Программа дополнительного образования «Проектная деятельность»
чебныхь социальные проблемы (неспублики Татарстан"
Программа «Проектная деятельность» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Ценность программы заключается в том, что она программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Новизной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Главная идея программы «Проектная деятельность» – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные навыки, исследовательские навыки, коммуникативные навыки,социальные навыки.
Цель программы: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи формирования социального образа жизни обучающихся:
§ Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
§ Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы «Проектная деятельность»: 4 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (33 недели), на 34 часа во 2,3,4 классах (34 недели), предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
§ с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
§ с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
§ с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2,3,4 классах:
Формы диагностики учёта результатов освоения программы: выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Программой предусмотрено проведение диагностической работы (мониторинга) с целью выявления результатов освоения курса.
Методы контроля: ответы на вопросы, практическая работа, беседа.
Показатели: периодичность: сентябрь, май.
Оцениваются по параметрам и заполняется таблица следующего содержания:
1. Умение выбирать тему проекта: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
2. Умение выдвигать гипотезу: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
3. Умение выявлять проблему: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
4. Умение формулировать цель и задачи проекта: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
5. Умение выбирать нужную информацию: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
6. Умение создавать продукт своего проекта: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
7. Умение готовить публичное выступление: 2 балла – умеет хорошо; 1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.
№ п/п
|
Ф.И.учащихся |
Умение выбирать тему проекта |
Умение выдвигать гипотезу |
Умение выявлять проблему |
Умение формулировать цель и задачи проекта |
Умение выбирать информацию |
Умение создавать продукт своего проекта |
Умение готовить публичное выступление |
Общий балл |
|||||||
сент |
май |
сент |
май |
сент |
май |
сент |
май |
сент |
май |
сент |
май |
сен |
май |
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Cр.б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»
1 класс
№ |
Тема занятия |
Кол. час. |
Форма занятия |
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся: |
1. Введение в курс программы |
||||
1.1 |
Что такое проект? Введение в курс программы. Знания, умения и навыки, необходимые в создании проекта. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. |
1 |
Работа в парах. Индивидуальная Демонстрация проектов. |
§ составлять устный рассказ; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
|
2. Объект исследования: Детские мультики |
||||
2.1 |
Что такое хобби? Проект «Мультфильмы» Признаки «полезного» и «вредного» мультфильма. Беседа по презентации. |
1 |
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: анкетирование). |
§ выделять признаки хобби; § вести беседу по вопросам; § создавать ситуацию успеха; § составлять устный рассказ; § определять по описанию тему проекта; § самостоятельно подбирать материал; § выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
2.2 |
Выбор темы проекта. Краткое содержание проекта. Просмотр мультфильмов. Создание списков «полезных» мультфильмов».
|
1 |
Групповая и индивидуальная (в учебном кабинете) |
|
2.3 |
Помощники сбора материала. Рисунки любимых «полезных» мультфильмов. Создание альбома. Защита проекта. |
1 |
Индивидуальна я и групповая (в учебном кабинете). |
|
3. Объект исследования: Моя Родина |
||||
3.1 |
Повторение. Что такое хобби? Кто такой помощник? Проект «История села Нуса» Первоначальные сведения о своей «малой родине – о селе Нуса. Подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
1 |
Групповая и индивидуальная (домашнее задание)
|
§ фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»; § находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; § интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей «малой родины». |
3.2 |
Что такое проблема? Чьё имя носит моя улица. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) |
1 |
Индивидуальная |
|
3.3 |
Проблема. Решение проблемы. Фотографирование улиц села и их достопримечательностей. Сбор фотографий. Иллюстрирование своей малой родины. |
1 |
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: экскурсия по селу с родителями) |
|
3.4 |
Гипотеза. Предположение. Создание коллажа «Мое селов будущем» Защита проекта. |
|
Индивидуальна я и коллективная работа (в кабинете) |
§ составлять устный рассказ; § уметь решать проблемы; § уметь придумывать гипотезу; § уметь выдвигать предположение; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
4. Объект исследования: Я и моё имя |
||||
4.1 |
