Программа "Юный эколог"
Пояснительная записка
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 3-4 классов начальной школы и рассчитана на 68 занятий: (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Юный эколог»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
· развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
· формирование представлений о природе как универсальной ценности;
· изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
· развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
· развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
· формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
· вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов
живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений,
диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
–
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами
исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении
заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
· Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
· Овладеть основными экологическими терминами;
· Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
· Научиться делать заключение на основе наблюдений;
· Уметь работать индивидуально и в группе;
· Быть способными отстаивать свою точку зрения;
· Выполнять правила поведения в природе;
· Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
· Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
· Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
· Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Учебно-тематический план
Программа кружка “Юный эколог” (3-й класс) 34 часа.
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
теоретических |
Практических |
|||
1 |
Введение в экологию |
2 |
1 |
1 |
2 |
Красота осенней природы |
4 |
2 |
2 |
3 |
Изучаем родной край |
8 |
4 |
4 |
4 |
Здравствуй, зимушка-зима! |
9 |
4 |
5 |
5 |
Птицы – наши друзья. |
3 |
1 |
2 |
6 |
Оранжерея на окне |
3 |
1 |
2 |
7 |
Весенняя сказка. |
4 |
2 |
2 |
8 |
Зачётное мероприятие |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
15 |
19 |
Содержание программы
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.
2 раздел “Красота осенней природы”
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.
3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.
4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”
Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.
5 раздел “Птицы – наши друзья”
На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”. Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
6 раздел “Оранжерея на окне”.
Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 раздел “Весенняя сказка”
Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.
Тематическое планирование (3 год обучения)
Дата |
№ п/п |
Тема мероприятия |
|
1 |
Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений. |
|
2 |
Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” |
|
3 |
Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов |
|
4 |
Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки” |
|
5 |
Составление осеннего букета |
|
6 |
Праздничная программа “Золотая осень” |
|
7 |
Заочное путешествие “Животные родного края” |
|
8 |
Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек |
|
9 |
Заочное путешествие “Растения родного края” |
|
10 |
Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками” |
|
11 |
Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных” |
|
12 |
Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края” |
|
13 |
Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы” |
|
14 |
Конкурс рисунков. “Вот и пришла Чудесница – Зима…” |
|
15 |
Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок” |
|
16 |
Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…” |
|
17 |
Презентация “Зимующие птицы” |
|
18 |
Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!” |
|
19 |
Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” |
|
20 |
Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички” |
|
21 |
Заочное путешествие “В зимний мир диких животных” |
|
22 |
Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” |
|
23 |
Утренник “Прощание с зимней сказкой” |
|
24 |
Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны” |
|
25 |
Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений” |
|
26 |
Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями” |
|
27 |
Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” |
|
28 |
Презентация “Встреча пернатых гостей” |
|
29 |
Коллективная работа “Изготовление и вывешивание скворечников” |
|
30 |
Экологическая викторина “Птицы нашего двора” |
|
31 |
Акция “Посади дерево” (Озеленение школьного двора) |
|
32 |
Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” |
|
33 |
Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год |
|
34 |
Зачётное мероприятие |
Учебно-тематический план
Программа кружка “Юный эколог” (4 класс) 34 часа
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
Теоретических |
Практических |
|||
1 |
Введение в экологию |
1 |
1 |
|
2 |
Огородная поляна |
5 |
2 |
3 |
3 |
В царстве Берендея |
7 |
4 |
3 |
4 |
Удивительное в мире животных зимой |
9 |
3 |
6 |
5 |
Живительная водица |
4 |
2 |
2 |
6 |
Мир насекомых |
7 |
3 |
4 |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
15 |
19 |
Содержание программы
1 раздел "Введение в экологию"
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел “Огородная поляна”
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.
3 раздел “В царство Берендея”
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
5 раздел “Живительная водица”
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.
6 раздел “Насекомые”
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”
Тематическое планирование (4 год обучения)
Дата |
№ |
Название мероприятий |
|
1 |
Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”? |
|
2 |
Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц |
|
3 |
Коллективная работа “Тайна осенней поляны” |
|
4 |
Устный журнал “Польза огородных растений для человека”. Конкурс рисунков “Урожай в корзинке” |
|
5 |
Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы” |
|
6 |
Заочная
экскурсия “По тропинке в лес пойдём”. |
|
7 |
Садовые
деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. |
|
8 |
Коллективная работа “Сказочный лес” |
|
9 |
Презентация “Диковины грибного царства” |
|
10 |
Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко” |
|
11 |
Стенгазета “Юный эколог” |
|
12 |
Праздник “Краски и звуки осени” |
|
13 |
Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?” |
|
14 |
Сезонные
изменения у растений и животных |
|
15 |
Беседа
“Берегите лесную красавицу”. |
|
16 |
Устный
журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” |
|
17 |
Презентация
“Собака– друг человека”. |
|
18 |
Заочная экскурсия “Дикие животные зимой” |
|
19 |
Изготовление аппликации из кругов диких животных |
|
20 |
Дидактическая игра “В мире животных” |
|
21 |
Выпуск стенгазеты “Юный эколог” |
|
22 |
Праздник “Царство снежной королевы” |
|
23 |
Презентация
“Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды” |
|
24 |
Устный
журнал “Жизнь пресного водоёма”. |
|
25 |
Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды” |
|
26 |
Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды |
|
27 |
Презентация “Насекомые весной” |
|
28 |
Экологическая
игра “Пёстрый мир насекомых” |
|
29 |
Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана” |
|
30 |
Устный журнал “Незваные гости нашего сада” |
|
31 |
Коллективная работа “Эти удивительные насекомые” |
|
32 |
Изготовление “Запрещающих знаков природы” |
|
33 |
Выпуск весеннего номера “Юный эколог” |
|
34 |
Итоговая праздничная программа “Друзья природы” |
Информационные ресурсы для педагога и учащихся:
1. Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
2. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
3. Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
4. Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
5. Дмитриев Ю. А. “Книга природы” – М. 1998 г.
6. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
7. Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
9. Рыжова Н.А. "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
10. Рыжова Н.А. "Наш дом – природа”.
11. Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
12. "Все обо всем” – М. 1998 г.
13. "Я познаю мир” – М. 1995 г.
Материально-техническое обеспечение курса
Технические средства обучения:
1) Компьютер;
2) ИКТ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.