Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”
Оценка 4.9

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Оценка 4.9
docx
10.12.2019
Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”
1.docx

Пояснительная записка

 

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.  Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно” автора М. И. Кузнецовой под руководством чл.-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой  занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Работа над связной устной и письменной речью осуществляется на всех уроках русского языка и чтения, но самые оптимальные условия можно создать при проведении занятия  «Учимся писать грамотно». Продуктивность этой работы во многом зависит от методической организации этих занятий и их нацеленности на решении следующих задач:

1.    Расширение круга представлений об изучаемых предметах.

2.    Повышение речевой мотивации обучающихся в начальных классах.

3.    Одновременное развитие всех сторон устной речи.

4.    Организация связного высказывания.

Концентрическое построение программы предусматривает усложнение учебного материала в разные годы обучения, позволяет вести формирование соответствующих умений и навыков на базе усвоенных знаний.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Изменения в авторскую программу не внесены.

 

Основной и ведущей целью программы занятий является коррекционная направленность развития личности ребенка, формирование у него различных способов деятельности. Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребенку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных сторон. Он позволяет:

1.        Включить ребенка в активную познавательную деятельность, а нередко и в исследовательскую, т.к. объем изучения доступен непосредственному восприятию.

2.        Широко применять практические методы обучения.

3.        Использовать имеющуюся у ребенка информацию об окружающем мире, для того, чтобы постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а значит иметь в руках инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и творческой деятельности, доводить некоторые знания до уровня понятии, пусть даже элементарных.

4.        Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, применения в учебном процессе элементов дискуссии, являющейся эффективным средством развития личности.

5.        Использовать огромные возможности мира, окружающего ребенка для развития души, чувств эмоций, этической культуры.

 

Курс занятия “ Учимся писать грамотно” для обучающихся 2 класса ставит следующие задачи:

1.     развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

2.     расширение и углубление программного материала;

3.     воспитание любви к великому русскому языку;

4.     пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

5.     совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·       занимательность;

·       научность;

·       сознательность и активность;

·       наглядность;

·       доступность;

·       связь теории с практикой;

·       индивидуальный подход к обучающимся.

 

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с второклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий “ Учимся писать грамотно”.

В отборе материала к занятиям ориентация на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся 2-го класса, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятию пробуждает у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Учимся писать грамотно” обращается  на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка.

Работа по воспитанию этики общения ведётся с обучающимися, начиная с первого года обучения, во втором классе данный вид работы продолжается.  Для этого на занятиях используются ролевые игры. Работа по воспитанию правильного речевого поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, курс “ Учимся писать грамотно” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ Учимся писать грамотно” содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

·      игровые элементы,

·      игры,

·      дидактический и раздаточный материал,

·      пословицы и поговорки,

·      физкультминутки,

·      рифмовки,

·      считалки,

·      ребусы,

·      кроссворды, головоломки,

·      грамматические сказки.

 

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2-го класса.

Обучающиеся должны знать:

·      отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);

·      признаки гласных и согласных звуков;

·      буквы русского алфавита;

·      состав слова.

 

Обучающиеся должны уметь:

·      правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;

·      распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;

·      правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

·      делить слова на слоги;

·      переносить слова по слогам;

·      находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?;

·      писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран;

·      проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;

·      ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы;

·      правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом;

·      составлять текст по вопросам учителя;

·      отгадывать загадки.

 

Литература.

Для обучающихся:

1.    Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М. : Вентана-Граф, 2012.

 

Для учителя:

1.    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.    Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.    Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7.    Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

8.    Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

9.    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Учимся писать грамотно»

№ занятия

Дата

Тема занятия

Литература

Фонетика (8 часов)

1

 

Транскрипция. Характеристика звуков – лента звуков.

Рабочая тетрадь

с. 3 – 5, № 1- 5

2

 

Написание слов с сочетаниями жи-ши.

Рабочая тетрадь

с. 6- 7, № 5 - 9

3

 

Написание слов с сочетаниями же – ше.

Рабочая тетрадь

с. 8 - 9, № 10 - 12

4

 

Написание слов с сочетаниями ча – ща.

Рабочая тетрадь

с. 10 - 11, № 13 - 16

5

 

Написание слов с сочетаниями чу – щу.

Рабочая тетрадь

с. 12 - 13, № 17 - 20

6

 

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Рабочая тетрадь

с. 14 - 15, № 21 - 25

7

 

Правописание в словах чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, щр.

Рабочая тетрадь

с. 16 - 17, № 26 - 28

8

 

Текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам. Перенос слов.

Рабочая тетрадь

с. 18, № 29

Состав слова ( 26 часов)

9

 

Правописание безударного гласного в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 19 - 21, № 30 – 34   

10

 

Правописание безударного гласного в корне слова. Работа с деформированным текстом.

Рабочая тетрадь

с. 22 - 23, № 35

11

 

Правописание безударного гласного в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 24 - 25, № 36 - 37

12

 

Транскрипция слов с безударным гласным в корне.

Рабочая тетрадь

с. 26 - 27, № 38

13

 

Правило правописание слов с безударным гласным в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 28 - 29, № 39 - 42

14

 

Фонетический анализ слова, правила проверки безударного гласного.

Рабочая тетрадь

с. 30 - 32, № 43 - 47

15

 

Парный согласный на конце слова.

Рабочая тетрадь

с. 33 - 34, № 48 - 49

16

 

Правописание парного согласного на конце слова.

Рабочая тетрадь

с. 35 - 38, № 50 - 51

17

 

Правописание парного согласного в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 39 - 41, № 52 - 55

18

 

Непроизносимые согласные в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 41 - 45, № 56 - 58

19

 

Комплексная работа с текстом на определение правил проверки изученных орфограмм.

Рабочая тетрадь

с. 46 - 48, № 59 - 61

20

 

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

Рабочая тетрадь

с. 49 - 53, № 62 - 65

21

 

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 54 - 56, № 66 - 68

22

 

Правописание суффиксов имён существитель-ных-ёк-, -ик-, -ек-.

Рабочая тетрадь

с. 57 - 59, № 69 - 70

23

 

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-.

Рабочая тетрадь

с. 60 - 61, № 71 - 73

24

 

Правописание слов с орфограммами в приставках и суффиксах.

Рабочая тетрадь

с. 62 - 65, № 774 - 77

25

 

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

Рабочая тетрадь

с. 66 - 68, № 78 - 80

26

 

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

Рабочая тетрадь

с. 69 - 71, № 81 - 82

27

 

Правописание орфограмм в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 72 - 73, № 83 - 85

28

 

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

Рабочая тетрадь

с. 74 - 76, № 86 - 87

29

 

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 77 - 79, № 88 - 90

30

 

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Рабочая тетрадь

с. 79 - 83, № 91 - 93

31

 

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

Рабочая тетрадь

с. 83 - 85, № 94

32

 

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

Рабочая тетрадь

с. 85 - 87, № 95

33

 

Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью ь, ъ знаков.

Рабочая тетрадь

с. 87 - 89, № 96 - 99

34

 

Комплексная работа на правописание слов с изученными орфограммами.

Рабочая тетрадь

с. 90 - 92, №100 - 104

 

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”

Программа Курс внеурочных занятий “Учимся писать грамотно”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019