|
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА)
«Педагог профессионального образования»
ПР СМК 7.3.1 - …..20 г.
Введён в действие приказом директора
«______» ______________
Нижневартовск
2020
Программа профессионально переподготовки «Педагог профессионального образования» разработана с учетом требований федерального государственного профессионального стандарта ФГОС 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 124) и единого квалификационного справочника «Преподаватель» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Программа рассмотрена на методическом совете
« ____» ________2020 г.
Протокол № ____
Программа согласована с внешними экспертами:
1. «____»__________2020 г
_____________________
_________/___________
(подпись) (Ф.И.О.)
МП
2. «____»__________2020 г
_____________________
_________/___________
(подпись) (Ф.И.О.)
МП
СОДЕРЖАНИЕ
_
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.. 4
1.1. Цель реализации программы. 4
1.2. Планируемые результаты обучения. 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 13
2.1. Учебный план. 13
2.2 Учебно-тематический план. 13
2.3. Календарный учебный график. 16
2.4. Рабочие программы базовой части. 16
2.5. Рабочие программы профильной части. 24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 30
3.1. Форма обучения. 30
3.2. Кадровое обеспечение. 30
4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 31
4.1. Текущая оценка качества освоения программы.. 31
4.2. Итоговая оценка качества освоения программы.. 31
4.3 Критерии оценки. 31
4.4 Вопросы к зачетам. 32
4.5 Вопросы к экзаменам. 36
Приложение А. 39
Приложение Б. 40
Приложение В. 41
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Программа профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования» направлена на формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области образования и науки, приобретения новой квалификации «Педагог профессионального образования»
Целью профессиональной переподготовки является получение новых знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям профессионального стандарта для занятия новым видом профессиональной деятельности.
Программа учитывает требования ФГОС 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 124) и профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября, регистрационный N 38993).
К освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица:
- имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование;
- получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.
По окончании обучения по программе переподготовки слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке.
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе - 260 часов.
1.2. Планируемые результаты обучения
Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе, включает: образование и наука.
Объектами профессиональной деятельности являются:
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс профессионального образования;
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами по вопросам воспитания и обучения обучающихся;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО);
ОПК-3 – способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО);
ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающихся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения (ПС).
В результате освоения программы у слушателей должны быть сформированы профессиональные компетенции для выполнения следующих трудовых функций
Профессиональные компетенции |
Трудовые функции |
Умения |
Знания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО); ОПК-3 – способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО); ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающихся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения (ПС). |
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО. (код A/01.6) |
Выполнять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и(или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, обучать самоорганизации и самоконтролю;
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом: специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО); особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); задач занятия (цикла занятий), вида занятия; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); стадии профессионального развития; возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину
Консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, в процессе прохождения практики (для преподавания по программам СПО и ДПП)
Контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике; проверять готовность выпускника к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста (для преподавания по программам СПО)
Контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания
Знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и(или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду
Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, иных конкурсов и аналогичных мероприятий (в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся к участию в конференциях, выставках, конкурсах профессионального мастерства, иных конкурсах и аналогичных мероприятиях в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (для преподавания по программам СПО и ДПП)
Анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность
Разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - требований ФГОС СПО и(или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся; - особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - нормативных документов образовательной организации; - современных требований к учебному оборудованию
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения), выполнение требований охраны труда; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете (лаборатории, ином учебном помещении)
Соблюдать требования охраны труда
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования |
Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения)
Преподаваемая область научного (научно-технического) знания и(или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии)
Требования ФГОС СПО, содержание примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) СПО, и(или) образовательной программе профессионального обучения
Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ
