Пояснительная записка.
ФГОС НОО С ОВЗ (далее – Стандарт) призван обеспечить возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение совместно с другими обучающимися, в отдельных классах и т.д.
Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного НОО, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре АООП для различных категорий и групп, обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО), условиям их результатам усвоения. Стандарт выступает основой для разработки как Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
В части, касающейся слабовидящих обучающихся, Стандарт включает три варианта АООП НОО, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся: варианты 4.1, 4.2, и 4.3. Эта дифференциация связана с тем, что категория слабовидящих обучающихся весьма неоднородна. В качестве критериев такой дифференциации выступают: развитие познавательной сферы обучающихся, наличие потенциальных возможностей, необходимых для систематического обучения, наличие сочетания нарушения зрения с нарушением интеллекта.
Вариант 4.3 ориентирован на обучение слабовидящих детей, имеющие выраженные дополнительные первичные нарушения развития ( лёгкую степень УО, а также другие отклонения в развитии, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью) и отстающих от возрастной нормы.
В рамках данного варианта слабовидящий ученик получает в пролонгированные сроки обучения образование, которое по содержанию и итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.
Обязательной является организация специального обучения и воспитания по АООП. Ученик находится в среде сверстников с теми нарушениями развития, которые в наибольшей мере определяют его особые образовательные потребности. Детский коллектив и рабочее место школьника организуются в соответствии со специфическими и индивидуальными особенностями развития.
Цель – создание условий ля выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями), достижениями планируемых результатов освоения АООП, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
· Формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;
· Личностное развитие слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);
· удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);
· создание условий, обеспечивающих достижение слабовидящими обучающимися с лёгкой УО планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно – развивающей области;
· минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на основе ими АООП для слепых с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями);
· оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
· Выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями) с учётом их индивидуальности, самобытности, уникальности, через систему секций, кружков, студий, организацию общественно – полезной деятельности;
· Обеспечения участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учётом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
· использование в образовательной деятельности и современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;
· использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельности типа, определяющих пути и способы достижения обучающихся социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учётом их особых образовательных потребностей;
· предоставление слабовидящим обучающимся с УО (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов, курсов коррекционно – развивающей области знаний, умений и способов деятельности.
Учебный план.
№ п.п |
Учебный предмет |
Количество часов |
1. |
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» |
1 |
2. |
Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» |
1 |
Всего |
|
2 часа |
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка».
Пояснительная записка.
Социальная адаптация и интеграция ребёнка с нарушением зрения в современном обществе зрячих людей, как в плане трудовой, так в плане личной жизни – одна из важнейших задач школы для слепых и слабовидящих детей.
Немаловажную роль в эффективном решении такой задачи способность выпускника школы самостоятельно ориентироваться и передвигаться в окружающем его пространстве, ведь именно эти умения – снова практически любого вида деятельности человека, а значит и важнейшее условие компенсации нарушения зрения. Именно поэтому занятия по пространственной ориентировки являются одними из наиболее значимых среди занятий коррекционно – развивающей области.
Цель коррекционного курса «Пространственная ориентировка» - является формирование социально – активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и открытом пространстве.
Задачи коррекционного курса «Пространственная ориентировка»:
· способность формированию представлений обучающихся о знаковом пространстве:
· формировать у обучающихся элементарные умения и навыки пространственной ориентировке в замкнутом и открытом пространстве;
· способность формированию умения обучающихся пользоваться тростью;
· формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождением.
Результаты освоения курса «Пространственная ориентировка»:
Личностные результаты:
· обучающийся поймёт значение овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
· обучающийся будет обладать учебно – познавательным интересом к пространственной ориентировке.
Предметные результаты:
Развитие сохранных анализаторов:
· научиться совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности;
· сможет усваивать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
· сможет узнавать и локализовать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
· научиться узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков пространственной ориентировки:
· сможет свободно ориентироваться «на себе»:
· научиться ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлерском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке – шеститочии);
Формирование предметных и пространственных представлений;
· сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений:
· сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:
· научиться занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство;
· сможет принимать правильную позу при поиске упавшего предмета.
