Программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» во 2 классе
1. Коррекционно – развивающая работа по развитию слухоречевого восприятия и устной речи обучающихся с кохлеарными имплантами осуществляется на основе современного « слухового» метода
реабилитации,разработанного в Санкт – Петербургском НИИ уха.горла носа и речи (Королёва И.В., 2006): развитие слухового восприятия – приоритетное направление коррекционной работы в начальный период, включает формирование процессов -
· обнаружение - способность реагировать на появление, или отсутствие звука;
· различение – способность определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами;
· узнавание – способность узнавать определённый сигнал среди других знакомых сигналов;
· опознавание - повторить или имитировать произносимые звуки, в том числе и речь;
· фонематический слух – умение различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка, развитие способности узнавать и запоминать слова только на слух;
· слухоголосового и слухоартикуляторного контроля;
· слуховая и слухоречевая память – накопление словарного запаса;
· понимание – способность понимать разговорную речь
2.Одновременно с развитием слухового восприятия, с опорой на слух осуществляется
· развитие звукопроизношения;
· накопление активного словаря;
· развитие грамматической системы;
· развитие потребности в речевом общении;
· развитие диалогической речи;
· развитие связной речи;
3.У учащихся с КИ, имеющих комплексные нарушения развития, на определённом этапе приоритетными направлениями следует считать не только развитие слуха, но и формирование вспомогательных средств общения
( жестовая,дактильная речь, с опорой на пиктограммы, карточки PECS)
4.Требования программы определяются годом обучения, уровнем развития слухового восприятия , уровнем речевого развития детей, индивидуальных особенностей учащихся:
- обучение слабослышащих школьников восприятию речи с кохлеарным имплантом на всё увеличивающемся от диктора расстоянии - основополагающая задача, стоящая перед учителем-дефектологом на индивидуальном занятии,
- развитие слуха на занятиях проходит поэтапно: от различения через опознавание к распознаванию, к пониманию
для учащихся ранооглохших, имеющих низкий уровень слухоречевого развития, на специальных занятиях основным способом восприятия речевого материала является слухозрительное восприятие ,также используется дактильная и
письменная речь для уточнений звуко-буквенного состава слов, после чего производится тренировка восприятия речевого материала на слух; для восприятия на слух обучающемуся предлагается специальный тренировочный материал; весь
программный речевой материал (знакомые по значению слова, простых коротких фразы, близкие личному опыту учащихся) предлагается с опорой на таблички (чтение), пиктограммы; наглядность.
В 1 классе основное внимание на индивидуальных занятиях уделяется восприятию знакомых по значению слов, простых коротких фраз, небольших текстов, содержание которых близко личному опыту, наблюдениям школьников.
Для обучающихся с кохлеарными имплантами вводятся упражнения по развитию слухового восприятия.( Учусь
слушать и говорить : Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе « слухового метода ( с комплектом 3 рабочих тетрадей) И.В. Королёва. СПб.:каро, 2014.
· развитие умения различать и узнавать при закрытом / открытом выборе слова с разным количеством слогов (1
· развитие умения различать разные признаки неречевых и речевых звуков.
· развитие умения различать и узнавать при закрытом выборе предложения.
· развитие узнавания слова в слитной речи при закрытом выборе.
1. при парном сравнении.
2. узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении и в составе слогов).
3. различение и выделение дифференциальных признаков фонем (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твёрдый и др.).
4. обнаружение наличия/отсутствия звука в слове и определять его позицию в слове.развитие восприятия просодической информации в речи.
· развитие узнавания слов, предложений,произносимых в быстром темпе, шёпотом, голосом разной высотой (знакомые слова и короткие фразы).
· развитие восприятия слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе при нормальном и быстром темпе произнесения.
· развитие узнавания слов,предложений на фоне шума, по телефону.
· развитие локализации источника звука в пространстве.
· развитие восприятия музыки.
· развитие воспризведения звуков речи, слов,фраз,просодических характеристик речи на основе слухового контроля.
· развитие слухового внимания, слухоречевой памяти.
· развитие фонематического слуха.
- цель упражнений на начальном этапе обучения не научить узнавать какое-то конкретное слово, предложение, фонему, неречевой звук, а помочь ученику почувствовать, что они разные;
- уровень сложности задания должен быть чуть выше уровня возможностей обучающегося на данный момент;
- предъявляемые сигналы должны иметь наибольшие акустические различия по длительности, высоте, громкости, слоговой структуре;
- подбираются наиболее часто встречаемые и актуальные для ученика слова, фразы;
- ученик должен видеть слова, фразы, предлагаемые для различения;
- предварительно слова, фразы, фонемы предъявляются слухо-зрительно, затем на слух.
· Восприятие неречевых бытовых звуков.
· Восприятие слов.
· Восприятие предложений.
· Восприятие фонем/ слогов.
· Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности.
· Восприятие речевого материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов.
· Восприятие на слух текстов, текстов-диалогов (вопросно-ответных)
Восприятие на слух лексических тем по развитию речи, математике
Предварительный контроль: диагностика состояния слуха в начале учебного года; Текущий контроль: оценка состояния слуха на каждом занятии;
Итоговый контроль: итоговая диагностика состояния слуха в конце учебного года, слухоречевая конференция, слухоречевой праздник.
Предварительный контроль: для оценки сформированности слухоречевого восприятия у учащегося с КИ используется батарея тестов EARS и дополнительные тесты ( Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009,2012, гл.10)тесты 1.2,3,4,5,6,7, с помощью которых определяется максимальное расстояние
восприятия звучания барабана, голоса; различение двух неречевых звучаний;
различение характеристик двух неречевых звуков (длительность, количество, громкость звучания); различение гласных звуков;
узнавание звуков речи разных частот;
узнавание разносложных слов при выборе из 3-6-12 (тест 2); узнавание односложных слов при выборе из 4-12 (тест 3); узнавание слов в слитной речи (тест 4);
опознавание односложных слов при открытом выборе (тест5 ); опознавание знакомых предложений при открытом выборе (тест6); опознавание незнакомых предложений при открытом выборе (тест 7)
для оценки развития фонематического слуха у учащегося с КИ используются таблицы ( Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009,2012, гл.7)
опознавание фонем: гласные (таблица 31 стр.709) , согласные (таблица 32 стр.710) замены при опознавании фонем;
различение признака твёрдости / мягкости фонем;
для оценки объёма краткосрочной слуховой памяти используется числовой тест ( Немов, 1999г. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009 стр.582 ,2012 ) – очень высокий уровень развития, высокий уровень развития, средний уровень развития, низкий уровень развития, очень низкий уровень развития.
