«Будь здоров!»
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс «Будь здоров!» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Содержание, структура соответствуют возрастным особенностям подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляя знания школьников по разделу «Основы здорового образа жизни».
Цель курса – воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение.
Задачи:
Курс предметно-ориентированный, рассчитан на 17 часов.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Формы организации занятий:
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини-группах, фронтальная работа).
В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу:
1. «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
2. «Отношение подростков школы к вредным привычкам»;
3. «Стресс и его воздействие на организм подростка»;
4. «Влияние шума на детский организм»;
5. «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
6. «Как противостоять давлению среды»;
7. «Что значит быть счастливым?»;
8. «Наркотики, алкоголь и сигареты»;
9. «Я в этом мире».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел и темы занятия |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практ. |
||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Вредные привычки, их профилактика |
7 |
3 |
4 |
3 |
Простудные заболевания |
1 |
|
1 |
4 |
Стресс |
1 |
|
1 |
5 |
Заболевания подростков, передающиеся половым путём |
4 |
3 |
1 |
6 |
Первая медицинская помощь |
1 |
1 |
|
7 |
Обобщение «За здоровый образ жизни – будь готов!» |
2 |
|
2 |
|
ИТОГО: |
17 |
8 |
9 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение
1.1 Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования.
Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика
2.1 Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
2.2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».
2.3. Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем.
Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».
2.4. Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».
3. Простудные заболевания
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».
4. Стресс
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными». Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
5.4. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ.
6. Первая помощь
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.
7. Обобщение: «За здоровый образ жизни»
7.1 Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По завершению курса обучающиеся должны
знать/понимать:
уметь:
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
для учителя
для обучающихся
Оборудование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
Дата |
Коррект. даты |
1 |
Пути формирования здорового образа жизни подростка |
|
|
2 |
Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм |
|
|
3 |
Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки |
|
|
4 |
Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка |
|
|
5 |
Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм |
|
|
6 |
Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия |
|
|
7 |
Наркотическая зависимость, пути решения проблем |
|
|
8 |
Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка |
|
|
9 |
Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций |
|
|
10 |
Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса |
|
|
11 |
Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в мире, стране |
|
|
12 |
Встреча с врачами (конференция) |
|
|
13 |
«Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков |
|
|
14 |
Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы |
|
|
15 |
Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и т.д.) |
|
|
16 |
Обобщение «За здоровый образ жизни – будь готов!» Итоги исследовательских работ школьников. |
|
|
17 |
Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и т.д. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.