Совместная ориентировка со зрячим:
· научиться соблюдать позу при совместном передвижении;
· сможет передвигаться совместно со сверстником или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъёме по лестнице;
· сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Направления работы по учебному предмету:
· диагностическое;
· коррекционно – развивающее;
· консультативное.
Основные вилы деятельности:
· работа с наглядным материалом;
· ориентировка в помещениях;
· изучение и самостоятельное прохождение маршрутов;
· применение технических средств реабилитации.
Основное содержание коррекционного курса.
№ п.п. |
Название раздела |
Содержание раздела |
1 |
Введение |
Знакомство с коррекционным курсом и учебным кабинетом |
2 |
Развитие сохранных анализаторов |
Развитие сохранных анализаторов комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по его словесному описанию |
3 |
Развитие навыков ориентировке в микропространстве |
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, тетради, на столе, на доске. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа,, над, под, впереди, сзади, между, из – за, из – под, через, вокруг, выше, ниже. рядом. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трёхмерного пространства. |
4 |
Формирование предметных и пространственных представлений |
Представление о предметах, напоминающих замкнутое пространство, класс, спальня, столовая, квартира – мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений и практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями и рельефными изображениями. |
5 |
Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений |
Ориентировке в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировки в нём. Самостоятельная и свободная ориентировка в школе. |
6 |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров |
Поза обучающихся в положении стоя, сидя за партой, в кресле, при ходьбе в паре, в самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на произвольной плоскости ( столе, парте). Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы. |
7 |
Совместная ориентировка со зрячим |
Положение слепого и зрячего при ходьбе, в паре со сверстниками и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности |
8 |
Восприятие пространства |
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты. |
Календарно – тематическое планирование.
№ п.п. |
Тема занятия |
Количество часов |
Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке. |
||
1 |
Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке на начало учебного года |
1 |
Введение. |
||
2 |
Знакомство с коррекционным курсом и кабинетом |
1 |
Развитие сохранных анализаторов – 6 часов. |
||
Развитие мелкой моторики – 2 часа. |
||
3 |
Развитие мелкой моторики |
1 |
4 |
Развитие точных движений пальцев рук |
1 |
Развитие осязательного восприятия в пространстве – 1 час. |
||
5 |
Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания |
1 |
Развитие слухового восприятия пространства – 1 час |
||
6 |
Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха |
1 |
Развитие обонятельного восприятия – 1 час |
||
7 |
Запахи вокруг нас |
1 |
Развитие зрительного восприятия пространства – 1 час |
||
8 |
Зрительное восприятие замкнутого пространства |
1 |
Развитие навыков ориентировке в микропространстве – 5 часов |
||
9 |
Ориентировка на своём теле |
1 |
10 |
Ориентировка по сторонам собственного тела |
1 |
11 |
Ориентировка в двухмерном микропространстве |
1 |
12 |
Ориентировка в двухмерном микропространстве |
1 |
13 |
Ориентировка в трёхмерном микропространстве |
1 |
Формирование предметных и пространственных представлений – 1 час. |
||
14 |
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство |
1 |
Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений – 10 часов. |
||
15 |
Ориентировка в пространстве «от себя» |
1 |
16 |
Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя» |
1 |
17 |
Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела |
1 |
18 |
Ориентировка и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета» |
1 |
19 |
Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве |
1 |
20 |
Ориентировка школьной столовой |
1 |
21 |
Ориентировка в спальне и школьном гардеробе |
1 |
22 |
Ориентировка в здании школы |
1 |
23 |
Правила поведения в школе |
1 |
24 |
Правила дорожного движения |
1 |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров – 1 час |
||
25 |
Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий |
1 |
Совместная ориентировка со зрячим -1 час. |
||
26 |
Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего |
1 |
Восприятие пространства – 6 часов |
||
27 28 |
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. |
2 |
29 |
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) |
1 |
30 |
Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. |
1 |
31 |
Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. |
1 |
32 |
Пространственная ориентировка на поверхности парты |
1 |
Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке – 2 часа |
||
33 - 34 |
Диагностика ЗУН обучающихся по пространственной ориентировке на конец учебного года |
2 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.