«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить» К.С.Станиславский
Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи. Задачи кружка:
• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексико-грамматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление; • обучать навыкам эффективной коммуникации.
Пояснительная записка
Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет с нарушениями речи.
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.
В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением
В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.
В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.
В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.
Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.
Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
№ |
Мероприятия |
Количество дней в неделю |
Время проведения |
Ответственный |
1 |
Логопедический кружок «Речевичок» |
1 раз в неделю пятница |
15.35 –16.00 часов |
Швенк Е.В. |
Тематическое планирование работы кружка
|
|
Октябрь |
|
Ход занятия, форма работы |
Цели и задачи |
||
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика: «Листопад». 3. Подвижная игра: «Мы деревья». 4. Упражнения«Сдуй листок»; 5. Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день. 6. Дидактическая игра: «Чей листок?» 7. физминутка «Листики» 8.Су –Джок «Шарик» 9. Выучить стихотворение «Осень»
|
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие общей моторики; - Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте; - Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи; - Снятие эмоционального напряжения; - Закрепление знаний по лексической теме «Деревья». |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика: «Я в деревне отдыхаю» 3. Дидактическая игра: «Чей детеныш» 4. Комплекс упражнений «Бегал по двору щенок» 5. Стихотворение «Кто кем становится» 6. Игра «плетень» 7. загадки 8 Су – Джок «Котята» |
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие общей моторики; - Формирование навыков речевого дыхания; - Развитие речевого слуха и памяти; - Снятие эмоционального напряжения; - Составление описательного рассказа по алгоритмам |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Игра с мячом«Скажи наоборот» 3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к отлету птиц? 4. Чистоговорка 5. загадки |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Употребление сравнительной степени наречий; - Употребление падежных форм существительных во множественном числе; - развитие памяти. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2.Пальчиковая гимнастика «Дождик» 3. Отгадывание загадок по теме 4. Игра «Водопой» 5 Физ минутка «Белки», «Лоси», «Вышел зайчик», «Медведь» Игра «Один – много» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Различать и употреблять предлоги; - Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья» 3. Этюд «Дружная семья» 4. Игра «Мама пироги печет» 5. Игра: «Загадай желание».
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение; - Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие. |
|
|
Ноябрь |
|||
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 3. Игра «Здесь и там» 4. Речевая игра «Великан и гномик» 5. Чистоговорка Су – Джок «Дружба» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Употреблять существительные во множественном числе; - употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастики «Помощники» 3. Этюд «Разбитая чашка» 4. Игра «Чего не стало» 5. Игра: «Дочки-матери».
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение; - Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие. |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Отгадывание загадок по теме 3. Речевая игра «Кто кем был» 4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят» 5. Игра «Кто лишний и почему» 6. Загадки |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний; - развитие пальчиковой моторики; - учить выделять лишнее; |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели» 3. Отгадывание загадок по теме 4. Игра с мячом «Скажи ласково» 5. Игра: «Один - много»
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции; - Образование уменьшительно – ласкательных слов с помощью суффикса - чик
|
Декабрь |
|||
|
|
1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев» 2. Игра «Доскажи словечко» 3. Пластические этюды «Зима» 4. Упражнение «Вьюга» 5. Игра «Бывает - не бывает»
|
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие речевого дыхания и голоса; - Развитие внимания. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу» 2. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» 3. Звукоподражание птицам Снегирь: «Фью-фью-фью» Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри» Синица: «Кик-кик-кик» Воробей: «Чик-чи-рик» 4. Игра «Назови ласково» 5. Игра «Объясни слова Незнайке» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие речевого дыхания и силы голоса; - учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме; - учить объяснять трудные слова. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Снежок с Су-Джок» 3. Речевая игра «Для чего?» 4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно» 5. Игра «Один-много» 6. Су – Джок «Солнышко»
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - учить отвечать полными предложениями; - развивать внимание;
|
|
|
1. Артикуляционная сказка «Новый год» 2. Пальчиковая гимнастика 3. Обыгрывание ситуации «Новый год» 4. Пальчиковый театр «Теремок» |
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.
|
Январь |
|
|
1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь» 2.Пальчиковая игра «Про курочку Рябу» 3. Пальчиковый театр«Репка» 4. Дидактическая игра «Угадай сказку»
|
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки; - Учить отгадывать сказку по иллюстрациям. |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика» 2. Пальчиковая гимнастика «Поезд» 3. Психогимнастика «Добрые автобусы» Пожиленко 280» 4. загадки 5. подвижная игра по теме на выбор |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие памяти и мелкой моторики; |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Народная игрушка» 3. Речевая игра с мячом «1 - 5» 4. Игра «Без чего?» 5. Игра на коммуникацию «Пара» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; -закрепление знаний детей об игрушках, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости; |
|
Февраль |
||||
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 3. Игра «Скажи ласково» 4. Загадки по теме 5. Игра «1 - 5» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; - Образование прилагательных; - Учить отгадывать загадки; - Развивать память, внимание. |
|
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2.«Составление простых предложений по демонстрации действий» 3. Игра «Один-много» 4. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений. |
|
|
|
1. 2. 3. 4.
