Программа кружковой деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевичок»
Оценка 5

Программа кружковой деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевичок»

Оценка 5
pdf
19.05.2021
Программа кружковой деятельности по развитию речи детей  старшего дошкольного возраста  «Речевичок»
6 Швенк Кружок Речевичок.pdf

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить» К.С.Станиславский

Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи. Задачи кружка:

  формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

  развивать общую и мелкую моторику;

  развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

  формировать лексико-грамматический строй речи;

  формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

  формировать познавательную активность детей;

  совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление; • обучать навыкам эффективной коммуникации.

 

Пояснительная записка 

 

Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет с нарушениями речи. 

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 

1.         Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2.         Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).

3.         Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. 

4.         Физминутка. 

5.         Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

 

График работы кружка «Речевичок» на 2017-2018 год

 

Мероприятия

Количество дней в неделю

Время проведения

Ответственный

1

 Логопедический кружок «Речевичок»

1 раз в неделю пятница

15.35 –16.00 часов

Швенк Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование работы кружка

 

Октябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1.                  Артикуляционная гимнастика  

2.                  Пальчиковая гимнастика: «Листопад».

3.                  Подвижная игра: «Мы деревья».

4.                  Упражнения«Сдуй листок»; 

5.                  Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день.

6.                  Дидактическая игра: «Чей листок?»

7.                  физминутка «Листики»

8.Су –Джок «Шарик»

9. Выучить стихотворение «Осень»

 

-               Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-               Развитие пальчиковой моторики;

-               Развитие общей моторики;

-               Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте;

-               Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного

интонирования речи;

-               Снятие эмоционального напряжения; - Закрепление знаний по лексической теме «Деревья».

1.                        Артикуляционная гимнастика

2.                        Пальчиковая гимнастика:

«Я в деревне отдыхаю»

3.                        Дидактическая игра: «Чей детеныш»

4.                        Комплекс упражнений «Бегал по двору щенок»

5.                        Стихотворение «Кто кем становится»

6.                        Игра «плетень»

7.                        загадки 

8 Су – Джок «Котята»

-          Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-          Развитие пальчиковой моторики;

-          Развитие общей моторики;

-          Формирование навыков речевого дыхания;

-          Развитие речевого слуха и памяти;

-          Снятие эмоционального напряжения;

-          Составление описательного рассказа по алгоритмам

1.         Артикуляционная гимнастика  

2.         Игра с мячом«Скажи наоборот»

3.         Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к отлету птиц? 

4.         Чистоговорка

5.         загадки

-              Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-              Употребление сравнительной степени наречий;

-              Употребление           падежных             форм

существительных во множественном числе; - развитие памяти.

 

1. Артикуляционная гимнастика 

2.Пальчиковая гимнастика «Дождик»

3.  Отгадывание загадок по теме

4.  Игра «Водопой»

5 Физ минутка «Белки», «Лоси», «Вышел зайчик», «Медведь»

Игра «Один – много»

-                 Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                 Различать и употреблять предлоги;

-                 Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

1.                Артикуляционная гимнастика  

2.                Пальчиковая гимнастики «Моя семья»

3.                Этюд «Дружная семья» 4. Игра «Мама пироги печет» 5. Игра: «Загадай желание».

 

-                    Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                    Снятие эмоционального напряжения;

-                    Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение;

-                    Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

 

Ноябрь

 

1.  Артикуляционная гимнастика  

2.  Пальчиковая гимнастика «Дружба»

3.  Игра «Здесь и там»

4.  Речевая игра «Великан и гномик»

5.  Чистоговорка

Су – Джок «Дружба»

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                     Употреблять существительные     во

множественном числе;

-                     употребление            существительных                         в уменьшительно-ласкательной форме.

 

1.                        Артикуляционная гимнастика  

2.                        Пальчиковая          гимнастики

«Помощники»

3.                        Этюд «Разбитая чашка»

4.                        Игра «Чего не стало»

5.                        Игра: «Дочки-матери».

 

-                     Продолжать   учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие         движений       органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики;

-                     Снятие эмоционального напряжения;

-                     Развитие пространственных представлений; - Формировать воображение;

-                     Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

 

1.               Артикуляционная гимнастика

2.               Отгадывание загадок по теме

3.               Речевая игра «Кто кем был»

4.               Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»

5.               Игра «Кто лишний и почему»

6.               Загадки

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-                     развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

-                     развитие пальчиковой моторики;

-                     учить выделять лишнее;

 

1. Артикуляционная гимнастика  2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели»

3.  Отгадывание загадок по теме

4.  Игра с мячом «Скажи ласково»

5.  Игра: «Один - много»

 

 

 

-                     Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-                     закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

-                     Образование уменьшительно – ласкательных слов с помощью суффикса - чик

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1.      Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

2.      Игра «Доскажи словечко»

3.      Пластические этюды «Зима»

4.      Упражнение «Вьюга»

5.      Игра «Бывает - не бывает» 

 

-               Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-               Изменение существительных по падежам; правильное употребление

потребление предлогов;

-               Снятие эмоционального напряжения; - Развитие речевого дыхания и голоса; - Развитие внимания.

