Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»
Вяземского района Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа направленности
«Здравствуй, Франция»
Возраст обучающихся: 11 лет
Срок реализации: 1 год
Никуличева Е. А., педагог
дополнительного образования
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Здравствуй, Франция!» имеет направленность. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих организацию дополнительного образования:
ü Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
ü Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
ü Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
ü СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
ü Локальный акт (положение) об организации дополнительного образования в МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области.
Актуальность программы
Программа «Здравствуй, Франция!» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, направленная на усвоение нового иностранного языка, знакомство с культурой и традициями другой страны, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, расширяют свой кругозор.
Знакомство с другими языками и культурами помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству, расширению круга общения, дает возможности для полноценного самовыражения, самореализации
Педагогическая целесообразность
Данная программа является современным педагогическим средством развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Программа способствует овладению детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые могут не только подготовить детей к будущей работе и жизни, но и послужить основой успешного овладения профессиями, связанными с использованием творческого мышления, эстетическим развитием личности.
Срок реализации программы: 1 год
Принимаются все обучающиеся в возрасте 11 лет разного уровня знаний, умений и навыков.
ü Набор и комплектования групп проводится с 1 сентября, учитывая сроки формирования расписания занятий в общеобразовательных школах, необходимость проведения тестирования и собеседований.
ü Продолжительность одного академического часа для обучающихся– 40. минут;
ü Наполняемость группы – 10 человек.
ü Занятия проводятся с полным составом групп (10 человек), а также индивидуальные.
ü Отслеживание результатов происходит с помощью практических работ, игр, проектных работ.
Объём программы и интенсивность занятий
3 часа в неделю/102 часа в год. Реализация программы осуществляется при помощи сетевого взаимодействия, дистанционного обучения. Образовательные модули реализуются в каникулярное время, а также в летнем оздоровительном лагере (по отдельному расписанию).
Формы занятий
Обучение по программе основано на активном применении современных информационных технологий и интерактивных средств обучения.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется парная и индивидуальная работа.
Виды занятий по программе предусматривают
ü Лекции
ü Практические занятия
ü Тематические беседы
ü Конкурсы
ü Игры
ü Онлайн-тестирование и онлайн-квесты
ü Театральные представления
Кроме того, предусматривается аудиторная и внеаудиторная работа по программе. Внеаудиторная работа – дистант.
Оздоровительные моменты на занятиях:
Ø минутки релаксации;
Ø гимнастика для глаз
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и творческого развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством изучения культуры, истории и языка другой страны.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с основами французского языка;
- познакомить обучающихся с историей и культурой Франции;
- научить воспитанников воспринимать и отличать на слух французскую речь;
- обучить основам этикета «Comme il faut»;
Развивающие:
- развивать фантазию, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории и культуре других стран;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности;
- Развивать способности к изучению иностранных языков.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время занятий, при общении с представителями другой культуры, другой национальности;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ:
1) теоретические (знакомство с алфавитом, интонацией, изучение исторически- и культурно важных моментов в жизни страны изучаемого языка);
2) практические (непосредственно поддержание беседы на иностранном языке, общение в группе, проектная деятельность).
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов (11 лет).
ОСОБЕННОСТ НАБОРА ДЕТЕЙ – свободный.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:
ü групповая работа;
ü работа в парах;
ü индивидуальная работа;
ü практическая игра;
ü игровые упражнения, направленные на усвоение лексических единиц и грамматических конструкций;
ü теоретические занятия;
ü участие в театральных постановках, концертах.
Ожидаемые результаты освоения программы
Предполагается, что в результате изучения этой дисциплины обучающиеся
1 уровень:
должны знать:
ü французский алфавит и особенности французской интонации;
ü правила поведения в обществе;
ü основные значимые моменты истории страны;
уметь:
ü построить мини-диалог на элементарном уровне на французском языке;
ü рассказать о себе и своем городе/ селе на элементарном уровне.
2 уровень:
учащиеся должны знать:
ü лексический минимум по темам, указанным в планировании;
ü отличительные культурные аспекты Франции и значимые моменты ее истории;
уметь:
ü построить монолог и диалог на элементарном уровне в рамках тем, указанных в планировании;
ü решать коммуникативную задачу, слышать собеседника;
ü общаться, соблюдая правила вежливости;
ü сравнивать культуру своей страны и страны изучаемого языка, относиться к культуре и традициям других стран с уважением, толерантно.
