Программа дополнительного образования «Проектная деятельность»
Оценка 4.9

Программа дополнительного образования «Проектная деятельность»

Оценка 4.9
doc
09.03.2022
Программа  дополнительного образования «Проектная деятельность»
1.doc

 Программа  дополнительного образования «Проектная деятельность»

 чебныхь социальные проблемы (неспублики Татарстан"

Программа «Проектная деятельность» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Ценность программы заключается в том, что она программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному  направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Новизной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

            Главная идея программы «Проектная деятельность» – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные навыки,  исследовательские навыки, коммуникативные навыки,социальные навыки.

        Цель программы: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

      Задачи формирования социального образа жизни обучающихся:

§  Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

§  Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы.
  • Формировать  у детей стремление к  самостоятельной общественно-значимой деятельности.
  • Учить ценить общественно-полезную  значимость коллективной деятельности.
  • Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы «Проектная деятельность»: 4 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (33 недели),  на 34 часа во 2,3,4 классах (34 недели), предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

§  с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; 

§  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих        работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;    

§  с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.      

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2,3,4 классах:

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Формы диагностики учёта результатов освоения программы: выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

        Программой предусмотрено проведение диагностической работы (мониторинга) с целью выявления результатов освоения курса.

Методы контроля: ответы на вопросы, практическая работа, беседа.

        Показатели: периодичность: сентябрь, май.

Оцениваются по параметрам и заполняется таблица следующего содержания:

1.             Умение выбирать тему проекта: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

2.             Умение выдвигать гипотезу: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

3.             Умение выявлять проблему: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

4.             Умение формулировать цель и задачи проекта: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

5.             Умение выбирать нужную информацию: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

6.             Умение создавать продукт своего проекта: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

7.             Умение готовить публичное выступление: 2 балла – умеет хорошо;  1 балл – затрудняется; 0 баллов – не умеет.

 №

п/п

 

Ф.И.учащихся

Умение выбирать тему проекта

Умение выдвигать гипотезу

Умение выявлять проблему

Умение формулировать цель и задачи проекта

Умение

выбирать информацию

Умение создавать продукт своего проекта

Умение готовить публичное выступление

Общий балл

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сен

май

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cр.б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»

1 класс 

Тема занятия

Кол. час.

Форма

занятия

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых  научатся:

1. Введение в курс программы

1.1

Что такое проект? Введение в курс программы.

Знания, умения и навыки, необходимые в создании проекта.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

1

Работа в парах.

Индивидуальная

Демонстрация проектов.

§  составлять устный рассказ;

§  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

 

 

 

2. Объект исследования: Детские мультики

2.1

Что такое хобби?

Проект «Мультфильмы»

Признаки «полезного» и «вредного» мультфильма. Беседа по презентации.

1

Групповая и индивидуальная (домашнее задание: анкетирование).

§  выделять признаки хобби;

§  вести  беседу по вопросам;

§  создавать ситуацию успеха;

§  составлять устный рассказ;

§  определять по описанию тему проекта;

§  самостоятельно подбирать  материал;

§  выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

§  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

2.2

Выбор темы проекта. Краткое содержание проекта.

Просмотр мультфильмов. Создание списков «полезных» мультфильмов».

 

1

Групповая и индивидуальная  (в учебном кабинете)

2.3

Помощники сбора материала.

Рисунки любимых «полезных» мультфильмов.

Создание альбома.

Защита проекта.

1

Индивидуальна я и групповая   (в учебном кабинете).

3. Объект исследования: Моя Родина

3.1

 Повторение. Что такое хобби? Кто такой помощник?

Проект «История села Нуса» Первоначальные сведения о своей «малой родине – о селе Нуса.

Подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

Групповая  и индивидуальная (домашнее задание)

 

§ фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»;

§ находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

§ интервьюировать членов своей    семьи об истории и достопримечательностях своей «малой   родины».

3.2

Что такое проблема?

