Программа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
по ТИКО-моделированию
«Волшебная страна ТИКО»
Составитель программы: воспитатель старшей комбинированной группы
МБДОУ д/с № 36 г.Ельца
Савчишкина Н.В.
2018-2019 уч.г.
Содержание
1. |
Пояснительная записка. |
3 стр. |
2. |
Цель и задачи обучения |
4 стр. |
3. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
7 стр. |
4. |
Содержание деятельности |
8 стр. |
5. |
Учебный план |
11 стр. |
6. |
Структура образовательной деятельности (ОД)
|
12 стр. |
7. |
План проведения занятий по ТИКО-моделированию для детей 5 - 7 лет
|
13 стр. |
8. |
Перспективное планирование
|
14 стр. |
9. |
Методическое обеспечение программы |
17стр. |
10. |
Список литературы |
18 стр. |
Пояснительная записка
Программа «Волшебная страна ТИКО» имеет научно-познавательное направление, так как ее реализация направлена на развитие у дошкольников первичных технических навыков и умений и реализуется на занятиях кружка по ТИКО-моделированию в старшей группе детского сада.
Программа разработана на основе авторской программы Логиновой И.В. «ТИКО-мастера» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и СанПин. Программа «Волшебная страна ТИКО» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Волшебная страна ТИКО» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Она способствует развитию навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Программа позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Они учатся концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, развивается пространственное воображение, активизируется их воображение и фантазия, совершенствуются трудовые навыки.
Конструирование в рамках программы кружка – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований ФГОС и соответствует возрастным особенностям дошкольников старшей группы.
Кружок моделирования «Волшебная страна ТИКО» - это первая ступенька для освоения универсальных логических и технических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе.
Цель данной программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством технического конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
¾ формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
¾ формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
¾ расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
¾ развитие психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления, речи; приемов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение;
¾ развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной задачей);
¾ развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики рук, координации движений) через формирование практических умений.
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие:
¾ воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми;
¾ воспитание умения сотрудничать с товарищами и взрослыми в ходе выполнения работы.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи
Обучающие:
¾ обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
¾ изучение и конструирование различных видов многоугольников;
¾ знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
¾ овладение навыками пространственного ориентирования;
¾ обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
¾ обучение различным видам конструирования.
Развивающие:
¾ совершенствование навыков классификации;
¾ развитие комбинаторных способностей;
¾ развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие:
¾ воспитание интереса к конструктивной и исследовательской работе, чувства радости при удавшейся постройке.
Для того чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы для конструирования подобранны с учётом изучаемых лексических тем по основной образовательной программе. Позволяют расширять кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос и так далее.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи
Обучающие:
¾ выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
¾ изучение и конструирование различных видов многогранников;
¾ исследование «объема» многогранников.
Развивающие:
¾ формирование целостного восприятия предмета;
¾ развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитательные:
¾ развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве, что является наиболее актуальным на современном этапе развития общества.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 5 - 7 лет, наполняемость до 15 человек.
Сроки реализации программы - 1 год 1 раз в неделю во второй половине дня, 36 занятий в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться на базе одной отдельно взятой группы, состоящей из дошкольников 5-6 летнего возраста или смешанной группы из детей 5-7 лет.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а также вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «Волшебная страна ТИКО», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Волшебная страна ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго занятия, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуется организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного творчества детей по той или иной лексической теме.
Ожидаемый результат реализации программы:
¾ Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
¾ Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
¾ Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
¾ Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
По окончании дети должны знать и уметь:
¾ называть и конструировать различные виды многоугольников, призм и пирамид;
¾ сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;
¾ ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
¾ считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
¾ конструировать фигуры по образцу, по схеме (в том числе и контурной), по словесной инструкции и по собственному замыслу.
Продолжительность занятий: для детей 5 – 7 лет составляет 20 – 25 минут.
Способами определения результативности программы являются:
¾ диагностика, проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
¾ выставки ТИКО-поделок «Самоделкины» проводятся 1 раз в месяц или в конце изучения лексической темы.
