программа коррекционного курса "Пространственнаяя ориентировка"

  • docx
  • 31.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дом.обучение.docx

Пояснительная записка.

     ФГОС НОО С ОВЗ  (далее – Стандарт) призван обеспечить возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение совместно с другими обучающимися, в отдельных классах и т.д.

     Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного НОО, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре АООП для различных категорий и групп, обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО), условиям их результатам усвоения. Стандарт выступает основой для разработки как Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.

     В части, касающейся слабовидящих обучающихся, Стандарт включает три варианта АООП НОО, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся: варианты 4.1, 4.2, и 4.3. Эта  дифференциация связана с тем, что категория слабовидящих обучающихся весьма неоднородна. В качестве критериев такой дифференциации выступают: развитие познавательной сферы обучающихся, наличие потенциальных  возможностей, необходимых для систематического обучения, наличие сочетания нарушения зрения с нарушением интеллекта.

   Вариант 4.3 ориентирован на обучение  слабовидящих детей, имеющие выраженные дополнительные первичные нарушения развития ( лёгкую степень УО, а также другие отклонения в развитии, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью) и отстающих от возрастной нормы.

      В рамках данного варианта слабовидящий ученик получает в пролонгированные сроки  обучения образование, которое по содержанию и итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.

     Обязательной  является организация специального обучения и воспитания по АООП. Ученик находится в среде сверстников с теми нарушениями развития, которые в наибольшей мере определяют его особые образовательные потребности. Детский коллектив и рабочее место школьника организуются в соответствии со специфическими и индивидуальными особенностями развития. 

   Цель – создание условий ля выполнения требований Стандарта  через обеспечение личностного развития слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями), достижениями планируемых результатов освоения АООП, обеспечение социальной адаптации и интеграции.

     Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:

·        Формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;

·        Личностное развитие слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);

·        удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);

·        создание условий, обеспечивающих достижение слабовидящими обучающимися с лёгкой УО  планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно – развивающей области;

·        минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на основе ими АООП для слепых с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);

·         оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;

·         Выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями) с учётом их индивидуальности, самобытности, уникальности, через систему секций, кружков, студий, организацию общественно – полезной деятельности;

·        Обеспечения участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учётом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;

·        использование в образовательной деятельности и современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;

·        использование в образовательной деятельности  современных образовательных технологий деятельности типа, определяющих пути и способы достижения обучающихся социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учётом их особых образовательных потребностей;

·        предоставление слабовидящим обучающимся с УО (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов, курсов коррекционно – развивающей области знаний, умений и способов деятельности.

 

Учебный  план.

 

№ п.п

Учебный предмет

Количество часов

1.

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка»

1

2.

Коррекционный курс  «Развитие зрительного восприятия»

1

Всего

 

2 часа

 

 

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка».

Пояснительная записка.

     Социальная адаптация и интеграция ребёнка с нарушением зрения в современном обществе зрячих людей, как в плане трудовой, так в плане личной жизни – одна из важнейших задач школы для слепых и слабовидящих детей.

      Немаловажную роль в эффективном решении такой задачи способность выпускника школы самостоятельно ориентироваться и передвигаться в окружающем его пространстве, ведь именно эти умения – снова практически любого вида деятельности человека, а значит и важнейшее условие компенсации нарушения зрения. Именно поэтому занятия по пространственной ориентировки являются одними из наиболее значимых среди занятий коррекционно – развивающей области.

     Цель коррекционного курса «Пространственная ориентировка» - является формирование социально – активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом  и открытом пространстве.

     Задачи коррекционного курса «Пространственная ориентировка»:

·        способность формированию представлений обучающихся о знаковом пространстве:

·        формировать у обучающихся элементарные умения и навыки пространственной ориентировке в  замкнутом  и открытом пространстве;

·        способность формированию умения обучающихся пользоваться тростью;

·        формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождением.

Результаты освоения курса «Пространственная ориентировка»:

 

Личностные результаты:

·        обучающийся поймёт значение овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

·        обучающийся будет обладать учебно – познавательным интересом к пространственной ориентировке.

