«Хочу знать русский» 3 класс
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа курса «Хочу знать русский» общеинтеллектуальной направленности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, для обучения решению различных задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Актуальность данной программы предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои возможности.
Содержание и методы обучения программы “ Хочу знать русский ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Общая характеристика.
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку. Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-воспитывать чувства справедливости, ответственности;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации; -развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, заинтересовывают детей. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая
Основные виды деятельности:
-решение логических задач по разным отраслям знаний;
-работа с различными источниками информации;
-составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
-развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:;
-подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках; -участие в интеллектуальных играх.
Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направление. На изучение данной программы в третьем классе выделяется 56 часа (2 часа в неделю, 28 недель, 8 занятий в месяц)
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Основные принципы распределения материала:
1)системность: задания располагаются в определенном порядке;
2)принцип "спирали": задания повторяются;
3)принцип "от простого - к сложному": задания постепенно усложняются;
4)увеличение объема материала;
5)наращивание темпа выполнения заданий;
6)смена разных видов деятельности.
Формируемые УУД.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
3 класс
Тематическое распределение часов
№ |
Название раздела |
Кол-во Часов. |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1ч. |
2. |
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. |
19ч. |
3. |
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. |
11ч. |
4. |
Путешествие по стране слов. |
13ч. |
5. |
Секреты орфографии.
|
12 ч. |
Итого: |
|
56ч. |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ заня тия п/п |
№ з аня тия в разд еле |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Дата план |
Дата факт |
При меча ние |
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.(1ч.) |
|||||
1. |
1. |
Графический диктант (вводный урок). |
Вспомнить ориентир в понятиях "влево", "вправо", "вверх", "вниз", на числа и стрелки, указывающие направление движения. |
|
|
|
|
Развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти и мышления. (19ч.) |
|||||
2. |
1. |
Развитие концентрации внимания. |
Искать заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Решать задачи на деление заданной фигуры на равные части. |
|
|
|
3. |
2. |
Развитие концентрации |
Построить конструкции по заданному образцу. |
|
|
|
|
|
внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. |
|
|
|
4. |
3. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
Конструировать многоугольники из заданных элементов. |
|
|
|
5. |
4. |
Развитие аналитических способностей. |
Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнение числового кроссворда. |
|
|
|
6. |
5 |
Развитие логического мышления. "Головоломки". |
Расшифровать закодированные слова. Восстановить примеры: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
|
|
|
7. |
6. |
Развитие логического мышления. |
Учить решать задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
|
|
|
8. |
7. |
Тренировка зрительной памяти. |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
|
|
|
9. |
8. |
Тренировка внимания. "В царстве смекалки". |
Решать нестандартные задачи (на "отношения"), игры "Крестикинолики на бесконечной доске". |
|
|
|
10. |
9. |
Тренировка слуховой памяти. |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Игра «Звёздный час» |
|
|
|
11. |
10. |
Тренировка зрительной памяти.
|
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. «Своя игра» по окружающему миру» |
|
|
|
12. |
11. |
Мир замечательных задач. |
Учить решать задачи со многими возможными решениями. |
|
|
|
13. |
12 |
Ветвление в построчной записи алгоритма. |
Познакомиться и выполнять алгоритмы с ветвлениями. |
|
|
|
||
14. |
13 |
Игра "Говори наоборот". Развитие логического мышления. |
Научиться выделять общий признак в словах- понятиях, классифицировать. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. |
|
|
|
||
15. |
14 |
"Определение". |
Сформировать умение и навык составления определений. |
|
|
|
||
16. |
15 |
"Наборщик". |
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. |
|
|
|
||
17. |
16 |
"Отгадай шараду". |
Развивать логическое мышление. |
|
|
|
||
18. |
17 |
Составление предложений. |
Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить. |
|
|
|
||
19. |
18 |
Развитие логического мышления."Превра щение слов". |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. |
|
|
|
||
20. |
19 |
"Отгадай ребус" |
Развивать логическое мышление. |
|
|
|
||
|
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.(11ч.) |
|||||||
21. |
1. |
Сказочные задачи. |
Решать задачи, раскодировать слова. |
|
|
|
||
22. |
2. |
Задачи на кубиках. |
Составлять и решать задачи, выполняя зрительно, не перекладывая фигуры. |
|
|
|
||
23. |
3. |
Игра "Разорванная цепочка". |
Составлять квадрат, цепочку, не имеющихся разрывов. |
|