1.      Артикуляционная       гимнастика «Снеговики радуются морозу»

2.      Пальчиковая     гимнастика

«Зимующие птицы»

3.      Звукоподражание птицам Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

4.      Игра «Назови ласково»

5.      Игра «Объясни слова Незнайке»

-                Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                Развитие пальчиковой моторики;

-                Развитие речевого дыхания и силы голоса;

-                учить употреблять   слова в

уменьшительно-ласкательной форме; - учить объяснять трудные слова.

1.      Артикуляционная гимнастика  

2.      Пальчиковая гимнастика с музыкой

«Снежок с Су-Джок»

3.      Речевая игра «Для чего?»

4.      Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»

5.      Игра «Один-много»

6.      Су – Джок «Солнышко»

 

-        Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-        Развитие пальчиковой моторики;

-        учить отвечать         полными предложениями;

-        развивать внимание;

 

1.      Артикуляционная сказка «Новый год»

2.      Пальчиковая гимнастика

3.      Обыгрывание ситуации «Новый год»

4.      Пальчиковый театр «Теремок»

-                Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                Развитие пальчиковой моторики;

-                Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;

-                Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.

 

Январь

 

1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»

2.Пальчиковая игра «Про курочку

Рябу»

3. Пальчиковый театр«Репка»

4. Дидактическая игра «Угадай сказку» 

 

-                  Учить детей   выполнять     упражнения

артикуляционной гимнастики;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

-                  Учить отгадывать сказку по иллюстрациям.

1.                     Артикуляционная гимнастика»

2.                     Пальчиковая гимнастика «Поезд»

3.                     Психогимнастика «Добрые

автобусы» Пожиленко 280»

4.                     загадки

5.                     подвижная игра по теме на выбор

-                  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                  Снятие эмоционального напряжения;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики;

1.     Артикуляционная гимнастика

2.     Пальчиковая гимнастика «Народная игрушка»

3.     Речевая игра с мячом «1 - 5»

4.     Игра «Без чего?»

5.     Игра на коммуникацию «Пара»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; -закрепление знаний детей об игрушках, обогащение глагольного словаря детей,

развитие внимания, ловкости;  

Февраль

1.  Артикуляционная гимнастика

2.  Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

3.  Игра «Скажи ласково»

4.  Загадки по теме

5.  Игра «1 - 5»

-                  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-                  Развитие памяти и мелкой моторики;

-                  Образование прилагательных;

-                  Учить отгадывать загадки;

-                  Развивать память, внимание.

1. Артикуляционная гимнастика

2.«Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.                      Игра «Один-много»

4.                      Пальчиковая         гимнастика

«Наперсток»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

1. 2.

3.

4.

 

Артикуляционная гимнастика

«Составление простых предложений по демонстрации

действий»

Игра «Что делают»

Игра     «Кому     это     нужно     для

службы»

-            Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-            Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

-            закрепление   знаний            о           военных профессиях.

1.

2.

3.

4.

5.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Игра «Как называется»

Чистоговорка

Игра «Рингл дин»

-  Развитие памяти и мелкой моторики; 

-  Образование прилагательных;

-  Употребление глагольных форм

Март

 

1.         Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»

2.         Психогимнастика     «Шаловливые сосульки»

3.         Игра «Ответь правильно»

4.         «Скажи наоборот»

Подвижная игра     «У       оленя дом большой»

 

-                  Развитие памяти и мелкой моторики; 

-                  Учить отвечать полным предложением; - Употребление слов с противоположным значением.

 

1.  Пальчиковая игра «Наши мамы»

2.  Игра «Назови ласково»

3.  «Расскажи, какая твоя мама»

 

 

 

-            Развитие памяти и мелкой моторики; 

-            Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.

 

1.       Пальчиковые игры по мотивам

народных сказок «Кот, петух и лиса»

2.       Игра «Где, чья мама?»

3.       «Чья песенка?»

 

 

- Развитие памяти и мелкой моторики;  - Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.

