Пояснительная записка
Учебный курс «Экология животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы..
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цели учебного курса «Экология животных»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного учебного курса:
– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных
– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания
• основных представителей различных природных сообществ
• принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
• анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
• определять черты приспособленности животных к среде обитания
• составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
• составлять рассказ о животном используя план-клише
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете ).
Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.
Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Содержание рабочей программы учебного курса «Экология животных» для 7 класса
№ п/п |
Тема
|
Количество часов на изучение темы |
В том числе: |
Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)
|
||
Уроки |
Лабораторные, практические работы |
Экскурсии |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии животных |
2 |
Условия существования животных (8 часов) |
8 |
7 |
|
1 |
Учащиеся должны знать: основные среды обитания животных Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания животного, черты приспособленности животного к среде обитания
|
3 |
Роль животных в природе (4 часа) |
4 |
4 |
|
|
Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях , видах взаимодействия животных и других организмов Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль животных в природе |
4 |
Животный мир суши (3 часа) |
3 |
3 |
|
|
Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира суши — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных суши к условиям среды обитания |
5 |
Животный мир морей и рек (1 час) |
1 |
1 |
|
|
Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира морей и океанов — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных морей и океанов к условиям среды обитания |
6 |
Животный мир почвы (2 часа) |
2 |
2 |
|
|
Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира почвы — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды обитания |
7 |
Сезонные изменения в жизни животных (2 часа) |
2 |
2 |
|
|
Учащиеся должны знать: основные сезонные изменения в жизни животных региона Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал |
8 |
Взаимоотношения между животными (5 часов) |
5 |
5 |
|
|
Учащиеся должны знать: о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой |
9 |
Численность животных (2 часа) |
2 |
2 |
|
|
Учащиеся должны знать: причины изменения численности популяции и ее регуляция в природе; Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой |
10 |
Животные в природных сообществах (2 часа)
|
2 |
2 |
|
|
Учащиеся должны знать: о месте человека в экосистеме Земли Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой |
11 |
Изменения в животном мире Земли (2 часа) |
2 |
1 |
|
1 |
Учащиеся должны знать: влияние человека на изменения в животном мире Земли Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой |
12 |
Охрана животных (2 часа) |
2 |
2 |
|
|
Учащиеся должны знать: современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий
|
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Экология животных» для 7 класса
№ урока п/п |
№ темы |
№ урока в теме |
Тема урока |
Планируемая дата проведения урока |
Фактическая дата проведения урока |
Эксперимент, материально-техническое оснащение урока |
|
1. |
|
Введение (1 час)
|
|||
1. |
|
1. |
Введение. Что изучает экология животных |
|
|
Видеофильм «Тайна рождения» |
|
2. |
|
Условия существования животных (8 часов)
|
|||
2. |
|
1. |
Экскурсия «Условия обитания животных» |
|
|
|
3. |
|
2. |
Среда обитания и условия существования. |
|
|
Видеофильм «Дороги жизни» |
4. |
|
3. |
Пища животных. Способы добывания пищи. |
|
|
Д. гербарий |
5. |
|
4. |
Вода в жизни животных. |
|
|
Д. водоплавающие животные |
6. |
|
5. |
Воздух в жизни животных |
|
|
Д. чучела птиц, перья |
7. |
|
6. |
Температура среды обитания. |
|
|
|
8. |
|
7. |
Свет в жизни животных |
|
|
Д. табл. Животные почвы, животные открытых мест, ночные птицы |
9. |
|
8. |
Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных. |
|
|
В.ф. «Тайна рождения» |
|
3. |
|
Роль животных в природе (4 часа)
|
|||
10 |
|
1. |
Влияние растительноядных животных на растения. |
|
|
Д. гербарий Видеофильм «Жираф» |
11. |
|
2. |
Роль животных в опылении и распространении растений. |
|
|
Д. гербарий Видеофильм «Растения-путешественники» |
12. |
|
3. |
Роль животных в образовании горных пород и почв |
|
|
Коллекция горных пород Видеофильм «Крылья над Серенгетти» |
13. |
|
4. |
Влияние животных друг на друга. |
|
|
Видеофильм «Бобр» |
|
4. |
|
Животный мир суши (3 часа)
|
|||
14. |
|
1. |
Животные тундры и лесов умеренной зоны. |
|
|
Видеофильм «Северный олень» |
15. |
|
2. |
Животные степей, саванн, прерий, пустынь. |
|
|
Видеофильм «Зебра» |
16. |
|
3. |
Животные тропических лесов и горных областей. |
|
|
Видеофильм «Орангутанг» |
|
5. |
|
Животный мир морей и рек (1 час) |
|||
17. |
|
1. |
Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных |
|
|
Видеофильм «Морской слон» |
|
6. |
|
Животный мир почвы (2 часа)
|
|||
18. |
|
1. |
Почва как среда обитания. Животные-землерои |
|
|
Видеофильм «Калифорнийский суслик» |
19. |
|
2. |
Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред» |
|
|
Видеофильм «Тайна рождения» |
|
7. |
|
Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)
|
|||
20. |
|
1. |
Спячка и оцепенение |
|
|
Видеофильм «Барибал» |
21. |
|
2. |
Миграции животных |
|
|
Видеофильм «Дороги жизни» «Антилопа Гну» |
|
8. |
|
Взаимоотношения между животными (5 часов)
|
|||
22. |
|
1. |
«Своя территория». Встреча будущих родителей |
|
|
Видеофильм «Тайна рождения » |
23. |
|
2. |
Взаимодействие между родителями и детенышами. |
|
|
Видеофильм «Тайна рождения » |
24. |
|
3. |
Групповой образ жизни. Иерархия. |
|
|
Видеофильм «Гориллы» |
25. |
|
4. |
Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники. |
|
|
Видеофильм «Большая охота» |
26. |
|
5. |
Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. |
|
|
Видеофильм «Гиены» |
|
9. |
|
Численность животных (2 часа)
|
|||
27. |
|
1. |
Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. |
|
|
Видеофильм «Газель Томпсона» |
28. |
|
2. |
Причины изменения численности животных. |
|
|
Видеофильм «Волк» |
|
10 |
|
Животные в природных сообществах (2 часа)
|
|||
29. |
|
1. |
Животные биоценозов Приморья. |
|
|
Слайд-фильм |
30. |
|
2. |
Животные биоценозов Хорольского района |
|
|
Экскурсия |
|
11. |
|
Изменения в животном мире Земли (2 часа)
|
|||
31. |
|
1. |
Редкие и исчезающие животные |
|
|
Слайд-фильм |
32. |
|
2. |
Животные, истребленные человеком |
|
|
Слайд-фильм |
|
12. |
|
Охрана животных (2 часа)
|
|||
33. |
|
1. |
Красная книга. Охраняемые территории России |
|
|
|
34. |
|
2. |
Заповедные территории Приморского края |
|
|
|
Учебно-методическое
обеспечение
Набор таблиц «Животные»
11. Класс насекомые
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.