Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова»
Асбестовского городского округа
Принята на заседании методического совета от «30» июня2021г. Протокол № 4 |
Утверждаю: И.о директора ЦДТ ___________/Г.Д.Маратканова/ приказ № 127-О/Д_ от «01» июля 2021г.
|
Дополнительная общеразвивающая программа
Технической направленности «Роботехник»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации программы —2 года.
Автор-разработчик:
Исаков Андрей Русланович
педагог дополнительного образования
Асбест 2021
Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................................. 3
Цель и задачи программы.......................................................................................................... 5
Учебный план первого года обучения ..................................................................................... 7
Содержание учебного плана первого года обучения.............................................................. 8
Планируемый результат первого года обучения..................................................................... 9
Учебный план второго года обучения...................................................................................... 10
Содержание учебного плана второго года обучения.............................................................. 11
Планируемый результат второго года обучения..................................................................... 12
Организационно-педагогические условия реализации программы...................................... 13
Формы подведения итогов реализации программы и оценочные материалы ..................... 14
Список литературы..................................................................................................................... 17
Приложения ................................................................................................................................ 18
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Роботехник» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по реализации образовательных программ», Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования и реализации молодёжной политики в Свердловской области до 2025 года», утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП,
Комплексной программой «Уральская инженерная школа» на 2015 – 2034 годы (Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г. N 453-УГ), Муниципальной программой «Развитие системы образования в Асбестовском городском округе на 2014-2024 годы» (Приложение к постановлению администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 № 766-ПА (в ред. от 05.03.2021 № 102-ПА), Комплексом мер, направленным на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи в Асбестовском городском округе на 2020–2022 годы, утв. Постановлением Управления образованием Асбестовского городского округа от 30.12.2020 года № 61.
Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы: базовый.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для того, чтобы учащиеся в форме познавательной игры могли узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни инженерные навыки. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструкторами позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Компьютер используется как средство управления моделью. Его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Учащиеся научатся грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Данная программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы Перворобот EV3 автора-составителя Трифоновой Е.А.-2015 год, на основе дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» автора-составителя Гущина Л.О.-2015 год. Также при разработке программы использованы методическое пособие для педагога по работе с конструктором LEGO education 9580-Первые механизмы. Институт инновационных технологий. 1998 г., методическое пособие для педагога по работе с конструктором «Технология и физика» - 22.06.2012 г., дополнительные элементы «Пневматика» - 11.03.2014 г., конструктор «Возобновляемые источники энергии» -17.02.2014 г. (электронный ресурс), на основе руководства пользователя по работе с конструктором Mindstorms EV3 (электронный ресурс).
Возраст детей и краткая характеристика участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 7-15 лет, школьники, лицеисты, воспитанники
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Основные психологические новообразования:
- развитие плана действий, личностной рефлексии, самоконтроля и самооценки;
- развитие произвольности познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти;
- начальные уровни осознанного умения учиться;
- начало освоения научных понятии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками для достижения общей цели.
Основные формы деятельности:
- познание и учение: освоение всеобщих законов и отношений; расширение горизонта окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений; освоение способов управления вниманием и возможностями тела;
- общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках «общего дела»;
- творчество: освоение нормы реалистического изображения (как реальных, так и воображаемых объектов, сюжетов и ситуаций);
- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.
Основная характеристика образовательного пространства:
- наличие нескольких взаимодополняющих пространств: учения, пробы, экспериментирования, игры и места для предъявления своих достижений.
Основные образовательные процессы: решение задач, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций;
Средний школьный возраст (11-15 лет)
Основные психологические новообразования:
- чувство взрослости, становление «Я - концепции» как интегративной системы
представлений о себе;
- развитие нравственного саморегулирования;
- формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает
личностный смысл;
- развитие новых форм общения и придание особой значимости общению;
- опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединённых на основе совместного замысла деятельности.
Основные формы деятельности:
- общение: формирование групп и сообществ по интересам и реализация совместных интересов, в развитой форме — совместная социально-значимая деятельность, установление статусных отношений в совместной деятельности и сообществах по интересам;
- познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный
интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира;
- творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической
формы как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоение нормы конструирования как моделирования свойств реальных и воображаемых объектов.
Основные возрастные задачи:
- развитие воображения как способности проектирования образов внешнего мира и
своих действий в этом внешнем мире;
- развитие способности удерживать свою позицию и точку зрения, кооперироваться с иными позициями и носителями иных точек зрения;
- овладение свободой и самодеятельностью.
