Программа формирования семейных ценностей современной молодежи
Оценка 4.9

Программа формирования семейных ценностей современной молодежи

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
воспитание +1
10 кл—11 кл
22.03.2022
Программа  формирования семейных ценностей современной молодежи
Программа «Формирование у современной молодежи семейных ценностей» направлена на коррекцию у современной молодежи представлений о семейных ценностях и о семье в целом. Формирование семейных ценностей в процессе реализации программы осуществлялось путем: усвоение и углубление ими знаний о ценности членов нынешней и собственной будущей семьи; осознание значимости для них чувства взаимопомощи, взаимоуважения и согласия как семейных ценностей; овладение положительны мэмоциональным отношением к этим чувствам; приобретения умений взаимодействия, взаимопомощи с родными, сверстниками, младшими, взрослыми, самооценки и адекватной оценки действий других членов семьи; выработка у них таких нравственных качеств, как ответственность и забота. Программа состоит из 12 тем и предусматривает использование интерактивных форм и методов проведения.
документ.docx

Программа  формирования семейных ценностей современной молодежи

 

Пояснительная записка

 

Проблема формирования семейных ценностей у молодого поколения является чрезвычайно актуальной на фоне современной общественной жизни. Современная семья сейчас находится в кризисном состоянии, для которого характерен рост психологического напряжения, увеличение количества стрессовых ситуаций, отказ от устоявшихся ценностей и появление новых,  порой необоснованных и быстротекущих.

Все это негативно сказывается на содержании внутрисемейной жизнедеятельности, которой нередко свойственны властно-подвластные отношения, обусловливающие высокий уровень разводов; наблюдается распространение консенсуальных браков, трансформация мировоззренческих установок относительно семейной жизни, что часто сказывается в либерализации межполовых отношений, пренебрежении важностью построения семейных отношений на основе культурных норм и ценностей.

Реалии жизни показывают, что еще задолго до официального бракосочетания у личности формируются определенные представления о браке, взгляды на способы внутрисемейных отношений, распределение семейных ролей и тому подобное. Однако ложное понимание их содержания приводит в будущем к психологической несовместимости супругов, вызывает внутрисемейные конфликты, разрушения браков и возникновению неполных семей.

Сегодня наблюдаем также такое абсолютно нетрадиционное явление для России, как тенденция к необязательности бракосочетания, проживание «на веру», в так называемом гражданском браке. Современная молодежь, с одной стороны, определяется ранним началом половых отношений и их неустроенностью, изменением стереотипов относительно ролей мужчины и женщины в обществе, а с другой – психологической неготовностью к созданию семьи: отсутствием знаний о важных качествах, которые способствуют гармоничной семейной жизни, элементарные особенности развития ребенка, неготовностью к ответственной роли родителей. В связи с этим возникает насущная необходимость повышать компетентность в области семейных ценностей у молодого поколения, формировать ответственное отношение к родительству, как условию полноценного развития следующих поколений.

Семья - высшая ценность на Земле, которая делает жизнь каждого человека счастливой, полноценной, плодотворной. Но родители должны осознать, что они выполняют важную социальную роль, ведь каждая полноценная семья является фундаментом здорового общества. Мирослав Стельмахович рассматривал семью как первую социальную и эмоциональную микросреду, в которой развивается и воспитывается человек с момента рождения. Воспитательный феномен, как и саму семью, ничем заменить нельзя. Василий Сухомлинский писал: «В семье, образно говоря, закладывается корни, из которого вырастает побег, и ветви, и цветы, и плоды. Семья - это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства».

