Программа кружка внеурочной деятельности "Удивительный мир географии" для обучающихся 5 класса

Программа кружка внеурочной деятельности "Удивительный мир географии" для обучающихся 5 класса

docx
13.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

внеурочка 5 класс Удивительный мир географии.docx

 

 

Муниципальное образование Новокубанский район, х.Марьинский

муниципальное общеобразовательное автономное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 им. В. Н. Барчан х. Марьинского

муниципального образования Новокубанский район

 

      УТВЕРЖДЕНО

                                                                   решением педагогического совета

                                                                  от  30  августа 2019  года протокол № 1

                                                                   Председатель ________В.Ф.Голубец

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

 

кружок

 

«Удивительный мир географии»

 

Срок реализации программы: 1 год

 

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет

 

                                          Составитель: Е.А.Беликова

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности «Удивительный мир географии» для 5 класса составлена для реализации эколого-биологического направления по ФГОС ООО и разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

1) федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

2) примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами и картой своего края и района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным памятникам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Удивительный мир географии» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.

Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Удивительный мир географии» является актуальной  в системе школьного географического образования.

Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем развития УУД и географической культуры.

Задачи программы:

образовательные:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование представлений о методах изучения географии;

- формирование географического взгляда на мир;

- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и  культурного развития общества;

 

воспитательные:

- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;

- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;

- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;

- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;

развивающие:

- формирование гражданского самосознания;

- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;

- развитие кругозора обучающихся;

- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

Программа рассчитана на изучение обучающимися 5 класса  в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю (17 часов аудиторных и 17 часов внеаудиторных).

Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты предусматривают:

- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв,  изучению происхождения географических названий своей местности;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;

- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Кущевского района; 

- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;

Метапредметные результаты:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;

- построение графиков, определение средних значений;

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

- умение прогнозировать результат своей деятельности;

- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;

Предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Занимательная география»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Занимательная география»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Воспитательные результаты освоения программы внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, образовательного учреждения, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде обучающийся получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

 Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

           Введение. Географическое познание нашей планеты (2 часа).

География как наука. Путешественники и исследователи.

Раздел 1. Планета Земля в нашей галактике (2 часа).

Форма Земли. Планеты солнечной системы. Вращение Земли. Луна -единственный спутник Земли.

Раздел 2. Загадочный мир литосферы (5 часов).

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Из чего состоит земная кора. Виды горных пород. Землетрясение. Вулканы. Основные формы рельефа. Рельеф гор. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Значение равнин. Заселение человеком Земли.

Раздел 3. Водные богатства планеты Земля  (4 часа)

Гидросфера. Мировой круговорот воды.  Движение воды в океане (цунами; виды течений; подземные воды). Воды Мирового океана: реки, озёра, ледники, искусственные водоёмы. Моря – водные здравницы. Охрана пресной воды.

Раздел 4. Воздушный океан планеты  Земля - Атмосфера (4 часов)    

Строение атмосферы. Воздух и его состав. Измерение температуры воздуха. Виды ветров. Облака, туман. Атмосферные осадки. Погода. Климат. Характеристика климата Краснодарского края. Нагрев поверхности Земли. Причины влияния на климат.

Раздел 5. Живая оболочка планеты Земля – Биосфера (3 часа)  

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь. Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие и взаимосвязь животного и растительного мира. Проект «Роль и значение растений в образовательном учреждении».

Раздел 6. Времена года (7 часов)

В гости к зиме. Так много в мире есть чудес – все вызывают интерес. В гости к весне. Наблюдения за изменениями в природе. В гости к лету. Что где и  когда? В гости к осени. Сравнение ранней и поздней осени. Изменения в климате Кубани. Времена года в различных уголках планеты Земля.

Раздел 7. Краснодарский край на картах мира и  России. (6 час)

История исследования и освоения Кубани. Выгодное расположение. Территория  Краснодарского края. Границы, пограничные территории. Работа с картой. Выполнение творческих заданий. Поверхность края.  Тайны географических названий края. Полезные ископаемые Краснодарского края. Древняя история подземных сокровищ Кубани. Памятники истории и культуры федерального значения. Государственные музеи. Историко-культурное наследие Новокубанского района.  Музеи. Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении. Люди, оставившие значительный след в истории Краснодарского края. Защита творческих проектов. Виртуальная экскурсия по памятным местам Кубани.

Раздел 8. Мой удивительный Краснодарский край (1 час)

Растительный и животный мир Краснодарского края. Экскурсия «Красная книга растений и животных Краснодарского края».

Методы и приемы обучения:

- беседа по изучаемому материалу;

- работа с различными источниками географической информации;

- исследование;

- наблюдение;

- описание;

- решение и составление кроссвордов;

- проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности;

- защита разработанных проектов;

- работа с ресурсами сети Интернет;

- проведение экскурсий, походов и групповых занятий.

Виды деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово - развлекательная (досуговое общение);

-  художественное творчество;

- социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

-  туристско-краеведческая;

- учебно-исследовательская;

- проектная деятельность;                    

- работа с различными источниками географической информации;

- работа в сети Интернет.

Формы организации внеурочной деятельности:

- круглые столы;

- виртуальные экскурсии и путешествия;

- конференции;

- исследовательские и проектные работы;

- викторины, конкурсы, КВНы;

- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный исторический музей, к памятным местам района и края);

- природоохранные мероприятия, просветительские акции;

- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, модулей, тем

Общее количество часов

В том числе:

Характеристика деятельности учащихся

 

ауди-торные

внеауди-торные

Введение. Географическое познание нашей планеты

2

2

0

характеризовать понятие географии как науки; описывать путешествия и исследования нашей планеты; разгадывать кроссворды по данной теме; работа с различными источниками географической информации

Раздел 1. Планета Земля в нашей галактике

2

2

0

создание географических моделей;  участие в викторинах, конкурсах, КВНах; решение и составление кроссвордов; работа в группах

Раздел 2. Загадочный мир литосферы

5

2

3

создавать географическую модель; описывать оболочку; работать с различными источниками информации

Раздел 3. Водные богатства планеты Земля 

4

2

2

 разрабатывать и защищать проекты в рамках изучаемой темы; конференции; экскурсии к водным объектам

Раздел 4. Воздушный океан планеты  Земля - Атмосфера

4

2

2

наблюдать и описывать природные явления; защищать разработанные проекты по охране атмосферы;

составлять и решать кроссворды; отвечать на вопросы викторин;

 

Раздел 5. Живая оболочка планеты Земля – Биосфера

3

1

2

разрабатывать и защищать проекты по охране биосферы; разработать экскурсионный маршрут в биосферный заповедник; наблюдать и описывать природные явления

Раздел 6. Времена года

7

4

3

наблюдение и описание  природы в различные времена года; работать с различными источниками географической информации;

решение и составление кроссвордов;

проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности в различные времена года;

защита разработанных проектов;

проведение экскурсий

Раздел 7. Краснодарский край на картах мира и  России.

 

6

2

4

работа с географическими картами, защита исследовательских проектов; проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности; экскурсии к памятникам природы; виртуальные экскурсии

Раздел 8. Мой удивительный Краснодарский край

1

0

1

экскурсии в краеведческие  музеи  г.Новокубанска, г.Армавира

Итого

34

17

17

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла МОАУСОШ № 14 им.В.Н.Барчан х.Марьинского

от 29.08.2019  года № 2

________    Кондратьева Т.А.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

_______________  Беликова Е.А.

29.08.2019г.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)