МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»
142715, Московская область, Ленинский район,
п. совхоза им. Ленина тел. 8 (495) 548-65-44
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ совхоза им. Ленина
__________________________ Т.Г. Рыбкина
Приказ № ______ от «___» ____________ 2019 г.
Общеобразовательная программа
дополнительного общеразвивающего образования
«Школьное ТВ»
название, предмет
7-10лет, 1-4 классы
возраст, класс
2019-2020 учебный год
срок реализации программы
ПДО: Паршин Виктор Георгиевич, высшая
Ф.И.О., кв. категория
Посёлок совхоза им. Ленина
2019 год
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьного телевидения. Работа по созданию школьных телепередач помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание школьного телевидения является очень актуальным.
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное. Тематика телепередач, формы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические выпуски, праздничные программы, музыкальные программы, поздравления и т.д.
Каждую тему передачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), и поэтому рабочая программа объединения предполагает занятия по медиакультуре, ИКТ, составлению и написанию интервью, репортажей и т. д. Участие школьников в системе школьного телевещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уров ень культуры, выразительность речи.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, и предполагает выпуск передач по самым различным направлениям: спортивно-оздоровительное, гуманитарное, художественно -эстетическое, гражданско – патриотическое, развлекательное.
Работа объединения «Школьное телевидение» организована на совместную работу со школьным самоуправлением, администрацией школы.
Цели и задачи
Цели
«Школьное телевидение» создается в целях повышения результативности учебно- воспитательного процесса, организации на его базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи
- развивать интерес детей к овладению ИКТ - тех нологиями;
- развивать медиакультуру учащихся;
- формировать ИКТ - компетентности учащихся;
- развивать умени я анализировать и оценивать полученную информаци ю, необходимую для выполнения различных задач;
- формировать умения со здавать цифровую информацию для эффективного общения; - формировать умения использовать технические средства для облегчения работы с
аудиторией;
- формировать умения передачи результатов своей работы в электронном виде с помощью различных средств.
Основные направления деятельности
Информационная.
«Школьное телевидение» - самая оперативная и многогранная форма передачи
информации о событиях и фактах из жизни школы и сельского поселения Совхоз им. Ленина.
Образовательная.
Подготовка программ требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора, оператора, монтажера. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам записи и воспроизведения фонограмм и телепередач, работа с аудиотехникой и видеотехникой. В результате работы с детьми по выпуску телепередач возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная.
Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьного телевидения позволяет с пользой занять их свободное время, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение.
Тематика передач: выпуск информационных программ; тематические выпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы по заявкам участников образовательного процесса; конкурсы и викторины (2-3 раза в год).
Примерные темы конкурсов: «Моя школа», «Коллективный портрет класса», «Однажды на уроке» и др. По предложенным на конкурсе темам ребя та пишут сочинения, эссе, стих и, берут интервью, делают презентации, видеоролики, анимации. Во время проведения в школе «Недели (месячника) знаний» можно использовать такую форму работы, как викторина по предмету. Традиционные р убрики передач:
«Учись учиться», «Г оворит дежурный класс», «Спортивные новости», «Рассказы о профессиях», «Вести из класса», «Встре чи с прекрасным» и др. Каждую тему передачи надо стараться облечь в интересн ую форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это засл ужи л.
Содержание программы
Рабочая программа объединения «Школьное телевидение» для об учающихся в рамках кр ужка вне урочной деятельности 1 - 4классов:
1. Мод уль «Медиакультура» -13 часов.
2. Модуль «Мир м ультимедиа технологий» - 15 часов.
3. Модуль «Оператор-режиссер авторского видео» - 7 часов.
Модуль «Медиакультура»
Целью является знакомство с основами средств массовой коммуникации, созданных на аудиовизуальной основе (звукозапись, фотография, кино, телевидение, видео). Работа по модулю поможет сфор мировать у учащихся кул ьтуру взаимодействия с СМК: развить навыки восприятия, анализа и интерпретации медиатекстов, критическое мышление по отношению к медиа-продукции, обучить различным способам самовыражения при помощи медиа, развить на этом материале творческие способности учащих ся. В основу положены четыре основные вида дея тельности:
1) формирование навыков восприятия произведений (п родукции) медиа;
2) интерпретация рез ул ьтатов восприяти я, эстетическая оценка увиденного,
услышанного;
3) пол учение зн аний о каждом средств е комм уникации, его языке, средствах
выразительности;
4) творческая деятельность, основанная на использовании различных медиа, создание своего «произведения», выполненного на языке одного из средств массовой коммуникации.