Методология, теоретические основы и технология научно-исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по программам СПО и ДПП
Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по программам СПО и ДПП)
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности)
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ |
|
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации (код A/02.6) |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: - соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки; - соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; - корректно интерпретировать результаты контроля и оценки;
Составлять отзыв на проектные, исследовательские, выпускные квалификационные работы (для преподавания по программам СПО и ДПП)
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность |
Законодательство РФ и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам СПО и профессионального обучения, и ДПП
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий |
||
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и ДПП (код A/03.6) |
Анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения и ДПП с учетом: порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей; развития соответствующей области научного знания и(или) профессиональной деятельности, требований рынка труда; образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и(или) образовательной программой; современного развития технических средств обучения, образовательных технологий;
Формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ с учетом необходимости обеспечения их практикоориентированности и(или) соответствия требованиям ФГОС СПО, роли в освоении профессиональной деятельности (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)), интересов и возможностей обучающихся (для преподавания по программам СПО)
Взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) программы СПО, профессионального обучения
Формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей программ СПО)
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные. |
Методологические и методические основы современного профессионального образования, ДПО и(или) профессионального обучения
Теория и практика СПО, профессионального обучения и(или) ДПО по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и(или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
Требования ФГОС СПО, содержание примерных (типовых) программ (при наличии), учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОПОП СПО, образовательной программе профессионального обучения и(или) ДПП
Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)
Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и(или) ДПП, методические основы его разработки
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам
Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам |
||
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
Наименование дисциплин (модулей) |
Всего |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
практические занятия |
СРС |
|||
Базовая часть |
130 |
50 |
40 |
40 |
|
Модуль 1. Основы педагогики |
36 |
16 |
12 |
8 |
экзамен |
Модуль 2. Основы психологии |
30 |
10 |
10 |
10 |
зачет |
Модель 3. Методические основы деятельности педагога профессионального образования |
32 |
12 |
10 |
10 |
зачет |
Модуль 4. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности |
32 |
12 |
8 |
12 |
зачет |
Профильная часть |
120 |
42 |
50 |
28 |
|
Модуль 5. Методика воспитательной деятельности |
42 |
14 |
16 |
12 |
экзамен |
Модуль 6. Современные образовательные технологии. |
46 |
18 |
20 |
8 |
зачет |
Модуль 7 Специфика педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО |
32 |
10 |
14 |
8 |
зачет |
ИТОГО базовая и профильная часть |
250 |
92 |
90 |
68 |
|
Консультации. Защита аттестационной работы |
10 |
- |
10 |
- |
|
ИТОГО |
260 |
92 |
100 |
68 |
|
2.2 Учебно-тематический план
Наименование дисциплин (модулей) |
Всего |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
практические занятия |
СРС |
|||
Базовая часть |
130 |
50 |
40 |
40 |
|
Модуль 1. Основы педагогики |
36 |
16 |
12 |
8 |
экзамен |
Педагогика как наука. Основные категории педагогики |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Педагогический процесс: его сущность и содержание |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Профессиональная деятельность и личность педагога |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Профессионально-личностное становление и развитие педагога |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Экзамен |
4 |
- |
4 |
- |
|
Модуль 2. Основы психологии |
30 |
10 |
10 |
10 |
зачет |
Психология как наука. История возникновения и развития психологии. |
4 |
2 |
- |
2 |
|
Психология деятельности и познавательных процессов. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Общее и индивидуальное в психике человека. Личность и ее развитие. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Индивидуально- типологические особенности личности. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Общение как деятельность. Психология общения |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Зачет |
2 |
- |
2 |
- |
|
Модель 3. Методические основы деятельности педагога профессионального образования |
32 |
12 |
10 |
10 |
зачет |
Сущность методической деятельности педагога |
4 |
2 |
- |
2 |
|
Структурные компоненты методической деятельности педагогов профессионального образования |
6 |
4 |
- |
2 |
|
Виды методической деятельности педагога профессионального образования |
4 |
2 |
- |
2 |
|
Результаты методической деятельности педагога |
8 |
2 |
4 |
2 |
|
Оценка методик обучения |
8 |
2 |
4 |
2 |
|
Зачет |
2 |
- |
2 |
- |
|
Модуль 4. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности |
32 |
12 |
8 |
12 |
зачет |
Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования |
10 |
4 |
2 |
4 |
|
Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ |
10 |
4 |
2 |
4 |
|
Федеральные государственный образовательные стандарты нового поколения как инструмент реализации государственной политики в образовании |
10 |
4 |
2 |
4 |
|
Зачет |
2 |
- |
2 |
- |
|
Профильная часть |
120 |
42 |
50 |
30 |
|
Модуль 5. Методика воспитательной деятельности |
42 |
14 |
16 |
14 |
экзамен |
Воспитательный процесс: его цель и сущность. Проблема прав ребенка. Современная парадигма воспитания. Современные проблемы воспитания. |