На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно:
двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт собственной проектной работы; рассматривать своё видение мира из других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе; экспериментировать с собственным действием, реализовать возможность пробовать различные учебные интересы (меняя предпрофиль своего обучения).
Основные образовательные процессы:
- организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а
позднее - продуктивного социально-представленного «проектного» действия;
- формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом.
Основные образовательные формы:
- клубы по интересам; практико–ориентированные объединения как социального, так и профессионального характера;
- исследовательские лаборатории (практикумы);
- учебные социальные проекты.
Условия формирования групп: Разновозрастные, но в пределах одной возрастной группы (начальная школа, средний или старший школьный возраст), без предварительного отбора, на добровольной основе в соответствии с правилами приёма обучающихся в МБУ ДО ЦДТ.
Минимальная наполняемость групп - 7, максимальная - 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа в день. Продолжительность занятия 90 минут с перерывом на отдых 10 минут.
Программа рассчитана на 2 года по 72 часа в год, всего 144 часа.
Формы организации занятия – групповая и индивидуальная.
Виды занятий – теоретические (лекция, беседа), практические (сюжетная игра, конструирование, конкурс, соревнование), комбинированные.
Формы подведения итогов реализации программы
В процессе работы используются следующие виды контроля: текущий и итоговый.
Текущий контроль (на учебном занятии): наблюдение, контроль и анализ качества сборки модели в процессе и по окончанию работы; контрольные задания на знание теории.
Итоговый контроль (после изучения большой темы или в конце полугодия/учебного года): опрос, викторина, выставка или фотовыставка моделей, конкурсы, соревнования, защита творческой работы, проекта.
(В приложения закинуть примерные вопросы к викторине, тесту, собеседованию. Карта наблюдений)
Цель и задачи программы
Цель программы – развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции учащихся через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике.
Задачи программы
Обучающие:
· Ознакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов.
· Научить учащихся готовить свои работы к выставке.
· Обучить учащихся работать с инструкциями и программным обеспечением при сборке модели робота.
Развивающие:
· Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность.
· Развивать креативное мышления и пространственного воображения учащихся.
Воспитательные:
· Формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата.
· Формировать гражданско-патриотические качества личности: патриотизм, уважение к людям старшего поколения, к прошлому и настоящему многонационального народа России.
Учебный план первого года обучения
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
|
Всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. |
2 |
1 |
1 |
Беседа/ наблюдение |
2 |
Знакомство с конструктором и программным управлением LEGO WeDo 1.2 |
6 |
2 |
4 |
Опрос/ тестирование |
3 |
Программирование в компьютерной среде WeDo |
12 |
4 |
8 |
Опрос |
4 |
Игры-соревнования |
6 |
2 |
4 |
Опрос |
5 |
Проектная деятельность |
40 |
5 |
35 |
Опрос, Наблюдение |
6 |
Знакомство и изучение конструктора Lego «Технология и физика» |
8 |
4 |
4 |
Опрос |
|
Итого: |
72 |
18 |
54 |
|
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила и приемы безопасной работы на компьютере.
Практика: Включение, выключение компьютера. Игры на знакомство с учащимися. Экскурсия по ЦДТ.
2. Знакомство с конструктором и программным управлением LEGO WeDo 1.2 2/4
Теория: Знакомство с техническим словариком. Элементы набора. Знакомство с ременными передачами, шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными, зубчатыми передачами.
Практика: Изучение названия деталей. Обзор основных видов сборки. Конструирование и сборка моделей. Испытания моделей собранных по инструкции.
3. Программирование в компьютерной среде WeDo 4/8
Обзор: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение.
Практика: Создание простейшей программы.
4.Игры - соревнования. 2/4
Теория: Знакомство с правилами проведения соревнований.
Практика: Конструирование и программирование собственных моделей в условиях соревнований.