Модуль призван сформировать первоначальные представления о том, для чего нужны и какую роль играют СМК в нашей жизни, показать, что в каждом из них используются разные средства, разный язык для создания произведений. Занятия строятся на беседах с учащимися, восприятии ими разных медиатекстов, их анализе, собственной творческой деятельности, в процессе которой дети должны выполнить доступные им задания и упражнения, помогающие понять специфику того или иного медиа.
1.Вводное занятие. (1 ч.)
Откуда люди узнают о том, ч то происходит в их городе, стране, в мире.
2. Фотография (2 ч.)
Для чего люди снимают фотографии? Фотографии – застывшее мгновение. Фотографии семейные и фотографии в газетах, журналах, книгах - чем они отличаются, о чем может рассказать фотография. Какие бывают фотографии - первое представление о видах и жанрах фотографии (пейзаж, портрет, жанровый снимок). Фотография и картина - чем они отличаются. Работа с фотографией.
З. Звукозапи сь (2 ч.)
Где использ уется звукозапись? Прослушивание в звукозаписи стихов, сказок, песен для детей, музыки из мультипликационных фильмов. Запись чтения детьми любимых стихов, звуковых писем. Игра-драматизация под звукозапись. Слушание радиопередач для детей. Собственная творческая деятельность (записать чтения стихотворений, беседы на важную для них тему, в которой участвует несколько учащихся и т.д.).
4.Кино (1ч.)
Кино - экранное искусство. Чем оно отличается от других искусств? Где мы смотрим фильмы (кино, телевидение, видео). Кинотеатр, афиша, сеанс. Поведение зрителя в кинотеатре. Беседа о любимых фильмах. Работа над восприятием и навыками анализа фильма. Развитие внимания к внешнему облику героев (выражение лица, походка, мимика, костюм), месту действия (природа, интерьер). Характеристика героя (поведение, поступки, характер). Сказка на экране. Образ героя в литературе и в фильме: как в фильме показаны герои сказки? Роль автора в создании образа героя, авторское видение героя. Движение на экране. Кино как "ожившее" изображение. Облик героя в кино: движение, жесты, мимика как слагаемые визуального образа. Звук на экране. Как говорят и поют герои фильмов? Развитие внимания к звуковой среде фильма. Звук как слагаемое художественного образа на экране. Цвет в фильме. Цвет и настроение фильма. Характер героя и цветовое решение облика героя. Кадр в фильме: из чего состоит фильм? Первое понятие о кадре. Кадр как часть пространства (фотографический кадр). Кино - рассказ в кадрах. Кино и др угие виды искусства. Синтез традиционных видов искусства в кино (кино и изобразительное искусство, кино и музыка, кино и литература). Монтаж в фильме. Первое представление о монтаже. Соединение кадров и рождение нового смысла. Работа по формированию навыков восприятия мультипликационного фильма. Сюжет фильма, поступки героев, настроения и чувства героев и зри теля, цвет и музыка в кадре). Просмотр и обсуждение художественного игрового фильма. Характеры героев. Юмор в сказке.
5.Телевидение (1 ч.)
Телевидение и кино - чем они похожи? Чем отличаются? Первое представление о видеозаписи. Телевизионная программа и навыки планирования своих просмотров. Беседа о передачах, которые смотрят в семье. Телевидение как домашнее кино. Особенности телевидения: фильм и телепередача - чем они различаются. Просмотр в записи и обсуждение любимых детских передач. Игра в телепередачу.
6. Видео (2 ч.)
Видеосъемка и видео воспроизведение (видео показ). Когда они используются. Видеомагнитофон и видеокамера. Творческая работа: съемки небольших видеосюжетов.
7.Видеосъемка (4 ч.)
Первые представления о видео как средстве фиксации, сохранения и тиражировании произведения экрана. Видеосъемка. Работа с использованием экранных искусств.
Модуль «Мир мультимедиа технологий»
М ультимедиа технологии – это способ ярко, эффективно и понятн о рассказать о сложных процессах и прод уктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.
Главная задача продуктов мультимедиа – удивить слушателя, за интересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слуш ателя.