Для определения уровня слухового/слухоречевого восприятия можно использовать шкалу экспертной оценки «Уровни развития слухового восприятия» ( таблица 10.6 стр.583 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012, гл.10.,Allen et al.,1998) )
Уровень |
Описание |
0 |
Нет реакции на окружающие звуки. |
1 очень низкий |
Есть реакция на окружающие звуки. |
2 очень низкий |
Реагирует на речь, голос. |
3 низкий |
Узнаёт окружающие звуки. |
4 низкий |
Различает 2 и более речевых сигнала ( слова, предложения) |
5средний |
Понимает простые обиходные фразы |
6 достаточный |
Понимает речь знакомого человека только на слух. |
7 высокий |
Понимает речь знакомого человека по телефону |
Для определения уровня разборчивости речи можно использовать шкалу экспертной оценки «Уровни разборчивости устной речи ребёнка с нарушенным слухом» ( таблица 10.7 стр.584 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012, гл.10.,Archbold et al.,1998) )
Уровень |
Описание |
1речь не сформирована |
Ребёнок пытается использовать неразборчивые слова. Уточняет артикуляцию при помощи взрослого. |
2невнятная |
Ребёнок пользуется связной речью, но она неразборчива. Речь разборчива в отдельных словах, если видна артикуляция ребёнка и известна тема беседы. |
3мало внятная |
Ребёнок пользуется связной речью, которая понятна человеку, имеющему опыт восприятия речи глухих, если он сконцентрирован на слушании, видит артикуляцию ребёнка и знает тему беседы |
4достаточно внятная |
Ребёнок пользуется связной речью, которая понятна человеку, имеющему опыт восприятия речи глухих людей. Слушателю не требуется очень концентрироваться на слушании. |
5внятная |
Ребёнок пользуется связной речью, которая понятна любому человеку. Речь понятна всем окружающим людям в разных ежедневных ситуациях. |
Для впервые поступивших учеников с кохлеарными имплантами также используются комплекты слов Э.И. Леонгард для определения уровня слухового, слухо-зрительного и зрительного восприятия:
– для восприятия на слух с КИ список слов 2 ; для слухозрительного и зрительного восприятия списки слов 6,7
Текущий контроль осуществляется с помощью речевого материала в процессе занятия, а также в процессе подготовки к школьным праздникам и во время их проведения.
Итоговый контроль происходит следующим образом:
· Определение динамики развития слухоречевого восприятия с КИ - Батарея тестов EARS и дополнительные тесты (Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2012, гл.10) – тесты 1, 2. 3, 4, комплекты слов Э.И. Леонгард 2,6.7).
· Определение динамики развития фонематического слуха (таблицы, Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009,2012, гл.7 табл.32)
· Определения уровня слухового восприятия (( таблица 10.6 стр.583 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012, гл.10.,Allen et al.,1998),
· Определение динамики оценки объёма краткосрочной слуховой памяти числовой тест ( Немов, 1999г. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009 стр.582 ,2012 )
· Определения уровня разборчивости речи можно использовать шкалу экспертной оценки «Уровни разборчивости устной речи ребёнка с нарушенным слухом» ( таблица 10.7 стр.584 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012, гл.10.,Archbold et al.,1998) )
· Фиксация рабочего расстояния (увеличение, уменьшение, без изменений) по результатам работы на конец года.
· Восприятие текста из отработанных на занятиях фраз
· Восприятие отработанных на занятиях предложений (контрольная работа):
Восприятие отработанных на занятиях предложений (контрольная работа) для учащихся 1 класса с глубоким недоразвитием речи:
· 5 предложений – речевой материал из изученных текстов (предложения),
· 5 предложений – речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов,
· 10 предложений – речевой материал разговорно-обиходного характера.
· Контрольная работа проводится устно.
Для учащихся с низким уровнем слухоречевого развития контрольная работа выполнена – 60% (процент точно воспринятого речевого материала с 1 – 2 предъявлений).
6. Оценка знаний и умений учащихся: безоценочная система.
Этапы занятия |
Характеристика основных видов деятельности |
1. Восприятие разговорно- обиходного материала: · Приветствие · Вводная часть занятия · Вопросы, отличающиеся одним словом. · Воспитание культуры общения · Обучение задавать вопросы и отвечать на них · Обучение эмоциональной реакции |
Установление режима работы: различение звуков-(П),(Т),(С),(Ш) ,слогов с этими звуками.
1. Участие в диалоге.
2. Краткие и полные ответы на вопросы. 3.Запоминание новых и повторение изученных слов. 4.Восприятие и понимание обращённой речи. 5.Дифференцировка слов в предложении. 6.Запоминание правил общения. 7. Понимание и усвоение грамматических конструкций предложений.
8. Понимание, усвоение и передача повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной интонации.
9. Понимание, усвоение, и передача эмоционального состояния. |
Выполнение специальных упражнений по развитию слухового восприятия у учащихся с КИ 1. Обнаружение и узнавание речевых и неречевых (бытовых и других ) звуков
2.Определение , когда звук начинается и когда заканчивается.
3.Различение отдельных характеристик звуков тихий – громкий количество звучаний (1-3) |
1. Двигательная реакция на речевые и неречевые стимулы: составление пирамиды, нанизывание пуговиц, поднятие руки, есть звук –беги, нет звука – сиди)
2. Двигательная реакция на речевые и неречевые стимулы на начало и конец звучания: катание машинки поднятие руки стой-иди.
