Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от «__» ________2021 г. № _____
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 20» _______________ Г.А. Фуртова 01.09. 2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительному образованию детей «Основы медицинских знаний»
Направление естественнонаучное
Уровень обучения: 9-11 класс
Количество часов: 37 часов
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Полянина Ж.Л., учитель химии и биологии первой квалификационной категории
Новомосковск, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Основы медицинских знаний» составлена с учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013), в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно - методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 03.06.03.) и на основе авторской программы «Основы медицинских знаний».
Рабочая программа дополнительного образования детей введена в учебный план дополнительного образования детей, формируемого образовательной организацией в рамках Рабочая программа рассчитана на детей старшего школьного возраста. Занятия проводятся один раза в неделю, общее количество – 37, включая теоретическую и практическую части.
Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен для учащихся с ориентацией на медицинский профиль.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в настоящее время существует программы элективных курсов в области медицины и они мало продуманы и эффективны, не вызывают большого интереса у учащихся. Разработанный курс призван наглядно показать учащимся необходимость и его возможности во всех областях нашей жизни. Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «основы медицинских знаний», профессий, связанных с деятельностью в области медицины.
Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.
Элективный курс «Основы медицинских знаний» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Содержание учебного материала данного курса соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по медицине призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору медицинского профиля учащихся; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости медицины в различных областях, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
В течение всего элективного курса учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, бюллетеней, буклетов и стенных газет. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме. Для профориентации на такие конференции приглашаются врачи.
Теоретической базой курса служат школьные курсы химии, биологии и ОБЖ. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии, биологии и ОБЖ учащиеся знакомятся с основами медицинских знаний. Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела. Изучение элективного курса “Основы медицинских знаний” поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника.
Содержание программы может быть рассмотрено как один элективный курс, рассчитанный на
34 часа (1 час в неделю) или служить основой для разработки относительно самостоятельных более мелких курсов, основанные на актуализации широких межпредметные и внутрипредметных связей.
Новизна предлагаемой методики обучения состоит в том, что программа элективного курса ориентирована на работу по комплексной схеме «школа – дополнительное образование – учреждение профессионального образования – трудовая деятельность». В этом случае учреждения профессионального образования принимают не просто уже увлеченных делом абитуриентов, а людей, имеющих свое мнение о некоторых позициях, по состоянию дел в отрасли, состоявшихся (как прошедших начальную профильную подготовку) личностей. В свою очередь, обучающиеся могут не только выбрать то или иное учреждение профессионального образования с целью продолжения дальнейшей учебы, но и осознанно проанализировать свои возможности при выборе будущего места работы, равно как и потенциальные работодатели могут проводить свою кадровую политику в отношении выпускников.
Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных навыков оказания первой помощи, так как практическая часть курса в полной мере подразумевает данную возможность.
Направленность программы по содержанию поддерживает - медицинский профиль, по функциональному предназначению - предпрофессиональная, по форме организации - групповой, по времени - краткосрочной.
Результатом изучения элективного курса "Основы медицинских знаний" является урок-зачет (конференция) с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов медицины, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии.
В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины:
· По уходу за больными
· Источникам инфекции
· Профилактическим прививкам
· Первой доврачебной медицинской помощи
· Общие нормы санитарной гигиены
· Применение лекарственных и средств и др.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
· системность;
· целостность;
· объективность;
· научность;
· доступность для учащихся школы;
· реалистичность;
· практическая направленность.
Форма организации занятий: индивидуальная, парная, групповая.
Форма проведения занятий:
· Лекция
· Беседа
· Экскурсия
· Практическая работа
· Выполнение мини - проекта.
· Написание реферата
· Оформление стенгазеты, буклета, брошюры.
Формы контроля
1. Сообщения, выступления.
2. Рефераты.
3. Практические работы.
4. Проектные работы.
5. Решение ситуационных задач.
Задачи курса:
1. Сформировать общее представление о медицине как, о науке, возникшей в глубокой древности, великих ученых Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;
2. Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.
3. Сформировать знания о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту.
4. Формировать интерес к изученному предмету – анатомии человека;
5. Вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;
6. Содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физически и духовных качеств;
7. Дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его.
Планируемые результаты освоения курса кружковой деятельности
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы медицинских знаний» обучающиеся должны будут знать:
1. организацию медицинской службы;
2. алгоритмы оказания первой медицинской помощи;
3. классификацию инфекционных болезней;
4. использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;
5. ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; ухода за больными и новорожденными;
Личностные универсальные учебные действия
Будут сформированы:
1. признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
2. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
3. основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
2. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
3. основам саморегуляции эмоциональных состояний;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
2. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
3. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
1. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
2. оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
3. вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. давать определение понятиям;
2. устанавливать причинно-следственные связи
3. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
4. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Обучающийся получит возможность научиться:
1. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию. (5 часов)
Медицина – как наука. История развития медицины. Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. Общие сведения о работе медицинского персонала. Лечебные и диагностические процедуры: ультразвуковое обследование, рентгенография. Экскурсия в поликлинику
Блок 2. Первая медицинская помощь. (15 часов)
Первая медицинская помощь при ранениях. Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Десмургия. Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении. Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила). Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи. Травматический шок и противошоковые мероприятия Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия. Первая медицинская помощь при отравлениях. Первая медицинская помощь при укусах змей, насекомых. Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом.
Практические работы:
1. Первая медицинская помощь при ранениях.
2. Первая помощь при кровотечении.
3. Первая медицинская помощь при переломах.
4. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
5. Первая медицинская помощь при ожогах.
6. Первая медицинская помощь при отравлениях.
7. Первая помощь при укусах змей, насекомых.
