-44

 

                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

  Директор МАОУ СОШ совхоза им. Ленина

                                                     __________________________ Т.Г. Рыбкина

                                                                                                    

Приказ № ______ от «___» ____________ 2019 г.

                                                                                       

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

«Школьное ТВ»

предмет

 

5-8 классы

класс

 

 

 

базовый

уровень обучения

 

 

ПДО: Паршин Виктор Георгиевич, высшая

Ф.И.О., кв. категория

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Посёлок совхоза им. Ленина

                                                        2019 год

Пояснительная записка.

 

Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности подрастающего поколения. Занятия видео творчеством эффективно способствуют художественно-творческому развитию учащихся на разных этапах их развития, в том числе, и в сложный период взросления в старших классах школы, когда фактически прекращается преподавание предметов искусства (музыка, изобразительное искусство), а увлечение старшеклассников «техническими» искусствами (фото, видео) не находит квалифицированной поддержки и соответствующего педагогического руководства. Кроме того, занятия видео творчеством позволяют отвлечь детей от дурного влияния улицы и помогают профессионально определиться в будущем. Дополнительная общеразвивающая программа  « Школьное TВ» имеет техническую направленность.

 

Актуальность программы  обусловлена: общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.  Одной из важнейших задач для системы дополнительного образования является развитие детского технического творчества.

Своевременность и необходимость образовательной программы « Школьное TВ»  обусловлена требованиями современного общества, его культуры, которая становится все более зрелищной, и где навыки создания фотографии, компьютерной презентации, видеофильма для людей любой специальности становятся неотъемлемыми качествами и частью профессиональных требований в любой сфере деятельности. Программа может быть реализована на базе ОУ.

В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах,  от 26.06.2013 в дополнительную общеразвивающую программу «Видеостудия «Образ» включены часы для изучения основ безопасности дорожного движения.

 

Отличительные особенности программы: в комплексном методе обучения принципиально разным видам деятельности в рамках одного направления. Постижение основ видеосъемки, видеомонтажа и тележурналистики расширяет для ребенка возможности самореализации и, в дальнейшем, профориентации. Занятия в объединении позволяют сформировать как технические навыки работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и развить интеллектуально-творческие способности воспитанников в процессе работы над созданием видеофильма и овладением основами тележурналистики. Кроме того, использование «синема технологий» является эффективным средством воспитания нравственных ориентиров детей. Запись в объединение не предусматривает конкурсного отбора и не требует базовых знаний по видеосъемке. Во время обучения ученик постигает азы видеоискусства: историю создания и развития кинематографа и телевидения, драматургию фильма, основы тележурналистики, затем на практике проходит подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план съемки), основы операторской работы, под руководством педагога осуществляет съемку видеоматериала. Далее проходит обучение основам видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания. В результате обучения, учащийся имеет элементарные познания о жанрах кино и телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программе Adobe Premiere, а также знаком с программами Adobe After Effects, Adobe Photoshop.

 

Адресат программы: программа «Школьное TV»» рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 11-16 лет. Занятия – групповые. Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучения по данной программе: для обучения рекомендуются принимать подростков 11-16 лет, любящих заниматься техникой, проявляющих интерес к видео творчеству, к телевидению и телевизионной журналистике. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Для обучения принимаются младшие подростки мальчики и девочки 11-12 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий.  Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Старшие подростки – мальчики и девочки 12-14 лет. У этой категории детей складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Проявляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Дети этого возраста испытывают внутреннее беспокойство. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённее их жизнь, тем она им более нравится. Авторитет взрослого больше не существует. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета. В этом возрасте мальчики склонны к групповому поведению, сопротивляются критике. Возрастные особенности у подростков 14-18 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, само актуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны, хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки мечтают о самостоятельности.

Количество учащихся в группе определяется требованиями СанПин 2.44.3172-14 от 4 июля 2014 года.