На наш взгляд, семейные ценности - это признанная обществом совокупность мировоззренческих представлений и нравственных установок о семье, основанных на традиционном понимании института семьи, супружеских и родительско-детских взаимоотношений в семье, что влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности семьи и взаимодействия ее членов и обеспечивает культурное и демографическое воспроизводство общества. Семейные ценности, как составляющая фундамента всей культуры человечества, в идеале должны быть сформированы в соответствии с общечеловеческими ценностями и ценностями общества, в котором живет семья. В нашем понимании, это такие ценности, как любовь, забота, взаимопонимание, терпение, верность, уважение, сострадание, взаимоподдержка, искренность, доверие и др. Названные ценности не только важны для эффективной жизнедеятельности семьи, но и составляют ее основу. Итак, овладение молодым поколением семейными ценностями можно рассматривать предпосылкой его подготовки к созданию семьи и успешной семейной жизнедеятельности.

Программа «Формирование у современной молодежи семейных ценностей» направлена на коррекцию у современной молодежи представлений о семейных ценностях и о семье в целом.

Формирование семейных ценностей в процессе реализации программы осуществлялось путем: усвоение и углубление ими знаний о ценности членов нынешней и собственной будущей семьи; осознание значимости для них чувства взаимопомощи, взаимоуважения и согласия как семейных ценностей; овладение положительны мэмоциональным отношением к этим чувствам; приобретения умений взаимодействия, взаимопомощи с родными, сверстниками, младшими, взрослыми, самооценки и адекватной оценки действий других членов семьи; выработка у них таких нравственных качеств, как ответственность и забота.

Программа состоит из 12 тем и предусматривает использование интерактивных форм и методов проведения.

 

Содержание программы

 

Тема 1. Тренинговое занятие «Эмоции и чувства человека».

Цель: помочь участникам осознать содержание понятий «эмоция», «чувство», развивать умение анализировать, чувствовать собственные эмоции и чувства, воспринимать и понимать эмоциональное состояние других.

Ориентировочное содержание: упражнение «Правила сотрудничества»; Мини-лекция «Эмоции ичувства человека»; упражнения «Учимся понимать и выражать свои эмоции»,«Хотим понять эмоции и чувства других».

 

Тема 2. Час общения «Стремление к взаимопомощи. Познаем себя и окружающих».

Цель: воспитывать у участников желание овладеть знаниями оважности моральных качеств личности во взаимопомощи, содействоватьформированию у них представлений о помощи, активизировать их творческое мышление.

Ориентировочное содержание: беседа «Помощь и взаимопомощь - в

семьи»; групповые упражнения «Какие черты имеет человек, способный к помощи,взаимопомощи», «От какого человека не получишь помощи»; беседа «Со мной такое случалось».

 

Тема 3. Занятия с элементами полемики «Всегда ли помощь -благо? »

Цель: углубить знания участников по составляющим понятия «чувство взаимопомощи», развить у них эмпатию - способность понимать ивоспринимать эмоциональное состояние других, учить их видеть причинно-следственныесвязи между эмоциями, мыслями, действиями и последствиями поступков.

Ориентировочное содержание: информационное сообщение о содержании понятий «помощь», «взаимопомощь», «эмпатия»; упражнение «Вопросы и ответы»;полемика: «Стоит ли соглашаться на неискреннюю помощь вообще?».

 

Тема 4. Час общения «Умеем ли мы взаимодействовать, помогать друг другу?»

Цель: способствовать получению положительных эмоций от самостоятельнойорганизации помощи и взаимопомощи, развивать способность ксотрудничеству и кооперации, воспитывать ответственное отношение кналаживанию взаимоотношений в группе.

Ориентировочное содержание: упражнения «Пазлы», «Мы в состоянии»; проектирование и решение творческих задач.

 

Тема 5. Тренинговое занятие «Законодательство РФ о семье и брачно-семейных отношениях».

Цель: обобщить и углубить знания участников своих прав и обязанностейкак членов семьи, формировать ответственность, уважение к правам и свободам другихчленов семьи на основе Семейного кодекса РФ, воспитывать умениеанализировать и систематизировать полученные знания, планировать дальнейшуюдеятельность участников тренинга.

Ориентировочное содержание: упражнения «Я готов», «Хочу узнать»; беседа«Источники информации о правах и обязанностях членов семьи»; групповаяработа по ознакомлению и обсуждения содержания статей Семейного Кодекса РФ; упражнения «Мои эмоции и чувства», «Мы - молодцы!».

