Программа интегрированного курса
по химии, биологии и информатике
« Человек и природа»
35 часов
Составитель:
учитель химии МБОУ СОШ №140
города Новосибирска
Сыромятникова Т.Б.
2019 год
Цели изучения курса:
· развивать у учащихся познавательный интерес к предметам есественно-научного цикла и ИКТ;
· углубление межпредметных знаний по химии и биологии и информатике;
· развитие интеллектуальных способностей у учащихся в процессе выполнения
· лабораторно-практических работ;
· формирование экологического и биоцентрического мышления;
· формирование информационной культуры;
· пропаганда здорового образа жизни
Задачи изучения курса:
· сформировать и вывести на более высокий когнитивный уровень;
· развить знания о живой природе;
· создать у учащихся представления о целостности единой естественной картины
· мира, о роли и месте человека в контексте природы;
· раскрыть взаимосвязь загрязнения среды и здоровья человека;
· познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами, а также с
· экологическими проблемами региона.
Ожидаемый результат
· расширение кругозора учащихся за счет углубления и интеграции сведений о живой природе;
· осознанный выбор профиля дальнейшего обучения;
· формирование целостного мировоззрения с осознанием первичности природы по отношению к человеку, социуму и технической сфере.
Пояснительная записка
Интеграция школьного курса химии, биологии и информатики обусловлена необходимостью готовить школьников к активному участию в решении насущных проблем защиты окружающей среды от загрязнения.
В поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно становится сопричастным к проблемам защиты природы, получает реальные возможности использовать приобретенные знания в жизни и дальнейшем выборе профессии…
Решение проблемы экологии человека отражается в обострении противоречий системы «человек-общество-биосфера».
Чтобы решить ее нужно очистить окружающую среду, обеспечить население качественной питьевой водой, повысить уровень жизни, здоровье и создать комфортность среды обитания человека.
Важные экологические проблемы: химическое загрязнение, загрязнение воды, исчезновение редких растений, рост числа заболеваний возникающих под влияние этих загрязнений.
Загрязнения окружающей среды его биологическое и химическое влияние, в частности на частоту опухолевых заболеваний и здоровье человека в целом - является актуальной проблемой современности.
Ограничение часов химии и биологии в учебном плане может быть компенсирована такой работой, в ходе которой нужно обратить внимание на связь -между питанием и здоровьем человека.
Программа рассчитана на 35 часов, с недельной нагрузкой-1 час в неделю.
В основу программы положены ФГОС по химии, биологии и информатике, программы: Биология 6-11 классы (2015г), Химия 8 класс(2015г), Информатика (2015 г).
Изучение данного курса позволит осуществить профессиональную ориентацию и расширить научное мировоззрение учащихся.
Содержание тем рабочей программы
1. Организм и среда
Организм – химическая лаборатория.
Дается полное представление о связи человека с природой, биологическое развитие человека, влияние на него экологических факторов.
Решение расчетных задач на «Установление состава вещества по данным химического анализа». «Вывод формул на основании данных продуктов сгорания».
2. Обмен веществ в организме.
Дается понятие о роли микроэлементов, в составе воды используемой в повседневной жизни.
Решение расчетных задач «Определение формул по Wэлементов».
Практическая работа «Определение наличия веществ в
природной воде». Решение расчетных задач по теме
«Растворы».
Практическая работа «Приготовление растворов»
3.Окружающая среда и здоровье человека.
Дается характеристика заболеваний и их связь с загрязнением атмосферного воздуха, воды, почвы, влияние шума и других вредных факторов на здоровье человека.
Практическая работа «Определение жизненной емкости легких»
Учебно-тематический план
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Дата |
I. |
Организм и среда. 5 часов |
|
|
1-2 |
Организм – химическая лаборатория. Установление состава вещества по данным химического анализа. |
2 |
|
3-4 |
Связи человека с природой, биологическое развитие человека, влияние на него экологических факторов. Вывод формул на основании данных продуктов сгорания. |
2 |
|
5. |
Конкурс знатоков химии,биологии,информатики. |
1 |
|
II. |
Обмен веществ в организме. 11 часов |
|
|
6-8. |
Роль микроэлементов, содержащихся в питьевой воде, в обмене веществ и их влияние на организм человека. Определение формул по составу элементов. |
3 |
|
9-10 |
Состав природных вод. Микрофлора водоемов. Их влияние на организм человека (дизентерия, холера, гепатит, туляремия и т.д) |
2
|
|
11-12 |
Встреча с работниками химического и биологического производства. |
2 |
|
13-14 |
Практическая работа «Определение наличия веществ в природной воде». Решение расчетных задач по теме «Растворы». |
2 |
|
15-16 |
Заболевания и их связь с загрязнением воды. Практическая работа «Приготовление растворов» |
2 |
|
III. |
Окружающая среда и здоровье человека.18 часов |
|
|
17-18 |
Тестирование. Интегрированная игра «Счастливый случай» |
2
|
|
19-20 |
Заболевания и их связь с загрязнением атмосферного воздуха. Практическая работа «Определение жизненной емкости легких» |
2 |
|
21-22 |
Экскурсия в информационный центр. |
2 |
|
23-24 |
Заболевания и их связь с загрязнением почвы. |
2 |
|
25-26 |
Игра «Экологическая тропа» Экскурсия в Первомайский парк. |
2 |
|
27-28 |
Заболеваний и их связь с влиянием шума, телекоммуникаций и других вредных факторов на здоровье человека |
2 |
|
29-30 |
Экология жилища. |
2 |
|
31-32 |
Конференция «Человек и Природа» |
2 |
|
33-34 |
Экскурсия в Гидрометцентр Новосибирска |
2 |
|
35 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Литература:
1. Учебная программа Химия для 8 классов общеобразовательных учреждений.
2. Учебная программа Биология для 6-9 классов общеобразовательных учреждений.
3. ФГОС, 2015 приказ №1080 от 23.08.2015г.
4.Химия и экология 8-11. Составитель: Г.А.Фадеева, издательство Учитель2003 год
5. Методические разработки 2 выпуск «Калейдоскоп школьных дел», Москва
2004год авторы – составители: В.Н Щербакова., Е.М.Смекалова
6. Внеклассная работа по химии Москва, Дрофа 2004 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.