Программа кружковой деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевичок»

  • pdf
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 Швенк Кружок Речевичок.pdf

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить» К.С.Станиславский

Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи. Задачи кружка:

  формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

  развивать общую и мелкую моторику;

  развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

  формировать лексико-грамматический строй речи;

  формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

  формировать познавательную активность детей;

  совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление; • обучать навыкам эффективной коммуникации.

 

Пояснительная записка 

 

Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет с нарушениями речи. 

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 

1.         Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2.         Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).

3.         Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. 

4.         Физминутка. 

5.         Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

 

График работы кружка «Речевичок» на 2017-2018 год

 

Мероприятия

Количество дней в неделю

Время проведения

Ответственный

1

 Логопедический кружок «Речевичок»

1 раз в неделю пятница

15.35 –16.00 часов

Швенк Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование работы кружка

 

Октябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1.                  Артикуляционная гимнастика  

2.                  Пальчиковая гимнастика: «Листопад».

3.                  Подвижная игра: «Мы деревья».

4.                  Упражнения«Сдуй листок»; 

5.                  Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день.

6.                  Дидактическая игра: «Чей листок?»

7.                  физминутка «Листики»

8.Су –Джок «Шарик»

9. Выучить стихотворение «Осень»

 

-               Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-               Развитие пальчиковой моторики;

-               Развитие общей моторики;

-               Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте;

-               Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного

интонирования речи;

-               Снятие эмоционального напряжения; - Закрепление знаний по лексической теме «Деревья».

1.                        Артикуляционная гимнастика

2.                        Пальчиковая гимнастика:

«Я в деревне отдыхаю»

3.                        Дидактическая игра: «Чей детеныш»

4.                        Комплекс упражнений «Бегал по двору щенок»

5.                        Стихотворение «Кто кем становится»

6.                        Игра «плетень»

7.                        загадки 

8 Су – Джок «Котята»

-          Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-          Развитие пальчиковой моторики;

-          Развитие общей моторики;

-          Формирование навыков речевого дыхания;

-          Развитие речевого слуха и памяти;

-          Снятие эмоционального напряжения;

-          Составление описательного рассказа по алгоритмам

1.         Артикуляционная гимнастика  

2.         Игра с мячом«Скажи наоборот»

3.         Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к отлету птиц? 

4.         Чистоговорка

5.         загадки

-              Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-              Употребление сравнительной степени наречий;

-              Употребление           падежных             форм

существительных во множественном числе; - развитие памяти.

 

1. Артикуляционная гимнастика 

2.Пальчиковая гимнастика «Дождик»

3.  Отгадывание загадок по теме

4.  Игра «Водопой»

5 Физ минутка «Белки», «Лоси», «Вышел зайчик», «Медведь»

Игра «Один – много»

-                 Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                 Различать и употреблять предлоги;

-                 Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

1.                Артикуляционная гимнастика  

2.                Пальчиковая гимнастики «Моя семья»

3.                Этюд «Дружная семья» 4. Игра «Мама пироги печет» 5. Игра: «Загадай желание».

 

-                    Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                    Снятие эмоционального напряжения;

-                    Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение;

-                    Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

 

Ноябрь

 

1.  Артикуляционная гимнастика  

2.  Пальчиковая гимнастика «Дружба»

3.  Игра «Здесь и там»

4.  Речевая игра «Великан и гномик»

5.  Чистоговорка

Су – Джок «Дружба»

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                     Употреблять существительные     во

множественном числе;

-                     употребление            существительных                         в уменьшительно-ласкательной форме.

 

1.                        Артикуляционная гимнастика  

2.                        Пальчиковая          гимнастики

«Помощники»

3.                        Этюд «Разбитая чашка»

4.                        Игра «Чего не стало»

5.                        Игра: «Дочки-матери».

