Костанайская область
Денисовский район
с. Антоновка
КГУ «Антоновская основная школа»
Учитель физики: Рыбинок Екатерина Валерьевна
ПРОГРАММА
Физика. Углубленный уровень. 9 класс
1. Пояснительная записка
Программа составлена для тех учащихся, которые интересуются физикой. В наше время знание основ физики необходимо каждому, чтобы иметь правильное представление об окружающем мире – от свойств элементарных частиц до эволюции Вселенной. Изучение физики по данной программе будет полезно при углубленном изучении физики в школе, а также тем учащимся, которые решили избрать физику своей профессией.
Одна из главных задач данного курса – помочь молодому человеку, который заинтересовался физикой, лучше понять, что представляет собой эта наука и подходит ли она ему по его склонностям и способностям.
Но и тем, кто изберет другую профессию, знание физики принесет пользу. Программа рассчитана на изучение теоретического материала эвристическими методами. Нужно научить делать оценки величин и соотношений. Вот примеры: 1. Оцените расстояние до Луны. (Это легко сделать, зная ускорение силы тяжести и период обращения Луны.) 2. Какую максимальную скорость может приобрести парашютист в затяжном прыжке? С какой скоростью падают капли дождя? (Здесь нужно знать вязкость и плотность воздуха и мысленно заменить парашютиста шаром с радиусом, например , 1 м. Проверьте, какой режим в этом случае выполняется – вязкий или турбулентный.) 3. Сравните теплоотдачу свечи, электрической плитки и человека. 4. С какой средней скоростью движутся электроны в проводнике при плотности тока 1 А/см2? 5. Какая энергия падает на Землю в виде космических лучей?
Также необходимо научить учащихся решению задач повышенной трудности по курсу элементарной физики. Решение и анализ задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.
Роль эксперимента, практических и лабораторных работ очень высока и в основном курсе физики. Но здесь рассматриваются нестандартные эксперименты и STEM – технологии.
Также велика роль информационно-коммуникационных технологий. Изучение и закрепление теоретического материала производится с помощью электронных средств обучения.
2. Основные цели и задачи курса
ü развитие научного мировоззрения и мышления, познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них целостного видения физической картины мира, места и роли в нем человека;
ü формирование у учащихся научного метода познания, понимания научной информации, умений самостоятельно применять научные знания, наблюдать и объяснять физические явления, проводить самостоятельные исследования;
ü формирование личностного отношения к окружающему миру, умений ориентироваться в технологизированном мире;
ü воспитание ответственности, научной и экологической культуры, понимания социальной роли физической науки.
3. Содержание курса
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) – вариативная часть типовой учебной программы основного и среднего образования.
Курс рассчитан на изучение следующих разделов физики:
v Механика: механическое движение, взаимодействие тел, работа и мощность, давление, методы исследования механических явлений, механические колебания и волны - 16 часов;
v Молекулярная физика и термодинамика: молекулярное строение вещества, тепловые явления, методы исследования тепловых явлений, преобразование энергий в тепловых процессах – 16 часов;
v Электродинамика: электризация тел, постоянный электрический ток, взаимодействие магнитов, электромагнитные волны, методы исследования электромагнитных явлений, световые волны, световые явления – 20 часов;
v Атомная и ядерная физика: атом, модели атома и методы его исследования, атомное ядро, энергия связи частиц в ядре, ядерная энергетика, методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике – 16 часов.
4. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Количество лабораторных работ |
1 |
Кинематика. Динамика. Статика |
8 |
2 |
2 |
Работа и энергия. |
4 |
1 |
3 |
Криволинейное движение |
2 |
|
4 |
Гидростатика. Аэростатика |
2 |
1 |
5 |
Работа. Теплота. Закон сохранения энергии. |
6 |
2 |
6 |
Молекулярная теория. |
6 |
2 |
7 |
Свойства газов, жидкостей, твердых тел. |
3 |
1 |
8 |
Свойства паров |
3 |
1 |
9 |
Электрические заряды. Электрическое поле. |
4 |
2 |
10 |
Постоянный электрический ток |
4 |
2 |
11 |
Тепловое действие тока. Прохождение электрического тока через электролиты, металлы, газы, полупроводники |
5 |
2 |
12 |
Основные магнитные явления. Магнитное поле. |
3 |
1 |
13 |
Электромагнитная индукция. Магнитные свойства тел. Переменный ток. |
4 |
2 |
14 |
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра. |
12 |
|
15 |
Основы теории относительности |
4 |
|
5. Предполагаемые результаты при изучении углубленного курса физики
ü сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ü убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
ü самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
ü мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
ü формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
ü приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
ü приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
6. Литература и источники:
Учебно-методические пособия:
1. Элементарный учебник физики Г.С. Ландсберг 1 – 3 АОЗТ Шрайк 1995 г.
2. Задачи по физике и методы их решения В.А. Балаш Москва Просвещение 1983 г.
3. Энциклопедический словарь юного физика Чуянов В.А. Москва Педагогика 1984г.
Электронные пособия:
1.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. Электронное приложение к учебникам Физика-7-9 классы
3. Школьный физический эксперимент
4. http://elkin52.narod.ru
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов)
http://www.physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)
http://www.fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)
http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)
http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика)
http://phdep.ifmo.ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы
по физике 7-9 классов)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.