Программа кружка «Оригами» Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет Срок реализации: 1 год
Оценка 4.9

Программа кружка «Оригами» Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет Срок реализации: 1 год

Оценка 4.9
docx
29.06.2021
Программа кружка «Оригами» Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет Срок реализации: 1 год
phpW1EXxo_Programma-origami.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                              Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                     Электронный адрес:[email protected]

                                                                         

 

 Принята педагогическим советом

                                                                 

 Протокол № от «____»_______2021 г.

                                                                                                            

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №51»

____________Ильясов В. И.

 

Программа кружка

«Оригами»

Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет

Срок реализации: 1 год

 

https://sch656.mskobr.ru/images/DSC07904.JPG

Руководитель кружка

Учитель-логопед

Ахмедова Н.А.

 

 

 

 

г. Махачкала

2021г.

Пояснительная записка

Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная программа кружка «Оригами».

Программа кружка  включает в себя не только обучение оригами, но и создание  индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых  используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа использует инсценировки сказок, басен, проведение игр и соревнований игр и соревнований. Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей с ОВЗ. Также во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы , используются  записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Актуальность данной программы  продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку с ОВЗ возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?

Оригами:

- развивает у обучающихся способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у обучающегося возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

- составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

- использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития обучающихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Т.о., занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать бумажные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Основные направления содержания деятельности

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, при накоплении ребенком достаточного опыта вводится самостоятельная работа по схемам. Особо успешные в оригами дети берут на себя роль консультантов, помогая разобраться в технике складывания другим ребятам. 

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как

- доступность,

- достоверность,

- повторяемость,

- практичность.

Цели и задачи

Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, формирование мировоззрения личности, воспитание нравственности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

- обучающая – научить базовым формам оригами и на их основе научить складывать модели, учить читать технологическую карту, учить читать схемы, обучить конструированию в технике оригами, выявить и укрепить изобретательские способности ребенка, расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

- развивающая – повысить у детей такие качества как внимательность, самостоятельность, коммуникабельность, открыть творческий потенциал ребенка. Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

- воспитывающая - воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 36 часов в год. В кружок принимаются все желающие, обучающиеся в возрасте от 7 лет.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Формы обучения

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Планируемые  результаты

По прохождении полного курса обучающиеся

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы складывания;

• Основные базовые формы;

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

• Простейшие модули;

• Правила техники безопасности.

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Различать и складывать базовые формы;

• Выполнять на основе базовых форм различные модели;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учебно – тематический план кружка «Оригами»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

теория

практика

всего

1

I. Знакомство

 

 

 

 

 

 

История оригами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги.

1

-

1

Групповое занятие

Стартовая аттестация

2-3

II. Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «треугольник». Изготовление моделей: яхта, щенок, котенок, стакан, салфетка «Лилия»

1

1

2

Групповое занятие

Выставка

Задание

Наблюдение

4-9

III. Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «воздушный змей».

Изготовление моделей: парусник, гномик, кот. Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок.

Составление композиций из модулей

 

1

5

6

Групповое занятие

Соревнование

Задание

Наблюдение

10-11

IV. Базовая форма КНИГА

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «книга». Изготовление моделей: лодка, цветочек.

1

1

2

Групповое занятие

Задание

Наблюдение

12-13

V. Базовая форма ДВЕРЬ

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «дверь». Изготовление моделей: поросенок, автомобиль, лиса.

1

1

2

Групповое занятие

Задание

Наблюдение

Опрос

14-15

VI. Базовая форма ДОМ

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «дом». Изготовление моделей: кресло, говорящая лиса.

1

1

2

Групповое занятие

Выставка

Задание

Наблюдение

16-17

VII. Базовая форма БЛИН

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «блин». Изготовление моделей: игрушка-раскладушка, коробочка

1

1

2

Групповое занятие

Соревнование

Задание

Наблюдение

18-21

VIII. Базовая форма КАТАМАРАН

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «катамаран». Изготовление моделей: парусная лодка, бабочка, маска.

 

Модуль для кусудамы «Цветок».

1

3

4

Групповое занятие

Выставка

Задание

Наблюдение

Опрос

22-25

IX. Базовая форма РЫБА

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «рыба». Изготовление моделей: карп, морской котик, кит, слон, шкатулка, верблюд.

