Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
_________«ЯГЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»________
п.Ягельный,
Надымский район, ЯНАО, 629761
тел: (34995) 19-0-11, факс 19-0-11, e-mail: soshjagelny@nadym.yanao.ru
СОГЛАСОВАНО: Утверждаю
Заместитель директора Директор МОУ «Ягельная
по воспитательной работе средняя общеобразовательная школа»
_____________Г.Н.Маслова __________Н.Н.Шмыкова
«____»_________20___г. «_____»_________20__г.
Рабочая программа
реабилитационной работы с несовершеннолетними,
попавшими в «группу риска»
развития суицидального поведения
Составитель:
Поварова Лариса Викторовна,
педагог-психолог
2023/2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка 3-5
2. Тематическое планирование 5-6
3. Описание материально-технического обеспечения 6-7
4. Информационное обеспечение 7-9
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реабилитационной работы с несовершеннолетними, попавшими в «группу риска» развития суицидального поведения составлена на основе:
- Конституция Российской Федерации ст 23,ч.1
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от24.06.1999 №120-ФЗ ст.14
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ ст.41;
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, (утв.Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г.№1351,)
- Комлекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1058-р
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 утв. (постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, с изменениями от 24.11.2015 г. №81, от 25.12.2013 г. № 72, от 24.11.2015 г. № 81)
- Постановление правительства ЯНАО , от 27.05.2021 № 438-П «Об организации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики суицидов, предупреждения и предотвращения суицидальных попыток среди несовершеннолетнихв Ямало-Ненецком автономном округе в 2021 - 2025 годах»
- Приказ Департамента Администрации Надымского района от 05.08.2021 № 702 «О назначении ответственных лиц по исполнению комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних в системе образования Надымского района».
Актуальность. По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет[1]. Согласно данным Следственного комитета города Москвы, в 2014-2015 гг. в городе Москве наблюдается рост количества суицидов несовершеннолетних[2] [3], что делает задачу профилактики суицидального поведения обучающихся в городе Москве актуальнее, чем когда-либо ранее.
Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики3, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.
Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель - минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.
Сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в подростковом возрасте: перестройки в организме, изменения тела, непонимание собственного поведения, противоречивые чувства и желания, конфликты с родителями, взрослыми, сверстниками, друзьями, в том числе, возрастание учебных нагрузок, завышенные ожидания к обучающемуся со стороны окружающих или их безразличие к жизни несовершеннолетнего, а также отсутствие у подростков конструктивного опыта справляться с трудными жизненными ситуациями и др., могут выступать причинами снижения стрессоустойчивости, работоспособности, общего эмоционального фона, формируя субъективное ощущение одиночества, безвыходности ситуации, что может привести к возникновению суицидальных тенденций в поведении.
В связи с этим, наиболее злободневной проблемой в психолого-педагогической работе субъектов образовательного процесса (учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей учреждений, родителей) является проблема суицидального поведения несовершеннолетних, особенно по причине увеличения самоубийств среди детей и подростков в нашей стране за последние несколько лет (более чем на 37%).
Цель программы: профилактика суицидального поведения.
Задачи:
Общие: - Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации
- Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций
- Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим,
- Отслеживание эффективности психолого-педагогического воздействия в снижении кризисного напряжения, в решении деструктивных личностных проблем.
Частные:
- Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера»
- Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций
- Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости
Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформирована адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформировано ценностное отношение к жизни и здоровью, освоены приемы и методы саморегуляции эмоционального состояния.
Программа составлена на период: с ноября 2023 г по январь 2024 г
Направления и формы работы:
Вторичное определение ситуации по итогам комплексной диагностики:
Направления работы :
- определение риска кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающегося;
- выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения;
- сбор информации (беседа с обучающимся) об индивидуально-психических особенностях подростка;
- (определение всех факторов, повышающих риск намерений или проявлений);
- проведение дополнительной диагностики, позволяющей оценить характерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадатации, степень риска по суициду.
Этап психологической диагностики
В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска целесообразнее использовать методики педагогической диагностики - например, «Таблица факторов наличия кризисной ситуации», «Шкала тревожности» (Кондаш). «Таблица факторов наличия кризисной ситуации», «Карта факторов суицидального риска» заполняются классным руководителем, опросник«Предварительная оценка состояния психического здоровья» В.Н. Краснова, методика самооценки школьных ситуаций О. Кондаша и др. выполняются обучающимися.