Чьё имя носит моя улица. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

Индивидуальная

3.3

Проблема. Решение проблемы.

Фотографирование улиц села и их достопримечательностей. Сбор фотографий. Иллюстрирование своей малой родины.

1

Групповая и индивидуальная (домашнее задание: экскурсия по селу с родителями)

3.4

Гипотеза. Предположение.

Создание коллажа «Мое селов будущем»

Защита проекта.

 

Индивидуальна я и коллективная работа (в кабинете)

§ составлять устный рассказ;

§ уметь решать проблемы;

§ уметь придумывать гипотезу;

§ уметь выдвигать предположение;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

4. Объект исследования: Я и моё имя

4.1

 Гипотеза. Игра в предположение.

Проект «Моё имя»

 «Кто я?»   «Где живу?» Географические названия – свидетели прошлого. Что означают наши имена. Знакомство с историей  возникновения имён.

1

Групповая и индивидуальная

§ придумывать гипотезу;

§ уметь выдвигать предположение;

§ учатся выбирать дополнительную литературу;

§ составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;

4.2

Цель проекта.

Откуда к нам пришли наши имена.   Влияние различных культур на проникновение имён.    Как родители выбирают имя ребёнку.  Происхождение современных имён

  1

Групповая и индивидуальная

§ создавать альбом;

§ выступать с подготовленным сообщением, опираясь

4.3

Задача проекта.Тайны наших имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена. Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

1

Групповая и индивидуальная

§  на фотографии (слайды);

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

§ уметь ставить цель в жизни;

§ уметь выбирать цель проекта;

§ уметь решить задачу;

§ формулировать задачи своего проекта;

§ уметь выбирать предложения из текста для составления проекта;

§ уметь пользоваться словами – подсказками.

4.4

Выбор нужной информации.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

1

Групповая и индивидуальная

4.5

 Интересные люди - твои помощники.

Историческое прошлое  семьи. Защита проекта.

1

Индивидуальная

работа в парах.

5. Объект исследования: История моей семьи

5.1

Продукт-проекта.

Проект «Моя семья»  Профессии. Профессии моих родителей.

1

  Индивидуальная

§ составлять план для выполнения задания (алгоритм);

§ работать самостоятельно и в группе;

§ уметь находить продукты проектов;

§ уметь создавать макеты продуктов проекта;

§ находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

5.2

Виды продукта. Макет.

Мои братья и сёстры. Степени родства в семье.

1

 Индивидуальная

5.3

Повторение пройденных проектных понятий.

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье.

1

  Индивидуальная

5.4

Визитка. Составление визитки к проекту.

Фото из семейного архива. Значимые события для моей семьи.

1

   Индивидуальная

§ уметь составлять визитку к проекту;

§ составлять устный рассказ о своих предках;

§ выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

5.5

Визитка. Составление визитки к проекту.

Индивидуальные творческие работы  по выбранной тематике

1

   Индивидуальная

6. Объект исследования: Я – гражданин России

6.1

Мини – сообщение.

Проект «Я б в солдаты пошёл»  Получение информации о службе в рядах Российской армии. Поиск информации в библиотеке и  Интернете

1

Индивидуальная

§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и  Интернете о службе в рядах Российской армии.

§ выдвигать идеи (мозговой штурм),  умение видеть

6.2

Мини – сообщение.

Подготовка к празднику 23 февраля.

Разучивание стихов, изготовление открыток для пап, мальчиков.

1

Групповая и индивидуальная

6.3

Выступление перед знакомой аудиторией.

Участие в конкурсе «Вот мы какие!». Конкурс рисунков.  Защита проекта.

 

 

Групповая и индивидуальная

§ проблему;

§ интервьюировать членов своей    семьи о службе в армии;

§ составлять устный рассказ;

§ кратко излагать содержание проекта;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

7. Объект исследования: Любимая мама

7.1

Игра в учёных.