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Содержание деятельности
В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-мастера» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «ТИКО-мастера» ребята создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Содержание Программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от группы к группе (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания Программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала, но при этом позволяет детям включится с любого этапа обучения. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
В процессе занятий ребята много работают со схемой и учатся:
‒ делать выбор комплектующих по схеме;
‒ собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;
‒ создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модуль |
№ |
Название темы |
Количество занятий |
Количество часов |
Плоскостное моделирование |
1 |
Геометрические фигуры и их свойства |
|
|
2 |
Сравнение |
|
|
|
3 |
Классификация |
|
|
|
4 |
Выявление закономерностей |
|
|
|
5 |
Пространственное ориентирование |
|
|
|
6 |
Выделение части и целого |
|
|
|
7 |
Тематическое конструирование |
|
|
|
Объёмное моделирование |
1 |
Различение плоских и объемных конструкций |
|
|
2 |
Исследование и конструирование предметов окружающего мира на основе куба |
|
|
|
3 |
Исследование и конструирование предметов окружающего мира на основе пирамиды |
|
|
|
4 |
Исследование и моделирование предметов на основе призмы |
|
|
|
5 |
Тематическое моделирование |
|
|
Структура образовательной деятельности (ОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
¾ Совершенствование навыков классификации.
¾ Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
¾ Активизация памяти и внимания.
¾ Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
¾ Развитие комбинаторных способностей.
¾ Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
¾ Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
¾ Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
¾ Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
¾ Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО.
¾ Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
План проведения занятий по ТИКО-моделированию
для детей 5 - 7 лет
I вид занятия:
1. Приветствие с героем (1-2 мин) (художественное слово по теме)
2. Пальчиковая гимнастика
3. Задание на логику (3 мин)
4. Изучение схемы модели. Работа с технологической картой (5-7 мин)
- анализ формы количества деталей для модели
- зарисовка деталей
5. Достраивание модели до объемной конструкции (7 мин)
6. Обыгрывание модели (3 мин)
7. Подведение итогов (1 мин)
II вид занятия:
1. Приветствие с ТИКвиком (1-2 мин) (художественное слово по теме)
2. Пальчиковая гимнастика (1 мин)
3. Задание на логику (3 мин)
4. Работа в тетради (5-7 мин)
- анализ формы количества деталей для модели
- зарисовка деталей
5. Изучение технологической карты модели (10 мин)
- анализ формы деталей
- анализ количества деталей
- изучение мест соединения деталей
- последовательность соединения деталей.
6. Подведение итогов
III вид занятия
1. Приветствие с героем (1-2 мин) (художественное слово по теме)
2. Пальчиковая гимнастика (1 мин)
3. Изучение технологической карты модели (10 мин)
- анализ формы деталей
- анализ количества деталей
- изучение мест соединения деталей
- последовательность соединения деталей.
4. Достраивание атрибутов для обыгрывания модели (8-10 мин)
5. Подведение итогов (2 мин)
Перспективное планирование на учебный год
Месяц |
№ |
Модуль |
Тема |
Схемы, технологические карты |
Логика, результат |
Сентябрь |
1 |
Плоскостное моделирование. Геометрические фигуры и их свойства. |
Участок детского сада |
Плоскостные схемы различных построек. |
Веранда, клумбы на участке разной формы. |
2 |
Плоскостное моделирование. Исследование форм и свойств многоугольников |
Во саду ли в огороде |
Экспер-е: получение многоугольников разными способами |
Д/и «Дострой фигуру» Плоскостные фигуры: овощи и фрукты |
|
3 |
Объёмное моделирование. Различие плоских и объёмных конструкций. |
Соберём лукошко (корзинка для ягод и грибов) |
|
Корзина из пятиугольников. |
|
4 |
Объёмное моделирование. Учимся соединять плоскостные фигуры с помощью квадратов. |
Волшебные инструменты. Молоток. |
|
Инструмент. Молоток. |
|
Октябрь |
1 |
Плоскостное моделирование. Выявление закономерностей расположения деталей в целостной фигуре. |
Берегите животных. Домашние животные. |
|
Работа со схемой. Фигуры домашних животных для игры «На ферме» |
2 |
Весёлые человечки |
|
Отличительные черты девочек и мальчиков. Фигура человечка по замыслу. |
||
3 |
Объёмное моделирование. Различие плоских и объёмных конструкций.