Конечным результатом считается умение вести диалог/ строить диалог на элементарном в рамках тем, указанных в планировании данной программы ,с соблюдением норм французского языка и культурных норм Франции.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
ü Практическое занятие
ü Проектная работа
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Что вы знаете о Франции? |
6 |
3 |
3 |
Собеседование, опрос |
2 |
Меня зовут |
6 |
3 |
3 |
тестирование, записи в тетради, диалоги |
3 |
Моя семья и мой дом |
6 |
4 |
2 |
составление мини-рассказа |
4 |
Город или деревня |
7 |
3 |
4 |
онлайн-тест, мини-проект, составление диалога |
5 |
Моя школа |
5 |
3 |
2 |
мини-рассказ |
6 |
Спорт |
12 |
7 |
5 |
мини-проект, онлайн-тест, диалог |
7 |
Еда |
19 |
11 |
8 |
мини-проекты, онлайн-тесты, диалоги |
8 |
Как дела? |
8 |
3 |
5 |
тест, диалог, мини-проекты |
9 |
Мой домашний питомец |
6 |
2 |
4 |
тест, рисунок |
10 |
Погода |
10 |
6 |
4 |
диалог, мини-проект, рисунок |
11 |
География Франции |
17 |
12 |
5 |
онлайн-тест, промежуточная аттестация, туристический маршрут по Вязьме |
Итого: |
102 |
57 |
45 |
|
Календарный учебный план
№ п/п |
Дата |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Тип занятия |
1 |
|
Раздел 1. «Что вы знаете о Франции?» Вводное занятие. Беседа о Франции. |
1 |
Аудиторное |
2 |
|
Что такое французский язык? Его отличительные особенности. Интонация. |
1 |
Аудиторное |
3 |
|
Просмотр фильма о Франции |
1 |
Внеаудиторное |
4 |
|
Счет 1-29. Сравнение с английским и русским языком. |
1 |
Аудиторное |
5 |
|
Правила чтения. |
1 |
Аудиторное |
6 |
|
Отработка правил чтения. |
1 |
Внеаудиторное |
7 |
|
Раздел 2 «Меня зовут…». Личные местоимения |
1 |
Аудиторное |
8 |
|
Глаголы «быть» и «иметь». |
1 |
Аудиторное |
9 |
|
Просмотр фильма об истории Франции |
1 |
Внеаудиторное |
10 |
|
Составление диалогов с использованием личных глагольных форм |
1 |
Аудиторное |
11 |
|
Отработка восприятия на слух элементарных предложений на французском |
1 |
Аудиторное |
12 |
|
Просмотр фильма о Франции |
1 |
Внеаудиторное |
13 |
|
Раздел 3 «Моя семья и мой дом». Дома во Франции. |
1 |
Аудиторное |
14 |
|
Члены семьи. |
1 |
Аудиторное |
15 |
|
Подготовка мини-рассказа с иллюстрациями о своей семье |
1 |
Внеаудиторное |
16 |
|
Представление рассказов учителю и одноклассникам |
1 |
Аудиторное |
17 |
|
Цвета. Описание дома. |
1 |
Аудиторное |
18 |
|
Просмотр фильма о домах во Франции |
1 |
Внеаудиторное |
19 |
|
Раздел 4 «Город или деревня». Улица. Знакомство с лексикой. |
1 |
Аудиторное |
20 |
|
«Где ты живешь?» План моей улицы |
1 |
Аудиторное |
21 |
|
Онлайн-тест по лексическим единицам |
1 |
Внеаудиторное |
22 |
|
Построение диалога «Где ты живешь?» |
1 |
Аудиторное |
23 |
|
Построение мини-диалога «Как пройти…?» |
1 |
Аудиторное |
24 |
|
Мини-проект с рисунком «Мой дом» |
1 |
Внеаудиторное |
25 |
|
Защита мини-проекта |
1 |
Аудиторное |
26 |
|
Раздел 5 «Моя школа». Знакомство с лексическими единицами, закрепление их в речи |
1 |
Аудиторное |
27 |
|
Просмотр фильма о французских школах |
1 |
Внеаудиторное |
28 |
|
«Мой класс» |
1 |
Аудиторное |
29 |
|
Построение диалога-расспроса о своем классе и своей школе в парах |
1 |
Аудиторное |
30 |
|
Запись видео с мини-рассказом о своей школе, своем классе |
1 |
Внеаудиторное |
31 |
|
Раздел 6 «Спорт». Виды спорта и спортсмены. |
1 |
Аудиторное |
32 |
|
Спортивная площадка. |
1 |
Аудиторное |
33 |
|
Просмотр фильма об известных французских спортсменах. |
1 |
Внеаудиторное |
34 |
|
Стадион при школе. Городской стадион. Описание. |
1 |
Аудиторное |
35 |
|
Олимпийские игры. |
1 |
Аудиторное |
36 |
|
Просмотр фильма о Пьере де Кубертене. |
1 |
Внеаудиторное |
37 |
|
«Я люблю…»/ «Я не люблю…». Говорим о своих предпочтениях (монолог) |
1 |
Аудиторное |
38 |
|
«Мой любимый вид спорта» |
1 |
Аудиторное |
39 |
|
Мини-проект с иллюстрациями «Мой любимый спорт» |
1 |
Внеаудиторное |
40 |
|
Защита проекта |
1 |
Аудиторное |
41 |
|
Построение диалогов в парах «Ты любишь…?» |
1 |
Аудиторное |
42 |
|
Выполнение культурологического теста онлайн |
1 |
Внеаудиторное |
43 |
|