10 |
2 |
4 |
4 |
|
Воспитательная система. Основные компоненты системы. Типы, виды и модели воспитания. |
16 |
6 |
4 |
6 |
|
Диалектика воспитательного процесса. Закономерности, принципы и цели воспитания. |
12 |
6 |
4 |
4 |
|
Экзамен |
4 |
- |
4 |
- |
|
Модуль 6. Современные образовательные технологии. |
46 |
18 |
20 |
8 |
зачет |
Инновационные технологии в традиционных форматах обучения |
10 |
4 |
4 |
2 |
|
Активные формы обучения |
10 |
4 |
4 |
2 |
|
Информационные ресурсы системы образования |
10 |
4 |
4 |
2 |
|
Педагогические технологии работы с одаренными детьми |
14 |
6 |
6 |
2 |
|
Зачет |
2 |
- |
2 |
- |
|
Модуль 7 Специфика педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО |
30 |
10 |
14 |
8 |
зачет |
Формирование рабочего учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования |
14 |
4 |
6 |
4 |
|
Порядок реализации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях |
16 |
6 |
6 |
4 |
|
Зачет |
2 |
- |
2 |
- |
|
ИТОГО базовая и профильная часть |
250 |
92 |
90 |
70 |
|
Консультации. Защита аттестационной работы |
10 |
- |
10 |
- |
|
ИТОГО |
260 |
92 |
100 |
70 |
|
2.3. Календарный учебный график
Учебная неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Л ПЗ |
Э |
Э |
К |
ИА |
Условные обозначения:
Л |
Лекции
|
Э |
Экзаменационная сессия (экзамены, зачеты) |
ИА |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
|
К |
Консультации. Защита аттестационной работы |
ПЗ |
Практические занятия |
|
|
2.4. Рабочие программы базовой части
Модуль 1. Основы педагогики
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Основы педагогики»:
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО).
Тема 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики
Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Функции педагогической науки: теоретическая (описание, объяснение, прогноз), технологическая (проектирование, преобразование, рефлексия, корректировка). Взаимосвязь педагогической науки и практики. Категориальный аппарат педагогики. Фундаментальные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Стержневое понятие педагогики – педагогический процесс. Основные понятия: самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система. Современное содержание педагогических понятий. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Закон РФ об образовании. Общая ценностная характеристика образования: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Развитие образования в контексте культуры. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Педагогика как искусство. Педагогическое мастерство.
Тема 2. Педагогический процесс: его сущность и содержание
Возникновение и становление педагогической профессии. Понятия: профессия, специальность. Классификация профессий. Своеобразие педагогической профессии: гуманистический, коллективный и творческий характер труда учителя. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий. Педагогическая карьера.
Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога
Сущность педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как профессия. Основные виды профессиональной педагогической деятельности – воспитательная работа и преподавание. Структура педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков). Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма учителя.
Понятие культуры. Общая культура – условие профессионализма педагога. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогического труда. Общая и профессиональная культура педагога: взаимосвязь и специфика
Тема 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Мотивы выбора профессии и мотивы учения. Мотивация педагогической деятельности. Доминантные и ситуативные, внешние и внутренние мотивы. Полимотивированность педагогической деятельности. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Многоуровневое педагогическое образование: понятие, цели, структура. Содержание педагогического образования: общекультурный блок, психолого-педагогический блок, предметный блок. Профессиональное самовоспитание учителя: цели, движущие силы, факторы. Основные этапы профессионального самовоспитания: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие. Самообразование студентов – будущих учителей.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 402 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06487-2. - URL : https://urait.ru/bcode/454034;
2. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 151 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04163-7. - URL : https://urait.ru/bcode/453971;
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 719 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-3603-2. - URL : https://urait.ru/bcode/425916
4. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01032-9. - URL : https://urait.ru/bcode/449859.
Дополнительная:
1. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 477 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9916-6288-8. - URL : https://urait.ru/bcode/426515;
2. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00417-5. - URL : https://urait.ru/bcode/450702;
3. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый ; под редакцией П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 408 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00932-3. - URL : https://urait.ru/bcode/451236.
Модуль 2. Основы психологии
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Основы психологии»:
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО).
Тема 1. Психология как наука. История возникновения и развития психологии
Предмет и задачи псих о ло ги и. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Методы психологии. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Сознание. Структура сознания. Сознание и самосознание.
Сознательное и бессознательное. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Воля как характеристика сознания. Состояния сознания.
Тема 2. Психология деятельности и познавательных процессов
Ощущения и восприятия. Внимание. Закономерности памяти. Мышление. Развитие мышления в персогенезе. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. Воображение. Виды воображения. Речь. Виды речевой деятельности. Интеллект. Оценка интеллекта.
Тема 3. Общее и индивидуальное в психике человека. Личность и ее развитие
Человек, индивид, индивидуальность и личность. Теории личности.
