Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.
2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семенную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую ипроективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:
· Школа для меня – это…
· Класс, в котором я учусь, - это ...
· Учителя для меня – это люди, которые ….
· Мои одноклассники – это…
· Уроки для меня – это…
· Предметы, которые мне нравятся, – это…
· Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:
· Школа, в которой учится мой ребенок, - это…
· Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
· Одноклассники моего ребенка – это…
· Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
· Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
· Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики.
Вопросы для учащихся:
· Я радуюсь, когда…
· Я огорчаюсь, когда…
· Я плачу, когда …
· Я злюсь, когда…
· Мне нравится, когда…
· Если у меня хорошие новости, то я …
· Если у меня плохие новости, то я …
· Если у меня что-то не получается, то я…
Вопросы родителям:
· Я радуюсь, когда мой ребенок…
· Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
· Я плачу, когда мой ребенок…
· Я злюсь, когда мой ребенок…
· Мне нравится, когда мой ребенок…
· Мне не нравится, когда мой ребенок…
· Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
В своей работе использую рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагаю нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.
Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
Считаю, что хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи», и т.д.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяет предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях использую для родителей и различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.
К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»:
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок празднует день рождения:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны. И т.д.
Таким образом, провожу много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Работу классного руководителя с родителями вижу в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания провожу 4-5 раз в году. На них обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работа за год.
Приведу тематику моих родительских собраний по классам.
1-й класс
1. Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.
2. Леворукость и праворукость.
3. Как развить у ребенка желание читать?
4. Подвижные и медлительные дети.
2-й класс
1. Особенности учебников, по которым учатся наши дети.
2. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
3. Поощрение и наказание в семье.
4. Как научить ребенка говорить правду?
3-й класс
1. Семейные праздники и их значение для ребенка.
2. Если ваш ребенок часто болеет.
3. Как развить память ребенка?
4. Домашние задания и их назначение.
4-й класс
1. Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
2. О чем может рассказать школьный дневник.
3. Способности и прилежание – звенья одной цепи.
4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
1 класс
Первое организационное собрание.
Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи первого собрания:
1. Изучить приоритетные интересы родителей первоклассников.
2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
3. Провести выборы родительского комитета.
Подготовительная работа:
I. Изучение личных дел будущих учащихся.
II. Изучение характеристики учащихся (из детского сада).
III. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.
IV. Изготовление объявления на первое собрание.
V. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены в классе.
«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни»
Дж. Дьюи
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже»
Л.Н. Толстой
«Любите детство, поощряйте его игры и забавы»
Ж.Ж. Руссо
«Школа – это мастерская человечности»
Я.А. Коменский
VI. Изложение на доске основных направлений плана воспитательной работы, нравственных законов общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского собрания и направления его деятельности.
VII. Подготовка опросника:
1. Фамилия, имя и отчество родителей.
2. Год рождения, образование.
3. Домашний адрес и телефон.
4. Профессии родителей.
5. Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является первоклассник – старше или младше.
6. Полная или неполная семья.
7. Особенности развития ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете).
Ход собрания
Родители входят в класс, рассаживают детей и до начала собрания дают ответы на вопросы опросника.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.
II. Самопредставление родителей учащихся.
В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.
III. Знакомство с планом воспитательной работы, основными документами класса и школы, знакомство с традициями школы.
IV. Рассказ об учителях (если они работают в классе) и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.
V. Выбор родительского комитета.
VI. Экскурсия по школе.
Первое собрание.
Тема: «Трудности адаптации первоклассников в школе».
Форма проведения: круглый стол.
Цели:
1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
2. Предложить практические советы организации общения с первоклассником.
Вопросы для обсуждения
1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
4. Родительский практикум.
План организации собрания.
I. Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.
Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.
II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».
III. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка в школе»
Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей и закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
IV. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка в школе»
Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
V. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай рать.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
2 класс
Тема: Физическое развитие школьника в школе и дома
Цели:
1.Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
План организации собрания.
I. Анкетирование родителей.
1. Любит ли ваш ребенок уроки физической культуры?
2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культуры на уроке?
3. Каким вы видите урок физической культуры? К собранию готовится выставка рисунков «Я на уроке физической культуры».
II. Беседа.
Педагог сообщает данные о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских рабников). Оперативный анализ результатов анкетирования дается в конце собрания.
Вопросы для обсуждения
1. Значение физической культуры для полного развития личности.
2. Урок физической культуры и его требования к ученику.
3 класс
Тема: Трудовое обучение ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств
Цели:
1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения
1. Труд и его значение в жизни ребенка.
2. Интеллектуальный труд и работоспособность.
3. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План организационного собрания
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях. Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье». Учитель дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать?
3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
6. Поощряете ли вы его успех, утешаете ли в случае неудачи?
Тема: Телевизор в жизни младшего школьника
Цели:
1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.
2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии.
1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
План организации собрания
I. Вступительное слово учителя
Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов;
- 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
- 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепердачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
II. Результаты опроса.
Но, возможно, вы думаете, что эта статистика не относится в нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим вопросам:
1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы вы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.
Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.
Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, родители, как правило, задают вопросы, что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами. Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
III. Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
- расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
- находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
- понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
- развить воображение, фантазию, внимание.
IV. Экскурсия по выставке учеников, подготовленной к собранию. Учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.
Правила борьбы с телеманией
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.
4. Телевизор не должен быт значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
Домашнее задание родителям
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. Какие передачи предпочитает?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т.д.
В родительский дневник
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
4 класс
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
Цели:
1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.
2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Вопросы для обсуждения
1. Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.
2. Педагогические ситуации по теме собрания.
План организации собрания
В начале собрания учитель знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления. Затем по теме собрания выступают школьный врач и психолог. В конце собрания учитель проводит анализ анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.
Анкета для родителей
1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время? Изменился ли он внешне?
2. Как он стал вести себя дома?
3. Проявляет ли он вам незнакомые вам черты характера?
4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.