 

Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения  и необходимых для освоения программы составляет 70 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения.

 

Особенности организации образовательного процесса. Основной состав объединения разновозрастные группы. Состав группы постоянный.

 

Педагогическая целесообразность: 
Обучение основывается на педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода; 
  • природосообразности (учитывается возраст и уровень развития детей);
  • культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • систематичности, наглядности и последовательности обучения;
  • сотрудничества и ответственности.

Формы и режим занятий. Форма обучения: очнаяОбщее количество часов:

первый год обучения 35 часов в год. Количество часов и занятий в неделю: 1 час в неделю, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу;

второй год обучения  35 часов в год; количество часов и занятий в неделю: 1 час в неделю, периодичность и продолжительность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.

Цель программы: Развитие творческого мышления, создание условий  для творческой самореализации личности  ребенка, его коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеофильмов и телерепортажей, изучения лучших образцов экранной культуры.

Задачи: 
Образовательные:

  • Ознакомление с основами видео творчества, жанрами и направлениями развития мирового кино телевидения.
  • Обучение основам сценарного мастерства.
  • Обучение основам видеосъёмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма.
  • Овладение основами тележурналистики.

Метапредметные:

  • Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.
  • Развитие познавательных способностей учащихся.
  • Развитие устойчивого интереса к киноискусству.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • Развитие общей культуры и поведенческой этики.
  • Создание психоэмоционального комфорта общения в группе.
  • Развитие умения оценивать собственные возможности и работать в творческой группе. 
  • Воспитание личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности.
  • Воспитание нравственных ориентиров.

 Основные методы и формы работы:

-        словесный рассказ, беседа;

-        наглядная демонстрация образцов мирового кино, дидактического материала;

-        практическая работа.

 

Этапы реализации программы:

1-й год обучения – Знакомство с историей кинематографа, с устройством и принципом работы видеокамеры; основами сценарного мастерства, этапами создания видеофильма; основами видеосъемки и монтажа фильма в программе Adobe Premiere.
2-й год обучения – Знакомство с историей телевидения, основами тележурналистики; с программами Adobe After Effects (видеоэффекты),  Adobe Photoshop (растровая графика).
Формы организации деятельности. Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).  Как правило, занятия комбинированные, т.е. включают в себя теоретическую часть (беседы, лекции) и практическую часть (под руководством педагога, самостоятельная работа, игра, творческие практикумы). 
Чтобы сделать занятие разнообразнее и интереснее, активно используются такие формы, как просмотр фильма и обсуждение (синема-технологии), съемка на природе,
викторина, мастер-класс, конкурс, съемка на мероприятиях и т.д.

 

 

 

 

 

1.     Место курса в учебном плане

 

5-8 классы

Всего часов

35

Количество часов в неделю

1

Количество учебных недель

35

 

2.     Учебно-тематический план

Первый год занятий

п/п

              Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Видеооборудование.

2

3.

История кинематографа

 

2

4.

Основы работы с видеокамерой.

2

5.

Художественное и документальное кино.

2

6.

Основы работы со штативом и съемка статичных планов.

1

7.

Российское и зарубежное документальное кино.

2

8.

Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.

2

9.

Основы режиссуры фильма.

2

10.

Структура видеофильма.

2

11.

Различные виды съемок.

 

2

12.

Основы композиции кадра.

2

13.

Основы монтажа.

2

14.

Нелинейный видеомонтаж.

2

15.

Творческий проект.

2

16.

Участие в конкурсах и фестивалях.

2

17.

Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов.

2

18.

Безопасность дорожного движения.

2

19.

Итоговое занятие                 

1

 

Итого:

35

 

 

 

 

Второй год обучения

п/п

              Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

 История и современное состояние телевидения. 

2

3.

Жанры телевидения.

3

3.

Профессии на телевидении.

 

2

4.

Составляющие телевизионного произведения.

3

5.

Телевизионный сценарий.