Психологическая структура личности.
Тема 4. Индивидуально- типологические особенности личности
Способности как проявление индивидуальности. Типология темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности. Конституционные типологии (Э.Кречмер, У. Шелдон). Характер. Акцентуации характера. Типологии характера. Мотивация. Психические состояния. Агрессивность и агрессивное поведение.
Тема 5. Общение как деятельность. Психология общения
Функции и структура общения. Транзактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы и механизмы психологического воздействия. Виды и техники слушания.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Бухарова, И. С. Психология. Практикум : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 208 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06467-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/454894;
2. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 429 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04531-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450142;
3. Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 480 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9916-5915-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451094;
4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 134 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09450-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449844;
5. Феоктистова, С. В. Психология : учебное пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 234 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09729-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453029.
Дополнительная:
1. Константинов, В. В. Методологические основы психологии : учебное пособие для вузов / В. В. Константинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 199 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07765-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453428;
2. Крысько, В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В. Г. Крысько. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 394 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08833-5. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/455929.
Модель 3. Методические основы деятельности педагога профессионального образования
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Методические основы деятельности педагога профессионального образования»:
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО);
ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающихся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения (ПС).
Тема 1. Сущность методической деятельности педагога
Компетентность педагога профессионального обучения. Методическая деятельность в образовательных учреждениях: объект, предмет, субъект.
Тема 2. Структурные компоненты методической деятельности педагогов профессионального образования
Эмпирический уровень. Теоретический уровень. Методические приемы. Подходы к обучению. Методический принцип. Правила обучения. Методика обучения.
Тема 3. Виды методической деятельности педагога профессионального образования
Виды методической деятельности. Методические умения.
Тема 4. Результаты методической деятельности педагога
Методическая разработка. Методические рекомендации. Взаимодействие участников процесса обучения.
Тема 5.Оценка методик обучения
Шкала оценок.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 549 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11508-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/445443;
2. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-3099-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/430714;
3. Педагогическая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11157-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/444564;
4. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 237 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08176-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451619;
5. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 128 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07438-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452096;
6. Этика и психология профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 510 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11054-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456623;
7. Савенков, А. И. Психология обучения : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 251 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01046-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451410.
Дополнительная:
1. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07619-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452459;
2. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 413 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12706-5. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/457274;
3. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 422 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10260-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456487.
Модуль 4. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Нормативно-правовые основы образовательной деятельности»:
- ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики.
-
Тема 1. Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования
Законодательство, регулирующее отношения в области образования Содержание Понятие «образование». Основные структурные элементы системы образования. Роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования. Формирование общей культуры учащихся, создание предпосылок их успешной социализации в современном обществе. Система образования в Российской Федерации. Конституционные основы ее функционирования. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Роль государства в становлении и развитии образования. Принципы государственной образовательной политики. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Государственные гарантии приоритетности образования. Право на образование: проблемы его реализации. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования. Конституция РФ как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Перечень документов педагога дополнительного образования. Тарифно-квалификационная характеристика.
Тема 2. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ
Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями. Правовой статус образовательных учреждений.
Тема 3. Федеральные государственный образовательные стандарты нового поколения как инструмент реализации государственной политики в образовании
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы. Проблемы совершенствования механизма правового регулирования управления образованием в РФ.
Федеральный закон от «29» декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Приказ «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» от 31 мая 2011 г. N 1975, Постановление о государственной аккредитации от 18 ноября 2013 № 1039, Приказ об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией № 462 от 14 июня 2013г., Постановление о лицензировании образовательной деятельности от 28 октября 2013 № 966; Приказ №2267 от 25.10.2011 «Об утверждении критериев показателей, необходимым для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования и среднего профессионального образования»
Рекомендуемая литература.
Основная:
8. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 549 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11508-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/445443;
9. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-3099-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/430714;
10. Педагогическая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11157-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/444564;
11. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 237 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08176-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451619;
12. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 128 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07438-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452096;
13. Этика и психология профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 510 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11054-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456623;
14. Савенков, А. И. Психология обучения : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 251 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01046-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451410.
Дополнительная:
4. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07619-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452459;
5. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 413 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12706-5. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/457274;
6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 422 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10260-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456487.
2.5. Рабочие программы профильной части
Модуль 5. Методика воспитательной деятельности
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Методика воспитательной деятельности»:
- ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающих-ся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагоги-ческий контроль и оценку освоения образовательной программы, разраба-тывать программно-методическое обеспечение программ профессионально-го обучения (ПС).