Решение задачи предполагает:
- помощь в обработке рисунков;
- помощь в постановке целей презентации;
- проработку плана презентации, её логической схемы;
- стилевое решение презентации;
- дизайн слайдов презентации;
- создание анимационных и видеороликов;
- озвучивание презентации;
- сборку презентации;
- помощь в создании домашних слайд – фильмов.
Занятия строятся соответственно возрастн ым особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, плани руется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практик у, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление пер ед зрителями.
В конце обучения – конкурс презентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий.
8. Компьют ерная графика (3 ч.)
Назначение графических редакторов. Растровая графика. Объекты растрового редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты векторного редактора. Инстр ументы графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
Скани рование рисунков, фотографий. Обработка изображений с помощью программы Picture Manager и Paint.
9. Создание фильмов с помощь ю киностудии Windows Live (3 ч.)
Создание и редактирование фильмов с помощью программы Windows - Movie Maker. Основные свед ения о сборниках, проектах и фильмах. Основные правила съемки видеоматериалов и монтажа фильма. Основные правила съемки видеоматериалов и монтажа фильма. Импорт материалов. Монтаж и сохранение проекта. Эффекты проекта. Уровень зв ука.
10.Основы работы с фото и видео камерой (5 ч.)
Исторический ракурс. Устройство фото и видеокамеры. Правила фото и видеосъемки, ух од за фото и видеоаппаратурой.
11. Фото и видеосъемка (4 ч.)
Фоторепортажи. Беседы и интервью. Оформление полученного материала.
Модуль «Оператор-режиссёр авторского Видео»
Мод уль дает учащимся возможность проявить не только творческие, но и технические дарования. В последней части к ур са предусмотрены часы для ин дивидуальных консультаций по авторским работам, в процессе которых учащиеся, испытывающие интерес к операторскому мастерству, монтажу или звукорежиссуре, мог ут пол учить дополнительные знания по этим специальностям и участвовать в работе над общей передачей уже в этом качестве. По этому модулю могут обучаться и новички и учащиеся, уже имеющие определенные навыки обращения с видеокамерой. Учащиеся получают практические навыки обращения с видеокамерой, самостоятельного художественного творчества.
Основным образовательным результатом обучения является целый спектр теоретических знаний и практических умений, которые развивают воображение и творческие способности, расширяют кругозор, профессионально ориентируют; ребенок на практике, в частности в семье, шко ле, применяет приобретенные навыки и знания.
12.Основы операторского маст ерства (2 ч.)
Техника безопасности. Те ника и технология современного ТВ, форматы видеозаписи. Правила и схемы подключения и эксплуатации. Проведение пробной видеосъемки для выработки навыков работы с видеокамерой. Композиция кадра. Анализ отснятого материала. Кадрирование. Содержание кадра. Драматургический сюжет в кадре. Опти ческие искажения.
Рак урс. Кр упность планов. Практи ческая работа: видеосъемка. Анализ отснятого материала. Движение камеры и движение в кадре. Панорама, трансфокация, перевод фокуса. Субъективная и объективная камеры. Внутрикадровый монтаж. Видеосъемка этюдов. Анализ отснятого материала. Освещение: естественное и искусственное. Виды искусственного света.
13. Основы видеомонтажа (2 ч.)
История монтажных теорий. Композиция телевизионной передачи.
Специальные эффекты. Компьютерная обработка видеоизображения. Просмотр и анализ видеоклипов.
Практика видеомонтажа. Практика видеомонтажа. Ввод видеоизображения и простейшие операции.
Практика: Монтаж изображения вывод его на видео.
Практика видеомонтажа. Монтаж музыкального видеоклипа.
14. Основы аудио-монтажа (1 ч.)
Звуковое решение телевизионных пр ограмм. Роль музыки в современном телевидении. Внутрикадровая и закадровая музыка. Единство музыкального решения. Единство стиля музыкального решения. Единство стиля музыки и изобразительного решения.
Практика: Анализ музыкального решения просмотренной передачи.
Звук на телевидении. Шумы в фонограмме передач. Звуковые планы. Акустическая атмосфера. Звуковые эффекты.
Практика: Анализ звукового решения просмотренного фильма.
Основы звукорежиссуры. Аппаратура для записи и обработки звука. Технология
синхронной записи звука и последующего озвучения.
Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука на компьютере.
