Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный строительный университет”
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Первого курса
ТЕМА «ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ»
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ЩЕРБИНИНА Т.Д.,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
САМАРА 2022
Содержание курса
1. Пояснительная записка ………………………………..
2. Учебный план ............................................................
3. Содержание курса ………………………………………
4. Список литературы....................................................
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема социализации личности, её социально-речевой подготовки вне стен учебного заведения является в настоящее время достаточно актуальной.
Студенты
практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом
коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие
знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро
необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
Заканчивая колледж, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать
автобиографию, заявление в приемную комиссию нового учебного заведения, многие
не могут четко сформулировать свои мысли и идеи, донести их до окружающих.
Программа элективного курса составлена в связи с законом «Об образовании в РФ»
и принципами развития, система образования рассчитана на студентов первого
курса.
Полностью соответствует учебному плану и компонентам
государственных
стандартов по русскому языку и литературе.
Объем курсовой программы - 34 часа.
Программа
содержит теоретические сведения по культуре речи,
подкрепляющиеся практическими заданиями, на которых широко используется иллюстративный
и справочный материал. На практических занятиях отрабатываются следующие
общеучебные навыки: обобщение, анализ, синтез, абстрагирование.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текстов, моделирование текста, беседа, ролевые игры.
Формы контроля: презентация деловой
беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Цель курса:
Задать систему ориентиров в речевом многообразие с тем, чтобы ученик мог
определить границы своей коммуникативной компетенции, ставить учебные цели и
реализовывать их на практике.
Задачи курса:
1. Расширить речевой опыт учащихся в разных речевых сферах.
2. Создать условия для овладения конкретными жанрами устной и письменной
коммуникации.
3. Помочь освоить позицию активного слушателя и научить выстраивать публичное
выступление в соответствии с коммуникативной целью.
Особенности построения
курса:
Программа построена по модульному принципу обучения и состоит из пяти модулей:
1.Модуль 1 «Умею ли я использовать язык как средство общения»
2. Модуль 2 «Владею ли я литературным языком»
3. Модуль 3 «Я в мире научной речи»
4. Модуль 4 «Тайны официально деловой речи»
5. Модуль 5 «Я постигаю основы ораторского искусства»
Предполагаемые результаты:
Выпускник должен:
овладеть основами культуры речи, уметь использовать разные
функциональные стили.
Овладеть нормами современного литературного языка
Свободно использовать различные жанры устной деловой коммуникации.
Уметь построить своё устное выступление в соответствии с правилами ораторского искусства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
МОДУЛЬ 1
«Умею ли я использовать язык как средство общения».
1. Язык как средство общения. Условия
эффективной коммуникации
2.
Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет.
3. Чтение и слушание как виды речевой
деятельности.
МОДУЛЬ 2 «Владею ли я литературным языком?»
1. Литературный язык - основа культуры речи.
Функциональные стили,области их применения.
2.Нормы в современном русском языке -показатель
чистоты, правильности, точности речи.
МОДУЛЬ 3 «Я в мире научной речи»
1. Научный стиль речи. Его языковые и
структурные особенности.
2.Разнообразие научных текстов, их
характеристики, оформление.
МОДУЛЬ 4 «Тайны официально-деловой речи»
1. Особенности официально-делового стиля. Речь
делового человека.
2. Жанры устной деловой коммуникации.
3. Особенности письменной речи в деловом
общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль.
МОДУЛЬ 5 «Я постигаю основы ораторского
искусства»
1. Риторика. Роды и виды риторики.
2.
Подготовка публичной речи.
3. Законы построения публичного выступления.
4.Дискутивно-полемическое мастерство.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Название модуля |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Умею ли я использовать язык как средство общения |
8 |
4 |
4 |
2 |
Владею ли я литературным языком |
6 |
3 |
3 |
3 |
Я в мире научной речи |
4 |
2 |
2 |
4 |
Тайны официально-делового стиля |
8 |
5 |
3 |
5 |
Я постигаю основы ораторского искусства |
8 |
4 |
4 |
ИТОГО: |
34 |
18 |
16 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ТЕМА |
СОДЕРЖАНИЕ |
ПРАКТ.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Модуль 1. Великий язык великого народа. |
1.Цели и содержание курса. 2. Язык как знаковая система. 3. История развития русского национального языка. 4. Язык-хранитель духовных богатств нации. 5. Русский язык-язык межнационального общения, международный
статус русского языка. |
Работа с официальными документами, отражающими политику государства в области языка (Конституция, Закон о русском языке) |
2. Язык как средство общения. Условия эффективной коммуникации. |
1. особенности языковой коммуникации. 2. Виды общения. Коммуникационные типы. 3. Принципы успешной коммуникации. 4. Использование эффективных речевых тактик в общении. |
Тест «Ваш уровень общительности» Анализ текста Конструирование диалогических ситуаций. |
3. Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет. |
1. Особенности устной речи. Построение устной речи. 2. Особенности письменной речи. 3. Этикет и его функции. Этика устной речи. Особенности русского речевого этикета. 4. Формулы речевого этикета. |
Составление плана и написание тезисов по теме «Национальные особенности речевого этикета» |
4. Чтение и слушание как виды речевой деятельности. |
1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. 2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление 3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила
эффективного |
· Составление таблицы · «Плохой и хороший слушатель» · Выполнение текста «Как вы слушаете», его анализ.