5. Проектная деятельность 5/35
Теория: Понятие «проект», виды проектов, порядок выполнения проекта, … . Модель – как вид учебного проекта. Виды животных, способы сборки животных из конструктора. Виды и назначение транспортных средств. Виды техники, порядок сборки механизмов, зданий, сооружений. Оценка качественных показателей зданий и сооружений. Сюжетная композиция – как вид проекта. Обсуждение театра, сцен, сюжета. Творчество и неповторимость образа
Практика: Разработка учебных проектов по темам: дикие и домашние животные, техника, конструирование зданий и сооружений, приключения, проект LEGO- театр. Придумывание моделей. Постройка сюжетных композиций. Создание театра из LEGO-героев. Создание моделей, сюжетных композиций по собственному замыслу и по заданию педагога. Работа в группах и совместное обсуждение моделей, обсуждение и защита проектов.
6. Знакомство и изучение конструктора Lego «Технология и физика» 4/4
Теория: Знакомство с конструктором. Изучение названия деталей.
Практика: Сборка конструктора по технологической карте.
Планируемые результаты 1-го года обучения
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- знают названия деталей;
- самостоятельно работают с инструкциями, технологическими картами;
- формируют умение заменять недостающие детали деталями из других наборов;
- выполняют заданную работу.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
познавательные:
- овладели способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формируется умение оценивать процесс и результат собственной деятельности;
регулятивные:
- умеют определить общую цель и пути ее достижения;
- умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
коммуникативные:
- умеют устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, слушать собеседника и вести диалог;
- готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- развиты мотивы учебной деятельности и формируется личная ответственность за результат собственной работы;
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Учебный план второго года обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Формы аттестации/ контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Повторение конструктора «Технология и физика» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, анкетирование |
2 |
Конструктор «Возобновляемые источники энергии». Набор дополнительных элементов «Пневматика» |
14 |
2 |
12 |
Опрос, тестирование |
3 |
Проектная деятельность |
28 |
6 |
22 |
Опрос, наблюдение |
4 |
Конструктор Lego Mindstorms EV3. |
20 |
6 |
14 |
Наблюдение, опрос |
5 |
Программирование в Scratch 2.0 |
8 |
2 |
6 |
Наблюдение, презентация |
Итого: |
72 |
17 |
55 |
|
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение конструктора «Технология и физика»
Теория: Повторение правил организации рабочего места, правил и приемов безопасной работы с конструктором, и компьютером, названий деталей конструктора, вариантов соединений деталей друг с другом.
Практика: Конструирование моделей.
2. Конструктор «Возобновляемые источники энергии». Набор дополнительных элементов «Пневматика». 2/12
Теория: Знакомство с понятиями «Природный источник энергии», «Сила ветра», «Энергия солнца» и их функции. Основы пневматики: что это такое, где применяются и как работают пневматические устройства. Знакомство со словарем терминов (название деталей, понятий, связанных с источниками энергии).
Практика: Использование основных приёмов сборки конструктора «Возобновляемые источники энергии». Построение моделей с помощью набора дополнительных элементов «Пневматика».
3. Проектная и соревновательная деятельность. 6/22
Теория: Изучение основ создания проекта, постановка целей, задач работы, определение этапов деятельности, распределение поручений, подготовка презентации проекта.
Практика: Создание проекта, сборка и испытание простых механизмов на основе механических деталей. Конструирование, сборка, запуск моделей, совместное творчество в команде. Оформление презентаций и текста защиты проектов. Выступление с проектом перед обучающимися в группе.
4. Конструктора Mindstorms EV3. Знакомство со словарем основных терминов. 6/14
Теория: Микрокомпьютер EV3: интерфейс, меню. Пункт меню блока «Port View». Датчики, сервомоторы и принципы их работы. Знакомство со словарем основных терминов. Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.
Практика: Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием разных видов датчиков. Порты ввода, подключение моторов. Конструирование с использованием электронных и бумажных инструкций.
5. Программирование в Scratch 2.0 2/6
Теория: Блоки программирования. Основы программирования.
Практика: Создание программы.
Планируемые результаты 2-го года обучения
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- знают названия деталей, модели роботов;
- самостоятельно работают с инструкциями, технологическими картами;
- умеют заменять недостающие детали деталями из других наборов;
- выполняют заданную работу;
- самостоятельно создают схему для управления роботом;
- создают творческие модели для участия в соревнованиях.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
познавательные:
- умеют ставить задачи на конкретное занятие (другой промежуток учебной деятельности);
- готовят свое выступление и выступают с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- умеют оценить процесс и результат собственной деятельности;
регулятивные:
- осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
коммуникативные:
- умеют устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, слушать собеседника и вести диалог;
- готовы излагать свое мнение и объяснять свою точку зрения и давать оценку событий.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- развиты мотивы учебной деятельности и формирование личной ответственности за результат собственной работы;
- развиты самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Мебель
1. Стол письменный -2шт.