-
Тема 1. Воспитательный процесс: его цель и сущность. Сущность и структура воспитательной деятельности на современном этапе. Проблема прав ребенка. Современная парадигма воспитания.
Современные проблемы воспитания Понятие о методике воспитательной работы. Современные трактовки сущности воспитательной технологии. Соотношение понятий «воспитательная технология» и «методика воспитательной работы».
Тема 2. Воспитательная система. Основные компоненты системы. Типы, виды и модели воспитания
Понятие «воспитательные технологии». Составные элементы воспитательных технологий. Технологии индивидуального взаимодействия. Воспитательные технологии группового взаимодействия. Особенности применения воспитательных технологий в профобразовании.
Тема 3. Диалектика воспитательного процесса. Закономерности, принципы и цели воспитания
Движущие силы воспитательного процесса. Законы, закономерности и принципы воспитания. Цель и задачи воспитания.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456636;
2. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06489-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454046;
3. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453382.
Дополнительная:
1. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 188 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11023-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456640;
2. Бурмистрова, Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 150 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06645-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455095.
Модуль 6. Современные образовательные технологии.
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Современные образовательные технологии»:
- ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающихся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения.
Тема 1. Инновационные технологии в традиционных форматах обучения
Интернационализация образования и перспективы развития классификации и стандартизации в профессиональном образовании. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Инновационные технологии при внедрении ФГОС.
Сравнительный анализ традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. Проектная технология (метод проектов). Игровые технологии. Технология «Дебаты». Технология «Кейс-стади». Технология проблемного обучения. Технология «Портфолио».
Тема 2. Активные формы обучения
Имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Характеристика неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.
Лекция - визуализация. Лекция вдвоем. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция-беседа. Лекция-дискуссия.
Тема 3. Информационные ресурсы системы образования
Интегрированная информационная система педагогической информации, (электронные образовательные ресурсы отечественного и зарубежного информационно - образовательного пространства и специализированные базы данных персонифицированной научной информации для корпоративного пользователя).
Доступ к разнородным электронным документам в базах данных в единой поисковой среде, объединяющей разнородные электронные коллекции.
Реализация новых форм справочно-информационного обслуживания пользователей (исчерпывающий проблемно-тематический подбор информации, оперативное обеспечение доступа к полнотекстовым научно-образовательным базам данных, расширение образовательного информационно-правового пространства, организация многофункциональных мультимедийных образовательных центров и т.д.).
Удобный доступ к цифровым копиям оригиналов печатных изданий.
Тема 4. Педагогические технологии работы с одаренными детьми
Образовательные технологии, средства, инструменты. Соотношение методики и технологии. Методы работы с одаренными учащимися на уроке. Формы проблемного обучения. Поисковый метод. Эвристический метод. Исследовательский метод. Проектный метод. Метод творческих и нестандартных заданий. Метод развития критического мышления. Метод кейсов.
Формы работы с одарёнными детьми. Факультативные занятия.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 151 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04163-7. - URL : https://urait.ru/bcode/453971;
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 719 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-3603-2. - URL : https://urait.ru/bcode/425916;
3. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07438-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452096;
4. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01032-9. - URL : https://urait.ru/bcode/449859;
5. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12706-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457274.
Дополнительная:
1. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 477 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9916-6288-8. - URL : https://urait.ru/bcode/426515;
2. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10290-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456527;
3. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00417-5. - URL : https://urait.ru/bcode/450702;
4. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый ; под редакцией П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 408 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00932-3. - URL : https://urait.ru/bcode/451236.
Модуль 7 Специфика педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
Компетенции, формируемые в процессе обучения в рамках модуля «Специфика педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО»:
- ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО);
- ОПК-3 – способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО).
Тема 1. Формирование рабочего учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования
Основания разработки учебного план. Нормы, учитываемые при разработке учебного плана. Вариативная часть. График образовательного процесса.
Тема 2. Порядок реализации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях
Организация и проведение учебного процесса. Документы, требуемые для реализации образовательных программ среднего профессионального образования.
Рекомендуемая литература.
Основная:
15. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 549 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11508-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/445443;
16. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-3099-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/430714;
17. Педагогическая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 493 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11157-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/444564;
18. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 237 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08176-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451619;
19. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 128 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07438-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452096;
20. Этика и психология профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 510 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11054-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456623;
21. Савенков, А. И. Психология обучения : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 251 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01046-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451410.