|
МОДУЛЬ
2 стили, области их применения
|
1. Понятие культуры свойства. 4. Функциональные Стили, их характеристики, области применения и |
Практическое задание: используя разные стили, ответить на вопрос: «Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи?».
|
6.Нормы в современном русском языке - показатели чистоты, правильности, точности речи. |
1. Понятие нормы языка. 3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. |
Практическая работа со словарями. |
МОДУЛЬ 3 7. Научный стиль речи. Его языковые структуры и структурные особенности. |
1. Научный стиль речи и его подстили. 2. Термин 3. Языковые особенности научного стиля. 4. Способы и методы создания научного текста. |
Письменный анализ научного текста |
8. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление |
1. Композиция научных текстов. 2. Тезисы, аннотация, рецензия. 3. Конспект, реферат |
Составления конспекта лекция учителя Написание тезисов по теме выступления «Особенности создания научного текста». |
МОДУЛЬ 4 9. Особенности официально-делового стиля Речь делового человека. |
1. Особенности официально-делового стиля. 2. Культуры делового общения. 3. Условия успешной деловой коммуникации. 4. Национальные особенности делового общения. |
Практическая работа: Составление плана деловой беседы, составление резюме. |
10. Жанры устной деловой коммуникации. |
1. Деловая беседа, её структурные и языковые особенности. 2.Телефонный разговор 3. Деловые совещания 4. Переговоры и презентация |
Обучающие деловые игры Деловое совещание. |
11. Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык, стиль. |
1. Нормы документов (текстовые и языковые) 2. Речевой этикет документа. 3. Язык и стиль частных документов. 4. Язык и стиль служебной документации. |
Самостоятельная работа: редактирование деловых тестов. |
МОДУЛЬ 5 12. Риторика. Роды и виды риторики. |
1. Риторика как наука и как искусство. 2. Из истории риторики. 3. Роды и виды риторики. |
Самостоятельная работа: композиционно-лингвистический анализ одной из речей выдающихся ораторов прошлого (Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони) |
13. Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория. |
1. Подготовительный этап выступления. 2. Создание речи 3. Композиция публичной речи |
Самостоятельная работа: составление конспекта выступление на семинаре, классном собрании, на торжественном обеде. |
14. Законы построения публичного выступления. |
1. Отдельные виды публичных речей, особенности их создания. 2. Функционально-смысловые типы речи. 3. Логические законы построения текста публичной речи. 4. Средства языковой выразительности выступления. |
|
15. Дискутивно-полемическое мастерство. |
1. Спор и его разновидности. 2. Аргументация 3. Полемические приёмы 4. Уловки в споре |
Зачётная работа по теме, самостоятельно выбранной учеником |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева В.И. Делопроизводство.-М. 1998
2. Андреева В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение
переговоров.разрешение конфликтов. - Казань, 1992
3. Атватер И. Я вас слушаю. - М. 1987 4. Васильева А.Н. Курс лекций по
стилистике русского языка. - М. 1976
5. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культуры и искусство речи.- Ростов.
1995
6. Введенская, Павлова. Деловая риторика. - Ростов, 2001
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М. 1993
8. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М., 1997
9. Клюев В.В. Культура делового общения: Практическое пособие.- М. 1996
10. Кохтев Н.Н. Риторика. - М. 1992
11. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум.
- М. Флинта: Наука, 1997
12. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов.-М. 2002
13. Основы культуры речи: Хрестоматия. - М. 1984
14. Паневчик В.В. Деловое письмо. - Минск. 2000
15. Речи известных юристов. - М. 1985
16. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М. 1999
17. Русский язык и культура речи: Учебник под редакцией В.И. Максимова. -М.
2000
18. Шатин Ю.В.
Построение рекламного текста. - М. 2002
19. Психология влияния: Хрестоматия. - СПб, 2001
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.