2. Стол компьютерный -10 шт.
3. Стул мягкий-1шт.
4. Стул деревянный-14 шт.
5. Шкаф-1шт.
6. Стеллаж-1шт.
Техника
1.Компьютер-10шт.
2.Ноутбук-1шт.
3.Принтер -1шт.
4.Колонка с подставкой-1шт.
5.Колонки для компьютеров-10шт.
6.Клавиатура-10шт.
7.Мышь компьютерная-10шт.
8.Доска мультимедийная-1шт.
9.Проектор -1шт.
Конструкторы
1. Lego WEDO 9580 -8 шт.
2. Ресурсный набор к Lego WEDO 9585- 4 шт.
3. Lego «Технология и физика» 9686 – 6 шт.
4. Возобновляемые источники энергии 9688-6 шт.
5. Пневматика 9641-6 шт.
6. MINDSTORMS EV 3 -6 шт.
7. Расширенный набор к EV 3 – 6 шт.
Кадровое обеспечение
Программа может реализовываться педагогом, имеющим средне профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» и прошедшим курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методическое обеспечение
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
- продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы;
- репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами, необходимыми для ее реализации.
Авторские разработки педагогов: инструкции по сборке моделей, примерная тематика проектных работ, разработки игр. Подборка тренингов на сплочение детского коллектива, игр на развитие творческих способностей детей, на внимание, на развитие воображения. Фотоматериалы: фото лучших работ воспитанников прошлых лет, снимки с соревнований, игровых программ и т.п. Папки с наглядно-дидактическими материалами по темам программы: конспекты занятий, теоретический материал для самостоятельного изучения, иллюстративный материал, инструкции, практические упражнения. Аудио-, видеоматериалы, перечень интернет-источников.
Формы подведения итогов реализации программы и оценочные материалы
Для определения результативности реализации программы используется программа мониторинга развития обучающихся, утверждённая локальным актом МБУ ДО ЦДТ. Она позволяет оценить уровень развития информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной, и здоровье сберегающей компетентностей. (см. приложения)
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), минимальный уровень (М). в конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося.
Список литературы
1. Борович П.С. Бутко Е.Ю. Учебное пособие «Среда программирования Scratch» г. Екатеринбург, 2016г.
2. Конина Е.А., Петрова А.В. «Сборник образовательных инновационных практик» 14г
3. Сероштанова Н.Ю.; Тюгаева Е.В. -Образовательная робототехника: конструирование и программирование. Екатеринбург-20
Электронные носители
1. Базовый уровень. Технология и физика.
2. Возобновляемые источники энергии
3.Задания повышенной сложности. Технология и физика.
4. ПервоРобот LEGO® WeDo™ Книга для учителя
5.“Первые механизмы” книга для учителя. Институт инновационных технологий 1998 г.
6.Пневматика набор дополнительных элементов к конструктору «Технология и физика».
7. Учебное пособие «Среда программирования Scratch»
Интернет-ресурсы
1.“Первые механизмы” книга для учителя. Институт инновационных технологий 1998 г.
2. http://scratch.ucoz.net
3. http://www.webplanet.ru/
4. http://www.iteach.ru
5. http://scratch.mit.ed u – сайт сообщества Scratch.
6.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
7.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
Список литературы для обучающихся:
1. Технологические карты к конструктору «Технология и физика»
2. Технологические карты к конструктору «Mindstorms EV3»
3. Технология и физика с Лего -Рабочая тетрадь-Екатеринбург 2014
Приложения
(Приложение 1)
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова»
Асбестовского городского округа
Принята на заседании методического совета от «30» июня2021г. Протокол № 4 |
Утверждаю: И.о директора ЦДТ ___________/Г.Д.Маратканова/ приказ № 127-О/Д_ от «01» июля 2021г.
|
Рабочая программа
технической направленности «Роботехник»
для учащихся групп 7 - 12 лет
срок реализации программы — 1год
Автор-разработчик:
Исаков Андрей Русланович
педагог дополнительного образования
Асбест 2021
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Роботехник»: техническая.
Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы: базовый.
Особенности обучения по дополнительной общеразвивающей программе: создание условий, благодаря которым во время занятий ребята научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы, оснащенные специальным USB коммутатором, мотором и датчиками позволяющими создавать программируемые модели роботов. С помощью программного обеспечения учащийся может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа в день. Продолжительность занятия 90 минут с перерывом на отдых 10 минут.