 

Предметные результаты:

 Развитие сохранных анализаторов:

·        научиться совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности;

·        сможет усваивать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

·        сможет узнавать и локализовать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

·        научиться узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

  Развитие навыков пространственной ориентировки:

·        сможет свободно ориентироваться «на себе»:

·        научиться ориентироваться  в микропространстве – на столе, в брайлерском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке – шеститочии);

     Формирование предметных и пространственных представлений;

·        сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.

     Обучение ориентировке в замкнутом  и открытом пространстве, формирование топографических представлений:

·        сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.

     Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:

·        научиться занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство;

·        сможет принимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

 Совместная ориентировка со зрячим:

·        научиться соблюдать позу при совместном передвижении;

·        сможет передвигаться совместно со сверстником или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъёме по лестнице;

·        сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

Направления работы по учебному предмету:

·        диагностическое;

·        коррекционно – развивающее;

·        консультативное.

Основные вилы деятельности:

·        работа с наглядным материалом;

·        ориентировка в помещениях;

·        изучение и самостоятельное прохождение маршрутов;

·        применение технических средств реабилитации.

Основное содержание коррекционного курса.

№ п.п.

Название раздела

Содержание раздела

1

Введение

Знакомство с коррекционным курсом и учебным кабинетом

2

Развитие сохранных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира.  Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по его словесному описанию

3

Развитие навыков ориентировке в микропространстве

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, тетради, на столе, на доске. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа,, над, под, впереди, сзади, между, из – за, из – под, через, вокруг, выше, ниже. рядом. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трёхмерного пространства.

4

Формирование предметных и пространственных представлений

Представление о предметах, напоминающих замкнутое пространство, класс, спальня, столовая, квартира – мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений и практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями и рельефными изображениями.

5

Обучение ориентировке в замкнутом  и открытом пространстве, формирование топографических представлений

Ориентировке в знакомом   замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировки в нём.  Самостоятельная и свободная ориентировка в школе.

6

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

Поза обучающихся в положении стоя, сидя за партой, в кресле, при ходьбе в паре, в самостоятельном передвижении  вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на произвольной плоскости ( столе, парте).  Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы.

7

Совместная ориентировка со зрячим

Положение слепого и зрячего при ходьбе, в паре со сверстниками и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности 

8

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

 

Календарно – тематическое планирование.

№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке.

1

Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке на начало учебного года

 

1

Введение.

2

Знакомство с коррекционным курсом и кабинетом

1

Развитие сохранных анализаторов – 6 часов.

Развитие мелкой моторики – 2 часа.

3

Развитие мелкой моторики

1

4

Развитие точных движений пальцев рук

1

Развитие осязательного восприятия в пространстве – 1 час.

5

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания

1

Развитие слухового восприятия пространства – 1 час

6

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха

1

Развитие обонятельного восприятия – 1 час

7

Запахи вокруг нас

1

Развитие зрительного восприятия пространства – 1 час

8

Зрительное восприятие замкнутого пространства

1

Развитие навыков ориентировке в микропространстве – 5 часов

9

Ориентировка на своём теле

1

10

Ориентировка по сторонам собственного тела

1

11

Ориентировка в двухмерном микропространстве

1

12

Ориентировка в двухмерном микропространстве

1

13

Ориентировка в трёхмерном микропространстве

1

Формирование предметных и пространственных представлений – 1 час.

14

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство

1

Обучение ориентировке в замкнутом  и открытом пространстве, формирование топографических представлений – 10 часов.

15

Ориентировка в пространстве «от себя»

1

16

Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя»

1

17

Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела

1

18

Ориентировка  и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета»

1

19

Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве

1

20

Ориентировка школьной столовой

1

21

Ориентировка в спальне и школьном гардеробе

1

22

Ориентировка в здании школы

1

23

Правила поведения в школе

1

24

Правила дорожного движения

1

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и

ориентиров – 1 час

25

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий

1

Совместная ориентировка со зрячим -1 час.

26

Ориентировка  и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего

1

Восприятие пространства – 6 часов

27 28

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

2

29

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов)

1

30

Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.

1

31

Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов.

1

32

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке – 2 часа

33 - 34

Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке на конец учебного года

2