1.      Артикуляционная гимнастика 

2.      Пальчиковая гимнастика «Суджок» «Солнышко»

2.      Игра «Доскажи словечко»

3.      Пластические этюды «Весна»

4.      Упражнение «Шаловливые сосульки»

5.      Игра «Бывает - не бывает» 

 

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-    Изменение существительных по падежам; правильное употребление  предлогов;

-    Снятие эмоционального напряжения;

-    Развитие речевого дыхания и голоса;

-    Развитие внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

1.             Артикуляционная гимнастика  

2.             Игра с мячом«Скажи наоборот»

3.             Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к прилету птиц? 

4.             Чистоговорка

5.             загадки

 

 

 

 

-              Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов

артикуляционного аппарата;

-              Употребление сравнительной степени наречий;

-              Употребление           падежных             форм

существительных во множественном числе; - развитие памяти.

 

1.            Артикуляционная гимнастика

2.            Пальчиковая гимнастика «Космос»

3.            Игра+ презентация   «Помощь марсианам».

4.            Развитие дикции «В темном небе», «Астроном».

5.            Слоговая        структура       слова

(космонавт).

 

 

-                     Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-                     Развитие пальчиковой моторики;

-                     Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов,

развитие связной речи;

-                     Работа            над             звукопроизношением, интонационной выразительностью речи;

-работа над трехсложными словами с закрытыми слогами и стечением согласных.

1.                  Артикуляционная гимнастика  

2.                  Пальчиковая гимнастика: «Улитка».

3.                  Подвижная игра: «Мы деревья».

4.                  Упражнения «Хвоинки»; 

5.                  Игра-имитация «Покажите, какое у вас настроение возле новогодней елки. 6. Дидактическая игра: «Чья ветка?»

7. физминутка «Во дворе стоит сосна»

8.Су –Джок «Шарик»

9. Выучить стихотворение «»

 

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

1.                        Артикуляционная гимнастика

2.                        Игра-лото: «Транспорт»

3.                        пальчиковая гимнастика «Части тела»

4.                        Физминутка «Обуваемся»

5.                        Подвижная игра «Выбирай пару»

6.                        Дидактическая          игра        «Куда

пойдёшь, там и найдёшь»

7.                        Чистоговорки 

Ва-ва-ва – разболелась голова

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковоймоторики;

-            Развитие             динамическойкоординации крупноймоторики; 

-            Формирование навыковречевого дыхания;

-            Развитие         воображения и

ассоциативно-образногомышления;

-            Развитие пространственных направлений по отношению

к собственному телу;

-            Задания          на        закрепление знаний по лексической теме.

Май

1.      Артикуляционная гимнастика

2.      «Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.      Игра «Что делают»

4.      Игра      «Кому             это      нужно    для службы»

 

 

 

 

-               Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-               Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

-               закрепление   знаний            о             военных профессиях.

1.                  Артикуляционная     гимнастика

«Камнеломка» Нищева 343

2.                  Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3.                  Загадки на тему

4.                  Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

 

 

 

-                     Развитие памяти и мелкой моторики; 

-                     Согласование            существительных             с числительными.

-                     Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

-                     Учить дополнять предложения.

1.                  Артикуляционная     сказка             «Божья коровка»

2.                  Пальчиковая игра    с             музыкой

«Паучок»

3.                  Упражнение «Звукоподражания насекомым» 4. Загадки

 

-              Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-              Развитие пальчиковой моторики;

-              Формирование навыков речевого дыхания;умение изменять голос по силе и высоте;

 

1.            Артикуляционная сказка «Ландыш»

2.            Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3.            Загадки на тему

4.            Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

5.            Артикуляционная сказка «Летний денек»

6.            Пальчиковая     гимнастика

«Дождик»

7.            Составление рассказа «Что я буду делать летом»

 

 

-            Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-            Учить отгадывать загадки и объяснять ответ - Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-            Развитие пальчиковой моторики;

-            Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения

 

 

Ожидаемый эффект кружковой работы

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

3.   Правильное употребление грамматических категорий.

4.   Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

5.   Формирование связной речи.

6.   Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

       1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

       2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.

3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей5-7 лет.Волгоград,2011г.

       4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.

       5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

       6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

       7. КосиноваЕ.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.

       8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.

       9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.

       10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

       11. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство пресс»

 

 

 

 

         

Программа кружковой деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевичок»

Программа кружковой деятельности по развитию речи детей  старшего дошкольного возраста  «Речевичок»

Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы

Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения

Тематическое планирование работы кружка

Тематическое планирование работы кружка

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика 2

Артикуляционная гимнастика «Камнеломка»

Артикуляционная гимнастика «Камнеломка»

Программно-методическое обеспечение • 1

Программно-методическое обеспечение • 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021