 

Тема 6. Час общения с элементами полемики «Современная семья: формы, типы и функции».

Цель: расширить и углубить знания участников о формах, типах, функциях семьи, роль взаимопомощи в реализации функций семьи; активизировать внимание и повысить интерес участников к теме часаобщения.

Ориентировочное содержание мини-лекция «Формы и типы семей»; упражнение сэлементами полемики «Важнейшие функции современной семьи»; упражнение «Взаимопомощь в реализации функций семьи».

 

Тема 7. Занятия «Семейные ценности».

Цель: обогатить и углубить понимание участниками понятия «ценность», «семейные ценности», «взаимопомощь как семейная ценность»; учить ихопределять собственные семейные ценности, толерантно относиться к ценностям других,выражать и отстаивать свое мнение.

Ориентировочное содержание: мини-лекция «Что такое ценность»; упражнение «Мои ценности»; беседа «Семейные ценности»; упражнение «Закончи предложение».

 

Тема 8. Тренинговое занятие «Чувство взаимопомощи как семейная ценность».

Цель: уточнить и закрепить знания участников о содержании понятия «Чувство взаимопомощи как семейная ценность»; способствовать возникновению у нихположительных эмоций от действий и результатов взаимопомощи, превращению эмоций в чувство взаимопомощи как семейной ценности; осуществлять коррекцию недостатков участников в семейных отношениях через привлечение их к взаимодействию ивзаимопомощи в коллективе.

Ориентировочное содержание: упражнения «Я и мое имя», «Мои ожидания»; игры скооперированием; Мини-лекция «Чувство взаимопомощи как семейная ценность»; упражнение «Лабиринты взаимопомощи».

 

Тема 9. Час общения с элементами полемики «Нужно ли всегдаждать просьбы о взаимопомощи».

Цель: расширить и углубить знания участников о содержании и взаимосвязи понятий «свобода личности», «права и обязанности членов семьи», «автономия личности»; развивать познавательный интерес участников квзаимопомощи как семейной ценности; воспитывать заботливость.

Ориентировочное содержание: упражнения «Взаимосвязь прав и обязанностей членов семьи во взаимопомощи», «Я сам»; полемика «Помощь мешает личности искать выход из сложной ситуации самостоятельно, становиться активным, то есть мешает ей расти».

 

Тема 10. Час общения «Чувство взаимопомощи как основакрепкой семьи».

Цель: обобщить знания участников о взаимопомощи как семейной ценности; воспитывать ответственность и заботливость как членов семьи; способствоватьполучению ими положительных эмоций переживания по взаимопомощи вбудущей семье; практически отработать умение группового взаимодействия.

Ориентировочное содержание: беседа «Взаимопомощь как семейная ценность»;«Проектирование решения проблемных ситуаций», «Герб и девиз моейбудущей семьи».

 

Тема 11. Занятие для девушек «Ценности семейной жизни и ответственного материнства».

Ориентировочное содержание:

-                   диспуты: «Традиции российской семьи»; «Женщина и семья в русском фольклоре»; «Роль женщины в семье»; «Споры о гендерных предубеждениях»;

-                   беседы: «Желанная беременность»; «Здоровье женщины и семья»;

-                   информ-дайджесты: «Репродуктивное здоровье женщины»;

 

Тема 12. Просветительский тренинг«Взаимоотношения в браке. Искусство общения».

Цель: способствовать пониманию составляющих взаимоотношений супругов,развить коммуникативные способности.

Вступительное слово ведущего: Качество ролевых и межличностных отношенийчленов семьи, их взаимодействия отражается на эмоциональном уровне и относительности устойчивого психического состояния (настроения) семьи, то есть на ее психологическом климате.

Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на жизнедеятельность ижизнеспособность ее членов, их самооценку, саморегуляцию, самоощущение себякак личности.

Различают семьи с благоприятным и неблагоприятным психологическимклиматом. Попробуем разобраться, как это связано с взаимоотношениями всемьи.