1

3

4

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

Задание

Наблюдение

26-29

X. Базовая форма ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «двойной треугольник».

Изготовление моделей: ходячий гном, надувная рыбка, водяная бомбочка, прыгающая лягушка, летучая мышь, ракета, бабочка, змей Горыныч.

1

3

4

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

Задание

Наблюдение

Промежуточная аттестация

30-33

XI. Базовая форма ДВОЙНОЙ КВАДРАТ

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «двойной квадрат».

Изготовление моделей: тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру.

1

3

4

Групповое занятие

Соревнование

Задание

Наблюдение

34-36

XII. Базовая форма ПТИЦА

 

 

 

 

 

 

Знакомство с базовой фигурой «птица». Изготовление моделей на основе базовой формы «птица»: ворон, цапля, журавлик счастья, ласточка, улитка, мышь, летящий журавль, журавль на гнезде.

1

2

3

Групповое занятие

Выставка творческих работ

Задание

Наблюдение Итоговая аттестация

 

Итого

12

24

36

 

 

Содержание программы

1. Знакомство.

Теория: Знакомство с программой теоретического и практического обучения. Проведение Сказка – оригами «шапка капитана». История оригами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги. Правила безопасного труда.

Знания

- из истории оригами;

- условные знаки, принятые в оригами;

- термины, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

2-3. Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК

Теория: Что такое базовые формы? Рассказ о базовых формах оригами. Знакомство с базовой фигурой «треугольник».

Практика: Сказка-оригами «Хитрый зверь». Изготовление моделей на основе базовой формы «треугольник»: яхта, щенок, котенок, стакан, салфетка «Лилия».

Знания

- условные знаки, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

- базовые формы: треугольник;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: треугольник;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

4-9. Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Теория: Знакомство с базовой фигурой «воздушный змей». Беседа «Что такое модуль?» Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок. Последовательность выполнения модулей.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «воздушный змей»: парусник, гномик, кот. Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок. Составление композиций из модулей

Знания

- условные знаки, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

- базовые формы: воздушный змей;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: воздушный змей;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

10-11. Базовая форма КНИГА

Теория: Знакомство с базовой фигурой «книга». Последовательность выполнения базовой фигуры. Модуль: лепесток астры, последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «книга»: лодка, цветочек. Изготовление модуля: лепесток астры.

Знания

- базовые формы: книга;

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения

- складывать более сложные базовые формы: книга;

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.

12-13. Базовая форма ДВЕРЬ

Теория: Знакомство с базовой фигурой «дверь». Последовательность выполнения базовой фигуры.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «дверь»: поросенок, автомобиль, лиса.

Знания

- базовые формы: дверь;

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения

- складывать более сложные базовые формы: дверь;

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.

14-15. Базовая форма ДОМ

Теория: Знакомство с базовой фигурой «дом». Последовательность выполнения базовой фигуры.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «дом»: пианино, кресло, говорящая лиса.

 Знания

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся  часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: дом,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

16-17. Базовая форма БЛИН

Теория: Знакомство с базовой фигурой «блин». Модуль: виноградинка. Последовательность выполнения базовой фигуры «блин» и модуля виноградинка.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «блин»: игрушка-раскладушка, коробочка «санбо», корона. Изготовление модуля: виноградинка

Знания

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: блин,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

- складывать квадрат, деля его на треугольники, прямоугольники и квадраты меньшей площади, каждый раз разворачивая лист в исходное положение.

18-21. Базовая форма КАТАМАРАН

Теория: Знакомство с базовой фигурой «катамаран». Модуль для кусудамы «Цветок». Последовательность выполнения базовой фигуры «катамаран»и модуля для кусудамы «Цветок».

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «катамаран»: парусная лодка, бабочка, маска. Изготовление модуля для кусудамы «Цветок».

Знания

- базовые формы: катамаран

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения

- складывать более сложные базовые формы: катамаран

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.

22-25. Базовая форма РЫБА

Теория: Знакомство с базовой фигурой «рыба», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «рыба»: карп, морской котик, кит, слон, шкатулка, верблюд.

Знания

- базовые формы: рыба

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения

- складывать более сложные базовые формы: рыба

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.

26-29. Базовая форма ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Теория: Знакомство с базовой фигурой «двойной треугольник», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной треугольник»: ходячий гном, надувная рыбка, водяная бомбочка, прыгающая лягушка, летучая мышь, ракета, бабочка, змей Горыныч.