Проект «Милая моя мама»  Получение информации о появлении праздника «8 Марта – Международный женский день» Поиск информации в библиотеке и  Интернете.

1

Индивидуальная

§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и  Интернете о возникновении праздника.

§ в игровой форме выявлять причину и следствие.

§ развивать умение правильно задавать вопросы.

§ составлять устный рассказ;

§ участвовать в проведении опыта;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

7.2

Игра в учёных.

Опыты с цветком. Конкурс рисунков «Портрет моей мамы»

1

Индивидуальная

7.3

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта.

Защита проекта.

1

Индивидуальная

8. Объект исследования: Домашние животные

8.1

Проект «Домашние животные»  

Сбор фотографий, рисунков, составление рассказов о животных.  

1

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая

(экскурсия)

§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и  Интернете о правильном уходе за животными;

§ развивать умение правильно задавать вопросы.

§ составлять устный и письменный рассказ;

§ создавать альбом;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

8.2

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

Защита проекта.

1

 

9. Объект исследования: Человек и  природа

9.1

Повторение.

Проект «Поможем природе»  Просмотр презентации «Редкие и исчезающие виды растений и животных Татарстана».

1

Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам)

§ .выбирать дополнительную информацию в библиотеке и  Интернете о редких и исчезающих видах растений и животных Ямала;

§ развивать умение правильно задавать вопросы;

§ выдвигать идеи (мозговой штурм),  умение видеть проблему;

§ составлять устный и письменный рассказ;

§ создавать альбом;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

9.2

Игра в учёных. Мобильные телефоны.

Создание альбома в рисунках «Природоохранительная деятельность человека в нашем селе». Защита проекта.

1

Индивидуальная (рисунки), групповая.

10. Объект исследования: Устное народное творчество

10.1

Игра в учёных. Получение электричества с помощью волос.

 

Проект «Загадки»  

Просмотр презентации «Жизнь и быт татар»

1

Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам)

 

§ выбирать дополнительную информацию в библиотеке и  Интернете о возникновении загадок;

§ развивать умение сочинять свои загадки о родном крае;

§  выдвигать идеи (мозговой штурм),  умение видеть проблему;

§ составлять устный и письменный рассказ;

§ создавать альбом;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

10.2

Игра в учёных.

Создание сборника загадок. Защита проекта.

1

Индивидуальная (книжка)

11. Объект исследования: Мой класс и моя школа

11.1

Тест. Чему научился. Проект «Мой класс и моя школа»  Участие в творческих конкурсах

Составление рассказа о первом учителе, о себе и о своём классе.

Фотографирование и иллюстрирование интересных дел в школе и классе.

1

ИндивидуальнаяГрупповая

 

§ составлять устный и письменный рассказ о первом учителе, о школе;

§ фотографировать интересные события и дела в школе;

§ создавать летопись;

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ создавать выставки творческих дел;

§ работать над умением анализировать и делать выводы;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

11.2

Памятка для учащегося для работы над проектом.

Впечатления от работы над проектом.

Создание летописи первого года обучения. Защита проекта.

2

Индивидуальная

Коллективная

Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол.час.

Форма

занятия

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых  научатся:

1.       

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Анкетирование учащихся. Знакомство с готовым проектом проект «путешествие по Казани».

Обмен мнениями.

1

Групповая и индивидуальная (домашнее задание: прочитать материал  о городе Казанив энциклопедии).

§ выделять признаки хобби;

§ вести  беседу по вопросам;

§ создавать ситуацию успеха;

§ составлять устный рассказ.

2.       

Выбор темы проекта. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

Знакомство с готовым проектом проект «Снег»;

игра «Измени букву». Переменка «Ответы на замысловатые вопросы».

 

1

Коллективная и индивидуальная

(домашнее задание по группам: узнать,  как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях)

§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;

§ выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;

§ осознанно читать научно-популярный текст;

§ оценивать продукт деятельности проектанта.

3.       