Гипотеза. Игра в предположение. Проект «Моё имя» «Кто я?» «Где живу?» Географические названия – свидетели прошлого. Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. |
1 |
Групповая и индивидуальная |
§ придумывать гипотезу; § уметь выдвигать предположение; § учатся выбирать дополнительную литературу; § составлять устный рассказ, отвечать на вопросы; |
4.2 |
Цель проекта. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён |
1 |
Групповая и индивидуальная |
§ создавать альбом; § выступать с подготовленным сообщением, опираясь |
4.3 |
Задача проекта.Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. |
1 |
Групповая и индивидуальная |
§ на фотографии (слайды); § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; § уметь ставить цель в жизни; § уметь выбирать цель проекта; § уметь решить задачу; § формулировать задачи своего проекта; § уметь выбирать предложения из текста для составления проекта; § уметь пользоваться словами – подсказками. |
4.4 |
Выбор нужной информации. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. |
1 |
Групповая и индивидуальная |
|
4.5 |
Интересные люди - твои помощники. Историческое прошлое семьи. Защита проекта. |
1 |
Индивидуальная работа в парах. |
|
5. Объект исследования: История моей семьи |
||||
5.1 |
Продукт-проекта. Проект «Моя семья» Профессии. Профессии моих родителей. |
1 |
Индивидуальная |
§ составлять план для выполнения задания (алгоритм); § работать самостоятельно и в группе; § уметь находить продукты проектов; § уметь создавать макеты продуктов проекта; § находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; |
5.2 |
Виды продукта. Макет. Мои братья и сёстры. Степени родства в семье. |
1 |
Индивидуальная |
|
5.3 |
Повторение пройденных проектных понятий. Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье. |
1 |
Индивидуальная |
|
5.4 |
Визитка. Составление визитки к проекту. Фото из семейного архива. Значимые события для моей семьи. |
1 |
Индивидуальная |
§ уметь составлять визитку к проекту; § составлять устный рассказ о своих предках; § выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
5.5 |
Визитка. Составление визитки к проекту. Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике |
1 |
Индивидуальная |
|
6. Объект исследования: Я – гражданин России |
||||
6.1 |
Мини – сообщение. Проект «Я б в солдаты пошёл» Получение информации о службе в рядах Российской армии. Поиск информации в библиотеке и Интернете |
1 |
Индивидуальная |
§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о службе в рядах Российской армии. § выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть |
6.2 |
Мини – сообщение. Подготовка к празднику 23 февраля. Разучивание стихов, изготовление открыток для пап, мальчиков. |
1 |
Групповая и индивидуальная |
|
6.3 |
Выступление перед знакомой аудиторией. Участие в конкурсе «Вот мы какие!». Конкурс рисунков. Защита проекта.
|
|
Групповая и индивидуальная |
§ проблему; § интервьюировать членов своей семьи о службе в армии; § составлять устный рассказ; § кратко излагать содержание проекта; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
7. Объект исследования: Любимая мама |
||||
7.1 |
Игра в учёных. Проект «Милая моя мама» Получение информации о появлении праздника «8 Марта – Международный женский день» Поиск информации в библиотеке и Интернете. |
1 |
Индивидуальная |
§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о возникновении праздника. § в игровой форме выявлять причину и следствие. § развивать умение правильно задавать вопросы. § составлять устный рассказ; § участвовать в проведении опыта; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
|
7.2 |
Игра в учёных. Опыты с цветком. Конкурс рисунков «Портрет моей мамы» |
1 |
Индивидуальная |
|
7.3 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта. Защита проекта. |
1 |
Индивидуальная |
|
8. Объект исследования: Домашние животные |
||||
8.1 |
Проект «Домашние животные» Сбор фотографий, рисунков, составление рассказов о животных. |
1 |
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия) |
§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о правильном уходе за животными; § развивать умение правильно задавать вопросы. § составлять устный и письменный рассказ; § создавать альбом; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
|
8.2 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Защита проекта. |
1 |
|
|
9. Объект исследования: Человек и природа |
||||
9.1 |
Повторение. Проект «Поможем природе» Просмотр презентации «Редкие и исчезающие виды растений и животных Татарстана». |
1 |
Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам) |
§ .выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о редких и исчезающих видах растений и животных Ямала; § развивать умение правильно задавать вопросы; § выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть проблему; § составлять устный и письменный рассказ; § создавать альбом; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
|
9.2 |
Игра в учёных. Мобильные телефоны. Создание альбома в рисунках «Природоохранительная деятельность человека в нашем селе». Защита проекта. |
1 |
Индивидуальная (рисунки), групповая. |
|
10. Объект исследования: Устное народное творчество |
||||
10.1 |
Игра в учёных. Получение электричества с помощью волос.
