Программа Элективного курса для студентов 1 курса
Оценка 5

Программа Элективного курса для студентов 1 курса

Оценка 5
docx
13.12.2022
Программа Элективного курса для студентов 1 курса
Программа Элективного курса для студентов.docx

 

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный строительный университет

 

 

 

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  Первого  курса

 

ТЕМА «ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ»

 

 

 

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ЩЕРБИНИНА Т.Д.,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2022


Содержание курса

1.     Пояснительная записка ………………………………..

2.     Учебный план ............................................................

3.     Содержание курса ………………………………………

4.     Список литературы....................................................


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проблема социализации личности, её социально-речевой подготовки вне стен учебного заведения  является в настоящее время достаточно актуальной.

 Студенты практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
 Заканчивая колледж, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию нового учебного заведения, многие не могут четко сформулировать свои мысли и идеи, донести их до окружающих.
 Программа элективного курса составлена в связи с законом «Об образовании в РФ» и принципами развития, система образования рассчитана на студентов первого курса.
Полностью соответствует учебному плану и компонентам

государственных стандартов по русскому языку и литературе.
Объем курсовой программы - 34 часа.

 Программа содержит теоретические сведения по культуре речи,
подкрепляющиеся практическими заданиями, на которых широко используется иллюстративный и справочный материал.    На практических занятиях отрабатываются следующие общеучебные навыки: обобщение, анализ, синтез, абстрагирование.

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текстов, моделирование текста, беседа, ролевые игры.

 

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Цель курса:
Задать систему ориентиров в речевом многообразие с тем, чтобы ученик мог определить границы своей коммуникативной компетенции, ставить учебные цели и реализовывать их на практике.
Задачи курса:
1. Расширить речевой опыт учащихся в разных речевых сферах.
2. Создать условия для овладения конкретными жанрами устной и письменной коммуникации.
3. Помочь освоить позицию активного слушателя и научить выстраивать публичное выступление в соответствии с коммуникативной целью.

Особенности построения курса:
Программа построена по модульному принципу обучения и состоит из пяти модулей:
1.Модуль 1 «Умею ли я использовать язык как средство общения»
2. Модуль 2 «Владею ли я литературным языком»
3. Модуль 3 «Я в мире научной речи»
4. Модуль 4 «Тайны официально деловой речи»
5. Модуль 5 «Я постигаю основы ораторского искусства»
Предполагаемые результаты:
Выпускник должен:
овладеть основами культуры речи, уметь использовать разные
функциональные стили.
Овладеть нормами современного литературного языка

Свободно использовать различные жанры устной деловой коммуникации.

Уметь построить своё устное выступление в соответствии с правилами ораторского искусства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

МОДУЛЬ 1 «Умею ли я использовать язык как средство общения».
1. Язык как средство общения. Условия эффективной коммуникации

2. Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет.
3. Чтение и слушание как виды речевой деятельности.

МОДУЛЬ 2 «Владею ли я литературным языком?»
1. Литературный язык - основа культуры речи. Функциональные стили,области их применения.
2.Нормы в современном русском языке -показатель чистоты, правильности, точности речи.

МОДУЛЬ 3 «Я в мире научной речи»
1. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности.
2.Разнообразие научных текстов, их характеристики, оформление.

МОДУЛЬ 4 «Тайны официально-деловой речи»
1. Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека.
2. Жанры устной деловой коммуникации.
3. Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль.

МОДУЛЬ 5 «Я постигаю основы ораторского искусства»
1. Риторика. Роды и виды риторики.

2. Подготовка публичной речи.
3. Законы построения публичного выступления.
4.Дискутивно-полемическое мастерство.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название модуля

Всего часов

Теория

Практика

1

Умею ли я использовать язык как средство общения

8

4

4

2

Владею ли я литературным языком

6

3

3

3

Я в мире научной речи

4

2

2

4

Тайны официально-делового стиля

8

5

3

5

Я постигаю основы ораторского искусства

8

4

4

ИТОГО:

34

18

16



 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТ.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Модуль 1. Великий

язык великого народа.

1.Цели и содержание курса.

2. Язык как знаковая система.

3. История развития русского национального языка.

4. Язык-хранитель духовных богатств нации.

5. Русский язык-язык межнационального общения, международный статус русского языка.

Работа с официальными документами,

отражающими политику государства в области языка (Конституция, Закон о русском языке)

2. Язык как средство общения. Условия эффективной коммуникации.

1. особенности языковой коммуникации. 2. Виды общения. Коммуникационные типы.

3. Принципы успешной коммуникации.

4. Использование эффективных речевых тактик в общении.

Тест «Ваш уровень общительности»

Анализ текста

Конструирование диалогических ситуаций.

3. Особенности устной и письменной речи.

Речевой этикет.

1. Особенности устной речи. Построение устной речи.

2. Особенности письменной речи.

3. Этикет и его функции. Этика устной речи. Особенности русского речевого этикета.

4. Формулы речевого этикета.

Составление плана и написание тезисов по теме «Национальные особенности речевого этикета» 

 

 

 

4. Чтение и слушание как виды речевой деятельности.

1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.

2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление

3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила эффективного
слушания.
4. Правила
конспектирования.