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Информация о необычном цветке-раффлезии. Переменка «Назови детей животных.  Просмотр готового проекта «Телефон: польза и вред»

1

Коллективная и индивидуальная

(домашнее задание: придумать модель игры, включая собственную фантазию)

§ выступать с подготовленным сообщением о замысловатых растениях;

§ понимать значение слова «формулировка»;

§ находить нужную информацию в тексте;

§ отгадывать ребусы;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

4.       

 Выбор помощников в работе над проектом.

Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово».

Знакомство со сверстником, создавший проект «Умный дом». Творческая работа на развитие пространственной координации

1

Групповая и индивидуальная (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта)

 

§ уметь работать в команде;

§ уметь выбирать помощников для работы;

§ доказывать свою точку зрения, рассуждать;

§ уметь задавать вопросы своим помощникам

5.       

Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап»

Понятие «этап». Этапы работы над учебным проектом на примере образца. Самостоятельная работа. Переменка «Разгадай ребус». Занимательная страничка.

1

Коллективная и индивидуальная работа  (домашнее задание: нарисовать цветок для собственного выращивания))

§ уметь делить работу над проектом на этапы;

§ уметь работать самостоятельно;

§ выделять главное в работе над этапами проекта.

6.       

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

Понятие «Актуальность».

Проверочная работа. Рубрика «Переменка».

 

1

Коллективная и индивидуальная (домашнее задание:

нарисовать предметы для аквариума)

 

 

 

 

 

 

 

§ находить важные, существенные признаки;

§ знать формулировку понятий «хобби», «формулировка», «этап»;

§ отвечать на замысловатые вопросы

§ отгадывать кроссворды;

§ уметь проверять свои знания.

7.       

Проблема. Решение проблемы.

Понятие «Проблема». Задание на логику «Сколько функций у предмета».  Рубрика «Переменка». Минутка знакомства. Самостоятельная работа..

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: написать сочинение на 1тему: «Лидер среди моих друзей»)

§ уметь видеть проблему с разных сторон;

§ уметь логически мыслить;

§ отгадывать ребусы;

§ уметь договариваться.

8.       

 Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение»

Понятия «выработка», «гипотеза», «предположение».

  Рубрика «Переменка». Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «От ученика до учителя».

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе)

§ придумывать гипотезу;

§ уметь выдвигать предположение;

§ уметь логически мыслить;

§ составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;

 

 

9.       

Цель проекта.

Понятие «Цель».

Материал выступления проектанта – сверстника.

Игра «Найди 10 отличий»

Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «Влияние воды на человечество».

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти материал об одном из хищных насекомых)

§ научить ставить цель

в конкретной жизненной ситуации; 

§ уметь решить задачу;

§ выбирать

§ дополнительную информацию

§ уметь логически мыслить

10.   

Задача проекта.

Понятие «Задача проекта».

Игра «Найди отличия у животных»

Минутка знакомства со сверстниками, создавшими проект «Дети и компьютерные игры», «Окружающий мир в моих фотографиях»

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: начать создавать собственный альбом для фотографий об окружающей природе)

§ научить формулировать задачи проекта; 

§ уметь находить способы решения проблемы проекта;

§ создавать собственный альбом для фотографий;

§ оценивать результаты собственного труда.

11.   

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». Переменка «Разгадай кроссворд».

Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Письмо как средство общения прежде и теперь»

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

придумать свои символы, значки, условные обозначения для пути письма к адресату)

§ уметь находить информацию;

§ уметь обобщать собранную информацию;

§ уметь разгадывать кроссворды;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

12.   

 Знакомство с интересными людьми. Интервью.

Понятия «Интервью», «Интервьюер». Игра «Интересное интервью».

Переменка «У кого..»

Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «История создания памятников»

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых национальных игрушках)

§ уметь брать интервью у детей и взрослых;

§ уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

§ оформлять полученную информацию.

13.   

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор»

Работа с текстом. Переменка «Разгадай ребус».

