Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
1. Закона "Об образовании в Российской Федерации" №273 -ФЗ от 29.12.2012г.;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. 3 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 24» для 5 – 9 классов на 2020 – 2021 учебный год, Приказ № 93/11-д от 31.08.2020г.;
4. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утверждённого МБОУ "Гимназия №24";
- Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко. О.А. Корнилова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. – 88с.
Общие цели учебного предмета
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Цели и задачи данной рабочей программы
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Количество часов - 34 (1 час в неделю). Лабораторных работ - 7, экскурсий - 1.
Лабораторные работы:
1. «Строение семени фасоли».
2. «Строение корня проростка».
3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
5. «Черенкование комнатных растений».
6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
7. «Изучение внешнего строения голосеменных растений»
Экскурсия: «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, луг, болото, парк)
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Биология»
Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
· выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
· обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
· понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
· определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
· обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
· распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
· определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
· выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
· распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
· определение и классификация основных биологических понятий;
· овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
· понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
· знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
· развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
· соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
· овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
· развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Содержание программы учебного предмета «Биология»
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника.
Многообразие жизненных форм растений.
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.
Ткани растений.
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника».
Тема 2. Органы растений (8ч.)
Семя, его строение и значение.
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.
Условия прорастания семян.
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.
Корень, его строение и значение.
Типы корневых систем растений. Строение корня - зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Побег, его строение и развитие.
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
Лист, его строение и значение.
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.
Стебель, его строение и значение.
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.
Цветок, его строение и значение.
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений».
Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка».
Лабораторная работа №3«Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа №4«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды.
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.
Воздушное питание растений – фотосинтез.
Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Размножение и оплодотворение у растений.
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.
Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.
Рост и развитие растений.
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Лабораторная работа №5«Черенкование комнатных растений».
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11ч.)
Систематика растений, её значение для ботаники.
Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Водоросли, их многообразие в природе
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и жизни человека.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Семейства класса Двудольные.
Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека.Сельскохозяйственные культуры.
Семейства класса Однодольные.
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
Историческое развитие растительного мира.
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
Многообразие и происхождение культурных растений.
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Дары Старого и Нового Света.
Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира».
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений».
Тема 5. Природные сообщества (4ч.)
Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме.
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
Ярусное строение природного сообщества - надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
Смена природных сообществ и её причины.
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, ихособенности и роль в биосфере.
Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса
Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».
Тематический план
№ п\п |
Раздел |
Количество часов /авторская программа / |
Количество часов /рабочая программа/ |
1 |
Наука о растениях - ботаника. |
4 |
4 |
2 |
Органы растений |
8 |
8 |
3 |
Основные процессы жизнедеятельности растений |
6 |
7 |
4 |
Многообразие и развитие растительного мира |
10 |
11 |
5 |
Природные сообщества. Экскурсия |
4 |
4 |
|
Резервное время |
2 |
0 |
|
Итого: |
34 |
34 |
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Биология»
Методическая литература для учителя
1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Биология: 6 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 128 с.
Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
Интернет-ресурсы
Приложение к рабочей программе по биологии
Календарно – тематическое планирование предмета «Биология»
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
план. |
фактич. |
|||
Тема 1. Наука о растениях - ботаника |
4 |
|
|
|
|
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Как человек изменял природу.(не пройденная тема 5 кл) |
1 |
|
|
|
Многообразие жизненных форм растений. Важность охраны живого мира планеты. .(не пройденная тема 5 кл) |
1 |
|
|
|
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Сохраним богатство живого мира.(не пройденная тема 5 кл) |
1 |
|
|
|
Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по теме "Наука о растениях ботаника" |
1 |
|
|
Тема 2. Органы растений. |
8 |
|
|
|
5 (1) |
Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли» |
1 |
|
|
6 (2) |
Условия прорастания семян. |
1 |
|
|
7 (3) |
Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка» |
1 |
|
|
8 (4) |
Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек» |
1 |
|
|
9 (5) |
Лист, его строение и значение. |
1 |
|
|
10 (6) |
Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» |
1 |
|
|
11 (7) |
Цветок, его строение и значение. |
1 |
|
|
12 (8) |
Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по теме "Органы растений" |
1 |
|
|
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. |
7 |
|
|
|
13 (1) |
Минеральное питание растений и значение воды. |
1 |
|
|
14 (2) |
Воздушное питание растений – фотосинтез. |
1 |
|
|
15 (3) |
Дыхание и обмен веществ у растений. |
1 |
|
|
16 (4) |
Размножение и оплодотворение у растений. |
1 |
|
|
17 (5) |
Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» |
1 |
|
|
18 (6) |
Рост и развитие растений. |
1 |
|
|
19 (7) |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений". Защита творческих проектов. |
1 |
|
|
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. |
11 |
|
|
|
20 (1) |
Систематика растений, её значение для ботаники. |
1 |
|
|
21 (2) |
Водоросли, их многообразие в природе. |
1 |
|
|
22 (3) |
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» |
1 |
|
|
23 (4) |
Плауны, хвощи, папоротники. Их общая характеристика. |
1 |
|
|
24 (5) |
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений». |
1 |
|
|
25 (6) |
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. |
1 |
|
|
26 (7) |
Семейства класса Двудольные. |
1 |
|
|
27 (8) |
Семейства класса Однодольные. |
1 |
|
|
28 (9) |
Историческое развитие растительного мира. |
1 |
|
|
29 (10) |
Многообразие и происхождение культурных растений. |
1 |
|
|
30 (11) |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Многообразие и развитие растительного мира". Защита творческих проектов. |
1 |
|
|
Тема 5. Природные сообщества |
4 |
|
|
|
31 (1) |
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. |
1 |
|
|
32 (2) |
Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото). |
1 |
|
|
33 (3) |
Смена природных сообществ и её причины. Обобщение и систематизация знаний по теме "Природные сообщества" |
1 |
|
|
34 (4) |
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. |
1 |
|
|
Лист коррекции календарно – тематического планирования
по биологии в 6 А,Б, В классе
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.