Цель программы - развитие исследовательских, инженерных и проектных компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике.
Задачи программы
Обучающие:
· Ознакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов.
· Обучить учащихся работать с инструкциями и программным обеспечением при сборке модели робота.
Развивающие:
· Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность.
Воспитательные:
· Формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата.
· Формировать гражданско-патриотические качества личности: патриотизм, уважение к людям старшего поколения, к прошлому и настоящему многонационального народа России.
Планируемые результаты
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- знают названия и виды деталей;
- знают простейшие основы механики;
- самостоятельно работают с инструкциями, технологическими картами;
- умеют заменять недостающие детали деталями из других наборов;
- выполняют заданную работу;
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
Познавательные:
- овладели способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умеют ставить задачи на конкретное занятие (другой промежуток учебной деятельности);
- умеют оценить процесс и результат собственной деятельности.
Регулятивные:
- умеют определить общую цель и пути ее достижения;
- умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- понимают причины успеха/неуспеха учебной и соревновательной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные:
- умеют устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, слушать собеседника и вести диалог;
- готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие знания и умения:
- развиты мотивы учебной деятельности и формируется личная ответственность за результат собственной работы;
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Календарный учебный график 1 год
Место проведения занятий |
Кабинет компьютерного моделирования и робототехники №115 |
||||||
Время проведения занятий |
|
||||||
№п/п
|
Месяц |
Число |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Вид занятия |
Формы контроля |
Примечание |
1 |
|
|
Вводное занятие Техника безопасности на занятиях. Знакомство с деталями конструктора LEGO WeDО 1.2 |
2 |
Инструктаж
|
Беседа, наблюдение |
|
2 |
|
|
Знакомство с конструктором и программным управлением LEGO We DО 1.2 Формирование навыка сборки деталей |
1 |
Дискуссия |
Опрос, тестирование |
|
3 |
|
|
Формирование навыка сборки деталей. Игра с построенной моделью |
1 |
Конструирование |
Опрос |
|
4 |
|
|
Формирование навыка сборки деталей. Игра с построенной моделью |
1 |
Ситуативная игра, конструирование |
Опрос |
|
5 |
|
|
Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колеса |
1 |
Дискуссия |
Опрос |
|
6 |
|
|
Мотор, блок «Начало», блок Цикл» |
1 |
Экспериментирование, конструирование |
Опрос |
|
7 |
|
|
Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача |
1 |
Экспериментирование, конструирование |
Опрос |
|
8 |
|
|
Голодный лев. Аллигатор |
2 |
Конструирование |
Тестирование |
|
9 |
|
|
Умная вертушка Обезьяна барабанщица |
2 |
Ситуативная игра |
Опрос |
|
10 |
|
|
Танцующие птицы. Порхающая птица |
2 |
Ситуативная игра |
Опрос |
|
11 |
|
|
Функции блока «Ждать». Блок «Цикл». Блок «Начать при получении письма» |
2 |
Программирование |
Презентация |
|
12 |
|
|
Знакомство с понятиями сила, энергия, трение
|
2 |
Беседа |
Презентация |
|
13 |
|
|
Сборка модели «Волчок», «Перекидные качели» |
2 |
Конструирование |
Игра |
|
14 |
|
|
Сборка модели «Катапульта» |
2 |
Конструирование |
Игра-соревнование |
|
15 |
|
|
Сборка модели «Колесо обозрения» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
16 |
|
|
Сборка модели «Танцующие птицы» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
17 |
|
|
Составление игр соревнований |
1 |
Беседа |
Презентация |
|
18 |
|
|
«Быстрее всех» |
1 |
Игра |
Игра |
|
19 |
|
|
«Самая творческая модель» |
2 |
Игра |
Игра |
|
20 |
|
|
«Самая большая модель» Подведение итогов соревнований |