 Минутка знакомства со сверстником, написавшим рассказ «Моя мама».

 

1

 Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: сочинить свой рассказ и оформить книжку)

§ составлять рассказ;

§ отсеивать лишние данные;

§ создавать готовый продукт – книжку;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

14.   

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».

Работа с таблицей. Переменка «Соедини линией». Минутка знакомства со сверстником, создавшим продукт проекта «Игра».

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет своей игрушки)

§ работать самостоятельно;

§ уметь находить продукты проектов;

§ уметь создавать макеты продуктов проекта.

15.   

Играем  в учёных. Это интересно.

Практическая работа. Проведение опыта.

Переменка «Отгадай геометрические задания».

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: окрасить белый мелок с помощью фурацилина)

§ уметь применять полученные знания на практике;

§ уметь проводить опыт с белым мелком и пищевым красителем;

§ оценивать результат опыта.

16.   

Тест.

Самостоятельная работа.

Переменка «Давай-ка поквакаем!»

Творческая работа.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

нарисовать любимое животное и дать ему необычное имя) 

§ уметь применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;

§ уметь проверять самостоятельную  работу;

§ уметь логически

    мыслить;

§ оценивать результаты собственного труда.

17.   

Отбор информации для семиминутного выступления. (мини-сообщение) Работа по плану выступления. Переменка «Расставь фрагменты в строения» Стихотворение Л.А.Барто «Увлекательная речь». Выступление сверстника.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

написать семиминутное выступление)    

§ уметь логически

    мыслить;

§ уметь презентовать свои достижения;

§ уметь составлять выступление;

§ оценивать результаты собственного труда и товарищей.

18.   

Творческая работа. Презентация.

Твоё знакомство с понятием «Презентация».

Этапы работы над презентацией на бумаге.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

Составить самому презентацию на бумаге к  личному проекту)    

§ уметь составлять презентацию на бумаге;

§ соотносить этапы творческой  работы;

§ уметь работать самостоятельно.

19.   

 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

Понятия «Презентация», «Информация».

Ответы на вопросы.

Знакомство с компьютерной презентацией сверстницы «Бобры»

Переменка «Занимательные задания»

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.)    

§ ознакомиться с составлением компьютерной презентации;

§ уметь самостоятельно отвечать на вопросы;

§ оценивать результаты сверстника.

20.   

Первые шаги составления презентации на компьютере.

Занятия в компьютерном классе. Переменка «Занимательные шуточные задания»

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

вместе с родителями попробовать составить компьютерную презентацию)

§ познакомиться с программой ММР- Microsoft Power Point;

§ учиться первым шагам составления презентации;

§ уметь работать «мышью», печатать слова, изменять размер шрифта, владеть курсором.

21.   

Первые шаги составления презентации на компьютере. (Продолжение)

Занятия в компьютерном классе.

 Переменка «Занимательный алфавит».

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

потренироваться на компьютере, закрепить полученные знания)

§ знать некоторые кнопки клавиатуры компьютера и их назначение;

§ уметь печатать заглавную букву, точку, запятую; устанавливать отступ;

§ уметь устанавливать алфавит на русском языке и английском.

22.   

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями.

Понятие «Аудитория»

Переменка «Найди животных».

Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Школьная сумка».

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

испечь печенье по рецепту, придумать свой рецепт печенья )

§ выступать с подготовленным сообщением;

§ держать аудиторию в поле зрения;

§ развивать умение правильно задавать вопросы;

§ работать над умением анализировать и делать выводы;

§ оценивать выступление

23.   

24.   

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

Работа с тестом.

Придумывание вопросов своему соседу по парте. Заполнение таблицы.

Переменка «Соедини точки линией».

Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Ах эти сказки, сказки..».

1

Работа в парах.

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

прочитать интересный факты о животных)

§ развивать умение отстаивать свою точку зрения

§ составлять устный рассказ;

§ развивать умение правильно задавать вопросы;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

25.   