|
Прогулка по лесу. Осеннее дерево. |
|
|
|
4 |
Плоскостное моделирование. Выявление закономерностей расположения деталей в целостной фигуре. |
Дикие животные наших лесов. |
|
|
|
Ноябрь |
1 |
Объёмное моделирование. Использование перпендикулярного соединения. |
Дом, в котором я живу |
|
|
2 |
|
Прогулка по городу
|
|
|
|
3 |
|
Детский сад. Игрушки.
|
|
|
|
4 |
Плоскостное моделирование. |
Цветы в подарок маме.
|
|
|
|
Декабрь |
1 |
Плоскостное моделирование. Выкладывание узора. |
Платье для куклы Тани |
|
|
2 |
|
Зимние забавы. Игры во дворе (лыжи, коньки) |
|
|
|
3 |
|
В гости ёлка к нам пришла |
|
|
|
4 |
Плоскостное моделирование. Симметрия. |
Собираемся на маскарад (очки, маски) |
|
|
|
Январь |
2 |
Плоскостное моделирование. Симметрия |
Зимние явления в природе. Снежинка. |
|
|
3 |
Объемное моделирование. Развёртка. |
Наши пернатые друзья. Кормушка для птиц. |
|
|
|
4 |
|
Путешествие по Африке. Животные жарких стран. |
|
|
|
Февраль |
1 |
Объёмное моделирование. |
Песня колокольчика |
|
|
2 |
Плоскостное моделирование. |
Ордена героев |
|
|
|
3 |
Плоскостное моделирование. Исследование форм и свойств многоугольников. |
Военная техника |
|
|
|
4 |
Объёмное моделирование. |
Военная техника |
|
|
|
Март |
1 |
Объёмное моделирование. |
Цветы весны. Цветы для женщин. |
|
|
2 |
Плоскостное моделирование. Работа с контурной схемой. |
Бытовые приборы. Телефон. |
|
|
|
3 |
Плоскостное моделирование. Исследование форм и свойств многоугольников. |
Водные ресурсы Земли. Водные обитатели. |
|
|
|
4 |
Путешествие в зоопарк. |
|
|
||
Апрель |
1 |
|
Птицы летят. Грач. |
|
|
2 |
|
Космические дали. |
|
|
|
3 |
Объёмное моделирование. Учимся соединять плоскостные фигуры с помощью квадратов и прямоугольников. |
Труд в селе. Трактор. |
|
|
|
4 |
Плоскостное моделирование. Чередование цветов. |
Россия – Родина моя. Флаг России. |
|
|
|
Май |
1 |
Объёмное моделирование. Исследование и моделирование предметов на основе пирамиды. |
Звезда вечного огня |
|
|
2 |
Объёмное моделирование. Исследование и моделирование предметов на основе призмы |
На арене цирка. Тумбы для дрессированных животных. |
|
|
|
3 |
Объёмное моделирование. Соединение двух объёмных фигур. Получение полукруглой формы. |
Профессия артист. Микрофон и наушники для артиста. |
|
|
|
4 |
Плоскостное моделирование. Симметрия. |
Насекомые. Бабочка. |
|
|
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Наглядно-методические материалы:
Технологические карты для сборки объёмных ТИКО-конструкций.
Схемы плоскостных фигур ТИКО
Контурные схемы ТИКО-фигур
Материально-техническое оснащение занятий:
· Столы – 6 штук;
· Стулья – 15 штук;
· Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука;
· Конструктор ТИКО – 15 наборов;
· Цветные карандаши – 15 коробок;
· Корзиночки для индивидуальной работы – 15 штук;
· Корзиночки для парной работы -8 штук.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.