1.Упражнение «Ожидание».

Участницы по очереди высказывают свои ожидания от тренинга, вопросы на которые они хотели бы узнать ответы, что выяснить, научиться.

2.Упражнение «Ассоциации»

Цель: актуализировать отношения, чувства участников к проблемевзаимоотношений в браке, настроить на проблематику тренинга.

Техника проведения: игра «Ассоциации».

Оснащение: лист бумаги для записей и ручки (по количеству участников).

Ход упражнения: ведущий предлагает участникам записать ассоциации, которые у нихвызывает понятие «взаимоотношения в браке».

Участницы называют свои ассоциации.

Обсуждение: Было сложно выполнять задачи? Какие ассоциацииповторяются чаще всего? Почему?

1.     Упражнение «Психологический климат семьи»

Цель: раскрыть характеристики и влияние благоприятного инеблагоприятного психологического климата семьи на ее членов.

Техника проведения: работа в малых группах.

Оснащение: листы бумаги А2, карандаши, фломастеры.

Ход упражнения: участники делятся на две группы, одна из них определяет и записываетхарактеристики благоприятного психологического климата семьи, вторая -неблагоприятного. Также участники определяют влияние психологического климатасемьи на ее членов. Работы оформляются в виде плакатов и затем их представляют.

Обсуждение: Как влияет психологический климат семьи на ее членов? Какиечувства вызывают члены благополучной / неблагополучной семьи?

Важно сделать вывод, что семьи с благоприятным психологическимклиматом определяются сплоченностью, доброжелательностью, заботой друг одруге, ответственностью, чувством защищенности и эмоциональной удовлетворенности.

Важный показатель благоприятного семейного психологического климата - стремление к совместному решению семейных проблем, совместного проведениядосуга при одновременной открытости семьи, ее широких социальных контактов.

Семьям с неблагоприятным психологическим климатом присущипрежде всего, напряженность, конфликтность межличностных отношений, когдачлены семьи негативно относятся друг к другу, им присуще чувствонезащищенности, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье.

2.     Упражнение «Причины конфликта в семейных отношениях»

Цель: способствовать осознанию причин конфликта в семейных отношениях.

Техника проведения: групповая работа.

Оснащение: карточки с надписями причин конфликта у супругов:

-                   Неудовлетворенная потребность в самоутверждении.

-                   Стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке, прежде всего личные потребности (эгоизм).

-                   Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями изнакомыми, коллегами по работе.

-                   Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов.

-                   Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнегохозяйства.

-                   Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки.

-                   Нежелание одного из супругов воспитывать детей или расхождениевзглядов на методы воспитания.

-                   Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены,отца, матери, главы семьи.

-                   Непонимание и нежелание вести диалог.

-                   Различные типы темперамента супругов и неумение учитывать типтемперамента.

-                   Ревность одного из супругов.

-                   Супружеская неверность одного из супругов.

-                   Половая холодность одного из супругов.

-                   Вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия.

Ход упражнения: участники по очереди берут любую карточку с надписью причиныконфликта в семье, зачитывают и объясняют, как понимают эту причину, приводятпример.

Обсуждение: было сложно вспомнить или представить ситуацию конфликтапо причинам, которые вы зачитывали? Каковы причины конфликтов, по вашему мнению,наиболее распространены в семьях? Причины конфликта можно легко избежать?

3.     Упражнение «Мостик»

Цель: развитие взаимопонимания с помощью жестов и мимики.

Техника проведения: игра «пантомима».

Оснащение: выложенный из бумаги, лент, или нарисованный меломна полу мостик.

Ход упражнения: две участницы становятся на разных концах мостика и с помощьюжестов и мимики договариваются, как перейти через узкий мостик.

Обсуждение: Было сложно общаться без слов, понимать другдруга? Какую роль играют в общении супругов выражение лица, жесты?

4.     Упражнение «Интонация».

Цель: предоставить участникам возможность почувствовать значение интонации вобщении.