 

-                     Продолжать   учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие         движений       органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                     Снятие эмоционального напряжения;

-                     Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение;

-                     Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

 

1.               Артикуляционная гимнастика

2.               Отгадывание загадок по теме

3.               Речевая игра «Кто кем был»

4.               Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»

5.               Игра «Кто лишний и почему»

6.               Загадки

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-                     развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

-                     развитие пальчиковой моторики;

-                     учить выделять лишнее;

 

1. Артикуляционная гимнастика  2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели»

3.  Отгадывание загадок по теме

4.  Игра с мячом «Скажи ласково»

5.  Игра: «Один - много»

 

 

 

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-                     закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

-                     Образование уменьшительно – ласкательных слов с помощью суффикса - чик

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1.      Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

2.      Игра «Доскажи словечко»

3.      Пластические этюды «Зима»

4.      Упражнение «Вьюга»

5.      Игра «Бывает - не бывает» 

 

-               Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-               Изменение существительных по падежам; правильное употребление

потребление предлогов;

-               Снятие эмоционального напряжения; - Развитие речевого дыхания и голоса; - Развитие внимания.

1.      Артикуляционная       гимнастика «Снеговики радуются морозу»

2.      Пальчиковая     гимнастика

«Зимующие птицы»

3.      Звукоподражание птицам Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

4.      Игра «Назови ласково»

5.      Игра «Объясни слова Незнайке»

-                Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                Развитие пальчиковой моторики;

-                Развитие речевого дыхания и силы голоса;

-                учить употреблять   слова в

уменьшительно-ласкательной форме; - учить объяснять трудные слова.

1.      Артикуляционная гимнастика  

2.      Пальчиковая гимнастика с музыкой

«Снежок с Су-Джок»

3.      Речевая игра «Для чего?»

4.      Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»

5.      Игра «Один-много»

6.      Су – Джок «Солнышко»

 

-        Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-        Развитие пальчиковой моторики;

-        учить отвечать         полными предложениями;

-        развивать внимание;

 

1.      Артикуляционная сказка «Новый год»

2.      Пальчиковая гимнастика

3.      Обыгрывание ситуации «Новый год»

4.      Пальчиковый театр «Теремок»

-                Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                Развитие пальчиковой моторики;

-                Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;

-                Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.

 

Январь

 

1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»

2.Пальчиковая игра «Про курочку

Рябу»

3. Пальчиковый театр«Репка»

4. Дидактическая игра «Угадай сказку» 

 

-                  Учить детей   выполнять     упражнения

артикуляционной гимнастики;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

-                  Учить отгадывать сказку по иллюстрациям.

1.                     Артикуляционная гимнастика»

2.                     Пальчиковая гимнастика «Поезд»

3.                     Психогимнастика «Добрые

автобусы» Пожиленко 280»

4.                     загадки

5.                     подвижная игра по теме на выбор

-                  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                  Снятие эмоционального напряжения;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики;

1.     Артикуляционная гимнастика

2.     Пальчиковая гимнастика «Народная игрушка»

3.     Речевая игра с мячом «1 - 5»

4.     Игра «Без чего?»

5.     Игра на коммуникацию «Пара»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; -закрепление знаний детей об игрушках, обогащение глагольного словаря детей,

развитие внимания, ловкости;  

Февраль

1.  Артикуляционная гимнастика

2.  Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

3.  Игра «Скажи ласково»

4.  Загадки по теме

5.  Игра «1 - 5»

-                  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики;

-                  Образование прилагательных;

-                  Учить отгадывать загадки;

-                  Развивать память, внимание.

1. Артикуляционная гимнастика

2.«Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.                      Игра «Один-много»

4.                      Пальчиковая         гимнастика

«Наперсток»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

1. 2.

3.

4.

 

Артикуляционная гимнастика

«Составление простых предложений по демонстрации

действий»

Игра «Что делают»

Игра     «Кому     это     нужно     для

службы»

-            Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-            Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

-            закрепление   знаний            о           военных профессиях.

1.

2.

3.

4.

5.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Игра «Как называется»

Чистоговорка

Игра «Рингл дин»

-  Развитие памяти и мелкой моторики; 

-  Образование прилагательных;

-  Употребление глагольных форм

Март

 

1.         Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»

2.         Психогимнастика     «Шаловливые сосульки»

3.         Игра «Ответь правильно»

4.         «Скажи наоборот»

Подвижная игра     «У       оленя дом большой»

 

-                  Развитие памяти и мелкой моторики; 

-                  Учить отвечать полным предложением; - Употребление слов с противоположным значением.

 

1.  Пальчиковая игра «Наши мамы»

2.  Игра «Назови ласково»

3.  «Расскажи, какая твоя мама»

 

 

 

-            Развитие памяти и мелкой моторики; 

-            Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.