Дополнительная:
7. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07619-6. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452459;
8. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 413 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12706-5. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/457274;
9. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 422 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10260-4. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456487.
10.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Форма обучения.
Образовательная программа профессиональной переподготовки реализуется в дистанционной форме.
3.2. Кадровое обеспечение
Реализация данной программы обеспечивается высококвалифицированными кадрами, имеющими достаточный опыт работы в области профессиональной деятельности, соответствующей направленности образовательной программы.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие:
- кабинета, оснащенного компьютерной техникой;
- кабинет теоретического обучения.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: парты, стулья, классная доска, стол преподавателя и т.д.
Технические средства обучения: компьютеры, выход сеть Интернет, программное обеспечение общего и профессионального назначения, выход в локальную сеть, лазерный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, ксерокс, телефонный аппарат, факс.
4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4.1. Текущая оценка качества освоения программы
Оценочные материалы, используемые при текущей оценке сформированности компетенций слушателя:
Формируемые профессиональные компетенции |
Наименование оценочного материала |
1 |
2 |
ОПК- 1 – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с нормативными правовыми актами в сфере образования и норм профессиональной этики (ФГОС ВО); ОПК-3 – способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО); ПК- 1 – способен организовывать учебную деятельность обучающихся по программам профессионального обучения СПО, проводить педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения (ПС). |
Вопросы к зачету, вопросы к экзамену |
4.2. Итоговая оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию слушателей, предполагающую прохождение итогового тестирования.
4.3 Критерии оценки
Критерии оценки ответа на зачете
Оценка |
Критерии оценки |
Зачтено |
В период текущего контроля успеваемости слушатель вовремя выполняет все практические задания, предусмотренные рабочей программой. |
На зачете слушатель показывает хорошие знания учебного материала по дисциплине, при этом логично и последовательно излагает учебный материал, раскрывает смысл вопроса, дает удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы. |
|
Не зачтено |
В период текущего контроля успеваемости слушатель вовремя не выполняет практические задания, предусмотренные рабочей программой. |
Слушатель не освоил обязательного минимума знаний по дисциплине (владеет только отрывочными знаниями), не способен ответить на вопросы зачета даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя |
Критерии оценки ответа на экзамене
Оценка |
Критерии оценки |
«отлично» |
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал монографической литературы. |
«хорошо» |
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос. |
«удовлетворительно» |
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала. |
«неудовлетворительно» |
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине |
Критерии оценивания по результатам тестирования (в том числе итогового тестирования):
Оценка |
Критерии оценки |
«отлично» |
от 80% и выше |
«хорошо» |
от 60% до 79% |
«удовлетворительно» |
от 40% до 59% |
«неудовлетворительно» |
менее 40% |
4.4 Вопросы к зачетам
Модуль 2. Основы психологии
1. Предмет психологии, ее задачи и методы.
2. Место психологии в системе наук. Основные отрасли в психологии
3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
4. Определения понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность
5. Психика, поведение и деятельность.
6. Основные психические процессы.
7. Соотношение сознания и бессознательного. Структура сознания.
8. Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений.
9. Восприятие, его виды и свойства. Законы восприятия.
10. Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие.
11. Мышление и интеллект. Природа и виды мышления.
12. Явление и определения внимания. Функции и виды внимания.
13. Эмоции и чувства. Виды и роль эмоций в жизни человека.
14. Общение и речь. Понятие и виды общения. Речь и ее функции.
15. Психология невербального общения. Классификация средств невербального общения.
16. Понятия личности в психологии. Формирование и развитие личности.
17. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
18. Типы и свойства темперамента.
19. Определение характера. Типология характера.
20. Мотив и мотивация.
21. Понятия психического состояния. Положительные и отрицательные психические состояния.
22. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
23. Межличностные отношения. Интимные межличностные отношения
24. Психика и организм. Основные функции психики.
25. Психология личности. Самосознание и человеческое «Я».
26. Психологическая сущность самосознания. Структура и функции самосознания
27. Понятия малой группы и коллектива.
28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Способы взаимодействия людей.
29. Понятие о психологическом климате в коллективе. Основные параметры ПК в коллективе.
30. Причины вызывающие конфликтные ситуации в деятельности коллектива
Модуль 3. Методические основы деятельности педагога профессионального образования
1. Основные виды профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального образования;
2. Дидактическая (обучающая) деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание;
3. Общая характеристика методической деятельности: объект, предмет, основные виды деятельности и результаты;
4. Методическое творчество и методический опыт педагога;
5. Формы объективизации методического опыта педагога: доклады и выступления на педагогических чтениях и конференциях, публикации методических разработок, создание методической системы обучения предмету.