3. Выполнение инструкций по табличкам, воспроизведение рукой и голосом, речевая ритмика, воспроизведение отдельных характеристик звуков голосом, маленький учитель, стой- иди- беги.
4. Выполнение инструкций по табличкам, воспроизведение голосом, движением. |
короткий – длинный при парном сравнении
4. Различение и узнавание звуков речи низко -,средне – и высокочастотного диапазона
5. Восприятие и различение при парном сравнении неречевых звуков, нахождение источника звучания в пространстве бытовых звуков: стук в дверь, звук льющейся воды, звук открывающейся двери; звуков окружающего мира: голоса птиц, голоса животных, звуки транспорта, звуки явлений природы; звуки, которые может издавать человек: смех, плач, кашель, чихание, мужской/женский/детский голос; звуки музыкальных инструментов: колокольчик, |
5.Показ таблички, картинки, воспроизведение действия по подражанию, имитация игры на музыкальном инструменте, имитация голосом бытовых звуков, а также звуков , издаваемых человеком, различение за ширмой, воспроизведение отдельных характеристик звуков голосом, показ рукой направления звучания.
Подбор таблички к услышанному слову, подбор картинки к услышанному слову, воспроизведение слов, предложений, фонем (различение, опознавание), запись слов ,предложений, фонем, воспринятых слухозрительно, на слух, чтение данных слов, фраз, фонем, запоминание слухового образа звуковых сигналов запоминание новых слов, фраз. |
8. Требования к знаниям, умениям и навыкам слабослышащих учащихся 2б класса на конец года.
воспринимать на слух с помощью КИ речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) разговорно-обиходного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа: Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников? на рабочем (максимальном) расстоянии;
• воспринимать на слух с КИ тексты (из 5 – 7 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.
Тема |
Общее количество часов за год |
1. Диагностика |
С 7 по 30 сентября 2015г. Всего за год: 11 часов. |
1. Восприятие неречевых бытовых звучаний. |
|
2. Восприятие слов. 3. Восприятие предложений. 4. Восприятие фонем\слогов 5. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности. 6. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 7. Восприятие текстов. |
В зависимости от возможностей учащегося. Всего за год: 82 часов |
8. Итоговая диагностика. |
С 10 по 24 мая 2015г. Всего за год: 6 часов. |
Всего за год: 99 часов.
В связи с праздничными выходными датами (22.02;23.02;7.8.03;2,3,9.05.) укрупнение тем : 24.02 (0,5), 25.02.(0,5) 09.03
(0,5),10.03 (0, 5 час.);04.05 (0,5), 05.-5(0,5) ,11.05 (0.5).
по развитию речевого слуха
*Речевой материал по развитию речи для учеников, использующих кохлеарные импланты, даётся с опережением (по рекомендации И.В. Королёвой).
№ |
Тема |
Содержание программного материала |
Сроки |
Речевой материал |
1 |
Диагностика |
1.Оценка сформированности слухоречевого восприятия у учащегося с КИ (Проверка частотного и динамического диапазона звуков, воспринимаемых учащимся с кохлеарным имплантом.) |
07.09 – 30.09 |
Батарея тестов EARS и дополнительные тесты ( Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2012, |
|
|
2. Оценка развития фонематического слуха
3. Оценка объёма краткосрочной слуховой памяти
4.Определения уровня слухового/слухоречевого восприятия ( дополнительно у впервые поступивших учащихся) 5.Определения рабочего (максимального ) расстояния. 6.Исследование возможности слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. 7.Определение уровня речевого развития и разборчивости речи. |
|
гл.10)
Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009,2012, гл.7) опознавание фонем: гласные (таблица 31 стр.709) , согласные (таблица 32 стр.710) числовой тест ( Немов, 1999г. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009 стр.582 ,2012 )
Комплекты фонетически сбалансированных слов, составленных Э.И. Леонгард.
Парные картинки, пары слов для слуховой дифференциации акустически близких согласных звуков. Сюжетные и предметные картинки. Таблица 10.7 стр.584 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012, гл.10.,Archbold et al.,1998) ) |
|
|
|
|
|
2 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера |
1.Двигательная реакция на речевые и неречевые стимулы с КИ на максимальном (индивидуально для каждого ребёнка) расстоянии от источника звучания
Приветствия, прощание, имя. |
01.10– 02.10 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 6-7 Слушай. Покажи. звучащие игрушки,речевые сигналы на карточках : слоги - па, па-па-па,ш ш-ш-ш-, с с-с-с . – звучащие игрушки,речевые сигналы на карточках :слоги - па, па-па-па,ш ш-ш-ш-, с с-с-с Слушай-слушает.Говори-говорит Привет, пока. Как тебя зовут? Как зовут маму, папу? Меня зовут… |
3 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала,связанного с учебной |
1. Различение и узнавание звуков по громкости, длительности, количеству и выполнение инструкций по табличкам, воспроизведение голосом, движением 2. Двигательная реакция на речевые и неречевые стимулы с КИ на максимальном (индивидуально для каждого ребёнка) расстоянии от источника звучания на начало и конец звучания. |
05.10 – 09.10 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 8-10 А Ш С- громко, хорошо , тихо. шёпот. Звучащие игрушки – очень тихо, тихо, хорошо, громко, очень тихо Аппарат,сними аппарат, надень |
|
деятельностью |
Слуховой аппарат (КИ), поручения. |
|
аппарат. |
4 |
Восприятие речевого материала по теме
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение и узнавание звуков речи низко -,средне – и высокочастотного диапазона и выполнение инструкций по табличкам, воспроизведение голосом, движением.
Указания. |
12.10 – 16.10 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 11 А У Ш; А У С ; А И У Ш С; М Н У А И Ш С Ц Там, тут, вот, где. |
5 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера |
Различение и узнавания неречевых звуков, пассивно го и активного словаря для описания этих звуков.
Наличие, отсутствие предмета. |
19.10 – 23.10 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 12 Ложка звенит. Звяканье. Бумага шуршит. Шуршание.