Проект «Загадки» Просмотр презентации «Жизнь и быт татар» |
1 |
Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам)
|
§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о возникновении загадок; § развивать умение сочинять свои загадки о родном крае; § выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть проблему; § составлять устный и письменный рассказ; § создавать альбом; § выступать с подготовленным сообщением; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
10.2 |
Игра в учёных. Создание сборника загадок. Защита проекта. |
1 |
Индивидуальная (книжка) |
|
11. Объект исследования: Мой класс и моя школа |
||||
11.1 |
Тест. Чему научился. Проект «Мой класс и моя школа» Участие в творческих конкурсах Составление рассказа о первом учителе, о себе и о своём классе. Фотографирование и иллюстрирование интересных дел в школе и классе. |
1 |
ИндивидуальнаяГрупповая
|
§ составлять устный и письменный рассказ о первом учителе, о школе; § фотографировать интересные события и дела в школе; § создавать летопись; § выступать с подготовленным сообщением; § создавать выставки творческих дел; § работать над умением анализировать и делать выводы; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
11.2 |
Памятка для учащегося для работы над проектом. Впечатления от работы над проектом. Создание летописи первого года обучения. Защита проекта. |
2 |
Индивидуальная Коллективная |
Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол.час. |
Форма занятия |
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся: |
1. |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Анкетирование учащихся. Знакомство с готовым проектом проект «путешествие по Казани». Обмен мнениями. |
1 |
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: прочитать материал о городе Казанив энциклопедии). |
§ выделять признаки хобби; § вести беседу по вопросам; § создавать ситуацию успеха; § составлять устный рассказ. |
2. |
Выбор темы проекта. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с готовым проектом проект «Снег»; игра «Измени букву». Переменка «Ответы на замысловатые вопросы».
|
1 |
Коллективная и индивидуальная (домашнее задание по группам: узнать, как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях) |
§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче; § осознанно читать научно-популярный текст; § оценивать продукт деятельности проектанта. |
3. |
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Информация о необычном цветке-раффлезии. Переменка «Назови детей животных. Просмотр готового проекта «Телефон: польза и вред» |
1 |
Коллективная и индивидуальная (домашнее задание: придумать модель игры, включая собственную фантазию) |
§ выступать с подготовленным сообщением о замысловатых растениях; § понимать значение слова «формулировка»; § находить нужную информацию в тексте; § отгадывать ребусы; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
4. |
Выбор помощников в работе над проектом. Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово». Знакомство со сверстником, создавший проект «Умный дом». Творческая работа на развитие пространственной координации |
1 |
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта)
|
§ уметь работать в команде; § уметь выбирать помощников для работы; § доказывать свою точку зрения, рассуждать; § уметь задавать вопросы своим помощникам |
5. |
Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап» Понятие «этап». Этапы работы над учебным проектом на примере образца. Самостоятельная работа. Переменка «Разгадай ребус». Занимательная страничка. |
1 |
Коллективная и индивидуальная работа (домашнее задание: нарисовать цветок для собственного выращивания)) |
§ уметь делить работу над проектом на этапы; § уметь работать самостоятельно; § выделять главное в работе над этапами проекта. |
6. |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» Понятие «Актуальность». Проверочная работа. Рубрика «Переменка».