Модуль 4. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
Выполните тест: выделите правильный вариант ответа.
1. Выберите правильное определение понятия «образовательный стандарт»:
а) Это отражение в свернутом виде государственно утвержденных нормативных положений системы образования для определения минимальных требований общества к подготовке учащихся.
б) Это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на овладение ЗУНами, на воспитание и развитие в процессе обучения
2. Образовательный стандарт отвечает:
а) Максимальному уровню образования
б) Минимальному уровню образования
3. Основная цель теоретического обучения:
а) вооружение учащихся системой знаний
б) формирование у учащихся профессиональных умений
4. Формами организации практического обучения являются:
а) лекции, экскурсии, семинарские занятия, уроки, самостоятельная внеаудиторная работа
б) лабораторные и практические занятия, учебная, технологическая и преддипломная практика
5. Получение профессионального образования регламентируется:
а) Государственным образовательным стандартом
б) Законом РФ «Об образовании»
6. Выберите определение понятия «Среднее профессиональное образование»
а) Образование на базе основного общего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования
б) Совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных образовательных программ среднего профессионального образования
7. Отметить 4 группы основных умений педагога:
а) Проективные;
б) Доминирующие;
в) Управленческие;
г) Рефлексивные;
д) Сензитивные;
е) Прогностические;
ё) Ситуативные.
8. В чем состоит сущность прогностического умения педагога:
а) Извлечение знаний из практики, анализ фактов и умений.
б) Разработка проекта образовательно-воспитательной работы.
в) Умение прогнозировать необходимые средства и действия для достижения намеченной цели.
9. Выбрать определение понятия «стандарт»:
а) Мера адекватности полученных знаний;
б) Установленный комплекс норм, правил, требований к объекту, утвержденный компетентными органами.
в) Максимум знаний, необходимый к усвоению.
10. Выделить основные требования к образовательному стандарту:
а) Коллективность;
б) Объективность;
в) Гарантированность;
г) Мобильность;
д) Нормативность;
е) Интегративность.
Модуль 6. Современные образовательные технологии.
1. Содержание информационной лекции и ее особенности.
2. Методика чтения информационной лекции и ее типичные недостатки.
3. Методика подготовки и проведения проблемной лекции.
4. Современные образовательные технологии преподавания.
5. Личность преподавателя вуза и ее влияние на восприятие и усвоение учебного материала.
6. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.
7. Методика подготовки и проведения практических занятий.
8. Методика подготовки и проведения лабораторных занятий.
9. Технические средства обучения
10. Деловая игра как средство усвоения знаний.
11. Игра как средство профессионального обучения.
12. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции.
13. Понятие и виды самостоятельной работы студентов.
14. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов.
15. Методика разработки учебных программ.
16. Состав образовательных электронных изданий и ресурсов
17. Основные этапы разработки электронных средств обучения.
18. Роль проектирования в разработке электронных средств обучения
19. Принципы, которых следует придерживаться при разработке электронных средств обучения. Обоснуйте необходимость введения этих принципов.
20. Основные функции информационных технологий, используемые при построении образовательных электронных ресурсов
21. Наглядность в современной педагогике
22. Приемы повышения наглядности электронных ресурсов
23. Правила использования иллюстраций при создании электронных средств обучения.
Модуль 7 Специфика педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации ФГОС.
2. Вариативные формы предоставления образовательных услуг.
3. Реализация программного подхода в управлении ОО: разработка основной образовательной программы.
4. Реализация программного подхода в управлении ОО: разработка программы развития ОО.
5. Организация инновационной деятельности ОО в условиях реализации ФГОС.
6. Управление качеством образования в ОО.
7. Создание в ОО условий для реализации основной образовательной программы.
8. Государственная политика в области образования.
9. Профессиональный стандарт педагога.
10. Целевые ориентиры образования в соответствии с ФГОС.
11. Планирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
12. Создание условий для становления и развития субъектной позиции в деятельности.
13. Осуществление оценки индивидуального развития обучающихся рамках педагогической диагностики (мониторинга).
14. Построение образовательного процесса в образовательной организации с позиций ФГОС.
15. Методика организации различных видов деятельности.
16. Функции, содержание и формы методической работы.
17. Методическое сопровождение инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС.