Есть, нет, где. |
|
|
|
|
|
6 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение и узнавания неречевых звуков, пассивного и активного словаря для описания этих звуков .
Согласие, несогласие, благодарение. |
26.10 – 30.11 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 12 Мама кашляет .Кашель Мама говорит Разговор. Речь. Мама стучит. Стук. Да, нет, спасибо |
II четверть |
||||
7 |
Восприятие речевого материала по теме
Восприятие речевого материала, связанного с учебной деятельностью. |
Различение и узнавание неречевых звуков, пассивного и активного словаря для описания этих звуков.
Оценка.Законченность действия. . |
10.11 — 13.11 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 12 Мама кашляет .Кашель Мама говорит Разговор. Речь. Мама стучит. Стук. Ложка звенит. Звяканье.Бумага шуршит. Шуршание Хорошо, молодец, плохо.Всё. |
|
|
|
|
|
8 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( односложные – трёхсложные слова)
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) |
16.11 — 20.11 2 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 13-14 Таблица1 (1-5)
Сядь. Встань, Стой.
. |
9 |
Восприятие речевого материала по теме
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( односложные – трёхсложные слова)
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) |
23.11 — 27.11 3 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 13,15 Таблица1 (6-10) Стой. Иди. Беги.Упал. |
10 |
Восприятие речевого материала по теме |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( односложные – трёхсложные слова) |
30.12 — 04.12 4 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 13,16, Таблица1 (11-16) |
|
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) |
|
Иди. Беги.Упал.Плачет. |
11 |
Восприятие речевого материала по теме
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( односложные – трёхсложные слова)
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) |
07.12 — 11.12 5 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 13,17 Таблица 1 (11-15)
Дай. Не дам . Возьми |
12 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера. |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( одно-, двух-,трёхсложные слова)
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) |
14.12 — 18.12 6 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь2. стр 18,19,20 Таблица 2 (1-8)
Вымой руки.Ешь.Пей. |
|
|
|
|
|
13 |
Восприятие речевого материала по теме
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера.
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( одно-, двух-,трёхсложные слова)
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции)
«Новый год». |
21.12 — 25.12 7 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 18,20 Таблица 1 (9-16)
Ползи. Прыгай. Надень.Сними. Нет. Нельзя. |
III четверть |
1 4 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного |
Различение слоговой структуры слов и узнавания часто используемых слов( одно-, двух-,трёхсложные слова)
Приветствия, прощание, имя. |
11.01 — 15.01 1 неделя |
Привет, пока. Как тебя зовут? Как зовут маму, папу?Меня |
|
характера. |
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) Указания. Наличие, отсутствие предмета. Согласие, несогласие, благодарение. |
|
зовут…..
Там, тут, вот, где. Есть, нет, где. Да , нет, спасибо. |
1 5 |
. Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение длинных ,коротких предложений.
Оценка.Законченность действия Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции)
« Зимние забавы» |
18.01 — 22.01 2 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 25 Таблица 5
Хорошо, молодец, плохо.Всё
Вымой руки.Ешь.Пей Ползи. Прыгай. Надень.Сними. Нет. Нельзя. |
1 |
Восприятие речевого |
Различение длинных ,коротких предложений |
25.01 — 29.01 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 25 |
6 |
материала по теме. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера |
Поручения с опорой на пиктограммы ( одно слово в инструкции) Предложения – указания |
3 неделя |
Таблица 5
Вот…. Тут…..Это…. |
1 7 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности. Восприятие речевого материала по предметам |
Различение длинных и коротких предложений
Поручения ( два слова в инструкции)
Учебные вещи. Счёт |
01.02 —05.02 4 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 26 таблица 6
Дай ручку, убери тетрадь, достань пенал. Словарь: дай, убери., достань ручка,тетрадь,карандаш,бумага, книга, букварь, пенал.
Ручка,тетрадь,карандаш,бумага, книга, мел,пенал, букварь Названия чисел: один…..пять |
|
|
|
|
|
1 8 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности.
Восприятие речевого материала по предметам |
Различение длинных и коротких предложений
Приветствие
Поручения ( два слова в инструкции)
Учебные вещи. Счёт |
08.02 — 12.02 5 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 27 таблица 7 Карточка №6(1).
Достань,открой книгу, закрой тетрадь. Словарь: дай, убери,достань, закрой, открой,ручка,тетрадь,карандаш, бумага, книга, букварь, пенал шкаф.
Ручка,тетрадь,карандаш,бумага, книга, мел,пенал, букварь Названия чисел: один…..десять |
1 9 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого |
Различение длинных и коротких предложений |
15.02 —19.02 6 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 28 таблица 8 |
|
материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности.
Восприятие речевого материала по предметам |
Приветствие
Поручения ( два слова в инструкции)
« Учебные вещи» Примеры 1+5, 7 -2 |
|
Карточка №8(1). Доброе утро, добрый день, добрый вечер. До свидание Ты слышишь? Слышу – не слышу Как ты слышишь? Хорошо, плохо. Возьми бумагу, убери карандаш…. Названия чисел: один…..десять, Плюс, минус,будет, сколько. |
2 1 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности.