Тест «Добрые советы проектанту»

Самостоятельная работа.

Переменка «Разгадай кроссворд по загадкам».

 

 

1

Работа в парах.

Индивидуальная и коллективная работа.

§ уметь применять накопленные знания во время проектной работы;

§ уметь проверять самостоятельную  работу;

§ уметь логически

    мыслить;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

26.   

Изготовление  визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

Работа над понятиями «Визитка», «Визитная карточка»

Творческая работа по составлению визитной карточки.

Переменка «Собери пословицы, угадай сказки».

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

Напечатать титульный лист визитки на компьютере)

§ создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте;

§ уметь составлять титульный лист визитки.

 

27.   

28.   

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Самостоятельная работа.

Переменка «Отгадай загадки – шутки, ребусы»

 

1

Индивидуальная и коллективная работа.

§ контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах по образцу самоанализа;

§ уметь разгадывать загадки-шутки, ребусы.

29.   

Играем  в учёных. Это интересно.

Практическая работа. Опыт с водой и спичкой.

 

1

Индивидуальная и коллективная работа.

 

§ уметь практически

    мыслить;

§ уметь проводить опыты и анализировать результаты;

§ делать выводы на основе имеющихся фактов.

30.   

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

Переменка «Задачки-шутки».

Творческая работа.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

придумай свои задачки  шутки)

§ знать разные виды конкурсов проектов;

§ уметь заучивать стихи.

31.   

Памятка жюри конкурса

Переменка «Отгадай слова по первым буквам картинок».

Рубрика «Это интересно».

Лист оценивания.

 

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: приготовить выступление к своему проекту)

§ уметь оценивать свою работу по выработанным критериям

32.   

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

Игра «Как стать миллиардером?»

Тест «Правила выступления»

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить правило-шутку от Бондаренко)

§ уметь представлять перед публикой результат своей работы;

§ выдвигать идеи (мозговой штурм);

§   оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

33.   

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам.

Ответы на вопросы.

Практическая работа «5 приобретённых качеств на ладошке».

1

Индивидуальная и коллективная работа

§ уметь высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам;

§ отвечать на вопросы искренне.

34.   

Советы на лето. 

Стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»..,Е.Благининой «Возле грядки», «Радуга»

Задания на лето.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание на лето: поработать над проектом «Народные детские игры»)

§  выдвигать идеи;

§  подводить итоги.

Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность»

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол.час.

Форма

занятия

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых  научатся:

1.       

Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: «Посмотри на мир чужими глазами». )

§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;

§ выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;

§ осознанно читать научно-популярный текст;

§ оценивать продукт деятельности проектанта.

2.       

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.

2

Коллективная и индивидуальная

(домашнее задание по группам: узнать,  как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях)

§ выделять признаки проекта;

§ вести  беседу по вопросам;

§ создавать ситуацию успеха;

§ составлять устный рассказ.

3.       

 

4.       

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово».

Знакомство со сверстником, создавший проект «Сад моей мечты». Творческая работа на развитие пространственной координации

1

Групповая работа

§ уметь работать в команде;

§ уметь выбирать помощников для работы;

§ доказывать свою точку зрения, рассуждать;

§ уметь задавать вопросы своим помощникам

5.       

Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов.  Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

2

Групповая работа (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта)

§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;

§ уметь работать в команде;

§ уметь выбирать помощников для работы;

§ доказывать свою точку зрения, рассуждать;

§ уметь задавать вопросы своим помощникам

6.       

7.       

Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе)

§ уметь обосновывать выбранную тему;

§ придумывать гипотезу;

§ уметь выдвигать предположение;

§ уметь логически мыслить;

§ составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;

§ самостоятельно находить тему исследовательской работы

8.       

9.       

Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

придумать свои символы, значки, условные обозначения для игры)

§ уметь планировать свою работу;

§ уметь видеть проблему с разных сторон;

§ уметь логически мыслить;

§ отгадывать ребусы;

§ уметь договариваться.