|
Артикуляционная гимнастика «Составление простых предложений по демонстрации действий» Игра «Что делают» Игра «Кому это нужно для службы» |
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений. - закрепление знаний о военных профессиях. |
|
|
1. 2. 3. 4. 5. |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Игра «Как называется» Чистоговорка Игра «Рингл дин» |
- Развитие памяти и мелкой моторики; - Образование прилагательных; - Употребление глагольных форм |
Март |
|
|
1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков» 2. Психогимнастика «Шаловливые сосульки» 3. Игра «Ответь правильно» 4. «Скажи наоборот» Подвижная игра «У оленя дом большой»
|
- Развитие памяти и мелкой моторики; - Учить отвечать полным предложением; - Употребление слов с противоположным значением.
|
|
|
1. Пальчиковая игра «Наши мамы» 2. Игра «Назови ласково» 3. «Расскажи, какая твоя мама»
|
- Развитие памяти и мелкой моторики; - Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.
|
|
|
1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса» 2. Игра «Где, чья мама?» 3. «Чья песенка?»
|
- Развитие памяти и мелкой моторики; - Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Суджок» «Солнышко» 2. Игра «Доскажи словечко» 3. Пластические этюды «Весна» 4. Упражнение «Шаловливые сосульки» 5. Игра «Бывает - не бывает»
|
-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Изменение существительных по падежам; правильное употребление предлогов; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие речевого дыхания и голоса; - Развитие внимания.
|
|
|
|
|
Апрель |
|||
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Игра с мячом«Скажи наоборот» 3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к прилету птиц? 4. Чистоговорка 5. загадки
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Употребление сравнительной степени наречий; - Употребление падежных форм существительных во множественном числе; - развитие памяти. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Космос» 3. Игра+ презентация «Помощь марсианам». 4. Развитие дикции «В темном небе», «Астроном». 5. Слоговая структура слова (космонавт).
|
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи; - Работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи; -работа над трехсложными словами с закрытыми слогами и стечением согласных. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика: «Улитка». 3. Подвижная игра: «Мы деревья». 4. Упражнения «Хвоинки»; 5. Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение возле новогодней елки. 6. Дидактическая игра: «Чья ветка?» 7. физминутка «Во дворе стоит сосна» 8.Су –Джок «Шарик» 9. Выучить стихотворение «»
|
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; -Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. Игра-лото: «Транспорт» 3. пальчиковая гимнастика «Части тела» 4. Физминутка «Обуваемся» 5. Подвижная игра «Выбирай пару» 6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь» 7. Чистоговорки Ва-ва-ва – разболелась голова
|
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковоймоторики; - Развитие динамическойкоординации крупноймоторики; - Формирование навыковречевого дыхания; - Развитие воображения и ассоциативно-образногомышления; - Развитие пространственных направлений по отношению к собственному телу; - Задания на закрепление знаний по лексической теме. |
Май |
|||
|
|
1. Артикуляционная гимнастика 2. «Составление простых предложений по демонстрации действий» 3. Игра «Что делают» 4. Игра «Кому это нужно для службы»
|
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений. - закрепление знаний о военных профессиях. |
|
|
1. Артикуляционная гимнастика «Камнеломка» Нищева 343 2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»; 3. Загадки на тему 4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно»
|
- Развитие памяти и мелкой моторики; - Согласование существительных с числительными. - Учить отгадывать загадки и объяснять ответ; - Учить дополнять предложения. |
|
|
1. Артикуляционная сказка «Божья коровка» 2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок» 3. Упражнение «Звукоподражания насекомым» 4. Загадки
|
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте;
|
|
|
1. Артикуляционная сказка «Ландыш» 2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»; 3. Загадки на тему 4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно» 5. Артикуляционная сказка «Летний денек» 6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» 7. Составление рассказа «Что я буду делать летом»
|
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить отгадывать загадки и объяснять ответ - Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения |
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
3. Правильное употребление грамматических категорий.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
5. Формирование связной речи.
6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.
• 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
• 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.
3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей5-7 лет.Волгоград,2011г.
• 4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.
• 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
• 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
• 7. КосиноваЕ.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.
• 8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.
• 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
• 10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.
• 11. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство пресс»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.