2

6.

Основные принципы подготовки текста сюжета.

2

7.

Структура и композиция телерепортажа.

2

8.

Подготовка сюжета. Организация съемок.

3

9.

Основы режиссуры и монтажа репортажных жанров.

2

10.

Речь. Элементы актерского мастерства.

2

11.

Этика телевизионной журналистики.

2

12.

Знакомство с программами Adobe After Effects (видеоэффекты), Adobe Photoshop (растровая графика).

2

13.

Участие в конкурсах и фестивалях.

2

14.

Просмотр и обсуждение телевизионных передач разных жанров.

2

15.

Безопасность дорожного движения.

2

16.

Итоговое занятие

1

 

Итого:

35

 

Ожидаемые результаты:

            К концу I года обучения у обучающиеся формируются следующие предметные компетенции:

-знать о необходимом оборудовании, используемом для создания видеофильмов.

-Знать системы цветного телевидения (PAL, SECAM, NTSC).

-Знать устройство видеокамеры (оптическая система, видоискатель, стабилизатор, источник питания, входы и выходы камеры, ручные регулировки, трансфокатор).
- Уметь выбрать видеокамеру.

Так же в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:

Учебно-познавательные:

- знание основных вех истории кинематографа и телевидения;

- умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа и ТВ; 

- умение  выполнять простые склейки в монтажной программе.

 Информационные компетенции:

-        умение пользоваться специальной литературой, интернетом для создания фильма, репортажа;

             Коммуникативные компетенции:

-        умение отвечать на вопросы по теме предмета, наличие позитивных навыков общения в группе;

              Здоровье-сберегающие компетенции:

-умение позитивно относиться к своему здоровью, личной безопасности, соблюдая технику безопасности при работе с мультимедийной установкой, осветительной аппаратурой.

-знать правила техники безопасности при работе на компьютере, действия при пожарной тревоге, правила внутреннего распорядка в объединении, правила безопасного поведения на дороге.

 

 После 2- го года обучения у детей формируются следующие предметные компетенции:

 - формирование базовых навыков видео творчества, необходимых для самостоятельного создания фильмов (сценарное, операторское, режиссерское, журналистское); 

- технологии составления сюжетно – целостной композиции,

- использование художественных и монтажных выразительных средств при создании видеофильма или видеосюжета;

-          Учебно-познавательные компетенции:

-        умение давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

-        на технологическом уровне оценить работу свою и своего товарища;

-        аккуратно,  ответственно, тщательно  исполнять работу;

Ценностно-смысловые компетенции:

-        умение формулировать ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету,

-        понимать нравственный смысл своих   возможностей   делать   добро, приносить пользу вследствие своей  обученности мастерству;

              Социокультурные компетенции:

-        иметь представление о социальных нормах и ценностях,

-        умение творчески осмысливать действительность;

-        развивать навыки зрительной (визуальной) культуры восприятия экранных произведений;

-владеть этикой взаимоотношений, понимать  основной смысл исторических событий и гражданских праздников в объединении «Школьное TV» в разной форме: участие  в  мероприятиях,  проходивших в период двухлетнего обучения  в МАОУ «СОШ совхоза им.Ленина»

            Информационные компетенции:

-        владение навыками работы с различными источниками информации;

-        осознанное восприятие информации, умение выделять в ней главное и необходимое.

Здоровье - сберегающие компетенции:

-          заботиться о своем здоровье;

-          грамотно   пользоваться:   инструментами   и   приспособлениями, применяемыми в изготовлении фильма, репортажа.

- к концу второго года обучения по программе «ШкольноеTV» студийцы

   должны знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах города,     

   уметь применять правила дорожного движения в жизни.

 

 

Формы подведения итогов реализации программы:

Оценка результатов занятий творческой деятельности осуществляется по ходу занятий, с участием самих детей и их родителей.