Восприятие речевого |
Различение длинных и коротких предложений
Приветствие
Поручения ( два слова в инструкции)
« Учебные вещи» |
20.02 —26.02 6 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 28 таблица 8 Карточка №8(1). Доброе утро, добрый день, добрый вечер. До свидание Ты слышишь? Слышу – не слышу Как ты слышишь? Хорошо, плохо. Возьми бумагу, убери карандаш…. |
|
материала по предмета |
Примеры 1+5, 7 -2 |
|
Названия чисел: один…..десять, Плюс, минус,будет, сколько. |
2 2 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера
Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении
Приветствие. Вопросы Поручения ( два слова в инструкции) Приветствие
Моя семья. Примеры с опорой на наглядность |
29.02 — 04.03 7 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 30 таблица 10 Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. До свидание, пока. Что ты будешь делать? Слушать. Говорит. Я слышу хорошо, плохо Ты слышишь хорошо или плохо? У тебя есть карандаш? –Есть. Попроси карандаш (ручку….) Мама,папа, дедушка, бабушка, дочь, сын. Это моя семья .Это мама,…(папа, брат, сестра ) Семья дома. Там папа ….А это кто? Собака, кот. Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Возьми 1 (2..)карандаш(а. |
2 3 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера |
Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении. Приветствие Вопросы Поручения ( два слова в инструкции) |
09.03 — 11.03 8 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 30 таблица 10 Здравствуй, до свидание Где стул ,…? Покажи, где стул,… Мебель: стул,стол,шкаф,кровать,диван, кресло |
2 4 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении
Приветствие Вопросы Поручения ( два слова в инструкции)
Класс. |
14.03 — 18.03 9 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 30 таблица 10 Здравствуй, до свидание В каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу? Сколько тебе лет? Иди сюда.Иди в класс. Был звонок, иди на перемену. Покажи, где стол, стул, парта, доска. Это класс. В классе стоят парты. В классе дети учатся. |
2 5 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных и согласных звуков при парном сравнении. Приветствие
Вопросы Поручения ( два слова в инструкции)
«Весна». |
21.03-25.03 |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 30 таблица 10 Здравствуй, до свидание . Что это? Кто это? Иди к доске, к столу, к парте, к двери. Вытри доску, пол, стол. Весна, снег, солнце, тепло, тает. греет, светит..Сейчас весна Солнце светит,греет. Тепло.Снег тает. |
IV четверть |
||||
2 6 |
Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных звуков в слогах типа « согласный + гласный» [а] - [и] Вопросы Поручения ( два слова в инструкции) « Части тела» |
5.04 — 08.04 1 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 31таблица 10 Что это? Кто это? Покажи нос(волосы, рот). Подними (опусти) голову, (руку,ногу) Голова, волосы,шея, живот, рука, руки, нога, ноги Лицо,нос,глаза, ухо,уши, рот,зубы, шея. |
|
|
|
|
|
2 7 |
Восприятие речевого материала по теме.
Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера
Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных звуков в слогах типа «согласный + гласный + согласный» [а] - [и]
Приветствие
Вопросы Поручения ( два слова в инструкции)
В умывальне. |
11.04 — 15.04 2 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 31таблица 10
Здравствуй, до свидание . Что это? Кто это? Дай (принеси) полотенце ( зубную щетку, мыло).Повесь полотенце. Вымой (вытри)лицо (шею,руки) Кран, вода,мыло, зубная паста, зубная щётка, полотенце. |
2 8 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного |
Различение гласных звуков в слогах типа « согласный + гласный» [а] - [у] Приветствие |
18.04 — 22.04 3 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр Здравствуй, до свидание, добрый день, доброе утро, добрый вечер. |
|
характера Восприятие речевого материала по предметам. |
Поручения ( два слова в инструкции)
Игрушки. |
|
Возьми (дай, принеси, положи) мяч (куклу,барабан) Кукла, мишка, мяч, юла, кубики. |
2 9 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала разговорно – обиходного характера Восприятие речевого материала по предметам. |
Различение гласных звуков в слогах типа «согласный + гласный + согласный» [а] - [у]
Приветствие Вопросы Поручения ( два слова в инструкции) Одежда, обувь. |
22.04 — 29.04 4 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 32таблица 11 Здравствуй, до свидание, добрый день, доброе утро, добрый вечер.
Покажи (дай, возьми,принеси,надень, сними, повесь) куртку (юбку, платье, шапку, носки, кофту, варежки, тапочки, сапоги) |
3 0 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного |
Различение гласных звуков в слогах типа « согласный + гласный» [а] - [у] -[и]
Вопросы Поручения ( два слова в инструкции) |
4.05 — 6.05 5 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 33 таблица 12 Что это? Что делает девочка ( мальчик)? ( бежит, идёт, сидит. стоит |
|
характера Восприятие речевого материала по предметам. |
«Посуда». «Продукты».
. |
|
Покажи (дай, возьми,положи, отнеси, принеси) нож, вилку. Поставь тарелку (чашку, стакан,ложку, вилку,чайник) Что это? Что это? Что делает девочка ( мальчик)? ( пьёт, ест, читает, сидит, рисует) Ты хочешь есть? Ты хочешь пить?
Покажи (возьми,принеси, налей,положи,дай) воду, (хлеб.сахар,конфету,яблоко. печенье, суп, чай) |
|
||||
3 1 |
Итоговая диагностика |
1. Определение динамики развития слухоречевого восприятия с КИ –
2. Определение динамики развития фонематического слуха |
10.05 — 21.05 6, 7 недели |
Батарея тестов EARS и дополнительные тесты 2.3.4 Королёва И.В. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро, 2009,2012, гл.7) опознавание фонем: гласные (таблица 31 стр.709) , согласные (таблица 32 стр.710) таблица 10.6 стр.583 |
3. Определения динамики развития уровня слухового и слухо-зрительного восприятия
4. Определение динамики оценки объёма краткосрочной слуховой памяти
5. Фиксация рабочего расстояния (увеличение, уменьшение, без изменений) по результатам работы на конец года. 6. Восприятие незнакомого текста. 7. Восприятие отработанных на занятиях предложений (контрольная работа) для учащихся 1 класса с глубоким недоразвитием речи:
· 10 предложений – речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов, · 10 предложений – речевой материал разговорно-обиходного характера. |
|
.
комплекты слов 2,6.7 (Э.И. Леонгард).
Карточка с речевым материалом. |
3 2 |
Восприятие речевого материала по теме |
Различение часто используемых вопросов и обращений с просьбой. «Посуда». «Продукты».
« Скоро лето» |
23-31. 05 8 неделя |
И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить» тетрадь1. стр 3лист 3 Что ты хочешь делать? Что ты будешь делать? Я хочу пить (кататься,играть, кушать ,есть,спать,одеваться,мыться,гул ять.) Скоро лето. Летом тепло. Хорошо летом. |
Пояснительная записка к разделу «Формирование произносительной стороны устной речи »
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной, устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного, логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Обучение произношению в первую очередь ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо- зрительной и слуховой основе.