В качестве психологического обследования используются :
Цветовой тест (М. Люшер)
Методика «Шкала тревожности» (Кондаша)
Шкала одиночества (Д. Рассел)
Опросник детской депрессии CDI (М. Ковач)
Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Тест «Склонность к девиантному поведению» (Леус Э.В.)
С обучающимися выделенной группы суицидального риска педагогом- психологом проводится оценка возможного суицидального поведения, направленная на выявление проблем и ресурсов ,для определения стратегий помощи в рамках Программы комплексного реабилитационного сопровождения.
Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:
- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;
- историю проявлений суицидального поведения;
- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;
- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;
- внезапные сильные факторы стресса;
- уровень импульсивности и самоконтроля.
Вывод: определяется степень выраженности суицидальных намерений, определяется группа суицидального риска.
Этап коррекционной работы и сопровождения
Основная задача этапа — предотвращение суицида.
Направления коррекционной работы:
-Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера».
-Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
-Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.
Помимо общей комплексной Программы реабилитации подростков, разрабатываются Индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения.
Планы обсуждаются и согласуются с родителями по мере необходимости. Родители приглашаются на ПМПк, классные руководители знакомят семью с проектом индивидуальной программы сопровождения, при необходимости вносят необходимые коррективы и организуют ее выполнение.
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов |
Кол-во часов |
1. |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности, самопознания |
7 |
1.1 |
1 раздел «Моя траектория жизни» Формирование отношения к жизни как к ценности: -проработать суицидальные чувства, негативные эмоции,деструктивные установки и сфокусировать внимание на антисуицидальных факторах, укрепить желание жить (через амбивалентные чувства) и обсудить альтернативы самоубийства. -рассмотрение ранее способов проблемно-решающего поведения, выработка навыков самоконтроля в отношении неадаптивных психологических установок, расширение сети социальной поддержки путём привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из его окружения (родители, учителя, сверстники, специалисты и т.д.) |
1 |
1.2 |
2 раздел «Ключи к самообладанию» -Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, - рассмотрение неопробованных ранее способов разрешения проблемы, -коррекция неадаптивных психологических установок, укрепление личностных ресурсов; -развитие позитивного самосознания, уверенности в себе, формирование позитивного образа «Я», -улучшение детско-родительских отношений, формирование поддерживающего окружения, комфортного эмоционального климата в семье, преодоление причин, вызывающих у несовершеннолетнего стресс, эмоциональный дискомфорт, нежелание жить.
|
2 |
1.3 |
3 раздел «Самоценность личности» Формирование понимания самоценности личности и формирование своего внутреннего потенциала: проработать ощущение важности и нужности, уникальности собственной личности через: -развитие уверенности в себе; -развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими;
|
2 |
1.4 |
Развитие навыков постановки целей и умений, формирование созидательной и активной жизненной позиции. -развитие навыков постановки и умений, необходимых для достижения поставленных целей, и как итог - формирование созидательной и активной жизненной позиции;
|
2 |
2. |
Развитие эмоционально-волевой сферы личности |
2 |
2.1 |
4 раздел «Настрою себя сам». Развитие навыков саморегуляции приемов снятия психоэмоционального напряжения,обучение способам совладания с эмоциональными реакциями, расширение диапазона поведенческих действий и нахождение их отличия от эмоциональных реакций, поиск ресурсов, построение позитивной картины будущего. |
2 |
3. |
Итоговая диагностика эмоционально-волевой сферы |
1 |
3.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Кабинет с хорошим освещением, стол и стул, доска, кресло.
2.Бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ручки.
3.Интерактивная доска, компьютер.
4.Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации.
5.Магнитофон, музыкальный фонд (музыка для релаксации).
6.Предметы интерьера (светильник, картины идр.).
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.А.Г. Абрумова и В.А. Тихоненко «Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации» Сост.: А.Г. Абрумова и В.А. Тихоненко. М., 2012.
2.Бобух О.А., Черторицкая О.Ю. «Комплексная программа по сопровождению несовершеннолетних группы суицидального риска». Белгород, 2020г.
3.Тетерский С.В.Время созидателя.Рабочая тетрадь.100 упражнений воспитания кадровсовременной России. Москва-Екатеринбург, 2017г.
4 Памятка для педагогов: организация мероприятий по профилактике суицидального самоповреждающего поведения обучающихся, 2020 г.ФГБОУ ВО «Московский государтсвенный университет», Центр экстренной психологической помощи.