Раздел 7 «Еда». Прием пищи |
1 |
Аудиторное |
44 |
|
Традиционные французские рецепты. Французские деликатесы, известные во всем мире |
1 |
Аудиторное |
45 |
|
Мини-проект «Составляем меню на завтра». |
1 |
Внеаудиторное |
46 |
|
Спряжение глагола «хотеть» |
1 |
Аудиторное |
47 |
|
Спряжение глагола «мочь» |
1 |
Аудиторное |
48 |
|
Мини-проект «Я умею… / Я хочу…» |
1 |
Внеаудиторное |
49 |
|
«Мы идем в магазин». Знакомство с лексикой |
1 |
Аудиторное |
50 |
|
Знакомство с грамматическим временем Passé Compose |
1 |
Аудиторное |
51 |
|
Мини-проект с иллюстрациями «Что у меня в корзинке покупателя?» |
1 |
Внеаудиторное |
52 |
|
Защита мини-проекта |
1 |
Аудиторное |
53 |
|
Построение диалогов парах «Еда во Франции» |
1 |
Аудиторное |
54 |
|
Выполнение заданий онлайн (тест по культуре Франции) |
1 |
Внеаудиторное |
55 |
|
Будущее простое время. Работа над каллиграфией и орфографией |
1 |
Аудиторное |
56 |
|
Кафе и рестораны. Французская кухня. |
1 |
Аудиторное |
57 |
|
Просмотр фильма о французской кухне |
1 |
Внеаудиторное |
58 |
|
Сравнение русской и французской кухни: сходства и различия |
1 |
Аудиторное |
59 |
|
Уникальные блюда Франции и России |
1 |
Аудиторное |
60 |
|
Мини-проект с иллюстрациями «Мое любимое блюдо французской/ русской кухни» |
1 |
Внеаудиторное |
61 |
|
Защита мини-проектов |
1 |
Аудиторное |
62 |
|
Раздел 8 «Как дела?» Построение мини-диалогов в парах. |
1 |
Аудиторное |
63 |
|
Подготовка вопросов к собеседнику. Выполнение культурологического теста онлайн |
1 |
Внеаудиторное |
64 |
|
«Мой друг». Описание внешности. Повторение темы «Цвета» |
1 |
Аудиторное |
65 |
|
Личностные характеристики. |
1 |
Аудиторное |
66 |
|
Мини-проект с иллюстрациями «Портрет моего друга» |
1 |
Внеаудиторное |
67 |
|
Защита мини-проекта |
1 |
Аудиторное |
68 |
|
Одежда |
1 |
Аудиторное |
69 |
|
Квиз «Угадай, о ком идет речь» |
1 |
Внеаудиторное |
70 |
|
Раздел 9 «Мой домашний питомец»» |
1 |
Аудиторное |
71 |
|
Животные: домашние и дикие |
1 |
Аудиторное |
72 |
|
Конкурс рисунков домашних животных с мини-рассказом на французском языке |
1 |
Внеаудиторное |
73 |
|
Защита работ |
1 |
Аудиторное |
74 |
|
Диалоги-расспросы с одноклассниками |
1 |
Аудиторное |
75 |
|
Запись голосового сообщения однокласснику на заданную тему. Взаимная проверка. |
1 |
Внеаудиторное |
76 |
|
Раздел 10 «Погода» |
1 |
Аудиторное |
77 |
|
Безличная конструкция Il fait + прилаг. |
1 |
Аудиторное |
78 |
|
Названия месяцев |
1 |
Внеаудиторное |
79 |
|
Времена года |
1 |
Аудиторное |
80 |
|
Работа с аутентичными текстами (аудирование) |
1 |
Аудиторное |
81 |
|
Работа с аутентичными текстами по теме (чтение) |
1 |
Внеаудиторное |
82 |
|
Составление мини-диалогов «Какая сегодня погода?» |
1 |
Аудиторное |
83 |
|
Мой день рождения. Дата рождения |
1 |
Аудиторное |
84 |
|
Мини-проект с иллюстрациями «Какая погода в это время года?» |
1 |
Внеаудиторное |
85 |
|
Защита мини-проектов |
1 |
Аудиторное |
86 |
|
Раздел 11 «География Франции» |
1 |
Аудиторное |
87 |
|
Знакомство с картой. |
1 |
Внеаудиторное |
88 |
|
Моря и реки. Горы. Провинции. |
1 |
Аудиторное |
89 |
|
Стороны света. |
1 |
Аудиторное |
90 |
|
Просмотр фильма о географическом положении Франции |
1 |
Внеаудиторное |
91 |
|
Французские провинции. |
1 |
Аудиторное |
92 |
|
Города Франции. |
1 |
Аудиторное |
93 |
|
Просмотр фильмов о городах Франции. |
1 |
Внеаудиторное |
94 |
|
Париж. План города. Знакомство с достопримечательностями города |
1 |
Аудиторное |
95 |
|
Активизация лексических единиц по теме «Достопримечательности» |
1 |
Аудиторное |
96 |
|
Рассказ о достопримечательности, которая понравилась больше всего |
1 |
Внеаудиторное |
97 |
|
Достопримечательности родного города/ села |
1 |
Аудиторное |
98 |
|
Разработка туристических маршрутов по городу Вязьма/ селу Андрейково и окрестностям для франкоговорящих туристов |
1 |
Аудиторное |
99 |
|
1 |
Внеаудиторное |
|
100 |
|
Промежуточная аттестация (проектная работа) |
1 |
Аудиторное |
101 |
|
Анализ ошибок и недочетов в проектной работе |
1 |
Аудиторное |
102 |
|
Выполнение онлайн-квеста |
1 |
Внеаудиторное |
Содержание программы.