Техника проведения: работа в парах.

Ход упражнения: участники по очереди говорят фразу «Я рада тебя видеть» сразной интонацией, соответствующей чувству: радость, злость, обида, зависть,любовь.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять задание? Всегда ли в общениислова совпадают с чувствами? Как влияет интонация на чувства партнера? Как это может влиять на взаимоотношения супругов?

5.     Информационное сообщение «Я-сообщения» в общении»

6.     Упражнение «Послание супругам»

Цель: способствовать осознанию качеств, необходимых для гармоничныхотношений в браке.

Техника проведения: работа в малых группах, создание творческой работы. Оснащение: бумага формата А2, фломастеры, маркеры, карандаши пастель,краска, ножницы, цветная бумага, иллюстрированные журналы, клей.

Ход работы: участники делятся на малые группы и получают заданиеизготовить послание молодым супругам с советами и пожеланиям. Это можетбыть любой вид творческой работы.

Каждая группа представляет свою работу.

3) пожелания по изменению ситуации ( «Я просил бы тебя ...», «Я буду

благодарен тебе, если ... »).

7.     Ролевая игра «Способы общения»

Цель: развить навыки использования «я-сообщений» в общениимежду представителями противоположных полов.

Ход игры: участники придумывают проблемную ситуацию, которая возникла междупарнем и девушкой, мужчиной и женщиной.

Ориентировочные варианты ситуаций: муж поздно вернулся домой; девушкаили парень опоздали на свидание; муж и жена решают, ктоотведет ребенка в садик; девушка узнала, что парень, с которым онавстречается, употребляет алкоголь.

Двое участников, избранных по желанию, разыгрывают эту ситуацию в двухвариантах:

1. Один из участников выдвигает претензию, обвиняет другого.

2. Использует «я-сообщения».

Так проигрываются несколько проблемных ситуаций.

Обсуждение: Какие впечатления от игры? Как решались ситуации в различныхвариантах? Какие преимущества использования «я-сообщений» вы почувствовали в процессеигры? В каких еще жизненных ситуациях стоит применять «я-сообщения?»

8.     Упражнение «Послание супругам»

Цель: способствовать осознанию качеств, необходимых для гармоничныхотношений в браке.

Техника проведения: работа в малых группах, создание творческой работы.Оснащение: бумага формата А2, фломастеры, маркеры, карандаши пастель,краска, ножницы, цветная бумага, иллюстрированные журналы, клей.

Ход работы: участники делятся на малые группы и получают заданиеизготовить послание молодым супругам с советами и пожеланиям, это может

быть любой вид творческой работы.

Каждая группа представляет свою работу.

Обсуждение: Какие чувства вызывают изготовленные послание? Были быэти советы полезными лично для вас? Почему?

Тренинг заканчивается рефлексией, обратной связью

 

Тема 13. Занятие для мужчин «Моя будущая семья»

Ориентировочное содержание:

Понятиесемьи и брака. Моя будущая семья; Альтернативные формы семейных отношений.Правовые проблемы; Готовность к браку и факторы, ее определяющие.Социально-психологические основы брака; Семейные функции и подготовка юношейк их выполнению. Семейное хозяйствование и экономика; Понятие мужества иженственности, их значение в современном обществе; Семейные роли юноши;Осознанное отцовство.

 

Выводы

 

1.     Было выявлено что, важнейшими семейными ценностями,  как девушки, так и мужчины считают детей и родителей, доверие в семье, верность. Но чувство взаимопомощи и взаимоуважения оценено недостаточно высоко.

2.     По результатам исследования ценностныхориентаций было установлено, что девушки на уровне нормативныхидеалов отдают предпочтение ценностям «универсализм», «конформизм» и «доброта». Для мужчин характерны ценности «достижения», «стимуляция», «власть» и «гедонизм».