2 |
Игра |
Игра |
|
21 |
|
|
Знакомство с контуктором «Технология и физика» |
2 |
Беседа |
Беседа |
|
22 |
|
|
Название деталей |
2 |
Лекция |
Презентация |
|
23 |
|
|
«Машина-часы» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
24 |
|
|
«Спорт-кар» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
25 |
|
|
«Таракан» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
26 |
|
|
«Собачка» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
27 |
|
|
«Кран» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
28 |
|
|
«Вентилятор» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
29 |
|
|
«Уборочная машина» «Рыбалка» |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
30 |
|
|
Постройка модели по собственному замыслу(23 февраля) |
2 |
Конструирование |
Опрос, Наблюдение |
|
31 |
|
|
Постройка модели по собственному замыслу(8 марта) |
2 |
Конструирование |
Опрос, Наблюдение |
|
32 |
|
|
Беседа о технике |
2 |
Беседа |
Беседа |
|
33 |
|
|
Постройка грузовика |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
34 |
|
|
Постройка легковушки |
2 |
Конструирование
|
Презентация
|
|
35 |
|
|
Постройка мотоцикла |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
36 |
|
|
Беседа о зданиях и сооружениях |
1 |
Конструирование |
Презентация |
|
37 |
|
|
Постройка домиков, школ, садиков |
1 |
Конструирование |
Презентация |
|
38 |
|
|
Постройка многоэтажек |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
39 |
|
|
Беседа о робототехнике |
1 |
Конструирование |
Презентация |
|
40 |
|
|
Постройка робота-помощника |
1 |
Конструирование |
Презентация |
|
41 |
|
|
Постройка творческой модели |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
42 |
|
|
Выбор приключения |
1 |
Беседа |
Беседа |
|
43 |
|
|
Постройка сцены |
1 |
Конструирование |
Презентация |
|
44 |
|
|
Постройка прощальной сцены из любого конструктора |
2 |
Конструирование |
Презентация |
|
|
Итого: |
72 |
|
(Приложение 2)
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова»
Асбестовского городского округа
Принята на заседании методического совета от «30» июня2021г. Протокол № 4 |
Утверждаю: И.о директора ЦДТ ___________/Г.Д.Маратканова/ приказ № 127-О/Д_ от «01» июля 2021г.
|
Рабочая программа
технической направленности «Роботехник»
для учащихся группы (2.3) 8 - 15 лет
срок реализации программы — 1 год
Автор-разработчик:
Исаков Андрей Русланович
педагог дополнительного образования
Асбест 2021
Пояснительная записка
Цель программы - развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике. Задачи программы:
Обучающие:
· Ознакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
· Показать связи робототехники с физикой, информатикой и математикой;
· Научить учащихся решению кибернетических задач, результатом которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.
Развивающие:
· Развивать у школьников инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
· Развивать креативное мышление, пространственное воображение учащихся, внимательность, аккуратность, мелкую моторику;
· Формировать навыки проектного мышления, работы в команде
Воспитательные:
· Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем через участие учащихся в играх, конкурсах и состязаниях роботов;
· Формировать у учащихся стремления к получению качественного законченного результата;
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год по 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в день по 2 академических часа с перерывом на отдых 10 минут.
Занятия второго года обучения - до 10 человек, Минимальная наполняемость групп 8 человек. Формы организации занятия - групповая и индивидуальная. Работая индивидуально, парами, или в командах ребята могут создавать и программировать модели.
Формы проведения занятий – теоретические и практические.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Возраст детей: 7-15 лет.
Программа может реализовываться как в очном, так и дистанционном режиме.