5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. СПб.: 2004.
6. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. Екатеринбург, 1998.
7. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. М.: 1999.
8. Школьный психолог, журнал. 2004. № 14, 15,19, 41, 47.
9.Рабочие листы к уроку. https://infourok.ru/psihologicheskie-igry-i-metaforicheskie-karty-kak-instrument-raboty-psihologa-4177579.html
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Цели, задачи занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
План |
Факт |
|
||||
1 раздел «Развитие ценностно-смысловой сферы личности, самопознания» |
||||||
1 |
«Моя траектория жизни» - проработать суицидальные чувства, негативные эмоции,деструктивные установки -выработка навыков самоконтроля в отношении неадаптивных психологических установок, расширение сети социальной поддержки |
Ритуал приветствия. Упражнение «Самодиагностика»,Тест «Уважаю ли я себя?»,Упражнение «Разговор с собой»,Упражнение «Навстречу себе» , Игры «Начни с буквы» и «Восстанови слово»,Экспресс-анализ «Мои резервы» Рефлексия. Ритуал прощания. |
40 мин |
чт |
|
|
2,3 |
«Ключи к самообладанию» -Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, - рассмотрение неопробованных ранее способов разрешения проблемы, -коррекция неадаптивных психологических установок, укрепление личностных ресурсов; -развитие позитивного самосознания, уверенности в себе, формирование позитивного образа «Я»,
|
Упражнение «Познаю себя» Упражнение «Наедине с собой» Упражнение «Какой я» Упражнение «Меня огорчает» Упражнение «Образ Я» Техника «Качели времени»
Упражнение «Кто виноват» Упражнение «Внимание,позитив!» Упражнение «Выбор ситуации» Техника «Написание синквейна» Техника «Жизненная прямая» Составление портрета успешного человека «Жизненный успех» Графическая методика «Мечта»
|
40 мин |
|
|
|
4,5 |
«Самоценность личности» Формирование понимания самоценности личности и формирование своего внутреннего потенциала: проработать ощущение важности и нужности, уникальности собственной личности через: -развитие уверенности в себе; -развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими;
|
Упражнение «Моё сознание» Упражнение «Свобода выбора» Упражнение «Программа действий со знаком +» Техника «Букет сокровищ»
Упражнение «Выскажи свое мнение» «Открытость», «Окажи внимание» «На месте другого», «Стратегия взаимопонимания»
«Алгоритм решения проблемной ситуации» |
40 мин |
|
|
|
6,7 |
Развитие навыков постановки целей и умений, формирование созидательной и активной жизненной позиции. |
Упражнение «Мои цели», «Мои достижения» , «Шаги к успеху», «Шаги к радости»
Упражнение «Ценности, цели», «Пообщайся с великими» Графические методики «Дерево счастья» , «Мечта»
|
40 мин |
|
|
|
Развитие эмоционально-волевой сферы личности |
|
|||||
8,9 |
Развитие навыков саморегуляции, приемов снятия психоэмоционального напряжения,обучение способам совладания с эмоциональными реакциями, расширение диапазона поведенческих действий и нахождение их отличия от эмоциональных реакций, поиск ресурсов, построение позитивной картины будущего. |
Упражнение «Самодиагностика», «Внутреннее зеркало» Гештальтехника «Незаконченное дело» «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
Упражнение «Развилка» Упражнение «Качели времени»завершенного события «Проверка смысла жизни»,упражнение «Любимый мир»
|
|
|
|
|
10. |
Итоговая диагностика эмоционально-волевой сферы |
Диагностика актуального эмоционального состояния: методика цветовых выборов М. Люшера, тест «САН», шкала депрессии Бека, диагностика уровня тревожности Спилбергера-Ханина. Подведение итогов работы. |
40 мин |
|
|
|
Педагог-психолог Л.В.Поварова
Скачано с www.znanio.ru
[1]
WHO Mortality database documentation: 1 May 2013 update. Geneva: World Health organization; 2013 (http://www.who.int/healthinfo/statistics/mortality_rawdata/en/, accessed 19 may 2014).
[2]
Козлова Н. Жесткая посадка // Российская газета, 14 мая 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2015/05/15/bastrykin.html (дата обращения 07.09.2015 г.).
[3]
Diekstra, R. F. (1992). The prevention of suicidal behavior — evidence for the efficacy of clinical and community-based programs. International Journal of Mental Health, 21, 3, 69-87.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.