· Речевое дыхание.
· Голос.
· Звуки речи и их сочетания.
· Слово.
· Фраза.
· Ритмико-интонационная структура речи.
· Подражание: сопряжённо-отражённое проговаривание слов, словосочетаний; подражание правильной артикуляции учителя,
· Чтение: чтение букв, слогов, слов, предложений, текстов, чистоговорок, стихотворений.
· Рядовая речь: ряды слогов, слов; рядовый (прямой и обратный) счёт.
· Промежуточная речь: ответы на вопросы, составление предложений с помощью опорных слов, словосочетаний.
· Самостоятельная речь: самостоятельные высказывания, рассказ о чём-либо, задавание вопросов, просьбы.
Направления коррекционной работы |
Виды работ |
Формирование, развитие умений, направленных на осознанность, активность, самостоятельность учащихся в преодолении дефекта произношения:
· Знание ребёнком ошибок в произношении.
· Уточнение названий органов артикуляционного аппарата, принимающих участие в произношении звуков.
· Формирование умения управлять движениями органов артикуляции ощущать и контролировать положение губ, языка.
· Формирование умений воспроизводить и различать основные способы образования звуков. |
Анализ ребёнком профиля произношения.
Виды работ с опорой на зрение: а) Словесные инструкции: - Покажи губы у себя, у учителя, на схеме. б) Схематические зарисовки органов: - Нарисуй язык, зубы и т.д.
Виды работ с опорой на кинестетические ощущения: Словесные инструкции: - Назови, к чему я прикоснулась; - Покажи кончиком языка нижние зубы и др.
Словесные инструкции на этапе артикуляционной гимнастики (перед зеркалом, потом без зеркала): - Положи широкий кончик языка на верхнюю губу, оближи сверху вниз… - Произнеси звук, назови (покажи) органы, которые работали. - Произнеси звук (И), растягивая губы в улыбку. - Произнеси звук (У), вытягивая губы в трубочку. - Разложи (нарисуй) картинки в 2 ряда: в первый – картинки, при назывании которых губы в улыбке, во второй картинки, при назывании которых губы трубочкой. - Определи (по беззвучной артикуляции) звуки (И), (У), скажи или покажи букву. - Произнеси звук (С), удерживая язык у нижних зубов (внизу). - Произнеси звук (Ш), удерживая язык у верхних зубов (вверху). - Произнеси звуки (С), (Ш), меняя положение языка перед зеркалом, без зеркала. |
Формирование и развитие речевого дыхания.
Увеличение длительности фонации.
Формирование произвольного контроля громкости и высоты голоса. |
г) Закрепление на правильно произносимых звуках с опорой на зрение, тактильные ощущения, кинестезию.
Упражнения на выработку короткого вдоха и плавного длительного выдоха: «Ветерок сдувает снежинки с ёлочки», «Кто под листочком» и др. Выработка диафрагмального дыхания: «Надуй и сдуй шарик», Протяжные звуки (С ), (Ш ), (Ф ), (Х ), Сильные звуки (С), (Ф), (Ш), (Х). Дыхание с движением (стоя, сидя). Упражнения на выработку сильного короткого выдоха: «Лягушка», сдувание кусочка бумажки с носа и др.
Упражнения по развитию силы и контроля голоса: 1.Протяжное произнесение звуков на одном выдохе 18-20 сек.: А , А И , А И У 2. Усиление (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко) и ослабление голоса при повторяющемся (4 раза) произнесении гласных: ааАА, ооОО, ииИИ, УУуу, ЭЭээ. 3. Произнесение с наращиванием слогов, сопровождая отхлопыванием: па-па; па-па-па и т.д. 4. Произнесение по очереди коротких и долгих гласных (тихо, громко, шёпотом, нормально), сопровождая движением пальца по ладони, руке, столу: а у ; а у а у , а – у , у – а 5. Произнесение на одном выдохе несколько раз одно слово, несколько слов, фраз. · Тренировка различения правильного и неправильного звучания голоса учителя, ученика. · Тренировка на выработку точной самооценки с опорой на слух . - Слушай себя. Ты сказал правильно или неправильно? |
Развитие ручного праксиса.
Развитие тактильных (осязательных) ощущений.
Развитие артикуляционной моторики. |
Выработка мускульной памяти: - вращение между пальцами гладкого, ребристого карандаша, бобины с нитками; - шнуровки; - игра на «пианино»; - игры с пальчиками: «Гребешок», «Кошка выпускает когти», «Лесенка», «Гонки», «Землемерка» и др. - пальчиковые игры с предметами: «Пропеллер», «Живой карандаш», «Сбрось колечко», «Слетающая верёвочка», «Учимся стрелять фантиками» и др. - построение фигур из спичек и др.: «Большая стройка» и др.
Упражнения: - определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притронулся педагог; - с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет правой, левой рукой; - закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди других предметов; - с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры, буквы, «написанные» на руке, на спине педагогом;
Упражнения по развитию подвижности артикуляционного аппарата и формированию артикуляционного уклада звуков: - определение положения губ, - определение положения кончика языка, - статические упражнения по развитию артикуляторной моторики (надуть/сдуть щёки, «Грибок») - динамические упражнения по развитию артикуляционной моторики («Часики», «Качели», «Вкусное варенье» и др.), - упражнения для мимических групп: « Ночь-день», «Сердитый», «Удивлённый», «Улыбка», «Яркое солнышко», «Мыло попало в глаза» и др.
Артикуляционная гимнастика должна быть дифференциальная. |
Развитие фонематического слуха.
Развитие слуховой дифференциации звуков, в том числе дефектно -- произносимых звуков.
Развитие произносительных умений |
Выполнение перед зеркалом, используя кисти рук. Выполнение без зеркала, не используя кисти рук. «Домик», «Заборчик», «Трубочка», «Улыбочка» и др. – для губ. «Грибочек», «Иголочка», «Часики», «Лопаточка», «Чашечка» и др. – для языка. «Станем толстенькими», «Станем худенькими», «Яблочко», «Рыбка» и др. – для щёк. «Зёва хочет спать», «Покашляй» и др. – для мягкого нёба.
