Программа дополнительного образования "Умелые ручки".
Оценка 4.9

Программа дополнительного образования "Умелые ручки".

Оценка 4.9
doc
07.09.2021
Программа дополнительного образования "Умелые ручки".
пояснительная записка.doc

 

 

Пояснительная записка.

 

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

·      Формирования  у учащихся целостной картины мира.

·       Развития общей способности к творчеству.

·      Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

 

Задачи программы

 

Обучающие:

·закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы  и способствовать их систематизации;

·знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

·раскрыть истоки народного творчества;

·формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

·совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

·приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

 

 

Развивающие:

·      пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

·      развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

·      формирование творческих способностей, духовной культуры;

·      развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

·      развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

 

Воспитывающие:

·      осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

·      воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

·      добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Структура программы

Программа кружка  основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

 

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1.   эскиз

2.   воплощение в материале

3.   выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

 

 

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 5-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы  - 10-15 человек (деление по подгруппам – 5класс,6-7 класс).

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 4 часа.

 

 

Характеристика  ожидаемых результатов.

 

В результате обучения  в кружке учащиеся  должны получить  знания:

·      о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;

·       о месте  и роли  декоративно- прикладного  искусства в жизни человека;

·      о видах декоративно- прикладного искусства

·      в области композиции, формообразовании, цветовидения;

·      о способах  вышивки - изонить;

·      о технике лоскутного щитья ;

·       изготовление мягкой игрушки;

·      о проектной деятельности. 

 

умения:

·      работать нужными инструментами и приспособлениями;

·      последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала )

·      уметь работать в технике изонить;

·      знать основные приёмы лоскутного шитья;

Уметь выполнять ручные и машинные швы для изготовления мягкой игрушки;

 

 

Педагогические принципы. 

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и  развития- главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  1. ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся: - учебная деятельность в среднем школьном возрасте: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера. - учебная деятельность и личностное общение в подростковом возрасте: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное отношение друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий; - профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; стараться поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
  2.  потребности, интересы учащихся;
  3. уровень развития первичного коллектива;

Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход: - осознание и признание права на свободу выбора (быть или не быть в кружке, посещать занятия по выбору, выбирать для себя предмет специализации); - оценка не личности ребенка, а его деятельности. Поступков; - умение смотреть на проблему глазами ребенка; - учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, которое достаточно полно отражено в программе. Непосредственно на занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей, чему служат вариативные учебные планы. Личностный подход, который требует создание на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.  Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

 

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

 

Результативность курса. В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов  — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  

Третий уровень результатов  — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Освоение детьми программы «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники,

конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

наглядный (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.


Пояснительная записка. Актуальность программы

Пояснительная записка. Актуальность программы

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства

Структура программы Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью

Структура программы Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью

Организация деятельности кружка

Организация деятельности кружка

Педагогические принципы. Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития- главный принцип работы

Педагогические принципы. Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития- главный принцип работы

Предполагаемые результаты реализации программы:

Предполагаемые результаты реализации программы:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и…

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и…

Формы и методы занятий В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие

Формы и методы занятий В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2021