|
1 |
Коллективная и индивидуальная (домашнее задание: нарисовать предметы для аквариума)
|
§ находить важные, существенные признаки; § знать формулировку понятий «хобби», «формулировка», «этап»; § отвечать на замысловатые вопросы § отгадывать кроссворды; § уметь проверять свои знания. |
7. |
Проблема. Решение проблемы. Понятие «Проблема». Задание на логику «Сколько функций у предмета». Рубрика «Переменка». Минутка знакомства. Самостоятельная работа.. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: написать сочинение на 1тему: «Лидер среди моих друзей») |
§ уметь видеть проблему с разных сторон; § уметь логически мыслить; § отгадывать ребусы; § уметь договариваться. |
8. |
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение» Понятия «выработка», «гипотеза», «предположение». Рубрика «Переменка». Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «От ученика до учителя». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе) |
§ придумывать гипотезу; § уметь выдвигать предположение; § уметь логически мыслить; § составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;
|
9. |
Цель проекта. Понятие «Цель». Материал выступления проектанта – сверстника. Игра «Найди 10 отличий» Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «Влияние воды на человечество». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти материал об одном из хищных насекомых) |
§ научить ставить цель в конкретной жизненной ситуации; § уметь решить задачу; § выбирать § дополнительную информацию § уметь логически мыслить |
10. |
Задача проекта. Понятие «Задача проекта». Игра «Найди отличия у животных» Минутка знакомства со сверстниками, создавшими проект «Дети и компьютерные игры», «Окружающий мир в моих фотографиях» |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: начать создавать собственный альбом для фотографий об окружающей природе) |
§ научить формулировать задачи проекта; § уметь находить способы решения проблемы проекта; § создавать собственный альбом для фотографий; § оценивать результаты собственного труда. |
11. |
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». Переменка «Разгадай кроссворд». Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Письмо как средство общения прежде и теперь» Самостоятельная работа. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: придумать свои символы, значки, условные обозначения для пути письма к адресату) |
§ уметь находить информацию; § уметь обобщать собранную информацию; § уметь разгадывать кроссворды; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
12. |
Знакомство с интересными людьми. Интервью. Понятия «Интервью», «Интервьюер». Игра «Интересное интервью». Переменка «У кого..» Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «История создания памятников» |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых национальных игрушках) |
§ уметь брать интервью у детей и взрослых; § уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми; § оформлять полученную информацию. |
13. |
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор» Работа с текстом. Переменка «Разгадай ребус». Минутка знакомства со сверстником, написавшим рассказ «Моя мама».