10.   

11.   

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

3

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет любимой книжки)

§ работать самостоятельно;

§ уметь находить методы и предмет исследования;

§ уметь создавать предмет исследования в своём проекте.

12.   

13.   

14.   

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых сказках)

§ уметь анкетировать;

§ уметь выполнять социальный опрос;

§ уметь брать интервью у детей и взрослых;

§ уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

§ оформлять полученную информацию.

15.   

16.   

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:  найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия.  Каталог»

§ уметь работать с каталогами;

§ составлять список литературы;

§ отсеивать лишние данные;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

17.   

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:  найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия.  Каталог»

§ уметь работать с каталогами;

§ составлять список литературы;

§ отсеивать лишние данные;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

18.   

19.   

Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

3

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить аннотацию прочитанной книги)

§ записывать литературу, используемую в проекте;

§ самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;

§ выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;

§ осознанно читать научно-популярный текст;

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

20.   

21.   

22.   

Исследование объектов. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить анкету по теме «Моё отношение к здоровому образу жизни»

§ уметь составлять анкету;

§ уметь составлять опросные листы;

§ применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;

§ уметь проверять самостоятельную  работу;

§ уметь логически

    мыслить;

§ оценивать результаты собственного труда.

23.   

24.   

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить рассказ по готовой концовке)

§ уметь выделять главное и второстепенное;

§ применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;

§ уметь проверять самостоятельную  работу;

§ уметь логически

    мыслить;

§ оценивать результаты собственного труда

25.   

26.   

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия»)

§ уметь логически

    мыслить;

§ уметь презентовать свои достижения;

§ уметь составлять выступление;

§ оценивать результаты собственного труда и товарищей.

27.   

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия»)

§ уметь логически

    мыслить;

§ уметь презентовать свои достижения;

§ уметь составлять выступление;

§ оценивать результаты собственного труда и товарищей.

28.   

Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. Обработка информации.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:  подготовить пятиминутное сообщение)

§ составлять план работы;

§ уметь обрабатывать полученную информацию в ходе исследования;

§ уметь логически

    мыслить;

§ оценивать результаты собственного труда

29.   

Оформление работы. Оформление информации. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Выводы и оформление «Заключения». Выполнение рисунков, поделок и т.п.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

Составить самому презентацию на бумаге к  личному проекту)    

§ уметь составлять презентацию на бумаге;

§ соотносить этапы творческой  работы;

§ уметь работать самостоятельно.

30.   

31.   

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Работа с компьютером. Презентация.

2

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:

вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.)    

§ ознакомиться с составлением компьютерной презентации;

§ уметь самостоятельно отвечать на вопросы;

§ оценивать результаты сверстника.

32.   

33.   

Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: прочитать интересный факт в научно-популярном журнале)

§ развивать умение отстаивать свою точку зрения

§ составлять устный рассказ;

§ развивать умение правильно задавать вопросы;

§ уметь представлять перед публикой результат своей работы;

§ выдвигать идеи (мозговой штурм);

§ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

34.   

Анализ исследовательской деятельности.  Анализ своей проектной деятельности.

1

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание на лето: поработать над проектом «Народные жилища»)

§  выдвигать идеи;

§  подводить итоги.

Тематическое планирование занятий  «Проектная деятельность»

4 класс

 

№ п/п

Тема занятия/ Форма занятия

Форма занятия

кол-во часов

1

Твои новые интересы и увлечения

Индивидуальная

1 час

2

Виды проектов

Индивидуальная

1 час

3

Исследовательско-творческий проект 

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

4

Творческий проект

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

5,6

Ролевой-игровой проект

Индивидуальная и коллективная работа

2 часа

7,8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

Индивидуальная

2 часа

9, 10

Информационно-исследовательский проект

Индивидуальная

2 часа

11

Практико-ориентированный проект

Индивидуальная и групповая

1 час

12

Практико-ориентированный проект (индивидуальная и групповая)