1. Знакомство с акустическим образом звуков. 2. Узнавание звуков речи в словах. 3. Выделение звука на фоне слова, рядов слов, содержащих и не содержащих этот звук. 4.Вычленение звука: назвать первый, последний звук слова. 5. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. 6. Выбор слов с заданным звуком.
1. Различение правильной и неправильной артикуляции звуков. 2. Ассоциация смешиваемых звуков с неречевыми звуками из окружающей природы. 3. Зрительная, тактильно-вибрационная, кинестетическая дифференциация звуков. 4. Слуховая дифференциация смешиваемых звуков (с использованием экрана): - изолированно - в слогах - в словах-паронимах:
1. Чтение слогов, слов, предложений. 2. Сопряжённо-отражённое проговаривание слогов, слов с использованием фонетической ритмики. |
Развитие самоконтроля произношения |
1. Обучение приёмам самоконтроля: тактильно-вибрационный контроль (наличие, отсутствие голоса; наличие, отсутствие вибрации крыльев носа при произнесении; контроль струи выдыхаемого воздуха при произнесении – направление и температура струи); зрительный контроль (запоминание правильной видимой артикуляции); кинестетический контроль (запоминание правильного положения органов артикуляции); а также в зависимости от слуховых возможностей учащихся: слухо-кинестетический контроль; слуховой контроль (формирование акустического образа каждого звука, различение правильного и неправильного звучания голоса при произношении звуков).
2. Упражнения на выработку самоконтроля произношения. · Тренировка различения правильного и неправильного звучания голоса при правильном и неправильном произношении звука учителем, учеником. · Сравнение правильного и неправильного произношения звука учителем, учеником (показ артикуляции, показ кистями рук, схематическая зарисовка). · Тренировка в умении различать правильное – неправильное произношение звука в слогах, словах, предложениях с опорой на полимодальный самоконтроль и контроль со стороны учителя. Оценка учителя после каждой речевой единицы словесно, по табличкам: ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО.
Для поддержания навыка самоконтроля: а) В начале занятия ученик вспоминает звуки, за которыми он должен следить; |
Формирование владения невербальными средствами установления коммуникативного контакта
Развитие речевых коммуникативных навыков.
Развитие интонационной выразительности. |
1. Формирование коммуникативных взглядов: «глаза в глаза», совместный взгляд, « Интересная игрушка», указательный взгляд «Хочу вот это» 2.Игры на подражание действиям, голосу взрослого: «Зеркало», «Покажи, как ...», « Что хочу, покажу», сенсомоторные игры, фонетическая ритмика, «Эхо», оречевление «звучащих» картинок (Кто кричит, что звучит) 3.Рассматривание серии картинок для развития понимания ситуации, установление связей «Что сначала, что потом»
Рассматривание «говорящих» картинок (кто слушает, говорит, поёт, молчит ),
1. Звукожесты. 2. Игры с гласными ( вокальная мимика).. 3.Оречевление пиктограмм. 4. Развитие диалогической речи. Знакомство с правилами диалога. Диалог и коммуникация: · вопросы и ответы в играх, · поручения и отчёт. · упражнения на стимулирование диалогической речи. · инициация беседы
1.Сила голоса: чтение с понижением, с повышением голоса. 1. Темп речи: чтение в быстром, медленном, нормальном темпе. 2. Пауза: расстановка пауз на слух вместе с учителем, чтение с соблюдением дыхательных пауз. 3. Логическое ударение: чтение предложений с выделенными главными |
Развитие эмоций
Развитие слухоречевой памяти
Развитие психических процессов |
словами для выделения их голосом. 4. Интонация: чтение с повышением, с понижением голоса, чтение с разной интонацией. 5. Тон речи: чтение весело, грустно, удивлённо, испуганно, спокойно.
1. Сенсомоторные игры на подражание: «Обезьянка», «Вкусно – невкусно», «Хорошо – плохо», «Грустно – весело» и др. 2. Развитие эмоционального слуха, вокальной мимики: игры со звуками (звук А – девочка плачет, качает куклу, укололась иголкой…)
нарисуй своё настроение; воспроизведение учениками эмоций по подражанию и самостоятельно; и др.
1. Упражнения на развитие точности: «Послушай, повтори слова /цифры в том же порядке». «Послушай предложение, повтори, не изменяя порядка слов».
2. Упражнения на развитие объёма: «Запомни нужные слова».
1. Упражнение на развитие сравнения: например, «Сравни растения»; 2. Упражнение на развитие анализа, синтеза: например, «Кто это?», « Что это?»; 3. Упражнение на развитие обобщения: например, « Послушай, назови одним словом понедельник, вторник …»; 4. Упражнение на развитие классификации: например, «Четвёртый лишний». |
3. Содержание учебного предмета «Формирование произносительной стороны речи» в 1б классе.
Содержание учебного предмета |
Сроки |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету. |
Речевое дыхание.
Голос.
Звуки и их сочетания. |
1.10 – 08.05 |
Произношение слитно на одном выдохе рядов слогов (папа-папа, папапапапа); слов, словосочетаний и фраз в 4—6 слогов (первое полугодие), в 7—8 слогов (второе полугодие), например: Дайте тетрадь. Можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).
Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).
Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягких согласных т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день). Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, з, ж, г, ц, ч, щ. Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и—ы, с—ш, с—з, ш—ж, б—п, д—т, ц—с, ч—ш, ц—ч, щ—ш. Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно: пять, няня, сядь, несет, пюре и т. д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков. |
Слово.
Фраза. |
|
Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (первая — четвёртая четверти), а также слов со стечением согласных (третья — четвёртая четверти), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку): безударный о произносится, как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса, ванна); слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, че го и окончания - ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).
Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно). Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно). Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно). |
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Сроки (четве рть) |
Работа над звуками и их сочетаниями |
Работа над орфоэпией (1. словесное ударение 2. правила произношения) (см. программу) |
Ритмико-интонационная выразительность (слитность, речевое дыхание, темп, пауза, голос, логическое ударение, интонация, нотирование текста) |
||
Постановка звука |
Автома тизация звука |
Диффе ренциац ия звука |
|||||
1 |
Резвова Ева |
1чет верть 01.09.- 31.10 |
Я узнаю мир. Твои помощники. (приёмы самоконтроля). Строение артикуляционного аппарата. Звуки и буквы |
П А М Т О У |
П –М П - Т |
|
Речевое дыхание . Сила, длительность звучания темп. |
2 |
Резвова Ева |
2чет верть 10.11.- 27.12 |
В У Л С И |
В У Л С И |
|
Словесное ударение. |
Слитность. Высота голоса Ритм слов Темп Слого-ритмическая структура слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Резвова Ева |
3чет верть 12.01.- 25.03 |
Н Э Ш |
Л В С И Н Э Ш |
У – В В - Л |
Оглушение звонких согласных в предлогах без, через, под, над, в. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. |
|
4 |
Резвова Ев |
4чет верть 5.04.- 22.05 |
|
Ф Х АЙ ОЙ ЭЙ ИЙ Я (ЙА) Е (ЙЭ Ё (ЙО Ю (ЙУ) |
|
по подражанию и надстрочному знаку: сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания тся, ться произносятся как цца; Свистящие с,з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил). |
|
*В зависимости от способностей учащихся сроки постановки, автоматизации и дифференциации звуков могут варьироваться.
№ п/п |
Контрольные обследования |
Сроки |
Контрольно-измерительный материал |
1. |
1. Предварительный контроль: 2. Обследование состояния произношения. 3. Выявление особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата (дополнительно у впервые поступивших учащихся). 4. Определение уровня речевого развития. 5.Определение состояния навыков коммуникативного общения. 6.Общая характеристика речи (характеристика голоса, характеристика произнесения слов, внятность речи, характеристика связной речи) |
1.09 – 30.09 |
Альбом для проверки произношения.
Парные картинки, пары слов для слуховой дифференциации акустически близких согласных звуков.
Сюжетные и предметные картинки. Чтение текста. Ответы на вопросы. Диалог, с опорой на опыт учащихся. Шкала экспертной оценки «Уровни разборчивости устной речи ребёнка с нарушенным слухом» ( таблица 10.7 стр.584 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012.Archbold et al.,1998) ) . |
2. |
Промежуточный контроль: Обследование состояния произношения (с1-го по 3-й класс) в конце I, II, III четверти. |
Конец октября, декабря, марта |
Речевой материал, включающий звуки, над которыми проводилась работа в течение четверти. |
3. |
Текущий контроль (на каждом занятии) |
Весь учебный год. |
|
4. |
Итоговый контроль: 1. Исследование состояния произношения. - Определение уровня речевого развития. - Определение состояния навыков коммуникативного общения. - Проверка внятности речи. - Проверка техники чтения. - Общая характеристика речи (характеристика голоса, характеристика произнесения слов, внятность речи характеристика связной речи) 2. Оценка результативности коррекционной работы. 3. Оценка динамики работы с учащимися. 4. Количественный и качественный анализ ошибок. 5. Подведение итогов работы. |
10.05 – 21.05 |
Альбом для проверки произношения. Картинный словарь русского языка. Комплекты фонетически сбалансированных слов для определения внятности речи Э.И. Леонгард (1 – 5 классы) Шкала экспертной оценки «Уровни разборчивости устной речи ребёнка с нарушенным слухом» ( таблица 10.7 стр.584 Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых СПб.:Каро,2009,2012.Archbold et al.,1998) ) |
IV. Учебно-методический комплект обеспечения программы:
Методическое обеспечение:
1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих восприятию речи на слух. Москва «Просвещение», 1990.
2. Баранников И.В. Картинный словарь русского языка. СПб «Просвещение», 1993
3. Дидактический материал по РРС для 1, 2, 3, 4 класса школ глухих.
4. Дидактический материал по РСВ для 1 класса школ слабослышащих.
5. Ивана Херлевич. Проговори .Адаптация на русский язык Руленкова Л.И.
6. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 – 154 с.
7. Королёва И.В. Учусь слушать и говорить: методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб: Издательство КАРО 2014.
8. Королёва И.В. Учусь слушать и говорить играя.– СПб.: КАРО, 2014.
9. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. СПб: САТИС 1995.
10. Краузе Е.Н. Логопедия. СПб.: Корона-принт,2006.
11. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год.
12. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Ленинград ЛГПИ имени А.И. Герцена.
13. П.В. Пелымская, Н.Д. Шматко Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО,2006.
15. Рау Ф.Ф методика обучения произношения глухих устной речи. М.:Просвещение. 1993
Дидактические материалы:
1. Кубики «Собери узор»
2. Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Для занятий с детьми 5 – 7 лет. – Программа «Счастливый ребёнок». – М.: Школьная Книга, 2012.
3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008
4. Дидактический материал по развитию слухового восприятия для слабослышащих детей подготовительного –первого класса 2 отделения Н.И.Матвеева,Л.З. Нестерова. Н.Н. Чертова, И.Г.Багрова.М.:Просвещение. 1993.
Учебники:
1.А.Г.Зикеев Русский язык в 3-х частях ООО «Гуманитарный издательский центр Владос,2009 2.М.И.Моро С.И.Волкова с.В.Степанова Математика в 2-х частях. М: Просвещение 2012
3. ф.Ф.Рау,Н.Ф. Слезина Учебное пособие «Произношение» для подготовительного класса школ глухих. М.: Просвещение. 1980.
4. Ф.Ф. Рау,З.Г. Кац, Н.А. Морева ,Н.Ф. Слезина. Букварь для школ 1 вида М.: Просвещение. 1997.
Информационно-компьютерное обеспечение:
Компьютерные программы: Power Point, приложение «Звучащий мир», «Звучащий мир OTTO»
Инструментарий:
Экран, настенное зеркало, индивидуальное зеркало.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.