 

1.       Пальчиковые игры по мотивам

народных сказок «Кот, петух и лиса»

2.       Игра «Где, чья мама?»

3.       «Чья песенка?»

 

 

- Развитие памяти и мелкой моторики;  - Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.

1.      Артикуляционная гимнастика 

2.      Пальчиковая гимнастика «Суджок» «Солнышко»

2.      Игра «Доскажи словечко»

3.      Пластические этюды «Весна»

4.      Упражнение «Шаловливые сосульки»

5.      Игра «Бывает - не бывает» 

 

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-    Изменение существительных по падежам; правильное употребление  предлогов;

-    Снятие эмоционального напряжения;

-    Развитие речевого дыхания и голоса;

-    Развитие внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

1.             Артикуляционная гимнастика  

2.             Игра с мячом«Скажи наоборот»

3.             Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к прилету птиц? 

4.             Чистоговорка

5.             загадки

 

 

 

 

-              Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-              Употребление сравнительной степени наречий;

-              Употребление           падежных             форм

существительных во множественном числе; - развитие памяти.

 

1.            Артикуляционная гимнастика

2.            Пальчиковая гимнастика «Космос»

3.            Игра+ презентация   «Помощь марсианам».

4.            Развитие дикции «В темном небе», «Астроном».

5.            Слоговая        структура       слова

(космонавт).

 

 

-                     Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-                     Развитие пальчиковой моторики;

-                     Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов,

развитие связной речи;

-                     Работа            над             звукопроизношением, интонационной выразительностью речи;

-работа над трехсложными словами с закрытыми слогами и стечением согласных.

1.                  Артикуляционная гимнастика  

2.                  Пальчиковая гимнастика: «Улитка».

3.                  Подвижная игра: «Мы деревья».

4.                  Упражнения «Хвоинки»; 

5.                  Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение возле новогодней елки. 6. Дидактическая игра: «Чья ветка?»

7. физминутка «Во дворе стоит сосна»

8.Су –Джок «Шарик»

9. Выучить стихотворение «»

 

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

1.                        Артикуляционная гимнастика

2.                        Игра-лото: «Транспорт»

3.                        пальчиковая гимнастика «Части тела»

4.                        Физминутка «Обуваемся»

5.                        Подвижная игра «Выбирай пару»

6.                        Дидактическая          игра        «Куда

пойдёшь, там и найдёшь»

7.                        Чистоговорки 

Ва-ва-ва – разболелась голова

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковоймоторики;

-            Развитие             динамическойкоординации крупноймоторики; 

-            Формирование навыковречевого дыхания;

-            Развитие         воображения и

ассоциативно-образногомышления;

-            Развитие пространственных направлений по отношению

к собственному телу;

-            Задания          на        закрепление знаний по лексической теме.

Май

1.      Артикуляционная гимнастика

2.      «Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.      Игра «Что делают»

4.      Игра      «Кому             это      нужно    для службы»

 

 

 

 

-               Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-               Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

-               закрепление   знаний            о             военных профессиях.

1.                  Артикуляционная     гимнастика

«Камнеломка» Нищева 343

2.                  Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3.                  Загадки на тему

4.                  Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

 

 

 

-                     Развитие памяти и мелкой моторики; 

-                     Согласование            существительных             с числительными.

-                     Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

-                     Учить дополнять предложения.

1.                  Артикуляционная     сказка             «Божья коровка»

2.                  Пальчиковая игра    с             музыкой

«Паучок»

3.                  Упражнение «Звукоподражания насекомым» 4. Загадки

 

-              Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-              Развитие пальчиковой моторики;

-              Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте;

 

1.            Артикуляционная сказка «Ландыш»

2.            Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3.            Загадки на тему

4.            Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

5.            Артикуляционная сказка «Летний денек»

6.            Пальчиковая     гимнастика

«Дождик»

7.            Составление рассказа «Что я буду делать летом»

 

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-            Учить отгадывать загадки и объяснять ответ - Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-            Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения

 

 

Ожидаемый эффект кружковой работы

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

3.   Правильное употребление грамматических категорий.

4.   Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

5.   Формирование связной речи.

6.   Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

       1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

       2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.

3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей5-7 лет.Волгоград,2011г.

       4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.

       5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

       6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

       7. КосиноваЕ.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.

       8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.

       9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.

       10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

       11. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство пресс»