Программа коррекционной работы (Составила: Моисеева Раиса Ивановна)
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы гимназии по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:
· преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
· овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
· психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
· развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
· развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы
— своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
— определение особых образовательных потребностей детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умеренно ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— организация индивидуальных или групповых занятий для детей с выраженным проявлениями дезадаптации к обучению в школе;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умеренно ограниченные возможности здоровья.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку). Запись в журнале может быть оформлена следующим образом:
№ п/п |
Список учащихся |
Месяц (декабрь) |
Что пройдено |
Что задано на дом |
|||
1 |
3 |
5 |
9 |
||||
1 |
……………. |
|
+ |
+ |
|
1. Развитие тонкой моторики ведущей руки. 5. Развитие произвольного внимания. |
|
2 |
……………. |
+ |
+ |
|
+ |
3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира. 9. Работа с информацией, представленной в разных формах. |
|
3 |
……………… |
+ |
+ |
|
+ |
3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира. 9. Работа с информацией, представленной в разных формах. |
|
4 |
……………… |
+ |
+ |
+ |
|
1,3. Упражнения в подборе родственных слов. 5. Развитие произвольного внимания. |
|
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с умеренно ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные |
|||
Медицинская диагностика |
|||||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей.
|
Выявление состояния физического и психического здоровья детей |
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся |
сентябрь |
Классный руководитель Медицинский работник
|
|||
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» |
Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ |
Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами |
сентябрь |
Классный руководитель, учитель
|
|||
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности |
Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося |
Разработка коррекционной программы |
октябрь |
Учитель |
|||
Социально – педагогическая диагностика |
|||||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь - октябрь
|
Классный руководитель Учитель-предметник |
|||
Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности
|
Планируемые результаты.
|
Виды и формы деятельности, мероприятия.
|
Сроки (периодичность в течение года)
|
Ответственные
|
|
Психолого-педагогическая работа |
|||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов |
Планы, программы
|
Разработать: индивидуальную программу по предмету; воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов; план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса; Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. |
октябрь |
Учитель-предметник, классный руководитель. |
|
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов |
Позитивная динамика развиваемых параметров |
1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка |
|
психолог Учитель-логопед
|
|
Профилактическая работа |
|
||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов
|
|
Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни. |
В течение года |
Медицинский работник |
|
Консультативное направление
Цель: обеспечение специального индивидуального сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
|
Планируемые результаты.
|
Виды и формы деятельности, мероприятия.
|
Сроки (периодичность в течение года)
|
Ответственные
|
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Заместитель директора по УВР |
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с ребенком |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с родителями |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК психолог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительское направление
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности
|
Планируемые результаты.
|
Виды и формы деятельности, мероприятия.
|
Сроки (периодичность в течение года)
|
Ответственные
|
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
|
Организация работы семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Заместитель директора по УВР другие организации |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей |
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
По отдельному плану-графику
|
Специалисты ПМПК Заместитель директора по УВР другие организации |
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной-волевой сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с негосударственными структурами (общественными объединениями инвалидов);
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к специалистам, реализующим программу.
Основной ресурс для реализации программы - человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребёнка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций – диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы:
Направления и задачи коррекционной работы
Направления |
Задачи исследовательской работы |
Содержание и формы работы |
Ожидаемые результаты |
Диагностическое |
Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития |
Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. |
Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей). Характеристика дифференцированных групп учащихся |
Проектное |
Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования. |
Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции. |
Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. |
Аналитическое |
Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы. |
Медико-психолого-педагогический консилиум. |
План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума гимназии. |
1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
На уроках педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).
Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.
Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.
Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.
Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.
3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому особое внимание необходимо уделять организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения. В гимназии создан психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПК)
При организации работы появились ряд проблем, которые требуют своего решения:
· Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
· Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
· Разрозненность информации.
· Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
· Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы является выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.
Задачи:
· защита прав и интересов ребенка;
· массовая диагностика по проблемам развития;
· выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
· консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
· групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.
сопровождения проходят все дети учреждения.
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого, возлагается на администрацию учреждения.
4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.
Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.