ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ» (1 КЛАСС, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
Оценка 4.7

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ» (1 КЛАСС, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

Оценка 4.7
Домашнее обучение
doc
детская психология
11.01.2023
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  «РАЗВИТИЕ  ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ» (1	КЛАСС, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ» (1 КЛАСС, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
инд агрессивн 1 кл.doc

 МКУ «Управление образования» г. Рубцовска

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение           

«Основная общеобразовательная школа №15» города Рубцовска

 

 

Согласовано

Зам. директора по ВР _________И.А.Колмакова                                                            «_____»______ 201___ г.

  

Утверждаю

Директор МБОУ«ООШ №15»

_________Л.П. Афанасенко                                                            

«___­­­­­­­__»_______201___ г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«развитиЕ  ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

детей младшего школьного возраста.

 КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ»

(1      класс, индивидуальные занятия)

 

 

(в основе «Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста.

Диагностика и коррекция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог-психолог

МБОУ «ООШ №15»

Гуслева О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Рубцовск

Пояснительная записка

  1. Актуальность темы:

В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения,

Проблема "детской агрессивности" приобретает особую актуальность в связи с созданием в каждой школе системы профилактической работы, направленной на формирование жизнестойкости детей. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В "норме" она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности и жестокости.

Именно поэтому взрослым нужно очень внимательно относиться к вопросу подавления агрессивного поведения в детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии,  (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Несомненно, в ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых, нацеленное на уменьшение или избегание подобного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также научить защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Научно-практическая значимость:

Разработанная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов.

2. Цели и задачи программы

Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи программы:

·                     Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;

·                     Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;

·                     Оптимизация общения ребенка со взрослыми и сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;

·                     Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения.

Теоретическое обоснование

В современной психологии различают понятия "агрессия" и "агрессивность". Первое обычно рассматривают как отдельные действия и поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [1].

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни[6].

Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к новой обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры и хулигана, либо труса, неспособного постоять за себя. И то и другое может привести к деструктивному поведению ребенка, даже в отношении людей, которых он любит.

При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. Степень выраженности компонентов в каждом отдельном случае может варьироваться. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, может принимать устойчивые формы.

Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей личности, таких, как:

·                     сниженная самооценка;

·                     низкий уровень самоконтроля;

·                     недостаточное развитие интеллекта;

·                     неразвитость коммуникативных навыков;

·                     повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.).

Работая с агрессивным поведением, важно правильно его распознать. Выделяют несколько видов агрессивного поведения.

Такая классификация агрессивных форм поведения имеет практическую значимость, поскольку позволяет более четко увидеть в каждой конкретной ситуации преимущественный вид агрессивного поведения ребенка и найти наиболее приемлемые способы коррекции.

Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо научить ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. Сдерживая агрессию, "загоняя" ее внутрь себя, гнев рано или поздно найдет выход, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть ранее. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим и психосоматическим расстройствам.

Во-вторых, необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, умению распознавать и контролировать свои эмоции в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.

И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения и уверенного поведения, помочь ему овладеть приемами разрешения проблемных ситуаций "мирным" путем, без драк и скандалов, а также формировать у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.

Организационные принципы и условия проведения занятий

Организация деятельности психолога в рамках программы коррекции агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих принципов:

·                     гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

·                     конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.

·                     компетентности - психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности

·                     ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

В структуре занятий используются разнообразные формы и методы работы:

·                     беседа;

·                     игра по правилам;

·                     психологическая игра;

·                     визуализация;

·                     ролевое проигрывание ситуаций;

·                     арттерапевтические техники;

·                     дыхательная гимнастика.

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Продолжительность занятия - 30 минут. Длительность программы - 14 занятий.

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные, в зависимости от специфики имеющихся у ребенка эмоциональных проблем.

Этапы реализации программы:

1.                  Ориентировочный этап - 2 занятия.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях.

Методы и приемы работы: эмпатическое слушание и предоставление детям свободы и инициативы, игры-знакомства.

2.                  Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций - 2 занятия.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

Методы и приемы работы: методики "Ежик", "Несуществующее животное" и др. арттерапевтические техники, игры с правилами.

3.                  Конструктивно-формирующий этап - 6 занятий.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: эмпатическое активное слушание, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций, умения доверять друг другу, релаксационные техники, арттерапевтические методы.

4.                  Обобщающе-закрепляющий этап - 4 занятия.

Задача: подведение итогов. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

5.     Учебно-тематический план занятий:

Тема занятия

Количество занятий

Количество часов

1

Знакомство. Доверие и принятие

1

1

2

Невербальные методы общения

1

1

3

Учимся сотрудничать, договариваться.

1

1

4

Школьные правила

1

1

5

Правила игры

1

1

6

Как снять мышечное напряжение

1

1

7

Воображение и произвольная регуляция

1

1

8

Вежливость. Вежливые слова.

1

1

9

Правила поведения в ссоре. Примирение.

1

1

10

Развиваем умение владеть мышцами лица, рук, ног

1

1

11

Развитие речи. Способы выражения настроения

1

1

12

Развиваем умение слушать и слышать другого человека

1

1

13

Проявления творческой активности

1

1

14

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

Методы отслеживания эффективности программы

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии или в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью сопоставления показателей от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

·                     Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина "Градусник

·                     Методика получения обратной связи "Ежик

·                     Проективная методика "Несуществующее животное»

Для оценки эффективности программы может быть также использована анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка»

  1. Список литературы:

1.                  Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.:Речь, 2006.- 144с.

2.                  Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. - М.:Ось-89, 2002. - 224 с.

3.                  Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160с.

4.                  Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. -М.:Генезис, 2009. - 216с.

5.                  Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.

6.                  Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982. - 216 с

7.                  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. - 208с.

8.                  Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Мос-ГУ, 2004.

9.                  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.

10.              Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.

11.              Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с

12.              Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.

13.              Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.

14.              Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.

15.              Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Ч. 1-3.- М.:Генезис, 1998.

16.              Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996.- 192с.

17.              Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.

18.              Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.

19.              Методические рекомендации Городского информационно-методического центра г. Владимира по коррекционно-развивающей работе, направленной на снижение агрессивности у дошкольников/ Составитель: Шелакина Л.Ю., педагог-психолог ДОУ № 6., рецензент: Васина Т.В., педагог-психолог ГИМЦ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МКУ «Управление образования» г

МКУ «Управление образования» г

Пояснительная записка Актуальность темы:

Пояснительная записка Актуальность темы:

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни[6]

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни[6]

В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости

В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости

Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций - 2 занятия

Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций - 2 занятия

Методы отслеживания эффективности программы

Методы отслеживания эффективности программы

Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность

Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023