Индивидуальная и групповая

1 час

13, 14

Монопроектный проект

Индивидуальная и коллективная, групповая

2 часа

15

Межпредметный проект (

Индивидуальная и коллективная

1 час

16

Виды презентационных проектов

Индивидуальная и коллективная

1 час

17

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

Индивидуальная

1 час

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

Индивидуальная и коллективная

1 час

19

Правильная подготовка презентации к проекту

Индивидуальная

1 час

20, 21

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

Индивидуальная

2 часа

22, 23

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

Индивидуальная

2 часа

24

Типичные ошибки проектантов

Коллективная

1 час

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Коллективная

1 час

26

 Формирование умения в работе с диаграммой (коллективная)

Коллективная

1 час

27

 Формирование умения в работе с таблицей

Коллективная

1 час

28

Практическая работа над созданием таблицы 

Индивидуальная

1 час

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке  презентации

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

31

Программа MICROSOFT OFFICE WORD. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

32

Твои впечатления от работы над проектом

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

33

Пожелания будущим проектантам

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

34

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году

Индивидуальная и коллективная работа

1 час

 

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Проектная деятельность» необходимо:

  • Классная  доска.
  • Интерактивная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Сканер
  • Мультимедиапроектор

Литература для педагога

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3.      Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Интернет-ресурсы

1.      История происхождения загадки - Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/

2.      История происхождения привычных нам вещей. Режим доступа:   http://planetashkol.ru/

3.      История возникновения мебели: простые вещи.- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  


Скачано с www.znanio.ru

Программа дополнительного образования «Проект ная деятел ьность» чебныхь социальные проблемы (неспублики

Программа дополнительного образования «Проект ная деятел ьность» чебныхь социальные проблемы (неспублики

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям

C р.б. Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность» 1 класс №

C р.б. Тематическое планирование занятий «Проектная деятельность» 1 класс №

Индивидуальная 3.3 Проблема

Индивидуальная 3.3 Проблема

Профессии. Профессии моих родителей

Профессии. Профессии моих родителей

Интернете.1Индивидуальная выбирать дополнительную информацию в библиотеке и

Интернете.1Индивидуальная выбирать дополнительную информацию в библиотеке и

Игра в учёных. Создание сборника загадок

Игра в учёных. Создание сборника загадок

Просмотр готового проекта «Телефон: польза и вред»1Коллективная и индивидуальная (домашнее задание: придумать модель игры, включая собственную фантазию) выступать с подготовленным сообщением о замысловатых растениях; §…

Просмотр готового проекта «Телефон: польза и вред»1Коллективная и индивидуальная (домашнее задание: придумать модель игры, включая собственную фантазию) выступать с подготовленным сообщением о замысловатых растениях; §…

Рубрика «Переменка». Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «От ученика до учителя»

Рубрика «Переменка». Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «От ученика до учителя»

Работа с текстом. Переменка «Разгадай ребус»

Работа с текстом. Переменка «Разгадай ребус»

Презентация. Понятия «Презентация», «Информация»

Презентация. Понятия «Презентация», «Информация»

Тест «Добрые советы проектанту»

Тест «Добрые советы проектанту»

Тест «Правила выступления» 1Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить правило-шутку от

Тест «Правила выступления» 1Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить правило-шутку от

Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово»

Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово»

Эксперимент как форма познания мира

Эксперимент как форма познания мира

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить аннотацию прочитанной книги) записывать литературу, используемую в проекте; § самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § выделять…

Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить аннотацию прочитанной книги) записывать литературу, используемую в проекте; § самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках; § выделять…

Оформление работы. Оформление информации

Оформление работы. Оформление информации

Виды проектов Индивидуальная 1 час 3

Виды проектов Индивидуальная 1 час 3

Твои впечатления от работы над проектом

Твои впечатления от работы над проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022