|
|
||
24. |
4 |
"Кто это?" "Что это?" |
Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы. |
|
|
|
|
25. |
5 |
Признак целого, признак части". |
Назвать и указать объект, действие всего объекта и действия его частей. |
|
|
|
|
26. |
6 |
Алгоритм обратного действия. |
Научиться описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. |
|
|
|
|
27. |
7 |
Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. |
Научиться придумывать и описывать предметы с необычными составом и возможностями. |
|
|
|
|
28. |
8. |
"Сам с вершок, голова с горшок". |
Записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава. |
|
|
|
|
29. |
9. |
"Найди лишнее". Умные цепочки. |
Заполнять магические квадраты. |
|
|
|
|
30. |
10 |
Карусель загадок. |
Разгадывать и составлять загадки. |
|
|
|
|
31. |
11. |
Игра "Самый умный". |
Действовать по инструкции. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки). |
|
|
|
|
|
Путешествие по стране слов. (13ч) |
||||||
32. |
1. |
В мире безмолвия и неведомых звуков. В Страну Слов. Первые встречи. |
Разыграть немые сцены. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». |
|
|
|
|
33. |
2. |
К тайнам волшебных слов. |
Сказка «Волшебные слова». Разгадать загадки, прослушать стихи и рассказы о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». |
|
|
|
|
34. |
3 |
В Страну Говорящих Скал. |
Прослушать рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». |
|
|
|
35. |
4. |
В Королевстве Ошибок.
|
Сочинить сказки. Прослушать стихи и рассказы и работать по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. |
|
|
|
36. |
5. |
Неожиданная остановка в пути.
|
Проговаривать слова по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. |
|
|
|
37. |
6. |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
Слова – омонимы. Разгадать загадки, шарад, ребусов. Инсценировать рассказы. Головоломка. |
|
|
|
38. |
7. |
На карнавале слов.
|
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
|
|
|
39. |
8. |
Следопыты развлекают детей. |
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. |
|
|
|
40. |
9 |
В Клубе весёлых человечков.
|
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. |
|
|
|
41. |
10. |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подобрать родственные слова. Сказка «Вот так родственники!». Работать со словообразовательным словарём. Разгадать ребусы. Тавтология. Игра «Домино». |
|
|
|
42. |
11. |
Экскурсия в прошлое. |
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. |
|
|
|
43. |
12. |
Полёт в будущее.
|
Рассказ учителя о неологизмах. Игра |
|
|
|
|
|
|
«Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». |
|
|
|
|
44. |
13. |
Чудесное превращение слов. |
Разгадать ребусы, загадок, шарад. Играть со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценировать рассказы. |
|
|
|
|
|
Секреты орфографии. (12 ч) |
||||||
45. |
1. |
Как обходились без письма? |
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивать песенки – «напоминалоки». |
|
|
|
|
46. |
2 |
Меня зовут Фонема.
|
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыграть стихотворения Н. Матвеева «Путаница». |
|
|
|
|
47. |
3 |
Тайны фонемы. |
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивать песенки - «запоминалки». |
|
|
|
|
48. |
4. |
Опасные согласные. |
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». |
|
|
|
|
49. |
5. |
«Фонемы повелевают буквами». |
Фонемное правило. Добро пожаловать, Въезд воспрещён, но … не всегда! Играть со словами. Разгадывать ребусы. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
|
50. |
6. |
Ваши старые знакомые. |
Игры со словами с сочетаниями жищи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
|
51. |
7. |
Правила о непроизносимых согласных. |
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разобрать стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
|
|
|
|
52. |
8. |
Поговорим обо всех приставках сразу. |
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работать со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. |
|
|
|
|
53. |
9. |
Слова – «родственники». |
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работать с текстом. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
|
54. |
10. |
«Не лезьте за словом в карман!» |
Корень и главное правило. Изменять форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
|
55. |
11. |
«Пересаженные» корни. |
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работать со словарём. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
|
56. |
12. |
Итоговое занятие. Олимпиада. |
Индивидуальное соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
|
|
|
|
Результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Материально-техническое обеспечение:
УМК: О.А. Холодова. " Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей", рабочие тетради в двух частях: 1-4 класс. Москва: РОСТ, 2012г.. О.А. Холодова. "Умным умникам и умницам", Методическое пособие для учителя 1 -4 класс.- М.: РОСТ, 2012г. |
УМК: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. 10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 12. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 13. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 17. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984. |
Технические средства обучения. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Мультимедийная доска. Мультимедийный проектор. Персональный компьютер с принтером, сканером. |
Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.