18. Основная образовательная программа– основа реализации ФГОС. Технология разработки программы.
19. Роль информационно-коммуникационной среды в реализации Программы.
4.5 Вопросы к экзаменам
Модуль 1. Основы педагогики
1. Роль педагогической профессии в современном мире. Повышение требований общества педагогу на современном этапе.
2. Педагогика как наука. Структура педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.
3. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогических знаний. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
4. История становления и развития педагогической науки и практики. Выдающиеся педагоги прошлого.
5. Методология педагогики. Методы педагогических исследований.
6. Сущность определения воспитания в социальном смысле. Исторический и классовый характер воспитания. Цель воспитания. Социализация и воспитание.
7. Сущность определения обучения. Цель обучения.
8. Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Образование, обучение и развитие как основные педагогические категории. Развитие и формирование.
9. Педагогический процесс как целостная система и целостное явление. Структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
10. Закономерности и принципы педагогического процесса. Условия эффективности педагогического процесса.
11. Система образования РФ. Понятие и структура образовательной системы общества: образовательные стандарты, образовательные программы, система образовательных учреждений, органы управления.
12. Закон РФ «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Виды образовательных учреждений.
13. Сущность процесса обучения. Возникновение и развитие теории обучения и образования. Основные категории дидактики.
14. Система целей обучения. Технология целеполагания.
Модуль 5.Методика воспитательной деятельности
1. В чем Вы в идите сущность и противоречивость процесса воспитания.
2. Раскройте понятие «экология детства». Почему это направление является актуальным в настоящее время
3. В чем состоят различия между современной и советской парадигмами воспитания
4. В чем заключается суть воспитания
5. Каким образом принцип опоры на положительное в личности воспитанника помогает решить проблему самоактуализации личности.
8. Как Вы понимаете идею о том, что истина рождается не в голове отдельного человека, а является результатом диалогического общения
9. В чем заключается современное представление о назначении и позиции воспитателя в педагогическом общении
10. Поясните сущность субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и воспитанником.
11. Поясните сущность принципа профессиональной направленности, являющегося одним из основополагающих принципов системы начального профессионального образования.
12. Сформулируйте основные проблемы воспитания в учреждениях системы СПО.
13. Сформулируйте важнейшие для современного периода целевые установки в деятельности воспитательной системы учреждения СПО.
14. Назовите основные направления реализации педагогики сотрудничества в сфере СПО.
15. Что такое воспитательная система. Каковы ее основные компоненты
16. В чем Вы видите феноменальность воспитательной системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского
17. Как в современной воспитательной системе используется представление о типах и видах воспитания?
18. Сформулируйте основные характеристики гуманистической моде ли воспитания.
19. В чем Вы видите признаки гуманистической воспитательной системы, реализуемой в современных образовательных учреждениях
20. В чем выражается диалектичность воспитательного процесса
21. Расскажите об интерпретации трех законов диалектики при рассмотрении педагогических явлений.
22. Приведите примеры внутренних, внешних и общих противоречий, являющихся движущей силой развития процесса воспитания.
23. Сформулируйте три закона, выделенные В. М. Коротовым по результатам анализа творческого наследия А. С. Макаренко и И.Ф. Козлова.
24. Приведите примеры закономерностей воспитания. Каким образом в целях повышения эффективности воспитания педагог практически может создать условия для реализации закономерностей воспитания
25. Сформулируйте цель воспитания, соответствующую современной гуманистической парадигме
26. Расскажите об общей структуре целеполагания
27. Приведите пример выбора цели, стратегических и тактических задач, используя любую тематическую основу.
Приложение А
ЛИСТ РАССЫЛКИ
Программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки)
«Педагог профессионального образования»
Должность |
Фамилия, инициалы |
Заместитель директора |
Лукин С.В. |
Начальник отдела маркетинга |
Кондакова Н.В. |
Заведующий мастерскими |
Репалов В.П. |
Преподаватель |
Ризванова А.Ф. |
Методист |
Фатхинурова А.Ф. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Б
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки)
«Педагог профессионального образования»
Должность |
Фамилия, инициалы |
Дата получения |
Подпись |
Заместитель директора |
Лукин С.В. |
|
|
Методист |
Житникова О.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение В
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки)
«Педагог профессионального образования»
Номер изменения |
Номера листов |
Основание для внесения изменений |
Подпись |
Расшифровка подписи |
Дата |
Дата введения изменения |
||
замененных |
новых |
аннулированных |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.