Блок 3. Опасные инфекции. Венерические заболевания. (7 часов)
Понятие об инфекционных болезнях. Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями. Меры по профилактике инфекционных заболеваний. Уход за (инфекционными, терапевтическими) больными. Венерические заболевания. СПИД. Профилактика ЗППП.
Блок 4. Лекарственные препараты. (4 часа)
Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств.
Аптечка и правила её использования. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений. Экскурсия в аптеку.
Блок 5. Ребёнок и уход за ним. Массаж. (6 часов)
Особенности физического и психического развития грудного ребенка. Кормление, пеленание, купание ребенка. Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж.
Практические работы:
1. Особенности ухода за новорожденным ребенком.
2. Кормление, пеленание, купание ребенка.
3. Лечебный самомассаж.
4. Экскурсия в медицинский колледж.
Итоговое тестирование.
Учебно-тематический план
дополнительного образования детей «Основы медицинских знаний»
№ п/п |
Название тем |
Об Общее количество учебных часов |
В том числе |
|
Т теоретических |
практических |
|||
1 |
Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию. |
5 |
5 |
|
2 |
Первая медицинская помощь. |
15 |
8 |
7 |
3 |
Опасные инфекции. Венерические заболевания. |
7 |
7 |
|
4 |
Лекарственные препараты. |
4 |
4 |
|
5 |
Ребёнок и уход за ним. Массаж. |
6 |
1 |
5 |
|
Итого за год: |
37 |
25 |
12 |
Содержание программы
дополнительного образования детей «Основы медицинских знаний»
Кол-во занятий |
Теоретическая часть занятий |
Цели и задачи |
Практическая часть занятий |
|
Тема 1. Общие сведения по медицинскому обслуживанию. (5 часов) |
||||
1 |
Введение. Медицина – как наука.
|
Знать: -организацию медицинской службы; -правила лечебных процедур; -особенности работы младшего и среднего медицинского персонала.
|
Уметь применять полученные знания на практике. |
|
1 |
Значение первой медицинской помощи. Виды медицинской помощи. |
|||
1 |
Общие сведения о работе медицинского персонала. а) Медсестра хирургии б) Медсестра детского отделения в) Медсестра рентгеновского кабинета
|
|||
2 |
Лечебные и диагностические процедуры. |
|||
Тема 2. Первая медицинская помощь (15 часов) |
||||
2 |
Раны, их виды. Десмургия. |
Знать: -алгоритм оказания первой медицинской помощи; -правила лечебных процедур; -применять методы биологической науки при изучении организма человека -проводить наблюдения за состоянием сссс собственного орга организма, измерения, ставить несложные биологические экс эксперименты и о и объяснять их результаты; |
Уметь применять полученные знания на практике. Использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; ухода за больными и новорожденными; - реализовывать установки здорового образа жизни. |
|
1 |
Практическая работа. Первая помощь при ранениях. |
|||
1 |
Кровотечения, их виды, характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. |
|||
1 |
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях. |
|||
1 |
Переломы их основные признаки. Иммобилизация. |
|||
1 |
Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах. |
|||
1 |
Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. |
|||
1 |
Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. |
|||
1 |
Практическая работа. Первая медицинская помощь при ожогах. |
|||
1 |
Травматический шок и противошоковые мероприятия. |
|||
1 |
Практическая работа. Первая медицинская помощь при отравлениях. |
|||
1 |
Практическая работа. Первая помощь при укусах змей, насекомых. |
|||
2 |
Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом |
|||
Тема 3. Опасные инфекции. Венерические заболевания (7 часов) |
||||
2 |
Инфекционные болезни. Возбудители инфекционных болезней. |
Знать: -алгоритмы оказания первой медицинской помощи; -классификацию инфекционных болезней; правила ухода за больными; Ориентироваться в системе познавательных ценностей; Оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
|
Уметь применять полученные знания на практике.
|
|
1 |
Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями. |
|||
1 |
Уход за больными. |
|||
1 |
Профилактика инфекционных заболеваний. |
|||
1 |
Венерические заболевания. СПИД.
|
|||
1 |
Клинические анализы. |
|||
Тема 4. Лекарственные препараты (4 часа) |
||||
1 |
Применение лекарственных средств. |
Знать: -правила хранения медицинских препаратов, а также их применение.
|
Уметь применять полученные знания на практике.
|
|
1 |
Аптечка и правила её использования. |
|||
1 |
Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений. |
|||
1 |
Экскурсия в аптеку. |
|||
Тема 5. Ребёнок и уход за ним. Массаж. (6 часов) |
||||
1 |
Практическая работа. Особенности физического и психического развития грудного ребенка. |
Знать: -правила ухода за новорожденным ребенком; -алгоритмы оказания первой медицинской помощи;
|
Уметь применять полученные знания на практике.
|
|
1 |
Практическая работа. Особенности ухода за новорожденным ребенком. Кормление, пеленание, купание ребенка. |
|||
1 |
Практическая работа. Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж. |
|||
1 |
Практическая работа. Экскурсия в медицинский колледж. |
|||
2 |
Итоговое тестирование. |
|
|
|
Всего: 37 |
|
|
|
|
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
«Основы медицинских знаний»
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание элективного курса, предполагают наличие учебного кабинета.
Средства и материалы:
· карандаш простой,
· карандаши цветные,
· фломастеры,
· бинты,
· жгут кровоостанавливающий,
· шина,
· ингалятор,
· горчичники,
· грелка,
· градусник,
· пеленка,
· клеенка,
· нагрудник.
Список литературы дополнительного образования детей
«Основы медицинских знаний»:
Литература для учителя:
1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
3. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
4. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.: АНС, 1993 – 384 с.
5. Электронные и энциклопедические справочники.
6. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, 1982 год.
7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.
Литература для детей:
1. Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
3. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
4. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.