Знания

- базовые формы: двойной треугольник

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения

- складывать более сложные базовые формы: двойной треугольник

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.

30-33. Базовая форма ДВОЙНОЙ КВАДРАТ

Теория: Знакомство с базовой фигурой «двойной квадрат», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной квадрат»: коробочка, коробочка «Звезда», цветок, тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру.

Знания

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся  часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: двойной квадрат,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

- складывать квадрат, деля его на треугольники, прямоугольники и квадраты меньшей площади, каждый раз разворачивая лист в исходное положение.

34-36  Базовая форма ПТИЦА

Теория: Знакомство с базовой фигурой «птица», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «птица»: ворон, цапля, журавлик счастья, ласточка, улитка, мышь, летящий журавль, журавль на гнезде.

Знания

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся  часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: птица,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

Календарный год рассчитан на 36 рабочих недель, 1 час в неделю, общее количество часов 36, из них -12 часов теории, 24часа практики.

 

Формы аттестации

Оценка результатов образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, и т.п. Ребенок, сравнивая свою работу с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Методическое обеспечение программы

темы

Форма занятия

Приемы и методы

организации

Методический и дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Рассказ

Проведение сказки-оригами, Иллюстративный рассказ, демонстрация моделей.

Образцы моделей, образцы бумаги, книги, таблицы по технике безопасности

Анкетирование

2

Беседа. Практическое занятие.

 

 

 

 

 

 

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем. Индивидуальная помощь.

Таблица базовых форм,

Таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели.

Тесты. Анализ выполненных моделей.

3

Беседа. Рассказ. Практическое занятие.

Объяснение, показ наглядного материала, работа с учителем, индивидуальная помощь.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели и модули.

Наблюдение за работой детей. Анализ выполненных моделей.

4

Беседа. Рассказ. Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, индивидуальная работа. Освоение и закрепление новых навыков работы.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели и модули.

Анализ выполненных моделей. Коррекция по возможности.

5

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем. Работа со схемами. Индивидуальная работа

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели.

Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ.

6

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем. Индивидуальная помощь. Выявление недостатков.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели.

Анализ выполненных моделей. Наблюдение за работой детей.

7

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем, индивидуальная помощь, работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели

Анализ выполненных моделей. Наблюдение за работой детей

8

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем. Индивидуальная работа. Работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели и модули.

Анализ выполненных моделей. Выявление причин недостатков.

9

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем. Индивидуальная работа. Работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели и модули.

Анализ выполненных моделей. Выявление причин недостатков.

10

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала. Индивидуальная работа. Работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели

Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ

 

11

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала. Индивидуальная работа. Работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели

Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ

 

12

Беседа. Рассказ.

Практическое занятие

Объяснение, демонстрация наглядного материала. Индивидуальная работа. Работа со схемами.

Таблица базовых форм,

таблица основных приемов складывания, схемы моделей, готовые модели

Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ

 

13

Выставка

Коллективное исполнение

 

Оценка работ посетителями выставки

 

Условия реализации программы

1. Столы

2. Стулья

3. Шкаф (для литературы, папок, инструментов)

4. Шкаф для изделий и образцов

5. Доска

6. Стенды

7. Уголок техники безопасности

8. Бумага

9. Картон

10. Цветная бумага

11. Ножницы

12. Карандаши

13. Клей

14. Краски

15. Кисточки

Список литературы

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: бумажный зоопарк. – С.-Пб., Литера, 2003

2. Биддл С., Биддл М. Искусство оригами. – М.: Мой мир, 2005 3. Выгонов В.В. Трехмерное оригами. – М.: МСП, 2005.

4. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: МСП, 2006.

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Дорогова Е.Ю., Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2008.

7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000

8. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс,2006.