15.Творческий синтез ( 2 ч.)
Систематизация и закрепление пройденного материала. Индивидуальные консультации по авторской работе. Защита работ.
Содержание курса составляет освоение ИКТ — компетентными учащимися освоение двух видеопрограмм:
1. Adobe Premier Pro;
2. PowerPoint;
Осваивают такие приемы: запись прямого видео с видеокамеры, актуальность отбора материала. Кроме того, учащиеся создают передачу, с пос ледующей её трансляцией.
Школьное телевидение обладает следующими преимуществами:
Участие школьников в системе школьного телевещания раз вивает такие важные личностные качества, как комм уникабельность, общ ую эрудицию, уровень к ульт уры, выразительность речи, дисци плину и ответственность за пор ученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении. Наиболее эффективной формой об учения учащихся является подготовка б удущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Инструмент арий для оценивания - творческие работы учащихся.
Планируемые результат ы
является выпуск телепередач по четырем направлениям:
- спорт ивно-оздоровительное
- гуманит арное (нравственное)
- художественно-э стетическое
- гражданско-патриотическое
Кроме тематических передач предполагается вып уск постоянн о действующих р убрик:
1.Школьные новости.
1. Говорит деж урный класс.
3. Спортивный репортаж.
4. Это интересно.
5. Почем учка.
6. Календарь знаменательных дат.
В результате деятельности кружка уча щиеся овладеют умениями:
- Планировать свою деятельность;
- Организации совместной работы в группе.
Приобрет ут навыки:
- самостоятельной работы;
- прод укти вного разрешения конфликтных сит уаций, возникающих в процессе оформлени я материала;
- творческого взаимодействия с педагогами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- возможности графического редактора и назначени е управляющих элементов;
- особенности растровой графики;
- графические объекты-примити вы;
- технологию создания и редактирования графических объектов.
- назначение и ф ункциональные возможности PowerPoint;
- объекты и инструменты PowerPoint;
- этапы создания презентации;
- технологию работы с каждым объектом презентации.
- историю фото и видеосъемки
- правила безопасности при работе с фото и видео аппаратурой
- правила ухода за фото и видео аппаратурой
- правила взаимодействия в коллекти ве
Учащиеся должны уметь:
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
--создать слайд;
- изменить настройки слайда;
- создать анимацию текста, изображения;
- вставить в презентацию звук и видеоклип;
- создать презентацию из нескольких слайдов;
- организовать рабочее место;
- выполнить правила безопасной работы;
- работать со светотенью;
- работать с сюжетно-тематическим (смысловым) центром;
- подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- выстраивать работу с композицией; вести портретную съемку;
- фотографировать детей; -
- брать интервью;
- составлять репортажи;
- вести видеосъемку.
|
1-4 классы |
Всего часов |
35 |
Количество часов в неделю |
1 |
Количество учебных недель |
35 |
Место курса в учебном плане
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
1 Модуль «Медиакультура» |
||
1. |
Вводное зан ятие |
1 |
2. |
Фотография |
2 |
3. |
Звукозапись |
2 |
4. |
Кино |
1 |
5. |
Телевидение |
1 |
6. |
Видео |
2 |
7. |
Видеосъемка |
4 |
2 Модуль «Мир мультимедиа технологий» |
||
8. |
Компьютерная графика. |
3 |
9. |
Создание фильмов с помощью Adobe Premier Pro |
3 |
10. |
Основы работы с видео камерой |
5 |
11. |
Видеосъемка |
4 |
3 Модуль «Оператор-режиссер авторского Видео» |
||
12. |
Основы операторского мастерства. |
2 |
13. |
Основы видеомонтажа. |
2 |
14. |
Основы аудио-монтажа. |
1 |
15. |
Творческий синтез, закрепление пройденного материала. |
2 |
|
Итого: |
35 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы
1. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с.
2. Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д.. «Справочная книга кинолюбителя» (под общей редакцией Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
4. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.:
Питер, 2002
5. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
6. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991,-160с.
ПРОГРАММНОЕ ОБ ЕСПЕЧЕ НИЕ
Программное об еспечени е для кружка «Школьное телевидение» является стандартным для большинства образовательных учреждени й и ориентировано на программные прод укты фирмы Microsoft:
§операционная система Windows 7;
§графический редактор Paint;
§текстовый процессор Word;
§программа презентаций PowerPoint;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.