·       Составление таблицы

·       «Плохой и хороший слушатель»

·       Выполнение текста «Как вы слушаете», его анализ.

 

МОДУЛЬ 2
5. Литературный язык - основа культуры речи. Функциональные

стили, области их

применения

 

1. Понятие культуры
речи.
2. Формы
существования национального языка.
Литературный язык, его признаки и его

свойства.
3. Нелитературные разновидности языка.

4. Функциональные

Стили, их

характеристики,

области применения и
взаимодействие.

Практическое задание: используя разные стили, ответить на вопрос: «Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи?».

 

 

6.Нормы в

современном русском языке - показатели чистоты,

правильности,

точности речи.

1. Понятие нормы языка.
2. Варианты норм

3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические.

Практическая работа со словарями.

МОДУЛЬ 3

7. Научный стиль речи. Его языковые

структуры и

структурные особенности.

1. Научный стиль речи и его подстили.

2. Термин

3. Языковые особенности научного стиля.

4. Способы и методы создания научного текста.  

Письменный анализ научного текста

 

8. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление

1. Композиция научных текстов.

2. Тезисы, аннотация, рецензия.

3. Конспект, реферат

Составления конспекта лекция учителя

Написание тезисов по теме выступления «Особенности создания научного текста».

МОДУЛЬ 4

9. Особенности официально-делового стиля

Речь делового человека.

1. Особенности официально-делового стиля.

2. Культуры делового общения.

3. Условия успешной деловой коммуникации.

4. Национальные особенности делового общения.

Практическая работа:

Составление плана деловой беседы, составление резюме.

10. Жанры устной деловой

коммуникации.

1. Деловая беседа, её структурные и языковые особенности.

2.Телефонный разговор

3. Деловые совещания

4. Переговоры и презентация

Обучающие деловые игры

Деловое совещание.

11. Особенности письменной речи в деловом общении.

Виды документов, их оформление, язык, стиль.

1. Нормы документов (текстовые и языковые)

2. Речевой этикет документа.

3. Язык и стиль частных документов.

4. Язык и стиль служебной документации.

Самостоятельная работа: редактирование деловых тестов.

МОДУЛЬ 5

12. Риторика. Роды и виды риторики.

1. Риторика как наука и как искусство.

2. Из истории риторики.

3. Роды и виды риторики.

Самостоятельная работа: композиционно-лингвистический анализ одной из речей выдающихся ораторов прошлого (Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони)

13. Подготовка публичной речи.

Оратор и аудитория.

1. Подготовительный этап выступления.

2. Создание речи

3. Композиция публичной речи

Самостоятельная работа: составление конспекта выступление на семинаре, классном собрании, на торжественном обеде.

 

14. Законы построения публичного выступления.

1. Отдельные виды публичных речей, особенности их создания.

2. Функционально-смысловые типы речи.

3. Логические законы построения текста публичной речи.

4. Средства языковой выразительности выступления.

 

15. Дискутивно-полемическое мастерство.

1. Спор и его разновидности.

2. Аргументация

3. Полемические приёмы

4. Уловки в споре

Зачётная работа по теме, самостоятельно выбранной учеником




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андреева В.И. Делопроизводство.-М. 1998

2. Андреева В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров.разрешение конфликтов. - Казань, 1992

3. Атватер И. Я вас слушаю. - М. 1987 4. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. - М. 1976

5. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культуры и искусство речи.- Ростов.

1995

6. Введенская, Павлова. Деловая риторика. - Ростов, 2001

7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М. 1993

8. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М., 1997

9. Клюев В.В. Культура делового общения: Практическое пособие.- М. 1996

10. Кохтев Н.Н. Риторика. - М. 1992

11. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. - М. Флинта: Наука, 1997

12. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов.-М. 2002

13. Основы культуры речи: Хрестоматия. - М. 1984

14. Паневчик В.В. Деловое письмо. - Минск. 2000

15. Речи известных юристов. - М. 1985

16. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М. 1999

17. Русский язык и культура речи: Учебник под редакцией В.И. Максимова. -М. 2000

 

18. Шатин Ю.В. Построение рекламного текста. - М. 2002

19. Психология влияния: Хрестоматия. - СПб, 2001


 

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

Содержание курса 1. Пояснительная записка ………………………………

Содержание курса 1. Пояснительная записка ………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема социализации личности, её социально-речевой подготовки вне стен учебного заведения является в настоящее время достаточно актуальной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема социализации личности, её социально-речевой подготовки вне стен учебного заведения является в настоящее время достаточно актуальной

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест

Свободно использовать различные жанры устной деловой коммуникации

Свободно использовать различные жанры устной деловой коммуникации

МОДУЛЬ 5 «Я постигаю основы ораторского искусства» 1

МОДУЛЬ 5 «Я постигаю основы ораторского искусства» 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Чтение и слушание как виды речевой деятельности

Чтение и слушание как виды речевой деятельности

Письменный анализ научного текста 8

Письменный анализ научного текста 8

МОДУЛЬ 5 12. Риторика. Роды и виды риторики

МОДУЛЬ 5 12. Риторика. Роды и виды риторики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022