9. Щеглова А.В. Оригами для детей и взрослых. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», М.: ИД «Рипол Классик», 2007

Интернет ресурсы

1. www:origami.kulichki.ru

2. www:origami.ru

3. www:origami.ramot.ru

4. www:origami.by.ru

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                              Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                     Электронный адрес:[email protected]

                                                                         

Рецензия
на индивидуальную программу педагогического развития на тему:
«Развитие интеллектуальных способностей школьников через художественное творчество (оригами)»

Учителя-логопеда

МБОУ «Лицей №51»

Ахмедовой Назибат Аликулиевны


Рецензируемая программа включает в себя пояснительную записку, перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности, пооперационные карты оригами, диагностический инструментарий, диск с обучающими презентациями и дидактическими играми и список литературы.
Автор посвящает свою работу развитию интеллектуальных способностей детей школьного возраста через художественно-творческую деятельность, ставя перед собой цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Новизна данной работы заключается в удовлетворении детьми познавательных интересов, расширении информированности в таких образовательных областях как «Познание» и «Художественное творчество», обогащении навыков общения и приобретении умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также образовательная деятельность по программе способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
В ходе реализации программы педагог решает такие задачи, как:
Знакомство детей с базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Способствование созданию игровых ситуаций, расширение коммуникативные способности детей.
Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, обучение аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Воспитание интереса к искусству оригами.
Взаимодействуя с детьми школьного возраста, педагог обеспечивает условия для проявления субъектной позиции в изучении окружающего мира.
Для организации дидактического процесса на основе предпочитаемых видов детской деятельности педагог разработала вариативные формы выполнения одного и того же задания. Так, для изготовления одной и той же поделки возможно использование разных пооперационных схем.
Хочу отметить, что обучая школьников оригами, педагог реализует преимущественно такие методы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, проблемного изложения.
Методику работы с детьми Назибат Аликулиевна построила на следующих принципах:
Принципе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
Принципе развития;
Принципе природосообразности воспитания;
Культурно-деятельностном принципе;
Принципе взаимодействия;
Принципе доверительного сотрудничества;
Принципе взаимного развивающего влияния педагог – ребенок.
Отборе содержания доступного детям 7-10 лет;
Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
Индивидуального подхода к детям.
В данной программе широко представлены новые педагогические технологии:
Личностно-ориентированные;
Технологии сотрудничества;
Проблемно-поисковые;
Технология развивающих игр.
Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Программа прошла апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт, обеспечивающий единый процесс социализации и индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей, способностей.
Автором разработан подробный учебно-тематический план, конспекты образовательной деятельности с дополнениями в виде пооперационных схем и обучающих презентаций.
Рекомендую использование программы «Развитие интеллектуальных способностей школьников через художественное творчество (оригами)» для школьников к распространению опыта работы педагога.

Рецензент

 Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Пояснительная записка Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно?

Пояснительная записка Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно?

В процессе конструирования у обучающегося возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное…

В процессе конструирования у обучающегося возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное…

Т.о., занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности

Т.о., занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, при накоплении ребенком достаточного опыта вводится самостоятельная работа по схемам

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, при накоплении ребенком достаточного опыта вводится самостоятельная работа по схемам

Задачи: - обучающая – научить базовым формам оригами и на их основе научить складывать модели, учить читать технологическую карту, учить читать схемы, обучить конструированию в…

Задачи: - обучающая – научить базовым формам оригами и на их основе научить складывать модели, учить читать технологическую карту, учить читать схемы, обучить конструированию в…

Планируемые результаты По прохождении полного курса обучающиеся

Планируемые результаты По прохождении полного курса обучающиеся

История оригами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги

История оригами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги

VIII. Базовая форма КАТАМАРАН

VIII. Базовая форма КАТАМАРАН

Содержание программы 1. Знакомство

Содержание программы 1. Знакомство

Умения - складывать более сложные базовые формы: книга; - дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы; - вырезать ножницами круглые и овальные детали

Умения - складывать более сложные базовые формы: книга; - дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы; - вырезать ножницами круглые и овальные детали

Базовая форма КАТАМАРАН Теория:

Базовая форма КАТАМАРАН Теория:

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной квадрат»: коробочка, коробочка «Звезда», цветок, тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной квадрат»: коробочка, коробочка «Звезда», цветок, тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру

Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием

Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием

Беседа. Рассказ. Практическое занятиеОбъяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем

Беседа. Рассказ. Практическое занятиеОбъяснение, демонстрация наглядного материала, работа с учителем

Беседа. Рассказ. Практическое занятие

Беседа. Рассказ. Практическое занятие

Клей 14. Краски 15. Кисточки

Клей 14. Краски 15. Кисточки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021