|
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: сочинить свой рассказ и оформить книжку) |
§ составлять рассказ; § отсеивать лишние данные; § создавать готовый продукт – книжку; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
14. |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». Работа с таблицей. Переменка «Соедини линией». Минутка знакомства со сверстником, создавшим продукт проекта «Игра». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет своей игрушки) |
§ работать самостоятельно; § уметь находить продукты проектов; § уметь создавать макеты продуктов проекта. |
15. |
Играем в учёных. Это интересно. Практическая работа. Проведение опыта. Переменка «Отгадай геометрические задания». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: окрасить белый мелок с помощью фурацилина) |
§ уметь применять полученные знания на практике; § уметь проводить опыт с белым мелком и пищевым красителем; § оценивать результат опыта. |
16. |
Тест. Самостоятельная работа. Переменка «Давай-ка поквакаем!» Творческая работа. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: нарисовать любимое животное и дать ему необычное имя) |
§ уметь применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы; § уметь проверять самостоятельную работу; § уметь логически мыслить; § оценивать результаты собственного труда. |
17. |
Отбор информации для семиминутного выступления. (мини-сообщение) Работа по плану выступления. Переменка «Расставь фрагменты в строения» Стихотворение Л.А.Барто «Увлекательная речь». Выступление сверстника. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: написать семиминутное выступление) |
§ уметь логически мыслить; § уметь презентовать свои достижения; § уметь составлять выступление; § оценивать результаты собственного труда и товарищей. |
18. |
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация». Этапы работы над презентацией на бумаге. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: Составить самому презентацию на бумаге к личному проекту) |
§ уметь составлять презентацию на бумаге; § соотносить этапы творческой работы; § уметь работать самостоятельно. |
19. |
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Понятия «Презентация», «Информация». Ответы на вопросы. Знакомство с компьютерной презентацией сверстницы «Бобры» Переменка «Занимательные задания» |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.) |
§ ознакомиться с составлением компьютерной презентации; § уметь самостоятельно отвечать на вопросы; § оценивать результаты сверстника. |
20. |
Первые шаги составления презентации на компьютере. Занятия в компьютерном классе. Переменка «Занимательные шуточные задания» |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: вместе с родителями попробовать составить компьютерную презентацию) |
§ познакомиться с программой ММР- Microsoft Power Point; § учиться первым шагам составления презентации; § уметь работать «мышью», печатать слова, изменять размер шрифта, владеть курсором. |
21. |
Первые шаги составления презентации на компьютере. (Продолжение) Занятия в компьютерном классе. Переменка «Занимательный алфавит». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: потренироваться на компьютере, закрепить полученные знания) |
§ знать некоторые кнопки клавиатуры компьютера и их назначение; § уметь печатать заглавную букву, точку, запятую; устанавливать отступ; § уметь устанавливать алфавит на русском языке и английском. |
22. |
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. Понятие «Аудитория» Переменка «Найди животных». Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Школьная сумка». |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: испечь печенье по рецепту, придумать свой рецепт печенья ) |
§ выступать с подготовленным сообщением; § держать аудиторию в поле зрения; § развивать умение правильно задавать вопросы; § работать над умением анализировать и делать выводы; § оценивать выступление |
23. |
||||
24. |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Работа с тестом. Придумывание вопросов своему соседу по парте. Заполнение таблицы. Переменка «Соедини точки линией». Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Ах эти сказки, сказки..». |
1 |
Работа в парах. Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: прочитать интересный факты о животных) |
§ развивать умение отстаивать свою точку зрения § составлять устный рассказ; § развивать умение правильно задавать вопросы; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
25. |
Тест «Добрые советы проектанту» Самостоятельная работа. Переменка «Разгадай кроссворд по загадкам».
|
1 |
Работа в парах. Индивидуальная и коллективная работа. |
§ уметь применять накопленные знания во время проектной работы; § уметь проверять самостоятельную работу; § уметь логически мыслить; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
26. |
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Работа над понятиями «Визитка», «Визитная карточка» Творческая работа по составлению визитной карточки. Переменка «Собери пословицы, угадай сказки». |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: Напечатать титульный лист визитки на компьютере) |
§ создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте; § уметь составлять титульный лист визитки.
|
27. |
||||
28. |
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» Самостоятельная работа. Переменка «Отгадай загадки – шутки, ребусы»
|
1 |
Индивидуальная и коллективная работа. |
§ контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах по образцу самоанализа; § уметь разгадывать загадки-шутки, ребусы. |
29. |
Играем в учёных. Это интересно. Практическая работа. Опыт с водой и спичкой.
|
1 |
Индивидуальная и коллективная работа.
|
§ уметь практически мыслить; § уметь проводить опыты и анализировать результаты; § делать выводы на основе имеющихся фактов. |
30. |
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Переменка «Задачки-шутки». Творческая работа. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: придумай свои задачки шутки) |
§ знать разные виды конкурсов проектов; § уметь заучивать стихи. |
31. |
Памятка жюри конкурса Переменка «Отгадай слова по первым буквам картинок». Рубрика «Это интересно». Лист оценивания.