Календарный учебный график
Место проведения занятий |
Кабинет компьютерного моделирования и робототехники №115 |
||||||
Время проведения занятий |
|
||||||
№п/п
|
Месяц |
Число |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вид занятия |
Формы контроля |
Примечание |
1 |
|
|
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Повторение конструктора «Технология и физика» |
2 |
Беседа |
наблюдение анкетирование |
|
2 |
|
|
Знакомство с составом конструктора «Возобновляемые источники энергии», с набором деталей дополнительных элементов «Пневматика» |
2 |
Дискуссия |
Опрос, тестирование |
|
3 |
|
|
Состав конструктора «Пневматика» основные понятия, где применяется и как используется? |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
4 |
|
|
Изучение деталей конструкторов «Возобновляемые источники энергии», «Пневматика» |
2 |
Ситуативная игра |
Опрос, тестирование |
|
5 |
|
|
Простые машины. Рычаг. Три вида рычага |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
6 |
|
|
Колесо и ось. Создание моделей на их основе |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
7 |
|
|
Система блоков. Ременная передача. Червячная передача |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
8 |
|
|
Реечная зубчатая передача. Тележка с рулевым управлением |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
9 |
|
|
Простые механизмы. Цилиндрическая и коническая зубчатая передача |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
10 |
|
|
Кулачек. Храповый механизм |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
11 |
|
|
Конструирование на свободную тему |
2 |
Сюжетная игра |
защита творческой работы, проекта |
|
12 |
|
|
Тестирование на знание деталей и механизмов. Сборка модели по заданию педагога |
2 |
Беседа, конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
13 |
|
|
Уборочная машина |
2 |
Сюжетная игра, конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
14 |
|
|
Игра «Большая рыбалка» |
2 |
Сюжетная игра, конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
15 |
|
|
Свободное качение |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
16 |
|
|
Механический молоток |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
17 |
|
|
Энергия. Основные понятия. Ветряк. Буер |
2 |
Конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
18 |
|
|
Машины с двигателем. Тягач. Гоночный автомобиль |
2 |
Беседа, конструирование |
защита творческой работы, проекта |
|
19 |
|
|
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта |
2 |
Дискуссия |
Опрос, тестирование |
|
20 |
|
|
Подбор и анализ материалов о модели проекта. Конструирование модели проекта |
2 |
Дискуссия, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
21 |
|
|
Оформление проекта. Предзащита проекта |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
22 |
|
|
Доработка проекта |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
23 |
|
|
Презентация проекта. Обсуждение результатов |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
24 |
|
|
Обсуждение результатов. Подготовка к соревнованиям |
2 |
Беседа, конструирование |
Наблюдение, презентация |
|
25 |
|
|
Свободное творчество. Разработка модели самолета |
2 |
Сюжетная игра, конструирование |
Наблюдение, презентация |
|
26 |
|
|
Сборка модели самолета, испытание, усовершенствование |
2 |
Сюжетная игра, конструирование |
Наблюдение, презентация |
|
27 |
|
|
Проект «Технопарк» Сборка моделей |
2 |
Сюжетная игра, конструирование |
Наблюдение, презентация |
|
28 |
|
|
Знакомство с деталями конструктора Lego Mindstorms EV3. Знакомство со словарем основных терминов, обзор экрана модуль EV3. Перечень деталей |
2 |
Беседа, конструирование |
Наблюдение, презентация |
|
29 |
|
|
Моторы. Передаточные механизмы |
2 |
Беседа, конструирование |
Викторина |
|
30 |
|
|
Кнопки управления модулем EV3 |
2 |
Беседа, конструирование |
Викторина |
|
31 |
|
|
Программирование в среде Mindstorms EV3.Ознакомление с интерфейсом среды программирования |
2 |
Беседа, конструирование |
Викторина |
|
32 |
|
|
Палитры программирования и программные блоки |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
33 |
|
|
Экран, звук, индикатор состояния модуля |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
34
|
|
|
Экран, звук, индикатор состояния модуля |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
35 |
|
|
Способы подключения робота к компьютеру. Загрузка программ |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
36 |
|
|
"Рулевое управление" и "Независимое управление моторами" |
2 |
Беседа, конструирование |
Опрос, тестирование |
|
|
Итого: |
72 |
|
МОНИТОРИНГ
результатов обучения учащихся по дополнительной образовательной программе
Оцениваемые компоненты |
Показатели |
Критерии |
Баллы |
Методы диагностики |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||
Основы знаний и умений, их применение на практике |
Теоретическая подготовка |
Минимальный уровень Ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой |
1 |
Контрольные задания, педагогическое наблюдение, собеседование |
Средний уровень Объём усвоенных знаний составляет более ½ |
2 |
|||