Выявление степени усвоения полученных знаний и умений осуществляется в процессе прямого и непосредственного общения с обучающимися:

-        в беседе с детьми о данном предмете или теме;

-        на практических занятиях;

-        при обсуждении того, как воспитанник справляется с заданием  в              процессе своей работы.

Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения  устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога. 

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных работ. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-        текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-        оценка законченной работы;

-        участие в конкурсах и т.д.

– презентация своих работ (видеофильмов, сюжетов, роликов, интервью) для родителей и сверстников, участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов

Большое значение придается выполнению итоговой работы по съёмке репортажа по своему замыслу. Учащийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.

Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля:

·                Вводный (проводится в начале работы, для закрепления знаний, умений и навыков) – тесты, анкеты, викторины.

·                Текущий (в ходе учебного занятия для закрепления знаний по данной теме) – тесты, викторины, опрос, наблюдение.

·                Итоговый (проводимый после прохождения программы) – тестирование (на выбор, на дополнение), выполнение практической работы, самостоятельное или в группе создание видеофильма или сюжета

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- система занятий;

- участие в городских, областных и международных конкурсах;

- организация показов готовых работ родителям;

- информационное обеспечение;

- кадровое обеспечение.

 

 

 

 

Информационное обеспечение.

Тема

Ссылка в интернете

Начало работы с видеокамерой.

http://www.evartist.narod.ru/text1/15.htm

 

http://www.evartist.narod.ru/text1/15.htm#з_02

http://www.evartist.narod.ru/text1/15.htm#з_13

Структура и композиция телерепортажа.

 

http://www.evartist.narod.ru/text1/13.htm#з_01

http://www.evartist.narod.ru/text1/13.htm#з_03

http://www.evartist.narod.ru/text1/13.htm#з_08

Кадровое обеспечение. Для реализации программы необходимы высоко квалифицированные кадры. Педагог, Паршин Виктор Георгиевич имеет высшее педагогическое образование, многолетний опыт работы с детьми, организаторские способности. Занимается самообразованием.

 

 

 

Список литературы

Для детей:

1. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;

2. Кит Андердал. Adobe Premiere CS4 для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. – 368 с.;

3. Медведев Г. С., Пташинский В. С. "Adobe After Effects CS3 с нуля! Видеомонтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)." – Триумф, 2008. – 270 с.;


4. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.;

5. Эндрю Фолкнер, Джуди Волтерс вон Алтен. Adobe Photoshop CS3 с нуля! (+ CD-ROM). – Триумф, 2009. – 304 с.ю


Для педагогов:

  1. Адель Дроблас, Сет Гринберг. Adobe Premiere Pro CS3. Библия пользователя (+ DVD-ROM). – Изд-во Диалектика, 2009. – 944 с.;
  2. Аитова Л.В. 100% самоучитель. Pinnacle Studio 11: профессиональный видеомонтаж. Русская версия. – М.: Технолоджи, 2008 – 288 с.
  3. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Из-во КРСУ, 2001. – 160 с.
  4. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.
  5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ – М.: Издательство Московского университета, 2004 – 400 с.
  6. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.: Майор, 2004. – 208 с.
  7. Лори Ульрих Фуллер, Роберт Фуллер. Adobe Photoshop CS3. Библия пользователя (+ CD-ROM). - Изд-во Вильямс, 2008. – 1056 с.;
  8. Мишенев А. И. Adobe After Effects СS4. Видео книга. – М.: ДМК Пресс, 2009. –152 с.: ил.;
  9. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект Пресс, 2003 – 202 с.
  10. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. - М.: Мир, 2001 – 432 с.
  11. Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.: Триумф, 2002 - 528 с.
  12. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73 с.
  13. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.- Изд.дом «Кнорус», 2008 – 223 с.
  14. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  15. Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

______________ О.В. Сукманова

«___» ____________________2019 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________ Е.М. Путятина

Приказ № ___ от «___» _______________ 2019 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)