|
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: приготовить выступление к своему проекту) |
§ уметь оценивать свою работу по выработанным критериям |
32. |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Игра «Как стать миллиардером?» Тест «Правила выступления» |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить правило-шутку от Бондаренко) |
§ уметь представлять перед публикой результат своей работы; § выдвигать идеи (мозговой штурм); § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
33. |
Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Ответы на вопросы. Практическая работа «5 приобретённых качеств на ладошке». |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа |
§ уметь высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам; § отвечать на вопросы искренне. |
34. |
Советы на лето. Стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»..,Е.Благининой «Возле грядки», «Радуга» Задания на лето. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание на лето: поработать над проектом «Народные детские игры») |
§ выдвигать идеи; § подводить итоги. |
Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол.час. |
Форма занятия |
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся: |
1. |
Проект? Проект! |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: «Посмотри на мир чужими глазами». ) |
§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче; § осознанно читать научно-популярный текст; § оценивать продукт деятельности проектанта. |
2. |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. |
2 |
Коллективная и индивидуальная (домашнее задание по группам: узнать, как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях) |
§ выделять признаки проекта; § вести беседу по вопросам; § создавать ситуацию успеха; § составлять устный рассказ. |
3. |
|
|||
4. |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово». Знакомство со сверстником, создавший проект «Сад моей мечты». Творческая работа на развитие пространственной координации |
1 |
Групповая работа |
§ уметь работать в команде; § уметь выбирать помощников для работы; § доказывать свою точку зрения, рассуждать; § уметь задавать вопросы своим помощникам |
5. |
Какими могут быть проекты? Знакомство с видами
проектов. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной
темы. |
2 |
Групповая работа (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта) |
§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § уметь работать в команде; § уметь выбирать помощников для работы; § доказывать свою точку зрения, рассуждать; § уметь задавать вопросы своим помощникам |
6. |
||||
7. |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе) |
§ уметь обосновывать выбранную тему; § придумывать гипотезу; § уметь выдвигать предположение; § уметь логически мыслить; § составлять устный рассказ, отвечать на вопросы; § самостоятельно находить тему исследовательской работы |
8. |
||||
9. |
Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: придумать свои символы, значки, условные обозначения для игры) |
§ уметь планировать свою работу; § уметь видеть проблему с разных сторон; § уметь логически мыслить; § отгадывать ребусы; § уметь договариваться. |
10. |
||||
11. |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. |
3 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет любимой книжки) |
§ работать самостоятельно; § уметь находить методы и предмет исследования; § уметь создавать предмет исследования в своём проекте. |
12. |
||||
13. |
||||
14. |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых сказках) |
§ уметь анкетировать; § уметь выполнять социальный опрос; § уметь брать интервью у детей и взрослых; § уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми; § оформлять полученную информацию. |
15. |
||||
16. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог» |
§ уметь работать с каталогами; § составлять список литературы; § отсеивать лишние данные; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
17. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог» |
§ уметь работать с каталогами; § составлять список литературы; § отсеивать лишние данные; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
18. |
||||
19. |
Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. |
3 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить аннотацию прочитанной книги) |
§ записывать литературу, используемую в проекте; § самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче; § осознанно читать научно-популярный текст; § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
20. |
||||
21. |
||||
22. |
Исследование объектов. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить анкету по теме «Моё отношение к здоровому образу жизни» |
§ уметь составлять анкету; § уметь составлять опросные листы; § применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы; § уметь проверять самостоятельную работу; § уметь логически мыслить; § оценивать результаты собственного труда. |
23. |
||||
24. |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить рассказ по готовой концовке) |
