УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Гимназия №87»
________________ Э.А.Кошеварова
«_____» _____________ 2011 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета М АОУ «Гимназия №87» протокол № _____ от « ____» ____________ 2011 г. Руководитель МС
________________ И.В.Колесник
|
Рабочая программа курса
«Я познаю мир»
(художественный труд)
|
Составитель: Лютова Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
|
Саратов 2011г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы духовности, эмоциональности, восприятия ребенком окружающего мира.
Программа курса «Я познаю мир» рассчитана на детей 8-9 лет. Программа курса рассчитана на 24 часа
Основной целью настоящей развивающей интегрированной программы является развитие у детей внимания, памяти, мышления и представлений об окружающем мире в процессе различных видов деятельности.
Задачи программы:
- формирование первоначальных представлений о себе и окружающем мире;
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие личности ребенка;
- развитие мелкой моторики руки.
Предметно–практическая деятельность ребенка на занятиях становится деятельностью познавательной, предполагающей созерцание, размышление и практическую реализацию замысла. Рождение идеи в голове ребенка, работа над замыслом, поиск средств его выполнения – важнейшие этапы любой творческой деятельности.
Представленные в программе блоки, связанные с художественно–трудовым воспитанием реализуют своими средствами цели, направленные на развитие и саморазвитие личности ребенка, на выявление его творческого потенциала.
Содержательная часть. Я познаю мир
Блок 1. Работа с бумагой
Изучение диких животных: медведь, лиса. Повадки диких животных. Изготовление оригами «Собачка». Изучение домашних животных: рыбки, кошка, попугайчик. Уход за домашними животными, их кормление. Изготовление оригами «Кошка». Обобщение знаний о жизни диких и домашних животных. Оригами «Лисичка». Особенности обитателей водоемов: рыб, головастиков. Какие животные добывают пищу в воде. Оригами «Лягушка». Сезонные изменения в жизни животных: лето, осень, зима, весна. Оригами «Зайчик». Разнообразие природы. Влияние климата на особенности животного мира: обезьяна, пума. Оригами «Слоник». Изучение зимующих и перелетных птиц: сорока, синица, снегирь, соловей. Изготовление оригами « птичка». Природа, человеческое общество, труд. Влияние человека на окружающую среду. Изготовление оригами «Человечки».
Блок 2. Работа с бумагой (квадрат)
Базовая форма квадрат. Особенности квадрата. Конструирование «Аиста». Изучение насекомых: комары, мошки. Особенности насекомых. Конструирование «Бабочки». Знакомство с неодушевленными предметами. Умение ставить правильный вопрос к неодушевленным предметам. Конструирование «Вертолета». Отличие одушевленных предметов от неодушевленных. Конструирование « Гуся». Любой человек живет в окружении других людей - в обществе. Это семья, соседи, друзья. С изменением и развитием общества изменяется и развивается и человек. Законы жизни в обществе. Конструирование «Дома». Изучение хвойных деревьев: сосна, ель. Особенности хвойных деревьев. Конструирование «Ели». Продолжение знакомства с насекомыми: осы, пчелы, шмели. Конструирование «Жука». Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных: заяц, лис, волк. Конструирование «Зайца».
Блок 3. Работа с пластилином
Различия между овощами и фруктами: яблоко, груша, картошка, морковь. Объёмная фигура «Овощи». Объёмная фигура «Фрукты». Значение слова «зоопарк». Для чего нужны зоопарки. Охрана животных. Объёмная фигура «Зоопарк». Подводный мир водоемов: лещ, щука, окунь. Объёмная фигура «Рыбы». Уход за комнатными цветами. Значение комнатных цветов для жизни человека. Объёмная фигура «Цветы». Нормы поведения человека в обществе. Объёмная фигура «Люди». Значения деревьев в жизни человека. Лиственные и хвойные деревья. Объёмная фигура «Деревья». Заключительный урок – обобщения «Моя фантазия» подводит итог представления ребенка об окружающем мире.
Учебно-тематический план (24 часа).
Блок |
№ занятия |
Название темы |
Кол-во часов |
I. Работа с бумагой. |
1 |
Изучение диких животных. Оригами «Собачка». |
1 |
2 |
Изучение домашних животных. Оригами «Кошка». |
1 |
|
3 |
Изучение диких и домашних животных. Оригами «Лисичка». |
1 |
|
4 |
Изучение обитателей водоемов. Оригами «Лягушка». |
1 |
|
5 |
Знакомство с сезонными изменениями в жизни природы. Оригами «Зайчик». |
1 |
|
6 |
Знакомство с африканскими животными. Оригами «Слоник». |
1 |
|
7 |
Знакомство с зимующими и перелетными птицами. Оригами «Птичка». |
1 |
|
8 |
Я и окружающий мир. Оригами «Человечки». |
1 |
|
II. Работа с бумагой. (квадрат) |
9 |
Работа с квадратом бумаги. Конструирование «Аист». |
1 |
10 |
Знакомство с насекомыми. Конструирование «Бабочка». |
1 |
|
11 |
Знакомство с неодушевленными предметами. Конструирование «Вертолёт». |
1 |
|
12 |
Знакомство с одушевленными предметами. Конструирование «Гусь». |
1 |
|
13 |
Я и моя семья. Конструирование «Дом». |
1 |
|
14 |
Знакомство с хвойными деревьями. Конструирование «Ель». |
1 |
|
15 |
Продолжение знакомства с насекомыми. Конструирование «Жук». |
1 |
|
16 |
Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных. Конструирование «Заяц». |
1 |
|
III. Работа с пластили- ном |
17 |
Знакомство с овощами. Объёмная фигура «Овощи» |
1 |
18 |
Знакомство с фруктами. Объёмная фигура «Фрукты» |
1 |
|
19 |
Охрана животных. Объёмная фигура «Зоопарк» |
1 |
|
20 |
Знакомство с подводным миром. Объёмная фигура «Рыбы» |
1 |
|
21 |
Комнатные цветы. Объёмная фигура «Цветы» |
1 |
|
22 |
Я и мир. Объёмная фигура «Люди» |
1 |
|
23 |
Знакомство с названиями деревьев. Объёмная фигура «Деревья» |
1 |
|
24 |
Урок - обобщения «Моя фантазия». |
1 |
Результатом работы по данной программе должно стать:
- представление о себе и окружающей среде;
- разнообразное представление о предметах окружающего мира;
- овладение нормами работы в коллективе и самостоятельно;
- развитие мелкой моторики руки
Используемая литература:
1. В.Волина «Учимся играя», Москва 2009
2. Е. Минскин «От игры к знаниям», Москва 2011
3. Гаврилина С.Е. «Развиваем руки», Ярославль 2010
4. Бугрименко Е.А. «Учимся читать и писать», Москва 2009
5. «1000 загадок», Ярославль 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.