Высокий уровень Усвоен практический весь объём знаний, предусмотренный программой на конкретный период |
3 |
|||
Практическая подготовка |
Минимальный уровень Ребёнок овладел менее чем ½ объёма умений и навыков, предусмотренных программой |
1 |
Контрольные задания, анализ выполненных учащимся работ |
|
Средний уровень Объём приобретённых умений и навыков составляет более ½ |
2 |
|||
Высокий уровень Овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой на конкретный период |
3 |
|||
Владение специальным оборудованием и оснащением (инструментами) |
Минимальный уровень При работе с оборудованием испытывает серьёзные затруднения |
1 |
Контрольные задания, педагогическое наблюдение |
|
Средний уровень Работает с помощью педагога |
2 |
|||
Высокий уровень Работает с оборудованием самостоятельно, затруднений не испытывает |
3 |
|||
Проявление творчества |
Минимальный уровень Выполняет простейшие задания |
1 |
Анализ выполненных учащимся работ |
|
Средний уровень Задания выполняет по образцу |
2 |
|||
Высокий уровень Выполняет задания с элементами творчества
|
3 |
|||
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||
Самоопределение |
Наличие внутренней позиции (самооценка и мотивация) |
Минимальный уровень Ребёнок не имеет собственной цели (мотивации), нуждается в постоянной внешней стимуляции самооценка не адекватна (завышена или занижена) |
1 |
Собеседование, педагогическое наблюдение, методика «Лесенка» |
Средний уровень Ребёнок определяет цели своего обучения с помощью взрослого, учится «потому что надо», самооценка колеблется |
2 |
|||
Высокий уровень Ребёнок осознаёт смысл учения, самостоятельно определяет цели своего обучения, учится с удовольствием, имеет адекватную самооценку |
3 |
|||
Осознанное отношение к своему здоровью |
Минимальный уровень Учащийся не соблюдает санитарно-гигиенические требования, не выполняет правила ТБ |
1 |
Педагогическое наблюдение, собеседование |
|
Средний уровень Соблюдает санитарно-гигиенические требования и правила ТБ, заботится о своём здоровье |
2 |
|||
Высокий уровень Заботится о своём здоровье, своим примером стимулирует к этому товарищей |
3 |
|||
Морально-этическая ориентация |
Умение работать в команде |
Минимальный уровень Работы в команде избегает |
1 |
Педагогическое наблюдение, собеседование |
Средний уровень Работает в команде, выбирая привычную для себя роль (наблюдатель, исполнитель, лидер и т.п.) |
2 |
|||
Высокий уровень Легко работает в команде в любой роли |
3 |
|||
Выполнение моральных норм, оценка поступков |
Минимальный уровень Принципы морали и нравственности знает, но действует, чаще всего, «в своих интересах» |
1 |
Педагогическое наблюдение, собеседование |
|
Средний уровень Ребёнок понимает необходимость соблюдения принципов нравственности и морали, но иногда нарушает их |
2 |
|||
Высокий уровень Ребёнок строго соблюдает принципы нравственности и морали
|
3 |
|||
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||
Коммуникативные |
Умение слушать и слышать |
Минимальный уровень Учащийся не слышит собеседника |
1 |
Педагогическое наблюдение |
Средний уровень Собеседника слышит, но воспринимает информацию и реагирует на неё неадекватно |
2 |
|||
Высокий уровень Слушает внимательно, терпим к чужому мнению, учитывает его при общении |
3 |
|||
Умение высказывать своё мнение |
Минимальный уровень Учащийся с трудом формулирует и высказывает свои мысли |
1 |
Педагогическое наблюдение, опросник коммуникативных умений |
|
Средний уровень Высказывает и аргументирует своё мнение с помощью взрослого |
2 |
|||
Высокий уровень Ясно высказывает и аргументирует свою точку зрения |
3 |
|||
Умение вступать во взаимодействие |
Минимальный уровень Учащийся испытывает затруднения в ситуации общения |
1 |
||
Средний уровень Легко вступает в общение с собеседником, но не учитывает его особенностей (возраст, настроение, интерес к теме разговора и т.п.) |
2 |
|||
Высокий уровень Легко общается с любым собеседником, учитывая его особенности |
3 |
|||
Познавательные |
Работа с информацией |
Минимальный уровень Учащийся использует информацию, указанную педагогом, сам находить не умеет |
1 |
Педагогическое наблюдение, собеседование |
Средний уровень Испытывает затруднения при выборе и работе с информационными источниками, нуждается в помощи и контроле педагога |
2 |
|||
Высокий уровень Работает самостоятельно, не испытывая затруднений |
3 |
|||
Регулятивные |
Самоконтроль (планирование и организация собственной деятельности, инициативность) |
Минимальный уровень Ребёнок не умеет планировать и организовать собственную деятельность, действует, чаще всего, спонтанно, нуждается в постоянном внешнем контроле поведения |
1 |
Собеседование, педагогическое наблюдение, контрольные задания, анализ выполненных учащимся работ |
Средний уровень Делает попытки планирования и организации своей деятельности, для коррекции поведения требуется помощь взрослого, инициативу проявляет редко |
2 |
|||
Высокий уровень Умеет самостоятельно организовать и контролировать свою деятельность и поведение, проявляет инициативу и творчество |
3 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.