Раздел 1»Что вы знаете о Франции?»
Что такое французский язык. Интонация. Счет. Правила чтения.
Раздел 2 «Меня зовут»
Личные местоимения. Глаголы «быть» и «иметь». История Франции.
Раздел 3 «Моя семья и мой дом»
Дома во Франции. Члены семьи. Цвета. Описание дома.
Раздел 4 «Город или деревня»
Улица. Где ты живешь? План улицы. Как пройти…? Мой дом.
Раздел 5 «Моя школа»
Школа во Франции. Мой класс.
Раздел 6 «Спорт»
Виды спорта и спортсмены. Спортивная площадка. Стадион. Олимпийские игры. Мой любимый вид спорта.
Раздел 7 «Еда»
Прием пищи. Традиционные французские рецепты. Деликатесы. Составляем меню. Спряжение глаголов «хотеть» и «мочь». Я умею. Мы идем в магазин. Что у меня в корзинке покупателя? Грамматическое время Passé Composé. Кафе и рестораны. Французская кухня. Уникальные блюда во Франции и в России. Мое любимое блюдо.
Раздел 8 «Как дела?»
Мой друг. Описание внешности. Цвета (повторение). Личностные характеристики. Портрет моего друга. Одежда.
Раздел 9 «Мой домашний питомец»
Животные: домашние и дикие.
Раздел 10 «Погода»
Безличная конструкция Il fait… Названия месяцев. Времена года. Какая сегодня погода? Мой день рождения. Дата рождения.
Раздел 11 «География Франции»
Знакомство с картой. Горы. Моря и реки. Провинции. Стороны света. Города Франции. Париж. План города. Достопримечательности. Туристический маршрут.
Условия реализации программы
Занятия проходят в специально оборудованном кабинете с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по темам.
Методическое обеспечение программы
Методика преподавания по программе включает разнообразные формы, методы и приемы обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач.
В реализации программы используются как традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические), так и активные и интерактивные методы обучения, игровые технологии, метод проектов, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, что обеспечивает реализацию поставленной цели и задач.
Для отслеживания результатов реализации образовательной программы применяются разнообразные формы и методы контроля, проводится диагностика по критериям и показателям формирования личности учащихся.
Выбор методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания занятия, от уровня развития детей.
Методы, приемы обучения
Текущий контроль усвоения учащимися знаний и умений в ходе учебных занятий проводится:
· методами устного контроля: беседа, сообщение о выполненной работе, рассказ ученика;
· методами письменного контроля: составление конспекта; составление диалогов и монологов;
· методами практического контроля: онлайн-тесты (разные уровни сложности);
· наблюдение за действиями учащихся в процессе контроля: выявление готовности учащихся к занятию, усвоение ранее изученного материала, умение приложить знания на практике, самостоятельность в работе, организация и планирование труда, качество выполнения работы, время выполнения задания, культура труда.
Формы аттестации обучающихся
Тематический контроль осуществляется при оценке усвоенных знаний и овладения умениями по определенной теме и проводится в ходе построения монологических и диалогических высказываний, подготовки и защиты мини-проектов;
Итоговый контроль осуществляется по прохождении законченного курса в виде проектной работы «Составление туристического маршрута по Вязьме на французском языке» и в виде теста.
Виды контроля включают:
ü входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;
ü промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
ü итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
Список литературы
1. Береговская Э. М., Белосельская Т. В. Синяя Птица. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. М: Просвещение, 2019.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.