§ уметь выделять главное и второстепенное; § применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы; § уметь проверять самостоятельную работу; § уметь логически мыслить; § оценивать результаты собственного труда |
25. |
||||
26. |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия») |
§ уметь логически мыслить; § уметь презентовать свои достижения; § уметь составлять выступление; § оценивать результаты собственного труда и товарищей. |
27. |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия») |
§ уметь логически мыслить; § уметь презентовать свои достижения; § уметь составлять выступление; § оценивать результаты собственного труда и товарищей. |
28. |
Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. Обработка информации. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: подготовить пятиминутное сообщение) |
§ составлять план работы; § уметь обрабатывать полученную информацию в ходе исследования; § уметь логически мыслить; § оценивать результаты собственного труда |
29. |
Оформление работы. Оформление информации. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Выводы и оформление «Заключения». Выполнение рисунков, поделок и т.п. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: Составить самому презентацию на бумаге к личному проекту) |
§ уметь составлять презентацию на бумаге; § соотносить этапы творческой работы; § уметь работать самостоятельно. |
30. |
||||
31. |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Работа с компьютером. Презентация. |
2 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.) |
§ ознакомиться с составлением компьютерной презентации; § уметь самостоятельно отвечать на вопросы; § оценивать результаты сверстника. |
32. |
||||
33. |
Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: прочитать интересный факт в научно-популярном журнале) |
§ развивать умение отстаивать свою точку зрения § составлять устный рассказ; § развивать умение правильно задавать вопросы; § уметь представлять перед публикой результат своей работы; § выдвигать идеи (мозговой штурм); § оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
34. |
Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. |
1 |
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание на лето: поработать над проектом «Народные жилища») |
§ выдвигать идеи; § подводить итоги. |
Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»
4 класс
№ п/п |
Тема занятия/ Форма занятия |
Форма занятия |
кол-во часов |
1 |
Твои новые интересы и увлечения |
Индивидуальная |
1 час |
2 |
Виды проектов |
Индивидуальная |
1 час |
3 |
Исследовательско-творческий проект |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
4 |
Творческий проект |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
5,6 |
Ролевой-игровой проект |
Индивидуальная и коллективная работа |
2 часа |
7,8 |
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой |
Индивидуальная |
2 часа |
9, 10 |
Информационно-исследовательский проект |
Индивидуальная |
2 часа |
11 |
Практико-ориентированный проект |
Индивидуальная и групповая |
1 час |
12 |
Практико-ориентированный проект (индивидуальная и групповая) |
Индивидуальная и групповая |
1 час |
13, 14 |
Монопроектный проект |
Индивидуальная и коллективная, групповая |
2 часа |
15 |
Межпредметный проект ( |
Индивидуальная и коллективная |
1 час |
16 |
Виды презентационных проектов |
Индивидуальная и коллективная |
1 час |
17 |
Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции |
Индивидуальная |
1 час |
18 |
Вид презентации проекта в рамках научной конференции |
Индивидуальная и коллективная |
1 час |
19 |
Правильная подготовка презентации к проекту |
Индивидуальная |
1 час |
20, 21 |
Работа с памяткой при подготовке публичного выступления |
Индивидуальная |
2 часа |
22, 23 |
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом |
Индивидуальная |
2 часа |
24 |
Типичные ошибки проектантов |
Коллективная |
1 час |
25 |
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся |
Коллективная |
1 час |
26 |
Формирование умения в работе с диаграммой (коллективная) |
Коллективная |
1 час |
27 |
Формирование умения в работе с таблицей |
Коллективная |
1 час |
28 |
Практическая работа над созданием таблицы |
Индивидуальная |
1 час |
29 |
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
30 |
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
31 |
Программа MICROSOFT OFFICE WORD. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
32 |
Твои впечатления от работы над проектом |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
33 |
Пожелания будущим проектантам |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
34 |
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году |
Индивидуальная и коллективная работа |
1 час |
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Проектная деятельность» необходимо:
|
|
|
|
|
Литература для педагога
3. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Интернет-ресурсы
1. История происхождения загадки - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
2. История происхождения привычных нам вещей. Режим доступа: http://planetashkol.ru/
3. История возникновения мебели: простые вещи.- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.