3.     В общем, девушки демонстрируют более высокий уровень значимости внешней социальной активности (профессиональной, общественной) своих мужей (настоящих и будущих) для стабильности брачно-семейных отношений. Большинство девушек считают, что у их брачного партнера должны быть большие общественные интересы, он должен играть значимую общественную роль для мужчин наиболее важны ценности: родительско-воспитательная, социальная активность, личностная идентификация с супругой, эмоционально-психотерапевтическая. Девушки отдают предпочтение социальной активности и эмоционально-психотерапевтическим ценностям.

4.     Анализируя особенности распределения семейных ролей у исследуемых, мы обнаружили, что в основном девушки считают себя ответственными за реализацию обязанностей, связанных с развитием их детей в компетентную, моральную и социализированную личность.

5.     Также преимущественно девушки отвечают за активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, различных интересов и увлечений. Зато, проявления различного рода активности в плане сексуального поведения, инициирование интимных отношений у исследуемых в большей степени принадлежат мужчинам. А обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением адекватного для семьи материального уровня благосостояния, с выдвижением различных инициатив в сфере досуга, с активностью, связанной с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска, распределены между партнерами исследуемых супружеских пар примерно поровну.

6.     Нами разработана программа  «Формирование у современной молодежи семейных ценностей», которая направлена на коррекцию у современной молодежи представлений о семейных ценностях и о семье в целом. Данная программа показала положительные результаты применения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа формирования семейных ценностей современной молодежи

Программа формирования семейных ценностей современной молодежи

В связи с этим возникает насущная необходимость повышать компетентность в области семейных ценностей у молодого поколения, формировать ответственное отношение к родительству, как условию полноценного развития…

В связи с этим возникает насущная необходимость повышать компетентность в области семейных ценностей у молодого поколения, формировать ответственное отношение к родительству, как условию полноценного развития…

Названные ценности не только важны для эффективной жизнедеятельности семьи, но и составляют ее основу

Названные ценности не только важны для эффективной жизнедеятельности семьи, но и составляют ее основу

Учимся понимать и выражать свои эмоции»,«Хотим понять эмоции и чувства других»

Учимся понимать и выражать свои эмоции»,«Хотим понять эмоции и чувства других»

Ориентировочное содержание: упражнения «Пазлы», «Мы в состоянии»; проектирование и решение творческих задач

Ориентировочное содержание: упражнения «Пазлы», «Мы в состоянии»; проектирование и решение творческих задач

Цель: обогатить и углубить понимание участниками понятия «ценность», «семейные ценности», «взаимопомощь как семейная ценность»; учить ихопределять собственные семейные ценности, толерантно относиться к ценностям других,выражать и…

Цель: обогатить и углубить понимание участниками понятия «ценность», «семейные ценности», «взаимопомощь как семейная ценность»; учить ихопределять собственные семейные ценности, толерантно относиться к ценностям других,выражать и…

Помощь мешает личности искать выход из сложной ситуации самостоятельно, становиться активным, то есть мешает ей расти»

Помощь мешает личности искать выход из сложной ситуации самостоятельно, становиться активным, то есть мешает ей расти»

Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на жизнедеятельность ижизнеспособность ее членов, их самооценку, саморегуляцию, самоощущение себякак личности

Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на жизнедеятельность ижизнеспособность ее членов, их самооценку, саморегуляцию, самоощущение себякак личности

Работы оформляются в виде плакатов и затем их представляют

Работы оформляются в виде плакатов и затем их представляют

Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнегохозяйства

Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнегохозяйства

Ход упражнения: две участницы становятся на разных концах мостика и с помощьюжестов и мимики договариваются, как перейти через узкий мостик

Ход упражнения: две участницы становятся на разных концах мостика и с помощьюжестов и мимики договариваются, как перейти через узкий мостик

Ролевая игра «Способы общения»

Ролевая игра «Способы общения»

Обсуждение: Какие чувства вызывают изготовленные послание?

Обсуждение: Какие чувства вызывают изготовленные послание?

Девушки отдают предпочтение социальной активности и эмоционально-психотерапевтическим ценностям

Девушки отдают предпочтение социальной активности и эмоционально-психотерапевтическим ценностям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022